Налогообложение трудового дохода физических лиц-нерезидентов Казахстана

Номер обращения 713040 от 04.11.2021

Вопрос

Просим предоставить разъяснения по применению норм налогового законодательства Казахстана по вопросу налогообложения трудового дохода физических лиц-нерезидентов Казахстана.
В целях исполнения договора на оказание услуг, заключенного между российским поставщиком и казахстанским заказчиком, работники российского поставщика, являющиеся налоговыми резидентами России, прибывают в Казахстан в командировку.
Общий срок пребывания российских работников в Казахстане не превышает 183 дня.
При этом российский поставщик не образует постоянного учреждения в результате оказываемых услуг и не имеет уже зарегистрированные офисы (постоянное учреждение, филиалы, представительства) в Казахстане.

Индивидуальный подоходный налог  Согласно пп. 20 п. 1 ст. 644 Налогового кодекса , доход физического лица-нерезидента от деятельности в Казахстане по трудовому договору, заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями является доходом из источников в Казахстане.
В рассматриваемом случае доход начисляемый и выплачиваемый по трудовому договору российским поставщиком свои работникам, направленным в командировку в Казахстан, будет признаваться доходом из казахстанских источников.
• В ст. 656 Налогового кодекса предусмотрено, если физические лица-нерезиденты пребывают в Казахстане более 183 дней, то их трудовой доход должен подлежать обложению индивидуальным подоходным налогом, удерживаемого у источника выплаты (ИПН), по ставке 10%, а обязательства налогового агента должны быть исполнены лицом, в пользу которого оказываются услуги в Казахстане, или иностранным работодателем, если он зарегистрирован в качестве налогоплательщика в Казахстане.
Если же физические-лица нерезиденты пребывают в Казахстане менее 183 дней, то положения ст. 656 Налогового кодекса не применимы к их трудовому доходу.
В рассматриваемой ситуации российские работники будут находится в Казахстане менее 183 дней. Следовательно, к их трудовому доходу не применимы положения ст. 656 Налогового кодекса.
• Ст. 658 Налогового кодекса предусматривает порядок налогообложения доходов физического лица-нерезидента, полученных от лиц, не являющегося налоговым агентом в Казахстане. При этом такое физическое лицо должно зарегистрироваться в качестве налогоплательщика Казахстана и самостоятельно исполнять обязательства по исчислению, декларированию и уплате ИПН в отношении дохода, полученного из казахстанских источников.
На мой взгляд, положения ст. 658 Налогового кодекса не применимы к трудовому доходу физических лиц-нерезидентов, предусмотренному в пп. 20 п. 1 ст. 644 Налогового кодекса. Данная статья регулирует порядок налогообложения дохода, полученного физическими лицами-нерезидентами (трудовыми иммигрантами) от казахстанских физических лиц, которые не являются налоговыми агентами.

• Далее, согласно положениям ст. 15 Налоговой конвенции трудовой доход физических лиц - резидентов России не подлежит налогообложению в Казахстане, при соблюдении всех следующих условий:
1) физическое лицо находится менее 183 календарных дней в любом последовательном 12-месячном периоде в Казахстане;
2) физическое лицо получает доход от своего работодателя, который также является резидентом России;
3) физическое лицо не получает доход от казахстанского постоянного учреждения своего работодателя.

В рассматриваемой ситуации полагаю, что российские работники вправе воспользоваться освобождением от обложения ИПН их трудового дохода в Казахстане, так как (1) российские работники будут находится в Казахстане менее 183 дней и (2) заработная плата будет им начисляться и выплачиваться российским поставщиком, являющегося их работодателем, который (3) не имеет постоянного учреждения или иного зарегистрированного офиса в Казахстане.
Согласно п. 4 ст. 666 Налогового кодекса российские работники вправе применить вышеприведенное положение конвенции при условии представления должным образом оформленного документа, подтверждающих их налоговое резидентство России.

