Классификация шин: начисление таможенных платежей признано правомерным


Таможенные споры

Юридическое лицо

Классификация товаров


Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «J» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении ввозной таможенной и антидемпинговой пошлины и НДС.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросам достоверности классификации товаров – «шины для строительной и специальной техники», задекларированных по таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 59 760,45 тыс. тенге.

Компания «J», не согласившись с выводами таможенного органа, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компанией «J» по 12 декларациям на товары (далее – ДТ) были задекларированы товары – «шины для строительной и специальной техники», и классифицированы по коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД) – 4011 80 000 0 как «Шины и покрышки пневматические резиновые новые, для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности» со ставкой ввозной таможенной пошлины – 5%.

По результатам проверки таможенным органом сделан вывод о том, что Компанией «J» недостоверно классифицированы товары по ТН ВЭД.

Так, в ходе проведения проверки таможенным органом у Компании «J» был запрошен ряд документов, включая техническое описание товаров. Компания «J», в силу определенных причин, представило запрошенные документы не в полном объеме. В связи с чем таможенный орган использовал данный факт в качестве причины для не подтверждения заявленного ранее кода товара по ТН ВЭД.     

Компания «J» отмечает, что в распоряжении таможенного органа имелись сведения о характеристиках товара, влияющих на классификационные признаки, которые позволяли классифицировать товар Компании «J» по коду ТН ВЭД – 4011 80 000 0.

При декларировании спорных товаров в графе 31 ДТ Компания «J» четко указывала наименование товара – «шины для спецтехники», «шины для погрузчиков», «шины карьерные».       

На этапе таможенного оформления таможенным органом проводился таможенный досмотр товаров, по результатам которых нарушения не были выявлены.

На основании изложенного, Компания «J» просит отменить уведомление о результатах проверки полностью.

Рассмотрев доводы Компании «J», исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно статье 40 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) под классификацией товаров понимается поэтапное отнесение рассматриваемых товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям по ТН ВЭД.

Классификация товаров осуществляется исходя из основных критериев:

1) функция, которую товар выполняет;

2) материал, из которого сделан товар.

При этом соблюдается принцип однозначного отнесения товаров с учетом степени их обработки к товарным подсубпозициям на основе применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД и примечаний к разделам, группам (в том числе примечаний к товарным позициям, субпозициям), а также дополнительных примечаний, которые разъясняют специфические классификационные вопросы.

Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров, которое является обязательным для исполнения.

В рассматриваемом случае, Компанией «J» в период 2020-2022гг. в рамках заключенных контрактов из Китайской Народной Республики (далее – КНР) осуществлен ввоз товаров – «шины пневматические радиальные новые», «шины новые для погрузчиков», «шины карьерные», производители: компания «U», компания «L», компания «S» и компания «F», заявленных по 12 ДТ.

Таможенное декларирование произведено с помещением товаров под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» и заявлением кода ТН ВЭД – 4011 80 000 0, как «Шины и покрышки пневматические резиновые новые: для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности» (таможенная пошлина – 5%).

Согласно статье 479 Кодекса уполномоченный орган при рассмотрении жалобы вправе назначить внеплановую выездную таможенную проверку.

Учитывая, что имеющихся в акте таможенной проверки от 30.05.2023г. сведений недостаточно для вынесения обоснованного и мотивированного решения по жалобе, в ходе рассмотрения жалобы письмом от 28.09.2023г. уполномоченным органом назначена выездная таможенная проверка (далее – дополнительная таможенная проверка) Компании «J» по обжалуемым вопросам.

По итогам дополнительной таможенной проверки вышестоящим таможенным органом вынесен акт внеплановой выездной таможенной проверки от 25.06.2024г. (далее – акт дополнительной таможенной проверки).

Из акта дополнительной таможенной проверки следует, что Компанией «J» на основании контракта от 25.01.2022г., заключенного с компанией «U» (КНР), и инвойсов ввезены товары - «шины», заявленные в 12 ДТ по коду ТН ВЭД 4011 80 000 0, как «Шины и покрышки пневматические резиновые новые: – для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности» (таможенная пошлина - 5%).

При таможенном декларировании товаров из 12 ДТ по 6 ДТ сработал профиль риска, предусматривающий проведение таможенного досмотра в соответствии с правилами проведения таможенных досмотра и осмотра, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 14.02.2018г. №188.

