НДС возврат в связи с применением СУР

1.Вид спора: налоговые споры

2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо

3. Вид налога: НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о превышении налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденного к возврату, не подлежащего уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «К» по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за период с 01.04.2021г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о превышении НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденного к возврату, не подлежащего уплате в бюджет в сумме 133 073,0 тыс.тенге.

Компания «К» не согласна с данным уведомлением о результатах проверки и при этом приводит следующие доводы.

В жалобе указано, что положения Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс), Правил применения системы управления рисками (СУР) в целях подтверждения достоверности сумм превышения НДС, утвержденных приказом от 02.02.2018г. №118 Министра финансов Республики Казахстан, регулирующие порядок возврата суммы превышения НДС, подлежат буквальному толкованию.

По утверждению Компании «К», согласно нормам Правил применения СУР проверка должна проводиться по непосредственным поставщикам товаров, работ, услуг. Аналитический отчет «Пирамида» необходимо формировать по поставщикам (различных уровней) заявителя, подавшего требование о возврате НДС. В случае выявления по отчету «Пирамида» нарушений налогового законодательства в части не отражения поставщиками реализации товаров, работ, услуг провести встречные проверки для установления факта передачи товаров, услуг от первого поставщика до конечного получателя.

Компанией «К» отмечено, что сумма превышения НДС образовалась по приобретенным от поставщиков товарам, услугам (сульфид натрия, смола ПВХ, томатная паста, услуги по аренде, погрузке-разгрузке, хранению, железнодорожные услуги и т.д.).

При этом в акте налоговой проверки расхождения, выявленные по отчету «Пирамида», не были отражены в разрезе соответствующих счетов-фактур поставщиков, с указанием конкретных сумм и наименований товаров, работ, услуг.

В ходе проверки также не проведен анализ ответов территориальных органов государственных доходов, при этом в нарушение требований налогового законодательства запрос на проведение встречной проверки поставщика Компании «К» - Компании «W» был направлен только перед завершением тематической проверки.

Компания «К» считает, учитывая данные обстоятельства и положения Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан незаконный административный акт не может повлечь обременяющие последствия для участника административной процедуры.

Как следует из акта налоговой проверки, сумма превышения НДС, не подлежащая возврату, составила 136 749,0 тыс.тенге, в том числе: по не поступлению валютной выручки - 19 056,7 тыс.тенге; по нарушениям непосредственных поставщиков, по которым не получены ответы по запросам - 4 187,2 тыс.тенге; по нарушениям, выявленным по результатам применения СУР - 113 505,1 тыс.тенге. В связи с чем, по результатам налоговой проверки предъявленная к возврату сумма превышения НДС в размере 133 073,0 тыс.тенге не была подтверждена к возврату.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения НДС определены в статье 152 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением СУР в отношении налогоплательщика, представившего в частности требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС.

Согласно пункту 2 статьи 137 Налогового кодекса критерии степени риска и порядок применения СУР в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС определяются уполномоченным органом.

При этом в пункте 10 статьи 429 Налогового кодекса указано, что уполномоченным органом утверждаются и правила возврата превышения НДС.

Приказами Министра финансов Республики Казахстан: от 02.02.2018г. №118 утверждены Правила применения СУР в целях подтверждения достоверности сумм превышения НДС и критериев степени риска (далее - Правила №118); от 19.03.2018г. №391 утверждены Правила возврата превышения НДС (далее - Правила №391).

Таким образом, порядок проведения проверок по подтверждению достоверности предъявленных к возврату сумм превышения НДС осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Налоговым кодексом, Правилами №391 и с применением СУР, определенных Правилами №118.

В данном случае, тематическая проверка Компании «К» проведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в Декларации по НДС за 4 квартал 2021 года, за период с 01.04.2021г. по 31.12.2021г. в сумме 133 073,0 тыс.тенге, в том числе за 2 квартал 2021 года - 58 457,8 тыс.тенге; за 4 квартал 2021 года - 74 615,2 тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 10 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган в случае выявления нарушений по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» направляет в адрес поставщиков уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.

Если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по месту нахождения в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, направляет в соответствующий налоговый орган запрос о принятии мер в соответствии с Налоговым кодексом по устранению такими поставщиками товаров, работ, услуг нарушений, выявленных по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса для целей Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

Следовательно, результаты отчета «Пирамида» формируются на основе изучения и анализа данных налоговой отчетности по НДС налогоплательщиков (налоговых агентов) и (или) сведений информационных систем.