• В то же время в письме Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 13 января 2020 года №КГД-07-1-1-608 представлено следующее разъяснение:
«Пункт 1 статьи 656 НК дополнен условием, о том, что у налогового агента возникают обязательства по исчислению и уплате индивидуального подоходного налога с доходов иностранцев и лиц без гражданства только в случае, если такие лица, признаются постоянно пребывающими в Республике Казахстан. Положения статьи 656 Налогового кодекса распространяются на доходы иностранцев и лиц без гражданства, направленных юридическим лицом-нерезидентом в Республику Казахстан для оказания услуг юридическому лицу-резиденту Республики Казахстан. В редакции Налогового кодекса 2017 года доходы таких лиц подлежат обложению с первых дней пребывания.
Вместе с тем, согласно положений международных договоров (Соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Республикой Казахстан с другими государствами) лицо, может облагаться налогами с доходов только в стране своего резидентства.
Справочно: Согласно статье 217 Налогового кодекса иностранец и лицо без гражданства становится резидентом Республики Казахстан, в целях Налогового кодекса по истечении 183 дней (в любом последовательном двенадцатимесячном периоде) пребывания в Республике Казахстан. Для применения международного договора в части освобождения вышеуказанных доходов от налогообложения, иностранцу и лицу без гражданства необходимо представить сертификат резидентства казахстанскому юридическому лицу. Соответственно, юридические лица-резиденты на основании сертификата резидентства, освобождают от налогообложения доходы лиц, пребывающих в Республике Казахстан менее 183 дней. Введенная поправка позволяет иностранцам и лицам без гражданства, пребывающим в Республике Казахстан менее 183 дней, не представлять сертификат резидентства казахстанскому юридическому лицу.
Вместе с тем, до 1 января 2018 года согласно пункту 1 статьи 202 Налогового кодекса от 10.12.2008 г. вышеуказанные доходы иностранца и лица без гражданства, не подлежали налогообложению в Республике Казахстан, что соответствует положениям международных договоров, в части освобождения от налогообложения. В связи с чем, данная поправка введена ретроспективно с 1 января 2018 года».

Из данного разъяснения Комитета государственных доходов следует, что трудовой доход, физических лиц-нерезидентов, пребывающих в Казахстане менее 183 дня, не подлежит обложению ИПН на основании положений п. 1 ст. 656 Налогового кодекса.

На основании вышеизложенного, просим Вас разъяснить:
1) Подлежит ли обложению ИПН трудовой доход российских работников в Казахстане?
2) Если да, то кто должен исполнять обязательства по исчислению, декларированию и удержанию/уплате ИПН в бюджет?
3) Может ли доход российских работников быть освобожден от обложения ИПН в Казахстане как разъяснено в письме Комитета государственных доходов от 13 января 2020 года № КГД-07-1-1-608, то есть на основании положений пункта 1 статьи 656 Налогового кодекса?
4) Обязаны ли российские работники иметь/представить документ, подтверждающий их налоговое резидентство России, для применения положений ст. 15 Налоговой конвенции?

Социальный налог • Согласно пп. 1) п.2 ст. 484 Налогового кодекса, объектом обложения социальным налогом для юридического лица-резидента Казахстана являются расходы работодателя по доходам работника, указанным в пункте 1 статьи 322 Налогового кодекса, в том числе расходы работодателя, указанные в пп. 20), 22), 23) и 24) п. 1 статьи 644 Налогового кодекса. Как указано выше, в пп. 20) п.1 статьи 644 Налогового кодекса предусмотрено, что доход физического лица-нерезидента от деятельности в Казахстане по трудовому договору, заключенного с работодателем (резидентом или нерезидентом), является доходом из источников в Казахстане. Следовательно расходы российского поставщика по выплате трудового дохода, своим работникам, командированным в Казахстан, являются объектом обложения социальным налогом в Казахстане.
• В соответствии с пп. 3). п. 1 ст. 482 Налогового кодекса, плательщиком социального налога являются, среди прочего, юридические лица-резиденты, а также постоянные учреждения и иные структурные подразделения юридических лиц-нерезидентов Казахстана. Однако как подробно указано выше в рассматриваемом случае в силу положений ст. 656 Налогового кодекса казахстанский заказчик не может выступать налоговым агентом в отношении трудового дохода российских работников.
На основании вышеизложенного просим Вас разъяснить:
1) Подлежат ли расходы российского поставщика по выплате трудового дохода своим работникам, командированным в Казахстан на срок менее 183 дней, обложению социальным налогом?
2) Если да, то кто выступает плательщиком этого налога?

  • 18764
  • 0
  • 3 декабря 2021

Ответы на вопрос (1)

Блог Председателя Комитета государственных доходов МФ РК

Здравствуйте! Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос сообщает следующее.

Согласно подпунктам 3) и 4) пункта 2 статьи 19 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщику (налоговому агенту) информацию о действующих налогах и платежах в бюджет, об изменениях в налоговом законодательстве Республики Казахстан, разъяснять вопросы по применению налогового законодательства Республики Казахстан, а также в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) налогоплательщик (налоговый агент) вправе участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, через законного или уполномоченного представителя.