По результатам изучения актов таможенных досмотров (осмотров) и видео, проведенных в рамках досмотра товаров, установлено, что на данных видео отсутствуют сведения об изготовителе, товарные и специальные знаки, маркировка на самом товаре (надписи, ярлыки, в том числе отражающие сведения об отправителе, получателе товаров, номерах заказов, этикетки).

В связи с чем, невозможно однозначно классифицировать товары по коду ТН ВЭД.

Согласно сведениям, указанным в графе 31 ДТ, производителями шин являются: компания «U», компания «L», компания «S», компания «F».

По представленным Компанией «J» в ходе дополнительной таможенной проверки техническим описаниям товаров установлено, что в письме компании «U» по 12 инвойсам (2 инвойса от 10.04.2020г., от 03.06.2020г., от 30.06.2020г., от 03.09.2020г., от 01.02.2021г., от 11.03.2021г., от 01.05.2021г., 2 инвойса от 10.05.2021г., от 21.02.2022г., от 10.04.2022г.) заводами изготовителями шин являются компании «L» и «S».

Также, от компании «U» указаны краткие технические характеристики шин и их применение на транспортных средствах: размер – 12.00R20; низкоскоростной индекс – 153/А8; код TRA (ассоциации шин и дисков) – G2; грузоподъемность (кг.-км/ч.) – 3650-40; давление воздуха (бар) – 3.75; глубина рисунка – 25; маркировка – TL; применение на погрузчиках, грейдерах и вилочных погрузчиках.

Шины от компании «L» также имеют следующие данные: полное коммерческое наименование товара – «XL»; фирменное наименование/товарный знак – «F»; модель – TL20.

Шины от компании «S» имеют следующие данные: полное коммерческое наименование товара – «RL»; фирменное наименование/товарный знак – «G»; Модель – GLR 12.

В ходе сопоставления сведений, представленных Компанией «J» и заявленных в ДТ, установлены расхождения в части сведений по наименованию товаров (товарный знак, марка) и производителю, так, например:

- в ДТ заявлен товар – «шины пневматические радиальные новые для спецтехники, производитель: «F», товарный знак: Н/У, марка: «F»;

- в письме от Компании «U» «шины - наименование «XL», знак «F», модель TL20» и «шины - наименование «RL», знак «G», модель GLR 12». Производители компании «L» и «S»;

- в таблице по реализации товаров, представленной Компанией «J», указан товар OTR «Шины для спецтехники». Предназначены для использования в условиях пересечённой местности и бездорожья. Модель GLR12. Размер 12.00R20, товарный знак «G», марка «RL». Производитель компания «S».

Кроме того, в представленных сведениях о товарах отсутствует точная информация для какого вида техники предназначены рассматриваемые шины.

Обобщенная информация об использовании шин на погрузчиках, грейдерах и вилочных погрузчиках не находит документального подтверждения.

Также согласно представленным Компанией «J» электронным счетам-фактурам (далее – ЭСФ) ввезенные Компанией «J» товары реализованы в адрес двух юридических лиц – компаниям «S.C.L.» и «К.К.С.»:

- OTR Шины для спецтехники предназначены для использования в условиях пересеченной местности и бездорожья, модель GLR12. Размер 12.00R20 (товарный знак «G», марка «RL», производитель компания «S»);

- OTR Шины для спецтехники предназначены для использования в условиях пересеченной местности и бездорожья, модель TL20. Размер 12.00R20 (товарный знак «F», марка «XL», производитель компания «L»).

Согласно представленным компаниями «S.C.L.» и «К.К.С.» свидетельствам о регистрации транспортных средств, в графе «особые отметки» указаны наименование – «самосвал» и номера ДТ, по которым осуществлен ввоз указанных транспортных средств.

Так, например, осуществлен ввоз «автосамосвалов марки «SН», заявленных по коду 8704 23 910 8 ТН ВЭД, как «Прочие новые моторные транспортные средства для перевозки грузов, с полной массой транспортного средства более 20 т, прочие, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем)».

По представленным фотографиям на данном самосвале установлены иные марки шин «C», «V», «L».

Таким образом, невозможно классифицировать товары по коду ТН ВЭД на уровне 10 знаков на основании представленных Компанией «J» сведений (технических описаниях, электронных счетах-фактурах) и предоставленных покупателями фотографиями в связи с расхождениями в наименованиях товаров по производителям, марке и товарному знаку.

