Возврат НДС, отказ в возврате в связи с излишне предъявленной суммой НДС

Министерство финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «М»  на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган)  сообщает.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «М» проведена тематическая налоговая проверка за период 20.09.2019г. по 31.03.2021г. по вопросу подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату, по результатам которой вынесено уведомление о начисленной сумме налога на добавленную стоимость (далее-НДС) в сумме 2 149,2 тыс.тенге, о сумме превышения налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 635 635,0 тыс.тенге.

Компания «М» не согласно в отказе по возврату НДС и приводит следующие доводы.

В жалобе отмечено, что Компания «М» является плательщиком НДС с даты ее создания и в соответствии с вышеуказанными положениями Налогового кодекса признает обороты по реализации железной руды облагаемыми для целей НДС и при начислении НДС применяет соответствующую ставку.

Из жалобы следует, что для целей осуществления деятельности, по добыче и реализации руды Компания «М» несет соответствующие расходы. Так, за период с 20.09.2019г. по 31.03.2021г. Компания «М» для целей облагаемого оборота по реализации понесло расходы по приобретению спецтехники и оборудования, запасных частей, мобилизации-демобилизации спецтехники, буровзрывным работам (обводненные скважины), дизельному топливу, услугам охраны, услугам сервисного обслуживания, административные расходы, консультационные услуги и другие текущие расходы.

В жалобе отмечено, что товары, работы и услуги, приобретенные Компанией «М» были использованы в целях оборотов по нулевой ставке, то есть в связи с облагаемыми оборотами. Также в жалобе отмечено, что в разделе 2.5. данного акта налоговый орган подтверждает, что Компанией «М» осуществляется постоянная реализация на экспорт и, что доля облагаемого оборота по нулевой ставке в общем облагаемом обороте в указанных налоговых периодах составляет более 70,0%.

Соответственно по мнению Компании «М», оно правомерно определило сумму превышения НДС, предъявленной к возврату в сумме 745 917,0 тыс.тенге, которая сложилась нарастающим итогом с 1 квартала 2020г. в результате приобретения товаров (работ, услуг) для целей облагаемых оборотов.

В жалобе указано, что отказ налогового органа в возврате суммы превышения НДС в размере 509 350,0 тыс.тенге за 1 и 2 кварталы 2020г. по причине признания ее как «излишне предъявленной налогоплательщиком к возврату» является неправомерным.

Как отмечено в жалобе, налоговым органом были подтверждены суммы превышения НДС за 1 квартал 2020г. из заявленной суммы 247 646,4 тыс.тенге в размере 247 564,5 тыс.тенге и за 2 квартал 2020г. из заявленной суммы 261 703,6 тыс.тенге в размере 259 518, 8 тыс.тенге.

Таким образом, по мнению Компании «М» по результатам проверки, была подтверждена сумма превышения НДС за 1 и 2 кварталы 2020г. в размере 507 083,3 тыс.тенге. Соответственно, на основании проведённой налоговой проверки в соответствии со статьей 152 Налогового кодекса, у налогового органа не было оснований в отказе к возврату суммы превышения НДС за 1 и 2 кварталы 2020г.

Из акта налоговой проверки следует, что согласно статье 429, подпункту 1) пункта 12 статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) не подтвержден возврат НДС в сумме 635 635,0 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы, установлено следующее.

Уполномоченным органом в целях вынесения мотивированного решения по жалобе, письмом от 03.09.2021г. в соответствии со статьями 181, 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. назначена тематическая проверка Компании «М» по вопросу правильности подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату.

Налоговым органом вынесено предписание от 29.11.2021г. от №33 на проведение тематической проверки Компании «М», по результатам которой составлен акт тематической проверки от 19.04.2022г. №33 (далее- тематическая проверка).

Тематической проверкой установлено, что по результатам акта проверки от 06.09.2021г. за период с 20.09.2019г. по 31.03.2021г., не подлежащая к возврату сумма превышения НДС определена в размере 635 635,0 тыс.тенге.

При этом, основанием для невозврата данной суммы явилось:

1) Сумма НДС, излишне предъявленная налогоплательщиком – 509 349,9 тыс.тенге (раздел 2.3);

2) Сумма НДС, по экспорту товаров, по которым не поступила валютная выручка – 17, 9 тыс.тенге;

3) Сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения СУР – 105 045,6 тыс.тенге ;

4) Сумма НДС, не подлежащая возврату по запросам на устранение нарушений 17 855,7 тыс.тенге;

5) Сумма НДС, не подлежащая возврату по иным причинам 3 365,9 тыс.тенге.

Общество обжалует вопрос касательно расходов по приобретению спецтехники и оборудования, запасных частей, мобилизации-демобилизации спецтехники, буровзрывным работам (обводненные скважины), дизельному топливу, услугам охраны, услугам сервисного обслуживания, административные расходы, консультационные услуги и другие текущие расходы, которые оно понесло в целях облагаемого оборота по реализации.

Из акта тематической проверки следует, что сумма НДС, относимая в зачет за 1 квартал 2020г. составила 257 679,4 тыс.тенге, в том числе связанная с оборотом по реализации, облагаемым по нулевой ставке составила 252 935,9 тыс.тенге. Согласно требованию, указанного в ФНО 300.00 в Приложении 300.09 «сведения по сумме НДС, предъявленного к возврату» за 1 квартал 2020г. предъявлена сумма 247 646,4 тыс.тенге.

В акте тематической проверки также отмечено, что ТМЦ (запасные части, ГСМ, периферийные устройства, спецодежда, газ) приобретались в указанном периоде, оприходованы на склад и приняты на учет на счете 1310 «сырье и материалы».

