Классификация нефти и среднего дистиллята

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «О» на уведомление об устранении нарушений территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении вывозной таможенной пошлины.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правильности классификации товара – нефть сырая, по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 66 735,5 тыс. тенге.

Компания «О», не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «О» поясняет, что является компанией-недропользователем, занимающейся разведкой и добычей нефти. Компания «О» является стопроцентным собственником лицензии на проведение разведки и добычи нефти на участке в Республике Казахстан начиная с 2015 года, имеет лицензию на проведение разведки и добычи нефти сроком до 2027 года в Юрских и Триасовых отложениях. На сегодняшний день эксплуатационный фонд скважин насчитывает 4 добывающие и 1 скважину для перевода в нагнетательный фонд для поддержания пластового давления. Нефть месторождения является легкой - средняя плотность 0,77 г/см3.

Компания «О» не предусматривает какой-либо иной вид деятельности, кроме недропользования (разведки и добычи нефти и газа). Более того, на месторождении отсутствуют блоки компаундирования и иное специализированное оборудование, а соответственно и техническая возможность по производству нефтепродуктов (средних дистиллятов). Данное обстоятельство делает абсолютно абсурдными выводы специалиста таможенной лаборторий, что сырая нефть месторождения является нефтепродуктом, который получен путем компаундирования фракций прямой перегонки сырой нефти с добавлением или без добавления иных соединений или их смесей.

Компания «О» отмечает, что не согласившись с Заключением таможенного эксперта, в соответствии с нормами статьи 470 Таможенного кодекса, направило на имя руководителя таможенного органа обращение от 28.08.2018г. о назначении повторной таможенной экспертизы.

Ответным письмом таможенного органа от 13.09.2018г., Компания «О» поставлена в известность, что службой экономических расследований таможенного органа была назначена дополнительная экспертиза с направлением образцов товаров в независимый центр экспертизы нефтепродуктов для проведения лабораторного исследования и после получения заключения экспертов будет предоставлена соответствующая информация.

Компания «О», не дождавшись, самостоятельно обратилась в независимый центр экспертизы нефтепродуктов с просьбой провести лабораторные испытания. Представленные пробы из 6-ти железнодорожных цистерн по указанным показателям соответствуют требованиям СТ РК 1347-2005 «Нефть. Общие технические условия».

Пробы из скважин месторождения, представленные как сырая нефть, по указанным показателям также соответствуют требованиям.

Пробы из 6-ти железнодорожных цистерн по определяемым показателям идентичны между собой и с представленными пробами нефти, отобранными с месторождения.

Более того, аналогичные выводы содержатся и в результатах испытаний, проведенных испытательной лабораторией Компании «В» от 08.10.2018г., в которую также были направлены как арбитражные пробы из железнодорожных цистерн, так и пробы из скважин месторождения.

Компания «О» считает, что выводы таможенного эксперта являются необоснованными и надуманными, учитывая, что при исследовании образцов и сопоставлении их показателей с нормативным документом СТ РК 1347-2005 «Нефть. Общие технические условия», он не смог сопоставить эти данные и сделать однозначные, обоснованные выводы.

Компания «О» также обращает внимание, что для таможенной экспертизы образцы были отобраны только из 6-ти вагонов-цистерн (общим весом – 326 215кг.), тогда как общее количесвто отправленных вагонов-цистерн составило 36 штук (общим весом – 1 968 641 кг.).

Компания «О» считает, что таможенный орган без законных оснований требует произвезти уплату таможенных платежей на весь объем сырой нефти.

         Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 393 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Евразийского экономического союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) находятся на таможенной территории Евразийского экономического союза с нарушением таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан.

Согласно статье 40 Кодекса под классификацией товаров понимается поэтапное отнесение рассматриваемых товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям по ТН ВЭД.

Классификация товаров осуществляется исходя из основных критериев:

1) функция, которую товар выполняет;

2) материал, из которого сделан товар.

При этом соблюдается принцип однозначного отнесения товаров с учетом степени их обработки к товарным подсубпозициям на основе применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД и примечаний к разделам, группам (в том числе примечаний к товарным позициям, субпозициям), а также дополнительных примечаний, которые разъясняют специфические классификационные вопросы.

Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров, которое является обязательным для исполнения.

           В рассматриваемом случае, в соответствии со статьей 189 Кодекса Компанией «О» 05.06.2018г. подана ВТД и заявлен к таможенному декларированию товар - «нефть сырая» по коду ТН ВЭД - 2709 00 900 9, вес нетто - 2 000 000 кг (страна назначения – Италия).

Ранее Компанией «О» осуществлена поставка нефти по ВТД от 30.01.2018г. с заявлением кода ТН ВЭД - 2709 00 900 9, как - «нефть сырая» (страна назначения Украина).

