Возврат НДС: применение СУР — жалоба оставлена без удовлетворения


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: индивидуальный предприниматель

 Вид налога: НДС


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба ИП «Ш» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка ИП «Ш». по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 21.06.2022г. по 31.03.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 4 981,2 тыс.тенге.

ИП  «Ш», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение, что ранее Департаментом государственных доходов в отношении ИП  «Ш» проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, по вопросам исполнения налогового обязательства по НДС за период с 21.06.2022г. по 31.03.2023г. по результатам которой составлен акт налоговой проверки, согласно которого не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 4 981,2 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа ИП «Ш» не согласна из-за того, что в результате сформированного аналитического отчета «Пирамида» имеются расхождения по поставщикам второго и последующих уровней, при этом сущность расхождений в акте налоговой проверки подробно не расписаны.

По мнению ИП «Ш» для целей возврата НДС имеет значение отсутствие нарушений по исчислению и уплате НДС непосредственными поставщиками экспортера. Наличие нарушений у поставщиков, являющихся по отношению к экспортеру поставщиками второго и последующих уровней, не должно влиять на оказание услуги по возврату превышения НДС из бюджета заявителю, тогда как по акту проверки не установлены нарушения по аналитическому отчету «Пирамида» по непосредственным поставщикам.

ИП «Ш», обратилась в Специализированный межрайонный административный суд с иском к Департаменту государственных доходов о признании незаконным и отмене уведомления о результатах проверки.

Решением СМАС признано незаконным и отменено уведомление о результатах проверки  в части отказа в возврате НДС в сумме 4 981,2 тыс.тенге, при этом на Департамент государственных доходов возложено обязательство повторно провести административную процедуру по проведению тематической налоговой проверки по вопросу подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 21.06.2022г. по 31.03.2023г. с учетом правовой позиции суда.

Постановлением Судебной коллегии по административным делам решение суда первой инстанции по делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба Заявителя оставлена - без удовлетворения.

Департаментом государственных доходов во исполнение решения СМАС проведена тематическая налоговая проверка ИП «Ш» по вопросу подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 21.06.2022г. по 31.03.2023г., по результатам которой составлен акт налоговой проверки и не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 4 981,2 тыс.тенге в связи с выявленными нарушениями по результатам аналитического отчета «Пирамида».

Проверив доводы Компании «V», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно статье 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

При этом, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391, действовавшего по состоянию на 04.09.2023г.  (далее – Правила №391), которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к данному приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов (350 баллов), установленный Комитетом государственных доходов, то по таким налогоплательщикам формируется аналитический отчет «Пирамида».

При этом, согласно пункту 45 Правил №391 аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Аналитический отчет «Пирамида» формируется с учетом: риска неисполнения налоговых обязательств и риска указанного в пункте 47 Правил №391, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.

При этом, согласно пункту 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Необходимо указать, что согласно данному пункту Правил №391 услугодатель прекращает дальнейшее формирование аналитического отчета «Пирамида» по поставщикам по риску неисполнения налоговых обязательств в случаях, если при формировании отчета «Пирамида» установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком:

1) состоящим на горизонтальном мониторинге;

2) производящим товары собственного производства, в том числе налогоплательщиком-сельхозтоваропроизводителем (за исключением производителей шкур крупного и мелкогорогатого скота и лиц, перерабатывающих лом цветных и черных металлов), включенным в Перечень производителей товаров собственного производства.

Производителем товаров собственного производства в рамках настоящих Правил является поставщик, признанный производителем в течение всего проверяемого периода услугополучателя;

3) осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, и имеющих средний коэффициент налоговой нагрузки не менее 20 (двадцати) процентов, рассчитанный за последние 5 (пять) лет, предшествующих налоговому периоду, в котором предъявлено требование;

4) осуществляющим поставку электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, за исключением электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, которые в дальнейшем экспортированы их покупателем;

5) осуществляющим поставку услуг связи;

6) у которых сумма НДС, отнесенная в зачет, не превышает 10-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года (далее – МРП), на дату формирования отчета «Пирамида»;

7) осуществляющим услуги магистральной железнодорожной сети и железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта.

Положения данного пункта не применяются, если непосредственные поставщики являются взаимосвязанными сторонами и (или) лицами, находящимися под контролем по отношению к услугополучателю, в отношении которого проводится тематическая проверка.

Согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам аналитического отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, в том числе расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС ЭСФ и других ИС ОГД.

В соответствии с пунктом 10 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган в случае выявления нарушений по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» направляет в адрес поставщиков уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.

