Начисление платежей по ОСРП: жалоба частично удовлетворена


Таможенные споры

Юридическое лицо

Уплата таможенной пошлины при ОСРП


Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенных сборов, пошлины и НДС.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу уплаты сборов, таможенных платежей и налогов в рамках Окончательного Соглашения о Разделе Продукции подрядного участка Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения от 18.11.1997г. между компаниями и Правительством Республики Казахстан (далее – ОСРП) и Инструкцию о Налоговом режиме, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 13.12.2011г. №1525 (далее – Инструкция о налоговом режиме), по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 54 333,7 тыс. тенге.

Компания «К», не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «В» поясняет, что таможенный орган пытается доначислить Компании таможенные платежи по ставке 20%, ссылаясь на положения ОСРП и Инструкцию о Налоговом режиме.

Компания «К» считает действия таможенного органа неправомерными, так как из пункта 115 главы 35 Инструкции о налоговом режиме следует, что Подрядчик, его Субподрядчики и Оператор уплачивают таможенные пошлины в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона от 20.07.1995г. №2368 «О таможенном деле в Республики Казахстан» и по перечню, который приводится в приложении №9 к данной инструкции.

Исходя из перечня, указанного в приложении №9 к Инструкции о налоговом режиме, товары, наименования которых подходят под «Трубы бесшовные для нефте- и газопроводов наружным диаметром не более 168,3 мм, предназначенные для работы в среде, содержащей сероводород (H,S) 1 *», а именно такие товары и были ввезены Компанией «К» относятся к исключениям в группе 73 ТН ВЭД на который распространяется беспошлинный ввоз.

Также в приложении №9 к Инструкции о налоговом режиме в примечании, отмеченных «*» указано, что «Номенклатура товаров определяется как кодом, так и наименованием товаров».

В частности, Компания «К» осуществила ввоз товаров, наименование которых «Труба бесшовная В423-825 PIPE 4 SCN 10S, содержание никеля 40,31МАС%» и «Труба бесшовная В423-825 PIPE 6 SCN 10S, содержание никеля 39,98 МАС%» с заявлением кода ТН ВЭД 7304 19 100 9. То есть Компания «К» ввозила трубы бесшовные диаметром 4 и 6 или 101,6мм и 152, 4мм, иными словами «Трубы бесшовные для нефте- и газопроводов наружным диаметром не более 168,3 мм, предназначенные для работы в среде, содержащей сероводород (H,S) 1», которые подпадают под беспошлинный ввоз. В связи с чем, Компания «К» считает, что доначисление таможенной пошлины по ставке 20% является необоснованным и противоречит нормам, на которые ссылается таможенный орган.

Если исходить из выводов и доводов таможенного органа, то по итогам таможенной проверки таможенный орган обязан вернуть Компания «К» уплаченную таможенную пошлину из расчета 7,5% от таможенной стоимости по КБК 106101. При этом требование к уплате таможенной пошлины по КБК 105330 является незаконным, так как противоречит положениям ОСРП и Инструкции о налоговом режиме.

Также Компания «К» считает незаконном требование таможенного органа об уплате НДС. Согласно пункту 87 главы 27 Инструкции о налоговом режиме товары, ввезенные Компанией, включены в перечень импортируемого оборудования, сырья, материалов, запасных частей, медикаментов и товаров, используемых в сельскохозяйственном производстве, по которым НДС уплачивается методом зачета.

Таким образом, возврату будет подлежать и излишне уплаченная сумма НДС.

В пункте 115 Инструкции о налоговом режиме указано, что Подрядчик, его Субподрядчики и Оператор уплачивают таможенные пошлины в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона от 20.07.1995г. №2368 «О таможенном деле в Республики Казахстан» и по перечню, который приводится в приложении №9 к данной Инструкции, которая разработана в целях урегулирования налогового режима ОСРП.