Кроме того в соответствии с пунктом 8 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган назначает встречные проверки непосредственных поставщиков товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика в порядке, определенном статьей 143 Налогового кодекса.

В рассматриваемом случае, из информации налогового органа, проводившего проверку, следует, что по результатам аналитического отчета «Пирамида» выявлены расхождения между суммами НДС по ИС ЭСФ покупателя (Компания «К») и суммами НДС по данным налоговой отчетности по НДС его непосредственных поставщиков, в связи с отклонениями между данными, указанными в декларациях по НДС непосредственных поставщиков, и сведениями по ИС ЭСФ непосредственных поставщиков.

Необходимо указать, что в разделе 2.11. акта налоговой проверки отражены сведения:

- о направленных запросах в территориальные налоговые органы по устранению нарушений, выявленных по результатам отчета «Пирамида», в разрезе 22 непосредственных поставщиков Компании «К». Сумма НДС за проверяемый период по выявленным расхождениям у вышеуказанных непосредственных поставщиков Компании «К» составила 651,5 тыс.тенге;

- о направлении запроса от 08.06.2022г. на проведение встречной проверки по подтверждению НДС в сумме 3 535,7 тыс.тенге по взаиморасчетам Компании «К» с Компанией «W» для получения дополнительной информации. На момент завершения налоговой проверки ответ не получен.

Наряду с этим, в ходе налоговой проверки установлено, что суммарный итог баллов по результатам оценки деятельности Компании «К» с использованием критериев составил более 35 баллов.

В соответствии с пунктом 6 Правил №118 в случае, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев составляет 35 и более баллов, налогоплательщик относится к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.

В данном случае, Компаниz «К» подлежит отнесению к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.

В соответствии с пунктом 9 Правил №118 в отношении налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, орган государственных доходов за проверяемый налоговый период, формирует аналитический отчет «Пирамида» по поставщикам товаров, работ, услуг.

Пунктом 10 Правил №118 установлено, что в случаях, если при формировании отчета «Пирамида» установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком:

1) состоящим на налоговом мониторинге;

2) производящим товары собственного производства, в том числе налогоплательщиком - сельхозтоваропроизводителем (за исключением производителей муки, шкур крупного и мелкого рогатого скота и лиц, перерабатывающих лом цветных и черных металлов);

3) осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование;

4) осуществляющим поставку электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, за исключением электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, которые в дальнейшем экспортированы их покупателем;

5) осуществляющим поставку услуг связи;

6) осуществлявшим поставку услуг по техническим испытаниям, анализу и сертификации продукции, то орган государственных доходов прекращает дальнейшее формирование отчета «Пирамида» по поставщикам такого налогоплательщика.

Согласно пункту 13 Правил №118 в случае выявления по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС производится в пределах сумм, указанных в требовании о возврате НДС и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, с учетом положений статьи 152 Налогового кодекса, в том числе при наличии фактов:

1) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика, включая реестр счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам и (или) сведениями информационных систем;

2) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с лицом, снятым с регистрационного учета по НДС, в том числе ликвидированным, бездействующим, банкротом, - с даты снятия такого лица с регистрационного учета по НДС в соответствии с налоговым законодательством;

3) отнесение в зачет сумм НДС по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;

4) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с непосредственным поставщиком, по деятельности которого в отношении руководителя (учредителя) имеется уголовное дело по правонарушениям, указанным в статье 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан, зарегистрированное в Едином реестре досудебного расследования.

При этом пунктом 14 Правил №118 установлено, что сумма превышения НДС, подлежащая подтверждению, определяется в следующем порядке:

1) устанавливается наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг, начиная от каждого налогоплательщика, по которому установлены нарушения налогового законодательства, до налогоплательщика, представившего требование о возврате НДС и (или) налоговое заявление;

2) устанавливается наименьшая из следующих сумм в совокупности:

суммы НДС, суммарно сложившейся из сумм НДС, определенных в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта;

суммы НДС, отнесенной в зачет налогоплательщиком, представившим требование о возврате НДС или налоговое заявление, от непосредственного поставщика;

3) из суммы превышения НДС, указанной в требовании о возврате НДС или налоговом заявлении вычитаются суммы НДС, определенные в порядке, указанном в подпункте 2) настоящего пункта.

