Таможенная стоимость магистральных газопроводных труб с покрытием

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «Е» на уведомление об устранении нарушений территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенной пошлины и НДС.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правильности заявления таможенной стоимости товаров – «магистральные газопроводные трубы с покрытием», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 54 372,2 тыс. тенге.

 Компания «Е», не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так Компания «Е» поясняет, что работниками таможенного органа проведена таможенная проверка в отношении 22-х деклараций на товары (далее - ДТ), в которых заявлены магистральные газопроводные трубы с покрытием, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, и 5-ти ДТ, в которых заявлены эти же товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

В качестве доказательства незаконности и необоснованности действий проверяющих лиц, изложенных в акте проверки, и вынесения решения таможенного органа в виде уведомления Компания «Е» приводит следующие доводы.

В акте срок проведения проверки указан с 21.11.2018г. по 17.05.2019г., а уведомление о проведении проверки документов и сведений и требование о предоставлении дополнительных документов и сведений составлены 05.02.2019г.

При этом в соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 417 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее - Кодекс) датой начала проведения таможенной проверки считается день направления уведомления, предусмотренного частью второй данного пункта, подписанного руководителем таможенного органа или заместителем руководителя таможенного органа.

Компания «Е» считает, что в течение нескольких месяцев в отношении Компании «Е» незаконно велась таможенная проверка, что является грубейшим нарушением норм законодательства. Компания «Е» не могла воспользоваться своим законным правом на предоставление дополнительных документов, которые кардинальным образом повлияли бы на результаты проверки.

Также Компания «Е» сообщает, что в связи с принятием решения об отмене строительства 3-ей нитки магистрального газопровода, пролегающего через Республики Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан до Китайской Народной Республики, начиная с августа 2015 года по март 2016 года, был произведен ввоз магистральных труб из Республики Туркменистан и Республики Узбекистан на территорию Республики Казахстан с помещением под таможенную процедуру таможенного склада.

До истечения сроков хранения на таможенном складе действие таможенной процедуры таможенного склада было завершено путем помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

Компания «Е» утверждает, что проверяющими не было принято во внимание состояние товаров, находившихся на хранении на таможенном складе. Трубы не соответствуют первоначальным техническим требованиям и нормам, которым должен был соответствовать товар для реализации проекта строительства магистрального газопровода.

Для определения фактического технического состояния и наличия повреждений, полученных во время хранения товара на таможенном складе, а также установление причин их появления Компанией «Е» были приглашены специалисты Компании «D».

При проведении экспертизы специалистами Компании «D» было установлено, что товар подвержен сильной коррозии по причине влияния на него метеорологических осадков (снег, дождь), покрытие (обмотка) на товаре потрескалась по причине солнечного воздействия и не отвечает требованиям по влагостойкости, торцевые концы товара сколоты и повреждены при перемещении товара внутри таможенного склада. Товар пришел в негодность и не может быть использован по своему прямому назначению, а именно в строительстве магистрального газопровода. Дальнейшее использование товара возможно только в качестве металлолома.

При этом Компания «Е» полагает, что «форс-мажор» в общем виде можно разделить на непреодолимую силу и юридический форс-мажор. К общему принципу определения непреодолимой силы можно отнести объективный и субъективный характер обстоятельств - действие факторов, ставшее препятствием исполнению обязательств, должно касаться не только причинителя вреда, а распространяться на всех. К юридическому форс-мажору относятся решения высших государственных органов (запрет импорта или экспорта, валютные ограничения и др.).

При осуществлении хозяйственной деятельности и выполнении договорных отношении появляются обстоятельства, возникновение которых не предусматривались предприятием. Чаще всего это обстоятельства, связанные с погодными условиями, такими как: наводнение, пурга, пожар, ливень, реже принятие компетентным органом нормативно-правовых актов, забастовки работников, аварии на предприятиях и т.д. При возникновении данных ситуации между сторонами возникают спорные правоотношения, связанные с неисполнением стороной принятых на себя обязательств.

