Возврат НДС: запрос РФ — уведомление оставлено без изменений
Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщиков: юридическое лицо
Вид налога: НДС
Министерство финансов Республики Казахстан (далее- уполномоченный орган), получена апелляционная жалоба Компании «I» на уведомление о результатах проверки Департаментом государственных доходов (далее – налоговый орган) по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 01.10.2022г. по 31.03.2024г., не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 88 050,2 тыс.тенге.
Компания «I», не согласившись с выводами налогового органа, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.
Основанием для установления суммы НДС, не подлежащей возврату в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения системы управления рисками (СУР) на сумму 6 688,9 тыс.тенге, по непосредственным поставщикам на сумму 353,8 тыс.тенге, излишне предъявленная сумма (ранее возвращенная) в размере 13 131,2 тыс.тенге и отсутствие ответов на запросы от Федеральной налоговой службы Российской Федерации на сумму 88 050,2 тыс.тенге.
С данными выводами налогового органа Компания «I» не согласна из-за того, что причиной неподтверждения к возврату предъявленной суммы НДС является отсутствие ответов от Управления Федеральной налоговой службы по г.Санкт-Петербург Российской Федерации на направленные запросы.
В жалобе указано, что ООО «Д» является единственным покупателем Компании «I» и согласно предыдущим актам налоговых проверок (акт проверки №606 от 05.03.2024г.) запрос в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия г.Саранск ранее направлялся (№ДГД-УАКН-1-7304-И от 17.07.2023г.) и получен ответ (№15-12/23654 от 30.08.2023г.).
Также Компанией «I» в жалобе отмечает, что ООО «Д» сменило адрес места нахождения и по мнению Компании «I» ежеквартальное направление запросов является бессмысленным.
В жалобе Компании «I» указано, что в акте налоговой проверки указано, что отсутствует информация об отгрузке товара на экспорт, при этом отгрузка товаров на экспорт за вышеуказанные периоды подтверждается документами, предусмотренными налоговым законодательством.
Также в жалобе отмечено, что дважды неподтверждена к возврату сумма НДС в размере 1 894,3 тыс.тенге по ТОО «Г».
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
Согласно статье 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.
При этом, согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением системы управления рисками (СУР) в отношении налогоплательщика, представившего требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (далее – требование о возврате суммы превышения НДС).
Пунктом 2 указанной статьи Налогового кодекса определено, что в проверяемый период включается налоговый период начиная с налогового периода, за который предъявлено налогоплательщиком требование о возврате суммы превышения НДС, включая налоговый период, в котором представлена декларация по налогу на добавленную стоимость с указанием требования о возврате суммы превышения НДС.
Следует указать, что в соответствии с пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.
При этом, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».
Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №391 (далее – Правила №391), которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».
Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.
В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный Комитетом государственных доходов Республики Казахстан, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».
Приказом от 25.11.2022г. №693 Председателя КГД «О некоторых вопросах расчета критериев степени риска» установлен порог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска в размере 350 баллов.
При этом, согласно пункту 45 Правил №391 отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.
Отчет «Пирамида» формируется в целях определения достоверности сумм превышения НДС, предъявленного к возврату и выявления следующих рисков:
- риска неисполнения налоговых обязательств;
-
риска применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов.
При этом, в соответствии с подпунктом 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат налога на добавленную стоимость в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость.
В рассматриваемом случае, суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска составил 94,00 баллов, что не превышает порог баллов (350), установленный Комитетом государственных доходов Республики Казахстан, соответственно, сформирован аналитический отчет «Пирамида» с учетом риска применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов.
Согласно пункту 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.
При этом, услугодатель формирует аналитический отчет «Пирамида» по риску неисполнения налоговых обязательств исключительно по непосредственным поставщикам услугополучателя.
Согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими, в том числе:
- занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, выявленное при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур по выписанным счетам фактурам поставщика;
- расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам;
- отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, которым не исполнено налоговое обязательство по уплате начисленных сумм НДС.
В рассматриваемом случае, Компанией «I» отнесен НДС в зачет на сумму 11 256,0 тыс.тенге от непосредственного поставщика ТОО «М», при этом, по данному поставщику по результатам аналитического отчета «Пирамида» при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур по выписанным счетам фактурам поставщика выявлено занижение суммы НДС в размере 353,8 тыс.тенге. В этой связи, направлен запрос на устранение нарушений по подтверждению НДС в налоговые органы от 06.08.2024г. №298-1, при этом на дату завершения налоговой проверки ответ не получен.
Таким образом, учитывая нормы пунктов 1 и 12 статьи 152 Налогового кодекса и пункта 46 Правил №391, сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с выявленными нарушениями по непосредственному поставщику ТОО «М» составляет 353,8 тыс.тенге.