При этом пунктами 2 и 3 статьи 16 Налогового кодекса установлено, что законным представителем налогоплательщика (налогового агента) признается лицо, уполномоченное представлять налогоплательщика (налогового агента) в соответствии с законами Республики Казахстан. Уполномоченным представителем налогоплательщика (налогового агента) признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком (налоговым агентом) представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан. Уполномоченный представитель налогоплательщика (налогового агента) - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, действует на основе нотариально удостоверенной или приравненной к ней доверенности, выданной в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, в которой указываются соответствующие полномочия представителя. Уполномоченный представитель налогоплательщика (налогового агента) - юридического лица либо его структурного подразделения действует на основе учредительных документов и (или) доверенности, выданной в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, в которой указываются соответствующие полномочия представителя.

На основании изложенного, учитывая, что вопросы, изложенные в Письме не касаются исполнения налоговых обязательств Абдрахманова Дамира, без представления документа, удостоверяющего его полномочия представлять интересы другого лица, предоставление ответа невозможно.

Вместе с тем, направляем общеустановленный порядок налогообложения. Относительно обложения индивидуальным подоходным налогом.

Согласно пункту 1 статьи 655 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК доходы физического лица-нерезидента из источников в Республике Казахстан, за исключением доходов, указанных в пункте 1 статьи 656 настоящего Кодекса, облагаются индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты по ставкам, указанным в статье 646 настоящего Кодекса, без осуществления налоговых вычетов, если иное не установлено настоящей статьей. Пунктами 3-5 статьи 655 Налогового кодекса установлено, что исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, с учетом положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 319 настоящего Кодекса, производится налоговым агентом без осуществления налоговых вычетов путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 320 настоящего Кодекса, к сумме следующих доходов физического лица-нерезидента, включая доходы, определенные пунктом 1 статьи 322 настоящего Кодекса:

  • от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями; от деятельности в Республике Казахстан в виде материальной выгоды, полученной от работодателя;
  • гонорары руководителя и (или) иные выплаты членам органа управления (совета директоров или иного органа), получаемые указанными лицами в связи с выполнением возложенных на них управленческих обязанностей в отношении резидента, независимо от места фактического выполнения таких обязанностей;
  • надбавки, выплачиваемые ему в связи с проживанием в Республике Казахстан резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями;
  • пенсионные выплаты, осуществляемые накопительным пенсионным фондом-резидентом.
Исчисление и удержание индивидуального подоходного налога по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, производятся налоговым агентом не позднее дня выплаты доходов физическому лицу-нерезиденту, за исключением случая, указанного в пункте 7 настоящей статьи. Индивидуальный подоходный налог у источника выплаты удерживается налоговым агентом независимо от формы и места осуществления выплаты дохода физическому лицу-нерезиденту. Перечисление индивидуального подоходного налога с доходов физического лица-нерезидента, подлежащих налогообложению у источника выплаты, в бюджет производится налоговым агентом по месту нахождения не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором налог подлежит удержанию.

Также пунктами 1-5 статьи 656 Налогового кодекса установлено, что порядок налогообложения, установленный настоящей статьей, распространяется на доходы иностранцев и лиц без гражданства, направленных в Республику Казахстан юридическим лицом-нерезидентом, не зарегистрированным в качестве налогоплательщика Республики Казахстан, включая доходы, определенные статьей 322 настоящего Кодекса, полученные (подлежащие получению):
  • от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с таким юридическим лицом-нерезидентом, являющимся работодателем;
  • от деятельности в Республике Казахстан по договору (контракту) гражданско-правового характера, заключенному с таким юридическим лицом-нерезидентом;
  • от деятельности в Республике Казахстан в виде материальной выгоды, полученной от лица, не являющегося работодателем; надбавки, выплачиваемые в связи с проживанием в Республике Казахстан таким юридическим лицом-нерезидентом.
В целях настоящей статьи под юридическим лицом-нерезидентом, не зарегистрированным в качестве налогоплательщика Республики Казахстан, признается также юридическое лицо-нерезидент, зарегистрированное в качестве налогоплательщика Республики Казахстан в связи с открытием текущего счета в банках-резидентах и (или) в связи с возникновением обязательств в соответствии со статьей 650 настоящего Кодекса.