Согласно сведениям о начислении налоговых обязательств у компаний-покупателей рассматриваемых шин компаниями «S.C.L.» и «К.К.С.» указанные транспортные средства (самосвалы марки «H», «SH» и др.) зарегистрированы Комитетом административной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан под категорией – «N» транспортные средства, используемые для перевозки грузов (технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС) 018/2011 (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011г. №877) и имеют государственные регистрационные номерные знаки позволяющие перемещаться по дорогам общего пользования.

Решением Совета ЕЭК от 14.09.2021г. №80 утверждена Единая ТН ВЭД и Единый таможенный тариф, который содержит Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).

Порядок применения ТН ВЭД изложен в Положении, утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011г. №522.

 Согласно пункту 5 Положения ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.

ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.

ОПИ 1 имеет приоритет над остальными правилами и требует, чтобы классификация товаров осуществлялась, исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. В силу ОПИ 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД.

ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).

В соответствии с текстом товарной позиции 4011 ТН ВЭД, в нее включаются шины и покрышки пневматические резиновые новые.

Товарная позиция 4011 включает следующие субпозиции:

- 4011 10 000 «- для легковых автомобилей (включая грузопассажирские автомобили-фургоны и спортивные автомобили):», которые далее делятся по посадочному диаметру;

- 4011 20 «- для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов:», которые далее делятся по индексу нагрузки;

- 4011 30 000 0 «- для использования на воздушных судах»;

- 4011 40 000 0 «- для мотоциклов»;

- 4011 50 000 «- для велосипедов:»;

- 4011 70 000 0 «- для сельскохозяйственных или лесохозяйственных транспортных средств и машин»;

- 4011 80 000 0 «- для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности»;

- 4011 90 000 0 «- прочие».

Согласно Пояснениям, к коду 4011 ТН ВЭД шины и покрышки могут быть предназначены для любого типа транспортного средства или летательного аппарата, игрушек с колесами, машин разного типа, артиллерийских орудий и т.д. Они могут использоваться как с камерами, так и без них.

Исходя из наименований субпозиций, критерием для определения кода товара является только лишь вид транспортного средства, для которого предназначены шины.

Такие параметры, как рисунок и глубина протектора, индекс скорости и прочие, не содержатся в наименованиях субпозиций, и, соответственно, не являются критериями для классификации шин по ТН ВЭД.

Следовательно, для правильной классификации товара необходимо установить область применения шин – для моторных транспортных средств для перевозки грузов или для иных транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.

Товарная субпозиция 4011 20 включает в себя «шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов».

Товарная позиция 4011 80 000 0 включает «шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности».

Согласно документам, представленных покупателями шин, ввезенные шины применяются на самосвалах марки «SH», «H» и др., которые в соответствии с ОПИ 1 классифицируются в товарной позиции 8704 ТН ВЭД «Моторные транспортные средства для перевозки грузов».

В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД в товарную позицию 8704 включаются все моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки груза, в том числе самосвалы.

Самосвалы, то есть транспортные средства прочной конструкции с опрокидывающимся кузовом или открывающимся вниз днищем, предназначенные для перевозки грунта или других материалов. Эти транспортные средства, которые могут иметь жесткое или сочлененное шасси, как правило, оборудованы колесами для движения по бездорожью и могут передвигаться по мягкой почве. В данную товарную позицию включаются как тяжелые, так и легкие самосвалы.

Согласно пояснениям, к субпозиции 8704 10 «– автомобили-самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья:» для этих транспортных средств характерно наличие специальных шин, используемых для движения по грунту.

Также в данную субпозицию 8704 10 включаются главным образом транспортные средства, оснащенные опрокидывающимся вперед или назад кузовом, или открывающимся снизу кузовом, специально предназначенные для транспортировки песка, гравия, грунта, камней и т.д. и для использования на карьерах, шахтах или строительных площадках, в ходе дорожных работ, в аэропортах и портах.

То есть основное назначение самосвалов – транспортировка грузов.

Исходя из технических характеристик, самосвалы могут использоваться не только на дорогах общего пользования, но и в горном деле и строительстве, так как конструкция шин позволяет передвигаться по бездорожью. При этом факт использования самосвалов в горном деле и строительстве не является основанием для отнесения их к транспортным средствам, используемым в строительстве, горном деле или промышленности.