Из толкования ОСРП и Инструкции о налоговом режиме следует, что законодатель разграничил понятия Субподрядчик Подрядчика и Субподрядчик Оператора. Так, в пункте 86 главы 27 Инструкции о налоговом режиме речь идет о Подрядчике и его Субподрядчиках, а в пункте 87 об Операторе и его Субподрядчиках.

По мнению Компании «К» поскольку понятие Субподрядчик Оператора имеет другое значение, чем Субподрядчик Подрядчика, соответственно пункт 115 Инструкции о налоговом режиме не распространяется на Субподрядчиков Оператора.

Согласно пункту 15 главы 4 Инструкции о налоговом режиме, налоговый режим, установленный Соглашением и Инструкцией о налоговом режиме, распространяется только на Оператора, но не на Субподрядчиков.

Таким образом, мнение таможенного органа противоречит разделу 3,4 «Объем прав» статьи III ОСРП «Права Подрядчика».

На основании изложенного, Компания «К» просит полностью отменить уведомление о результатах проверки.

Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В рассматриваемом случае Компанией «К» осуществлен ввоз товаров (трубы и трубы бесшовные), заявленные по 3 декларациям на товары (далее – ДТ).

Товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, при декларировании которых Компанией «К» таможенные сборы за таможенное оформление и ввозные таможенные пошлины уплачены по ставкам и в размере, установленным действующим законодательством на дату подачи ДТ.

Впоследствии таможенным органом проведена таможенная проверка, по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки.

Основанием для начисления таможенных платежей и налогов послужили нормы положения ОСРП и Инструкции о налоговом режиме, устанавливающие уплату таможенной пошлины Подрядчиком, его Субподрядчиками и Оператором в соответствии с Законом о таможенном деле, по перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 12.06.1997г. №960, а также уплату сбора за таможенное оформление в размере 0,2% от таможенной стоимости.

Учитывая нормы ОСРП и Инструкции о налоговом режиме, начисление таможенных платежей и налогов по результатам таможенной проверки таможенным органом является правомерным.

В соответствии со статьей 73 Административного процедурно – процессуального кодекса Республики Казахстан в адрес Компании «К» направлено предварительное решение, на которое участник административной процедуры выразил свое возражение в устной форме и сообщил, что доводы таможенного органа о том, что Компания «К» является Субподрядчиком Оператора и должна производить уплату таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством, действующим на момент заключения ОСРП ошибочны, так как Компания «К» не является стороной ОСРП и на него не распространяется стабильность контракта, а также таможенный орган неправильно толкует понятие – Субподрядчик.

Также Компания «К» отмечает, что по ДТ, в отношении которых проводилась таможенная проверка, осуществлен ввоз труб, предназначенных для работы в среде, содержащей сероводород, что подтверждается химическим составом, указанным в сертификатах. Соответственно в отношении данных товаров согласно приложению №9 к Инструкции о налоговом режиме распространяется беспошлинный ввоз.

Учитывая, что имеющихся в акте таможенной проверки сведений недостаточно для вынесения мотивированного решения, в ходе рассмотрения жалобы уполномоченным органом назначена выездная таможенная проверка (далее – дополнительная таможенная проверка) Компании «К» по обжалуемым вопросам.

По итогам дополнительной таможенной проверки установлено следующее.

Касательно норм ОСРП.

В соответствии со статьей 393 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (далее – Кодекс)  в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории ЕАЭС, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию ЕАЭС и (или) находятся на таможенной территории ЕАЭС с нарушением таможенного законодательства ЕАЭС и (или) Республики Казахстан.

Компанией «К» осуществлен ввоз товаров (трубы и трубы бесшовные, разные модели), заявленные по 3 ДТ, которые в последующем были реализованы Оператору, что подтверждается электронными счет-фактурами.

Согласно положениям ОСРП и Инструкции о налоговом режиме Подрядчик, его Субподрядчики и Оператор уплачивают таможенные платежи и налоги в соответствии с Законом о таможенном деле.