Действующим законодательством Республики Казахстан применяется понятие обстоятельства непреодолимой силы, являющееся основанием для освобождения от ответственности. Так, в частности статьей 359 Гражданского кодекса Республики Казахстан, предусматривающим основания ответственности за нарушения обязательств, установлено, что должник признается невиновным, если докажет, что он принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства. Пункт 2 данной статьи указывает, что должник освобождается от ответственности, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. В договорных отношениях стороны чаще применяют понятие форс-мажора и стороны освобождаются от ответственности, если докажут, что надлежащее исполнение договорных обязательств оказалось невозможным вследствие форс-мажорных обстоятельств, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, по причине которых стало невозможным выполнение договорных обязательств по настоящему договору.

Исходя из международных и национальных правовых актов и практики, обстоятельство может считаться непреодолимым, если оно, в том числе непредотвратимое в данных условиях.

Событие можно счесть за обстоятельство непреодолимой силы, если стороны не ожидали его наступления при подписании договора и никак не могут избежать последствий такого события.

Тем самым, Компания «Е» считает, что применение для таможенной стоимости объективных изменений товара, в силу независящих от них обстоятельств, длительного времени нахождения под открытым небом (вынужденное хранение на открытой площадки в связи с размерами и особенностями товара) и соответственно в течение нескольких лет подвергавшегося резким перепадам температуры и влаги (дожди, снег), то есть находившегося в условиях, которые предотвратить никоим образом не представлялось возможным, не противоречит нормам права и международной практики.

Кроме того, проверяющими в ходе проверки не были применены другие методы определения таможенной стоимости по однородным либо идентичным, товарам, а была применена цена товара до того как он пришел в непригодность при хранении на складе.

Согласно статьи 240 Кодекса товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их хранения на таможенном складе, при их помещении под выбранную декларантом таможенную процедуру рассматриваются как ввезенные на таможенную территорию Евразийского экономического союза в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.

Таким образом, Компанией «Е» таможенная стоимость в размере 60 000,0 тенге или 172 долларов США, заявленная в 4-х ДТ, была определена в соответствии с подпунктом 6 и 7 пункта 5 статьи 72 Кодекса.

Компания «Е» поясняет, что утверждение проверяющих о выявлении по вышеперечисленным ДТ факта недостоверного декларирования таможенной стоимости, основанное только на том, что ранее в 1-ой ДТ от 03.08.2018г. была заявлена таможенная стоимость по ДТ от 05.08.2015г., оформленная ранее по таможенной процедуре таможенного склада, не верно и не обосновано.

Причина заявления таможенной стоимости в ДТ от 03.08.2018г. по предшествующей ДТ от 05.08.2015г. заключается в том, что в связи с истечением срока хранения товара на таможенном складе и отсутствием результатов экспертизы Компании «D» на момент истечения срока хранения Компания «Е» была вынуждена заявить такую таможенную стоимость.

На основании вышеизложенного, Компания «Е» просит отменить уведомление об устранении нарушений от 17.05.2019г.

Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 34 Кодекса товары, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза.

Согласно статье 407 Кодекса одной из форм таможенного контроля, применяемой таможенными органами, является таможенная проверка.

Пунктом 1 статьи 416 Кодекса определено, что таможенная проверка является формой таможенного контроля, проводимой таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан.

При проведении таможенной проверки таможенными органами могут проверяться достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации. Должностные лица таможенного органа имеют право направлять запросы организациям, государственным и иным органам (организациям) государств – членов Евразийского экономического союза и государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, в связи с проведением таможенной проверки.

В рассматриваемом случае Компанией «Е» на основании контрактов об оказании услуг от 14.07.2015г. и от 28.12.2015г., заключенных с Компанией «T» (Сингапур), приняты обязательства осуществить комплекс услуг по приемке, разгрузке, складированию и транспортировке грузов, а также выполнить и организовать таможенное оформление и декларирование экспортно-импортных грузов с правом владения, пользования и распоряжения товаром - трубы стальные, приобретенным Компанией «T» (Сингапур) по контрактам от 15.06.2015г. и от 28.12.2015г., но без перехода право собственности на товар. Сумма контрактов об оказании услуг составляет 1 099 630,35 и 231 888,60 долларов США.