При этом, если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по месту нахождения в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, направляет в соответствующий налоговый орган запрос о принятии мер в соответствии с Налоговым кодексом по устранению такими поставщиками товаров, работ, услуг нарушений, выявленных по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

В рассматриваемом случае, как указано выше, Департаментом государственных доходов во исполнение решения СМАС проведена тематическая налоговая проверка ИП «Ш» по вопросу подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 21.06.2022г. по 31.03.2023г.

Как указано в акте налоговой проверки ИП «Ш» предъявлено требование о возврате превышения НДС, указанное в Декларации по НДС (ф.300.00) за 1 квартал 2023г. за период с 01.01.2023г. по 31.03.2023г. в сумме 4 981,2 тыс.тенге.  

Согласно акту налоговой проверки, произведен автоматизированный расчет баллов по критериям степени риска, при этом суммарный итог баллов составил 86,1 баллов, что не превысило порог баллов (350 баллов), соответственно, сформирован аналитический отчет «Пирамида».

При этом, по результатам аналитического отчета «Пирамида» по непосредственным поставщикам компания «R.W.», компания «X» и компания «A.S.G.» выявлены нарушения у поставщиков последующих уровней на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем, в том числе:

  • ИП «Ш» отнесен в зачет НДС по непосредственному поставщику компания «R.W.» в сумме 950,3 тыс.тенге за 4 квартал 2022г., при этом, у поставщика третьего уровня компания «Ц.К.» выявлены расхождения по НДС в сумме 15 280,5 тыс.тенге в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС ЭСФ, наименьшая сумма превышения НДС, не подлежащих возврату составляет в сумме 950,3 тыс.тенге;

  • ИП «Ш» отнесен в зачет НДС в сумме 1 589,9 тыс.тенге за 4 квартал 2022г. и в сумме 1 010,9 тыс.тенге за 1 квартал 2023г. от непосредственного поставщика компания «A.S.G.».

Компания «A.S.G.» от поставщика второго уровня компания «V» отнесен в зачет НДС в сумме 2 854,0 тыс.тенге за 4 квартал 2022г. и в сумме 2 642,5 тыс.тенге за 1 квартал 2023г., при этом, у поставщика третьего уровня компания «Ц.К.» выявлены расхождения по НДС за 4 квартал 2022г. в сумме 15 280,5 тыс.тенге и за 1 квартал 2023г. в сумме 12 577,2 тыс.тенге в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС ЭСФ. Наименьшая сумма превышения НДС не подлежащая возврату составляет 902,8 тыс.тенге и 1 010,9 тыс.тенге соответственно, всего не подлежит возврату превышение НДС в сумме 2 009,8 тыс.тенге.

  • ИП «Ш» отнесен в зачет НДС в сумме 3 970,3 тыс.тенге за 1 квартал 2022г. и в сумме 2 770,8 тыс.тенге за 4 квартал 2022г. от непосредственного поставщика компания «X». При этом, у поставщика пятого уровня компания «Т.С.» выявлены расхождения по НДС за 4 квартал 2022г. в сумме 1 999,6 тыс.тенге и за 1 квартал 2023г. в сумме 1 770,2 тыс.тенге в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС ЭСФ. Наименьшая сумма превышения НДС, не подлежащая возврату составляет 949,2 тыс.тенге и 1161,8 тыс.тенге соответственно, всего не подлежит возврату превышение НДС в сумме 2 111,0 тыс.тенге.

Необходимо указать, что вышеуказанные непосредственные поставщики компания «R.W.», компания «A.S.G.», компания «X» и поставщики  последующих уровней не входят в перечень поставщиков, являющихся налогоплательщиками, предусмотренного подпунктами 1)-7) пункта 46 Правил №391.

При этом, в соответствии с пунктом 10 статьи 158 Налогового кодекса в акте налоговой проверки по вышеуказанным поставщикам описаны выявленные расхождения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены.

Таким образом, не подлежит возврату превышение НДС по риску не исполнения налоговых обязательств НДС на сумму 5 071,1 тыс.тенге в связи выявленными расхождениями по НДС в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС ЭСФ.

Как указано выше, ИП «Ш» предъявлено требование о возврате превышения НДС, указанного в Декларации по НДС (ф.300.00) за 1 квартал 2023г. за период с 01.01.2023г. по 31.03.2023г. в сумме 4 981,2 тыс.тенге. 

На основании вышеизложенного, учитывая положения статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 4 981,2 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов без изменения, а жалобу без удовлетворения.




  • 2631
  • 0
  • 26 ноября 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.