При этом согласно статье XXXII приложения 5 ОСРП, Субподрядчиком является любое лицо, которому Подрядчик выдает субподряд на подготовку любых проектов, на поставку любых материалов или товаров, на оказание любых услуг или на выполнение любой части Проекта.

Разделом 19.7 ОСРП предусмотрено, что Подрядчик, его Субподрядчики и Оператор уплачивают таможенные пошлины, в соответствии с Законом о таможенном деле, с учетом изменений, внесенных положениями Закона Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях».

Согласно пункту 20 Инструкции о налоговом режиме Субподрядчиком является физическое или другое лицо, с которым Подрядчик имеет отношения по получению товаров и услуг по деятельности.

При этом следует отметить, что Оператор выполняет действия в качестве агента от имени Подрядчика и реализовывает права, привилегии, полномочия и обязательства Подрядчика, а Операционная компания означает юридическое лицо, созданное Оператором для выполнения функций Оператора по Соглашению.

В соответствии со статьей 110 Закона о таможенном деле, действовавшего на момент заключения ОСРП, ставки таможенных пошлин на ввозимые товары устанавливались Правительством Республики Казахстан и утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12.06.1997г. №960.

Согласно статье 118 Закона о таможенном деле за таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу, взимаются таможенные сборы в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Казахстан. Ставка таможенного сбора за таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу юридическими и физическими лицами, в размере 0,2% от таможенной стоимости товаров утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 07.11.1995г. №1479 «О ставках таможенных платежей» (действовал на момент заключения ОСРП).

Аналогичные положения также предусмотрены подпунктами 115, 117 Инструкции о Налоговом режиме, согласно которому при осуществлении импортных и экспортных операций, Подрядчик и его Субподрядчики производят уплату сбора за таможенное оформление в размере 0,2% от таможенной стоимости и уплачивают таможенные пошлины в соответствии с Законом о таможенном деле с изменениями и дополнениями на 01.10.1997г. по ставкам таможенных пошлин на ввозимые товары, которые приводятся в Приложении № 9 к данной Инструкции.

Пунктом 2 статьи 460 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) установлено, что к правоотношениям, возникшим в сфере недропользования (топливно-энергетического сектора) в Республике Казахстан до вступления данного Кодекса в силу и возникающим после его вступления в силу, применяется таможенное законодательство Республики Казахстан, в соответствии с которым действуют соответствующие контракты, а в части, не урегулированной таким таможенным законодательством Республики Казахстан, применяются положения ТК ЕАЭС.

Таким образом, учитывая нормы ОСРП и Инструкции о налоговом режиме, по результатам дополнительной таможенной проверки установлено, что таможенным органом при проведении таможенной проверки правомерно применены ставки таможенного сбора за таможенное оформление и ввозной таможенной пошлины, действовавшие на момент заключения ОСРП.

Касательно классификации товара.

Согласно пункту 2 статьи 40 Кодекса декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД).

Компанией «К» осуществлен импорт товаров:

– труба бесшовная, содержание никеля 39,98 МАС.%;

– труба бесшовная, содержание никеля 40,3 МАС.%;

– труба бесшовная, содержание никеля 39,82/39,98 МАС.%;

– труба, никелевый сплав PER ASTM, содержание никеля 40,3 МАС.%;

– труба, никелевый сплав PER ASTM, содержание никеля 39,98 МАС.%, заявленный по коду – 7304 19 100 9 ТН ВЭД, как «Трубы, трубки и профили полые, бесшовные, из черных металлов (кроме чугунного литья): трубы для нефте- или газопроводов: прочие: наружным диаметром не более 168,3 мм: прочие».

Приложением №9 к Инструкции о налоговом режиме установлено, что в отношении изделий из черных металлов, группа 73 ТН ВЭД, ставка таможенной пошлины составляет 20%, кроме «из 7304 10 100 «Трубы бесшовные для нефте- и газопроводов наружным диаметром не более 168,3 мм, предназначенные для работы в среде, содержащей сероводород (H,S) 1 *» – беспошлинно.