По контракту от 15.06.2015г. Компания «T» (Сингапур) купила у Компании «U» (Сейшельские острова) товар - «трубы с покрытием». В целях исполнения обязательств Компанией «Е» осуществлен ввоз на территорию Республики Казахстан из Республики Узбекистан товаров, приобретенных компанией «T», на условиях поставки EXW г.Бухара (Узбекистан) с помещением под таможенную процедуру таможенного склада (ИМ-70) общим весом - 14 261,071 тонн и общей статистической стоимостью - 18 967 224,43 долл. США.

По контракту от 28.12.2015г. Компания «T» (Сингапур) купила у Компании «P» (Сингапур) товар - «трубы с покрытием». В целях исполнения обязательств Компанией «Е» осуществлен ввоз на территорию Республики Казахстан из Республики Туркменистан товаров, приобретенных Компанией «T», на условиях поставки СРТ Уч-Булак (Казахстан) с помещением под таможенную процедуру таможенного склада (ИМ-70) общим весом - 2 079,920 тонн и общей статистической стоимостью - 4 315 658,45 долларов США, где грузоотправителем являлось Компания «М» (Туркмения).

Таможенная процедура таможенного склада - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары хранятся на таможенном складе без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

Так как по условиям контрактов об оказании услуг от 14.07.2015г. и от 28.12.2015г. отсутствовала сделка купли-продажи, при декларировании товаров по таможенной процедуре таможенного склада не мог быть применен основной метод определения таможенной стоимости (метод 1), а также невозможно было использование методов по цене сделки с идентичными товарами (метод 2) и по цене сделки с однородными товарами (метод 3), в связи с отсутствием необходимых параметров товара. В связи с отсутствием сведений, необходимых для сложения либо вычитания дополнительных вычетов, применение методов 4 и 5 также было невозможно.

По заявлению таможенного представителя Компании «Е» (письмо от 04.08.2015г.) при таможенном декларировании товаров по ДТ от 05.08.2015г., таможенная стоимость была скорректирована с 1,31 на 1,33 долларов США за 1 кг с применением резервного метода  определения таможенной стоимости (по ценовой информации вышестоящего таможенного органа). В результате ввезенные из Республики Узбекистан товары - «трубы с покрытием в ассортименте» были оформлены в 2015 году по 18 ДТ с применением резервного метода, где индекс таможенной стоимости составил 1,33 долларов США за 1кг.  

Аналогично ввезенные в 2016 году из Республики Туркменистан товары - «трубы с покрытием в ассортименте» были оформлены по 4 ДТ с помещением под таможенную процедуру таможенного склада (ИМ-70) и применением резервного метода, где индекс таможенной стоимости составил 2,15 долларов США за 1кг.

Завершение и прекращение действия таможенной процедуры таможенного склада регламентировано статьей 340 Кодекса Республики Казахстан «О  таможенном деле в Республике Казахстан», в частности пунктом 1 установлено, что действие процедуры таможенного склада завершается помещением под иную таможенную процедуру до истечения срока хранения товаров на таможенном складе.

Для   завершения таможенной процедуры таможенного склада Компанией «Е» товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с оформлением 5-ти ДТ.          Общий вес нетто товара составил 16 340,991 тонн, а статистическая стоимость товара составила 2 861 184,42 долларов США, где ИТС по 4-м ДТ составил 0,17 долларов США за 1кг.

Впоследствии после выпуска товаров таможенным органом проведена таможенная проверка в отношении таможенных деклараций Компании «Е», оформленных по таможенной процедуре временного ввоза (допуска).

В отношении ДТ от 03.08.2018г., оформленного по таможенной процедуре временного ввоза (допуска), нарушений не выявлено. Таможенный орган считает, что Компанией «Е» таможенная стоимость товара заявлена верно, так как стоимость товара использована из предшествующей ДТ от 05.08.2015г. (таможенная процедура таможенный склад, где ИТС – 1,33 долларов США за 1кг).