Таким образом, подтверждение достоверности сумм превышения НДС производится в пределах сумм, указанных в требовании о возврате НДС. При этом сумма превышения НДС, подлежащая подтверждению, определяется в порядке, регламентированном вышеуказанными нормами Налогового кодекса и Правил №118, с учетом того, что дальнейшее формирование отчета «Пирамида» прекращается по поставщикам, являющимися налогоплательщиками, указанными в пункте 10 Правил №118.

В рассматриваемом случае, из информации налогового органа, проводившего налоговую проверку, следует, что по результатам отчета «Пирамида» выявлены расхождения между суммами НДС по данным ИС ЭСФ покупателей и данными налоговой отчетности по НДС поставщиков товаров, работ, услуг различных уровней, в связи с отклонениями между данными, указанными в декларациях по НДС поставщиков, и сведениями по ИС ЭСФ поставщиков.

Необходимо указать, что в разделе 2.10. акта налоговой проверки в разрезе поставщиков Компании «К» различных уровней отражены сведения о направленных в территориальные органы государственных доходов запросах по устранению расхождений, выявленных по результатам отчета «Пирамида».

Указанные расхождения по поставщикам товаров, работ, услуг различных уровней установлены от следующих непосредственных поставщиков Компании «К»: Компаний «Т», «В», «Р», «M», «C», «D», «G», «S».

За проверяемый период в части выявленных расхождений по поставщикам Компании «К» различных уровней сумма НДС, определенная в соответствии с пунктом 14 Правил №118, как наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет по указанным поставщикам различных уровней, составила 113 505,1 тыс.тенге.

В соответствии пунктом 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки:

1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком;

2) по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида»;

3) не подтверждена достоверность сумм НДС;

4) не подтверждена достоверность сумм НДС в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине:

отсутствия поставщика по месту нахождения;

утраты учетной документации поставщика.

При этом положения подпункта 2) части первой настоящего пункта не применяются в случае устранения нарушений, выявленных по результатам аналитического отчета «Пирамида», непосредственными поставщиками следующих проверяемых налогоплательщиков:

имеющих право на применение упрощенного порядка возврата суммы превышения НДС;

реализующих инвестиционный проект в рамках республиканской карты индустриализации, утверждаемой Правительством Республики Казахстан, стоимость которого составляет не менее 150 000 000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

осуществляющих деятельность в рамках контракта на недропользование, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и имеющих средний коэффициент налоговой нагрузки не менее 20 процентов, рассчитанный за последние 5 лет, предшествующих налоговому периоду, в котором предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС;

осуществляющих разведку и (или) добычу углеводородов на море в рамках соглашения о разделе продукции, указанного в пункте 1 статьи 722 Налогового кодекса.

В акте налоговой проверки указывается основание невозврата НДС.

Следует отметить, что Компания «К» к указанной категории налогоплательщиков не относится.

Исходя из изложенного, следует, что не подлежит подтверждению к возврату НДС, в том числе:

- в сумме 3 535,7 тыс.тенге по направленному запросу на проведение встречной проверки поставщика - Компания «W», по которой на дату завершения тематической проверки не получен ответ;

- в сумме 651,5 тыс.тенге по непосредственным поставщикам Компании «К», по которым выявлены расхождения по результатам отчета «Пирамида» и направлены запросы в территориальные налоговые органы по их устранению;

- в сумме 113 505,1 тыс.тенге по поставщикам Компании «К» различных уровней, по которым выявлены расхождения по отчету «Пирамида» в результате применения СУР и направлены запросы в территориальные налоговые органы по их устранению.

В части неподтверждения к возврату НДС в сумме 19 056,7 тыс.тенге в связи с не поступлением валютной выручки в жалобе не приводятся обстоятельства по оспариванию Компанией «К» данного вопроса.

В соответствии с пунктом 15 статьи 152 Налогового кодекса общая сумма превышения НДС, подтвержденная по акту тематической проверки и заключению к акту налоговой проверки, не должна превышать сумму, указанную в требовании о возврате суммы превышения НДС за проверенный период.

Таким образом, результаты налоговой проверки по неподтверждению к возврату превышения НДС в сумме 133 073,0 тыс.тенге, предъявленного Компанией «К» к возврату, являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, состоявшегося 2022г., принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа без изменения, а жалобу без удовлетворения

Министерством финансов Республики Казахстан









  • 401
  • 0
  • 25 Августа 2022

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.