Исходя из Приложения №9 к Инструкции о налоговом режиме для товара – Трубы бесшовные для нефте- и газопроводов наружным диаметром не более 168,3 мм, предназначенные для работы в среде, содержащей сероводород (H,S) 1*, классифицируемый по коду – 7304 10 100 ТН ВЭД, распространяется беспошлинный ввоз.

При этом как указано в примечании «1» для кода 7304 10 100 ТН ВЭД технические параметры и назначение для работы при установленных температурах и среде, содержащей сероводород (H2S), должны быть подтверждены соответствующей записью: для машин и оборудования – в паспорте, для труб – в сертификате заводских испытаний.

Код товара по ТН ВЭД

Краткое наименование товара

Ставка пошлины (в % от таможенной стоимости либо в ЭКЮ)

73

Изделия из черных металлов

20

Кроме:

из 7304 10 100

Трубы бесшовные для нефте- и газопроводов наружным диаметром не более 168,3 мм, предназначенные для работы в среде, содержащей сероводород (H,S) 1 *

беспошлинно

из 7304 10 100

Трубы бесшовные для нефте- и газопроводов наружным диаметром не более 168,3 мм, из стали с ударной вязкостью 2,5 кгс. м/см2 и более при температуре испытания 400оС и ниже, для изготовления соединительных деталей газопроводов 1*

беспошлинно

* Номенклатура товаров определяется как кодом, так и наименованием товаров.


Коду – 7304 10 100 ТН ВЭД из Приложения №9 к Инструкции о налоговом режиме, согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012г. №54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (действовал при декларировании товаров по ДТ) соответствует код – 7304 19 100 1 ТН ВЭД, как «Трубы для нефте- и газопроводов наружным диаметром не более 168,3 мм, предназначенные для работы в среде, содержащей сероводород (H2S) 1)».

В примечании к ТН ВЭД ЕАЭС указано:

1) Технические параметры, назначение для работы при установленных температурах и/или в среде, содержащей сероводород (H2S), должны быть подтверждены соответствующей записью в сертификате заводских испытаний.

Компанией «К» в ходе дополнительной таможенной проверки на ввезенные трубы представлены «Свидетельства о проверке», в которых запись о назначении ввезенных труб для работы при установленных температурах и/или в среде, содержащей сероводород (H2S) отсутствует, но имеется примечание на стандарт NACE MR0175/NACE MR0103.

Согласно представленным материалам испытания установлено, что химический состав «Alloy 825 соединения» следующий: никель (Ni) – 39,98%, хром (Cr) – 22,220%, железо (Fe) – 22,0%, молибден (Mo) – 2,7%, медь (Cu) – 1,78%, титан (Ti) – 0,775% и так далее, кобальт отсутствует.

В соответствии с примечанием 5 к разделу XV ТН ВЭД ЕАЭС Классификация сплавов (кроме ферросплавов и лигатур, указанных в группах 72 и 74):

а) сплав недрагоценных металлов классифицируется как сплав того металла, содержание которого по массе превосходит содержание любого другого металла;

(б) сплав недрагоценных металлов, включаемых в данный раздел, и элементов, не входящих в данный раздел, классифицируется как сплав недрагоценных металлов данного раздела, если масса соответствующих металлов равняется или превосходит общую массу других элементов в этом сплаве;

(в) в данном разделе термин «сплавы» относится к спеченным смесям металлических порошков, гетерогенным однородным смесям, полученным сплавлением (кроме металлокерамики), и интерметаллическим соединениям.

Согласно общим положениям к группе 75 ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденной рекомендацией Коллегии ЕАЭС от 12.03.2013г. №4 «О Пояснениях к единой Товарной номеклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» в данную группу в соответствии с положениями примечания 5 к разделу XV включаются следующие основные сплавы никеля:

(1)   Сплавы никель-железо. Сюда включаются сплавы, используемые в тросах подводных лодок, сердечниках индукционных катушек, магнитных экранах и т.д., вследствие их высокой магнитной проницаемости и низкого гистерезиса.