При этом в остальных 4-х ДТ таможенная стоимость товаров определена на основании Отчета об оценке движимого имущества от 02.08.2018г., выданного Компанией «D», в котором оценщик приходит к мнению, что данные трубы должны оцениваться не как трубы стальные, а как металлолом. Оценщиком определена рыночная стоимость металлолома в размере 60 000,0 тенге за 1 тонну или 0,17 доллара США за 1кг. 

Статьей 240 Кодекса предусмотрено, что товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их хранения на таможенном складе, при их помещении под выбранную декларантом таможенную процедуру рассматриваются как ввезенные на таможенную территорию Евразийского экономического союза в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 3 Кодекса авария – вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством Евразийского экономического союза и Кодексом их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, а также изменений вследствие действия непреодолимой силы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 359 Гражданского кодекса под понятием непреодолимая сила являются чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства (стихийные явления, военные действия и т.п.), также подпунктом 1) пункта 2 статьи 51 Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» определено, что непреодолимая сила это чрезвычайные ситуации социального, природного, техногенного, экологического характера, военные действия и иные обстоятельства непреодолимой силы.

Пунктом 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии

от 25.06.2013г. № 145 «Об утверждении Положения об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы» предусмотрено, что факт аварии или действия непреодолимой силы, а также наличие причинно-следственной связи между указанным фактом и негодностью, порчей или повреждением товаров должны быть документально подтверждены декларантом.

         При этом Компанией «Е» не представлены документы, подтверждающие повреждение и непригодность товаров – «стальные трубы» вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их хранения на таможенном складе.

Оценочные организации осуществляют свою деятельность на основании Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон) и других нормативных правовых актов в области оценочной деятельности, устанавливающих требования к проведению оценки, используемым подходам и методам, содержанию и форме отчетов об оценке.

Пунктом 5 статьи 2 Закона оценочной деятельностью является предпринимательская деятельность, осуществляемая оценщиками, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости на определенную дату, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

Оценочной организацией - Компанией «D» по результатам оценки движимого имущества – трубы стальные определена их рыночная стоимость, которая не может использоваться для определения таможенной стоимости в связи с отсутствием документального подтверждения о повреждении и негодности стальных труб вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Вопросы определения таможенной стоимости ввозимых товаров регулируются исключительно таможенным законодательством ЕАЭС и Республики Казахстан.

Согласно подпункту 1) пункта 5 статьи 72 Кодекса таможенная стоимость ввозимых товаров не должна определяться на основе цены на внутреннем рынке ЕАЭС.

Статьей 65 Кодекса установлено, что в случае, если товары, помещенные под одну из таможенных процедур, предусмотренных Кодексом, помещаются под иную таможенную процедуру либо такую же таможенную процедуру, таможенной стоимостью таких товаров является таможенная стоимость товаров, определенная при их первом помещении под иную таможенную процедуру, а если в декларацию на товары были внесены изменения в части сведений о таможенной стоимости товаров, - таможенная стоимость товаров, определенная при внесении таких изменений.

Кроме того, при завершении таможенной процедуры таможенного склада путем помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) Компанией «Е» в 5-ти ДТ (ИМ 53) заявлен товар – «труба стальная» с соответствующим ему кодом ТН ВЭД, а не металлолом как указано в Отчете об оценке движимого имущества от 02.08.2018г., выданного Компанией «D».

Таким образом, учитывая не представление Компанией «Е» документа, подтверждающего факт аварии или действия непреодолимой силы, повлекшего негодность, порчу или повреждение товаров в период хранения на таможенном складе, действия таможенного органа по определению таможенной стоимости на основании сведений, указанных в предшествующих ДТ (ИМ 70), являются правомерными

Относительно нарушения порядка проведения проверки в части несвоевременного уведомления проверяемого лица о начале проверки, установленного пунктом 2 статьи 417 Кодекса, следует отметить, что данная норма действует со 2 апреля 2019 года, то есть на момент проведения таможенной проверки вышеуказанная норма отсутствовала.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по определению таможенной стоимости товаров признаны правомерными.

  • 2612
  • 0
  • 5 декабря 2019

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.