Относительно обстоятельств вышеуказанной поставки от Государственной фискальной службы Украины в таможенный орган поступило письмо, что по экспортированному из Республики Казахстан товару «Нефть сырая» по коду ТН ВЭД - 2709 00 900 9 была произведена таможенная экспертиза. В ходе таможенной экспертизы установлено, что товар не соответствует заявленному наименованию и соответственно заявленному коду ТН ВЭД, что явилось основанием изменения кода товара с кода ТН ВЭД - 2709 00 900 9, как «нефть сырая», на код ТН ВЭД - 2710 19 119 0, как «средние дистилляты».

В соответствии с Соглашением между Правительствами Республики Казахстан и Российской Федерацией от 09.12.2010г. товар «средний дистиллят» запрещен к экспорту из Республики Казахстан за пределы ЕАЭС.

В этой связи Службой экономических расследований по данному факту 19.06.2018г. материал был зарегистрирован в КУИ и совместно с должностными лицами таможенного органа по заявленной ВДТ от 05.06.2018г. (страна назначения - Италия) 20.06.2018г. произведен отбор проб и образцов.

Таможенным органом 22.06.2018г. направлено решение о назначении таможенной экспертизы в Центральную таможенную лабораторию Комитета государственных доходов уполномоченного органа (далее – ЦТЛ) для проведения таможенной экспертизы указанных образцов.

Согласно Заключению таможенного эксперта отдела физико-химических исследований ЦТЛ от 17.07.2018г. (далее – Заключение ЦТЛ от 17.07.2018г.) следует, что образцы товаров по выходу фракции соответствует нефтепродуктам, полученным в процессе переработки нефти, как «средние дистилляты».

В соответствии с дополнительным примечанием к группе 27 ТН ВЭД «средние дистилляты» означает, что нефтяные фракции и другие нефтепродукты, у которых менее 90 об.% (включая потери) перегоняется при температуре 210 0С и 65 об.% или более (включая потери) перегоняется при температуре 250 0С по методу ISO3405 (эквивалентному методу ASTM D86).

Компания «О» не согласна с Заключением ЦТЛ от 17.07.2018г. и ссылается на результаты повторных экспертиз лабораторий независимого центра экспертизы нефтепродуктов и Компании «В».

Слеудет отметить, порядок назначения и проведения повторной таможенной экспертизы регламентирован нормами таможенного законодательства.

В соответствии со статьей 470 Кодекса, в случае несогласия декларанта с результатами таможенной экспертизы, таможенным органом может быть назначена повторная таможенная экспертиза.

Учитывая отсутствие решения о назначении повторной таможенной экспертизы таможенного органа, а также несоблюдение установленного порядка проведения  экспертизы, заключения  лабораторий независимого центра экспертизы нефтепродуктов и Компании «В» не подлежат рассмотрению как повторная таможенная экспертиза.

Таким образом, Заключение ЦТЛ от 17.07.2018г. не отменено и является документом  соответвующим нормам таможенного законодательства, согласно которому товар следует классификации в товарной подсубпозиции ТН ВЭД - 2710 19 290 0, как «прочие средние дистилляты».

Относительно доводов касательно уплаты таможенных платежей на весь объем сырой нефти, следует отметить, что применение временного таможенного декларирования (ВТД) регламентируется статьей 189 Кодекса. Временное таможенное декларирование путем подачи временной декларации на товары допускается в следующих случаях:

1) перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза трубопроводным транспортом;

2) на товары, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 150 Кодекса, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров и уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с данным Кодексом.

В соответствии с пунктом 8 статьи 182 Кодекса, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

При этом декларант несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 150 Кодекса.

Согласно статье 471 Кодекса пробы и (или) образцы товаров отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования и соблюдение требований согласно документам по стандартизации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Согласно статье 465 Кодекса образец – это единица товара, соответствующая структуре, составу и свойствам всей партии товара, либо единичный объект (товар – при отсутствии партии товара), отбор которых в целях дальнейшего исследования фиксируется в установленном порядке.

Сведения о количестве и таможенной стоимости партии  товара, задекларированного по ВТД от 05.06.2018г. (временная декларация), подтверждены данными задекларированного по ПВД от 28.09.2018г. (полная декларация).

 В этой связи, требование об уплате причитающихся сумм таможенных пошлин по ВТД от 05.06.2018г. и ПВД от 28.09.2018г. является правомерным, так как согласно Заключению ЦТЛ от 17.07.2018г., заявленные товары соответствуют термину «средний дистиллят».

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по классификации ввезенных товаров признаны правомерными.

  • 1305
  • 0
  • 17 февраля 2021

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.