Таким образом, самосвалы, используемые в карьерах для перевозки грунта и прочих материалов и для которых предназначаются ввезенные Компанией «J» шины, относятся к товарной позиции 8704 «Моторные транспортные средства для перевозки грузов».

В этой связи, шины, предназначенные для этих самосвалов, классифицируются в товарной субпозиции – 4011 20 «Шины и покрышки пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов».

В товарную позицию 4011 80 ТН ВЭД относятся «шины и покрышки пневматические резиновые новые, для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности». Эти транспортные средства специально сконструированы или приспособлены для размещения различных устройств, позволяющие выполнять определенные нетранспортные функции, то есть основной целью данных транспортных средств не является перевозка людей или грузов. Например:

- автопогрузчики, используемые для подъема/переноса и складирования груза с помощью вил и других приспособлений;

- краны, предназначенные для пространственного перемещения грузов, временное зацепление которых осуществляется с применением различных грузозахватных приспособлений: крюковых подвесок, грузозахватных органов специального конструктивного исполнения;

- автогрейдеры, предназначенные для планировки и профилирования площадей и откосов, разравнивания и перемещения грунта, снега или сыпучих строительных материалов с помощью специального рабочего органа – отвала с ножом, который смонтирован на раме машины;

- скреперы, предназначенные для резки грунтов, транспортировки и отсыпки их в земляные сооружения слоями заданной толщины.

Кроме того, технические характеристики грузовых шин определяются межгосударственным стандартом ГОСТ 5513-97 «Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов».

Данный стандарт использован при проведении антидемпингового расследования ЕЭК (опубликовано на сайте 18.11.2015г. №2015/35/AD18), по результатам которого принято Решение ЕЭК от 17.11.2015г. №154.

В статье 1 ГОСТа 5513-97 прямо указано, что он не распространяется на шины, предназначенные для работы в шахтах, рудниках, карьерах и других особых условиях эксплуатации.

При этом пункт 4.3 статьи 4 данного ГОСТа 5513-97 устанавливает, что в зависимости от назначения и условий эксплуатации шины могут иметь рисунок протектора дорожный, универсальный, повышенной проходимости, зимний. Соответственно, шины с универсальным рисунком протектора предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным облегчённым покрытием и переходным покрытием, а шины с рисунком протектора повышенной проходимости – преимущественно в условиях бездорожья и на мягких грунтах.

Из приведённых положений ГОСТа 5513-97 следует, что шины пневматические для грузовых автомобилей также могут использоваться в условиях бездорожья.

Согласно ГОСТу №5513-97 в грузовых транспортных средствах используются как радиальные, так и диагональные шины различных размеров, имеющие определенные технические характеристики.

Требования к шинам пневматическим для строительных, дорожных, подъёмно-транспортных и рудничных (шахтных) машин и прицепов (полуприцепов)-тяжеловозов установлены ГОСТом 8430-2003 (Шины пневматические для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин), предусмотрено, что он не распространяется на самосвалы.

Проведенной внеплановой выездной таможенной проверкой установлено, что по представленному Компанией «J» техническому описанию на товары - «шины», их классификация по коду 4011 80 000 0 ТН ВЭД, как «шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности» не представляется возможной, в том числе в связи с расхождением в представленных сведениях о характеристиках товаров заявленных в ДТ с фактическими данными.

Согласно информации, представленной конечными потребителями (компаниями «S.C.L.» и «К.К.С.») рассматриваемых товаров, шины моделей «C», «V» и «L» (в ДТ заявлена марка «F», «J» либо отсутствует марка, а по сведениям Компании «J» - «F», «XL», «G», «RL») устанавливались на грузовых транспортных средствах – самосвалы марок «SH», «H» и другие.

Шины, предназначенные для грузовых транспортных средств, в соответствии с ОПИ 1 и 6 (для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и субпозиций) классифицируются в товарной субпозиции 4011 20 ТН ВЭД, как «Шины и покрышки пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов».

Таким образом, с учетом дополнительной таможенной проверки начисление таможенных платежей и налогов является правомерным.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки признаны правомерными.




  • 318
  • 0
  • 25 декабря 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.