(2)   Сплавы никель-хром или никель-хром-железо. Сюда включаются различные промышленные сплавы, обладающие высокой прочностью и хорошей сопротивляемостью к окислению при высоких температурах, а также стойкостью ко многим коррозионным средам. Эти материалы применяются для нагревательных элементов в электронагревательных приборах, а также для таких изделий, как муфели и реторты, используемые при термообработке стали и других металлов, или в виде труб и трубок для высокотемпературных химических или нефтехимических процессов. К данной категории относятся также особые сплавы, известные как «жаропрочные сплавы», которые используются в случаях необходимости высокой прочности при повышенных температурах, а именно, в основном в турбинах самолетов, в которых из них изготовлены лопатки и лопасти, в камерах сгорания, в переходных секциях и т.д. Часто эти сплавы содержат молибден, вольфрам, ниобий, алюминий, титан и т.д., которые повышают прочность сплава на никелевой основе.

(3)   Сплавы никель-медь. Эти сплавы, которые, кроме коррозионной стойкости, обладают высокой прочностью, используются, например, для валов и крепежных элементов пропеллеров, а также в насосах, клапанах, трубопроводах и других видах оборудования, подверженного действию некоторых минеральных или органических кислот, щелочей и солей.

Примечания к субпозициям:

Употребляемые в данной группе термины означают:

(а) никель нелегированный – металл, содержащий суммарно не менее 99 мас.% никеля с кобальтом, при условии, что:

(i)  содержание кобальта не более 1,5 мас.%; и

(ii)  содержание каждого из других элементов не превышает пределов, указанных в следующей таблице:

  Другие элементы

(б) никелевые сплавы – металлические сплавы, в которых содержание по массе никеля превышает содержание по массе каждого из других элементов, при условии, что:

(i)  содержание кобальта составляет более 1,5 мас.%;

(ii)  содержание по массе, по крайней мере, одного из других элементов должно быть больше, чем предельное значение, указанное в таблице; или

(iii)  общее содержание элементов, кроме никеля и кобальта, составляет более 1 мас.%.

Примечание а) к субпозициям означает, что содержание кобальта в никель нелегированный не более 1,5 мас.%, то есть кобальт может и отсутствовать.

Соответственно примечание б) к субпозициям, является продолжением примечания а) к субпозициям, то есть необходимо читать их вместе.

Таким образом, в ходе дополнительной таможенной проверки установлено, что трубы, заявленные по 3 ДТ, изготовлены из сплава никель-хром или никель-хром-железо и в соответствии с ТН ВЭД должны классифицироваться в товарной подсубпозиции 7507 12 000 0 ТН ВЭД, как «Трубы и трубки из никелевых сплавов», что подтверждается решениями о классификации товаров.

из Приложения №9 к Инструкции о налоговом режиме

Код товара
по ТН ВЭД

Краткое наименование товара

Ставка пошлины (в % от
таможенной стоимости либо в ЭКЮ)

75

НИКЕЛЬ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО

беспошлинно

По результатам дополнительной таможенной проверки определено, что Компания «К» должна уплачивать таможенные платежи в соответствии с таможенным законодательством, действующим на момент заключения ОСРП. При этом согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 12.06.1997г. №960 в отношении товаров группы 75 ТН ВЭД ставка ввозной таможенной пошлины не предусмотрена.

С учетом вынесенных решений о классификации товаров следует произвести перерасчет таможенных платежей и налогов, подлежащих уплате.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки в части начисления таможенной пошлины и НДС, исчисленной с данной таможенной пошлины, по товару – «трубы и трубы бесшовные» признано неправомерным, а в остальной части признано правомерным.



  • 3568
  • 0
  • 24 мая 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.