Таможенная стоимость товаров - электроэнергия
Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «Е» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенной пошлины и НДС.
Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу достоверности заявления таможенной стоимости товаров – «электроэнергия», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 24 767,9 тыс. тенге.
Компания «Е», не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.
Компания «Е» поясняет, что является энергоснабжающей организацией и осуществляет энергоснабжение потребителей города и области.
Компания «Е» сообщает, что в вегетационные периоды 2018 - 2020 года Министерство энергетики Республики Казахстан определило Компанию «Е», как гарантирующего поставщика электрической энергии, оператором по осуществлению товарообмена электроэнергией с Республикой Таджикистан.
Компания «Е» на период июль-август 2018 года заключило договор о взаимных поставках электрической энергии с компанией «В» Республики Таджикистан.
Вышеуказанная сделка была совершена как вынужденная мера, в целях предотвращения засухи орошаемых земель южных регионов области и не представляла для Компании «Е» коммерческую заинтересованность и выгоду.
Компания «Е» полагает, что Министерством энергетики Республики Казахстан в свое время неправильно был указан срок ввода в действие Постановления Правительства Республики Казахстан от 31.12.2019г. № 1044, где предусмотрен был срок действия с «05 июля 2018 года» вместо срока действия с «05 июля 2019 года».
Компания «Е» считает, что так как не являлся инициатором внешнеторгового обмена электрической энергией и не имело от данной сделки финансовой заинтересованности, то не может нести бремя по оплате дополнительных таможенных платежей, связанных со стоимостью товара.
На основании изложенного, Компания «Е» просит отменить уведомление о результатах проверки.
Рассмотрев доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В рассматриваемом случае, Компания «Е» в период с июля по сентябрь 2018 года осуществляло функцию оператора по товарообмену электроэнергией на основании договора о взаимных поставках электрической энергии с Республикой Таджикистан (далее – Договор).
Компания «Е» в рамках Договора, заключенного с поставщиком из Таджикистана (далее – таджикская компания), осуществило поставку товара - «электрическая энергия» в количестве 12,121 млн.кВт/час.
Согласно условиям Договора, стороны осуществят взаимопоставки электроэнергии из Республики Таджикистан в Республику Казахстан через электрические сети Республики Узбекистан в период июль – август 2018 года, а из Республики Казахстан в Республику Таджикистан в период с 15 по 30 сентября 2018 года, по цене 0,0000001 доллар США за 1 кВт/час. Объём поставляемой электроэнергии сторонами составляет 12,121 млн.кВт/час.
Компания «Е» в таможенном отношении оформило товары по двум декларациям на товары (далее – ДТ) с помещением под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» (ИМ-40).
Пунктом 3.4. Договора на Компанию «Е» возложены вопросы обеспечения и оплаты транзита электроэнеригии по сетям компании «Y» (Узбекистан).
Пунктом 4.4. Договора предусмотрено, что в случае невыполнения условия договора, Компания «Е» оплачивает таджикской компании стоимость невыполненной части объёма возврата электроэнергии по цене 0,02 долларов США за 1 кВт/час.
Вместе с тем Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23.10.2015г. №839 «Об установлении цены сделки по товарообмену электроэнергией с Кыргызской Республикой» установлены цены 0,0000001 доллар США за 1 кВт/час. В данное постановление Правительства Республики Казахстан внесены изменения от 31.12.2019г., которые вводятся в действие с 05.07.2019г.
Тем самым, цена сделки товарообмена электроэнергией в размере 0,0000001 доллар США за 1 кВт/час, заключенной между Компанией «Е» и таджикской компанией неприменима к двум ДТ согласно информационной системы «АСТАНА-1», которые были оформлены в таможенном отношении 2018 году.
Кроме того, в ходе проверки таможенным органом установлено, что по оформленным двум ДТ Компанией «Е» таможенная стоимость товаров определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012г. №283, утверждены Правила применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (далее – Правила).
Согласно абзаца 2 пункта 3 Правил, продажа товаров для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза означает, что товары являются предметом купли-продажи в соответствии с внешнеэкономическим договором.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в случаях, если ввозимые товары не являются предметом купли-продажи, для целей определения их таможенной стоимости метод 1 не применяется. В частности, такие случаи имеют место при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза по договорам займа, товарного кредита, по которым товары или эквивалентные им товары подлежат возврату собственнику.
Вместе с тем по условиям Договора Компания «Е» обязуется произвести возврат электроэнергии таджикской компании в объеме, эквивалентном принятому объёму.
Таким образом, в соответствии с пунктом 6 Правил по двум ДТ, оформленным согласно Договора займа (договор о взаимных поставках электрической энергией) метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами неприменим.
Таможенным органом также проанализированы документы и сведения в разрезе каждого наименования товара с учетом использованного декларантом индекса таможенной стоимости товаров. При этом проведено сравнение и сопоставление заявленной стоимости товаров Компании «Е» со стоимостью задекларированных аналогичных товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС иными участниками ВЭД в тот же или в соответствующий ему период времени поставок, что и оцениваемые товары.
Анализ таможенной стоимости товаров показал, что уровень заявленной стоимости товаров Компании «Е» в определенных случаях является значительно ниже, чем величина стоимости идентичных, однородных товаров, проданных поставщиками страны-экспорта иным участникам ВЭД, ввезенных в последующем на таможенную территорию Республики Казахстан в соответствующий период времени, что и оцениваемые товары.
Пунктом 10 статьи 65 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) установлено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информаций.
В целях выявления ценовой информации, приемлемой для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров, таможенным органом был проведен анализ базы данных информационной системы «АСТАНА - 1».
В ходе анализа произведена сортировка данных по следующим графам ДТ: страна происхождения товара, страна отправления товара, таможенная процедура, код товара по ТН ВЭД, наименование товаров.
Учитывая результаты произведенного анализа, выявлены ДТ, отвечающие заданным параметрам, по которым задекларированы оцениваемые товары.
Таможенным органом поочередно проанализированы методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 68-72 Кодекса, по результатам чего определен резервный метод (метод 6) с использованием ценовой информации по импорту электроэнергии из Республики Азербайджан со стоимостью 0,04 долларов США за 1 кВт/ч.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 Кодекса при определении таможенной стоимости товаров допускается гибкость при их применении. В частности, допускается для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров за основу использовать стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары.
Таким образом, по результатам проверки в отношении проверяемых ДТ, таможенным органом обоснованно произведено определение таможенной стоимости товаров с применением резервного метода (метод 6).
Учитывая изложенное, начисление таможенных платежей и налогов по результатам таможенной проверки таможенным органом является правомерным.
Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки признаны правомерными.
- 4633
- 0
- 24 апреля 2023
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.