Положения настоящей статьи применяются к указанным в настоящей статье доходам иностранца или лица без гражданства, направленного в Республику Казахстан, если иное не установлено пунктом 7 статьи 655 настоящего Кодекса, при одновременном выполнении следующих условий:
1) иностранец или лицо без гражданства является работником и (или) подрядчиком (субподрядчиком) юридического лица-нерезидента, не зарегистрированного в качестве налогоплательщика Республики Казахстан, либо работником подрядчика (субподрядчика) указанного юридического лица-нерезидента;
2) иностранец или лицо без гражданства признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан в соответствии с пунктом 2 статьи 217 настоящего Кодекса.

При этом в случае если иностранец или лицо без гражданства не признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан в соответствии с пунктом 2 статьи 217 настоящего Кодекса, то доходы от деятельности в Республике Казахстан в виде материальной выгоды, полученной от лица, не являющегося работодателем, подлежат налогообложению по ставке, установленной статьей 646 настоящего Кодекса.

Обязанность и ответственность по исчислению, удержанию и перечислению индивидуального подоходного налога у источника выплаты в бюджет с дохода иностранца или лица без гражданства, указанного в пункте 1 настоящей статьи, возлагаются на лицо (в том числе нерезидента, осуществляющего деятельность через постоянное учреждение), в пользу которого выполняются работы, оказываются услуги юридическим лицом-нерезидентом. Такое лицо признается налоговым агентом. Исчисление индивидуального подоходного налога производится налоговым агентом с дохода иностранца или лица без гражданства, указанного в документе, представленном нерезидентом в соответствии с настоящим пунктом, без осуществления налоговых вычетов по ставке, установленной статьей 320 настоящего Кодекса.

При этом юридическое лицо-нерезидент обязано представить налоговому агенту:
  • нотариально засвидетельствованные копии индивидуального трудового договора (контракта) и (или) договора гражданско-правового характера, заключенных с иностранцем или лицом без гражданства, направленным в Республику Казахстан;
  • иной документ, содержащий сведения о доходах физического лица, получаемых от работы по найму в рамках трудового договора и (или) договора гражданско-правового характера, заключенного с таким нерезидентом.

В случае непредставления налоговому агенту документов, указанных в настоящем пункте, обложению индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты подлежит доход в размере 80 процентов от суммы дохода, подлежащего выплате юридическому лицу-нерезиденту за выполненные работы, оказанные услуги, который распределяется равными долями на всех иностранцев и лиц без гражданства.

При этом доход, указанный в настоящем пункте, подлежит уменьшению на сумму:
  • дохода, указанного в документах, определенных настоящим пунктом, в случае их представления;
  • дохода от деятельности в Республике Казахстан в виде материальной выгоды, полученной от лица, не являющегося работодателем, в случае если такой доход предусмотрен условиями договора (контракта, соглашения).
Индивидуальный подоходный налог у источника выплаты исчисляется и удерживается налоговым агентом не позднее дня выплаты дохода юридическому лицу-нерезиденту независимо от формы и места осуществления выплаты дохода. Перечисление индивидуального подоходного налога с доходов иностранца или лица без гражданства в бюджет производится налоговым агентом по месту своего нахождения до 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором налог подлежит удержанию в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Относительно социального налога Плательщиками социального налога являются:
1) индивидуальные предприниматели;
2) лица, занимающиеся частной практикой;
3) юридические лица-резиденты Республики Казахстан, если иное не установлено пунктом 3 данной статьи;
4) юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения;
5) юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность через структурное подразделение, которое не приводит к образованию постоянного учреждения (пункт 1 статьи 482 Налогового кодекса).

Объектом налогообложения для плательщиков, указанных в подпунктах 3), 4) и 5) пункта 1 статьи 482 Налогового кодекса, являются расходы:
1) работодателя по доходам работника, указанным в пункте 1 статьи 322 Налогового кодекса (в том числе расходы работодателя, указанные в подпунктах 20), 22), 23) и 24) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса);
2) налогового агента по доходам иностранного персонала, указанного в пункте 7 статьи 220 Налогового кодекса (подпункт 1) пункта 2 статьи 484 Налогового кодекса).

На основании вышеизложенного, учитывая, что физические лица-нерезиденты являются работниками поставщика-резидента Российской Федерации и не являются работниками юридического лица-резидента Республики Казахстан, доходы таких физических лиц-нерезидентов не являются объектом обложения социальным налогом.


Номер обращения 713040

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.