Относительно неподтверждении к возврату превышения НДС в сумме 6 688,9 тыс.тенге по риску применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов, предусмотренное пунктом 47 Правил №391, следует отметить.
В соответствии с пунктом 47 Правил №391 риском применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов признается наличие признаков, указывающих на заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
К таким признакам относятся наличие на различных уровнях поставщиков:
- которым ограничена выписка электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 Налогового кодекса;
-
регистрация (перерегистрация) которых на основании вступившего в законную силу решения суда признана недействительной;
- в отношении которых имеется факт регистрации в Едином реестре досудебного расследования уголовного дела по статье 216 Уголовного кодекса Республика Казахстан;
- сделки, которые судом признаны недействительными.
По результатам сформированного отчета «Пирамида» выявлены нарушения по риску применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов, в том числе по поставщикам, по которым ограничена выписка электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 Налогового кодекса.
Следует указать, что в соответствии с пунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в обжалуемом акте налоговой проверки подробно описаны выявленные расхождения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены (пункт 2.10 акта налоговой проверки).Вместе с тем, следует отметить, что согласно пункту 53 Правил №391 устанавливается наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг, начиная от каждого налогоплательщика в пределах суммы нарушения налогового законодательства с учетом фактов, указанных в пункте 52 Правил №391, до услугополучателя, представившего требование о возврате НДС и (или) налоговое заявление. При повторении нарушения на разных этапах поставки товаров, работ, услуг, вычитаемая сумма НДС определяется в пределах суммы такого нарушения.
В рассматриваемом случае, Компанией «I» отнесен в зачет НДС по ТОО «A» и ТОО «Р», у которых поставщиками на 4 уровне является ТОО «Г», сумма НДС, относимая в зачет, составила 1 894,3 тыс.тенге, 1894,3 тыс.тенге соответственно.
В связи с чем, установлено повторение нарушения на разных этапах поставки товаров по поставщику ТОО «Г», при этом вычитаемая сумма НДС должна быть определена в пределах суммы нарушения, то есть 1 894,3 тыс.тенге.
Учитывая вышеизложенное, по результатам налоговой проверки необоснованно отказано в возврате превышения НДС, в результате повторного неподтверждение к возврату наименьшей суммы НДС по поставщику ТОО «Г» сумме 1 894,3 тыс.тенге.
Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с подпунктами 2), 5) пункта 1 статьи 155 Налогового кодекса при проведении налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют право: запрашивать и получать у государственных органов необходимые для проведения проверки документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с законами Республики Казахстан; направлять запросы государственным и иным органам (организациям) иностранных государств по вопросам, возникшим в ходе налоговой проверки.
В рассматриваемом случае, как следует из информации Департамента государственных доходов по Костанайской области в электронных счетах-фактурах, выписанных ООО «Д» указан адрес: 430034, Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Лодыгина д.3 оф.421, однако, согласно сведениям из открытых источников ООО «Д» значится по адресу: Россия, г.Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный Округ Екатерингофский, наб. обводного канала д.138 к.7 литера А помещение Офис 2Н, 6/12-9А, то есть имеется расхождение между данными, указанных в документах, с ведениями из открытых источников.
Учитывая изложенное, в соответствии с вышеуказанной нормой и Соглашением между Правительством Российской Федерации, и Правительством Республики Казахстан от 30.09.1998г. «О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства» органом государственных доходов направлен запрос на предмет подтверждения взаиморасчетов с ООО «Д» в Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г.Санкт-Петербург (от 03.09.2024г. №ДГД-УАКН-1-14/8720-4). При этом, как указано в акте налоговой проверки, на дату завершения налоговой проверки на вышеуказанный запрос ответ от не поступил.
При этом, согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не подтверждена достоверность сумм НДС.
Таким образом, учитывая нормы статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391 не подлежит возврату превышения НДС в сумме 88 050,2 тыс.тенге в связи с отсутствием ответа дату завершения налоговой проверки от Управление федеральной налоговой службы Российской Федерации по г.Санкт-Петербург.
Необходимо отметить, что по результатам налоговой проверки не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 13 131,2 тыс.тенге в связи с излишне предъявленной суммой НДС, при этом, Компанией «I» в жалобе не приведены обстоятельства и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства в указанной части.
На основании вышеизложенного, по результатам рассмотрения жалобы сумма превышения НДС, не подлежащих к возврату определена в размере 106 329,8 тыс.тенге (353,8+6 688,9-1 894,3+13 131,2+88 050,2), при этом, Компании «I» предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС в сумме 88 050,2 тыс.тенге, соответственно, неподтверждение к возврату превышения НДС по результатам налоговой проверки является обоснованным.
По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения.
- 2233
- 0
- 26 ноября 2024
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.