Данные ТМЦ, как указано в акте тематической проверки Обществом использовались для текущих или капитальных ремонтов техники и оборудования. Материалы списывались на производственные или хозяйственные нужды, на счет 8410 «общепроизводственные расходы», счет 8110 «прямые расходы основного производства» (материалы на содержание машин и оборудований, материалы на содержание территории дизельное топливо, масла и смазки, бензин, газ).

При этом, прочие ТМЦ (бутилированная вода, канцелярские товары) списывались на счет 7210 «общие и административные расходы», полученные услуги (услуги банка, обслуживающие услуги, авиа – железнодорожные билеты) также списывались на счет 7210, нематериальные активы (лицензии, программное обеспечение ПО) на счет 2730 «прочие нематериальные активы».

По 2 кварталу 2020г. из акта тематической проверки следует, что общая сумма НДС, относимая в зачет составляет 270 482, 0 тыс.тенге, из них сумма, связанная с оборотом, облагаемым по нулевой ставке 243 260,9 тыс.тенге. Согласно требованию, указанного в ФНО 300.00 в Приложении 300.09 «сведения по сумме НДС, предъявленного к возврату» за 2 квартал 2020г. предъявлена сумма 261 703,6 тыс.тенге. В акте указано, что к рассмотрению подлежит сумма 235 817,2 тыс.тенге. Всего за 1-2 кварталы 2020г. подлежит рассмотрению сумма 483 463,6 тыс.тенге.

В акте тематической проверки указано, что за 1 и 2 кварталы 2020г. на баланс Компании «М» поступили основные средства в количестве 366 единиц на сумму НДС 246 486,8 тыс.тенге, приобретенные основные средства (горная спецтехника, автотранспортные средства, машины и оборудование, жилые вагоны, контейнеры) в бухгалтерском учете Компании «М» отражаются на счете 2412 «основные средства», железная руда (приобретена у Компании «А») на сумму 72 897,0 тыс.тенге.

При этом, в акте тематической проверки отмечено, что данная техника и оборудование находятся и используются на месторождении Рудник.

Кроме того, из акта тематической проверки следует, что из суммы 319 383,8 тыс.тенге (246 486,8 основные средства + 72 897,0 железная руда), настоящей проверкой подлежит возврату только сумма 282 314,4 тыс.тенге.

Разница не подлежит возврату из бюджета в сумме 37 069,4 тыс.тенге (319 383,8 сумма по основным средствам - 282 314,4 подлежащая к возврату), в связи с выявленными нарушениями, отраженными в разделе 2.14. акта тематической проверки на сумму 463 602,6 тыс.тенге, из которой сумма к возврату составила 282 314,4 тыс.тенге (745 917,0 - 463 602,6=282 314,4).

Также в акте тематической проверки отмечено, что актом проверки от 06.09.2021г. №132 из предъявленной суммы превышения в размере 745 917,0 тыс.тенге не подтвержден НДС в размере 635 635,0 тыс.тенге, то есть подлежало возврату по предыдущему акту проверки только в сумме 110 282,0 тыс.тенге (745 917,0-635 635,0).

Соответственно по результатам данной проверки, сумма, не подлежащая возврату составляет 353 320,6 тыс.тенге = (745 917,0 предъявленная сумма - 282 314,4 подлежащая возврату по акту тематической проверки – 110 282,0 подлежащая возврату по акту проверки от 06.09.2021г. №132):

-17,9 тыс.тенге -сумма НДС по экспорту товаров, по которым не поступила валютная выручка, данная сумма не обжалована Компанией «М»;

-300 023,3 тыс.тенге- сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с наличием нарушений (подробное описание в акте тематической проверки в разделе 2.10, 3);

-24 027,2 тыс.тенге-сумма НДС, не подлежащая возврату по запросам на устранение нарушений (по Пирамиде по нарушениям 1 уровня подробно описано в акте тематической проверки раздел 2.11.);

-3 365,9 тыс.тенге-сумма НДС, не подлежащая возврату по иным причинам, данная сумма не обжалована Компанией «М»;

-25 886,4 тыс.тенге – сумма НДС, излишне предъявленная налогоплательщиком, подробно описано актом тематической проверки в разделе 2.1.)

Следует отметить, что  предыдущим актом проверки не рассматривался период с 4 квартала 2019г. по 2 квартал 2020г., соответственно актом тематической проверки данный период был охвачен проверкой, где выявлены нарушения по результатам проведения анализа данных налоговых отчетностей по НДС и (или) сведений информационных систем, имеющихся в налоговых органах, в т.ч. ИС ЭСФ поставщиков в соответствии с Правилами применения СУР в целях возврата превышения налога на добавленную стоимость, утвержденные Приказом МФ РК №118 от 02.02.2018г., соответственно выявлены нарушения у поставщиков на сумму 10 063 654,8 тыс.тенге (наименьшая сумма НДС 300 023,3 тыс. тенге).

При этом причины невозврата суммы 300 023,3 тыс.тенге указаны в разделе 2.10, 3 акта тематической проверки.

Таким образом, из предъявленной суммы превышения НДС в размере 745 917,0 тыс.тенге подтверждена сумма НДС к возврату 392 596,4 тыс.тенге, в том числе сумма 110 282,0 тыс.тенге подтверждена предыдущим актом от 06.09.2021г. №132, сумма 282 314,4 тыс.тенге подтверждена настоящим актом тематической проверки (392596,4-110282,0).

По результатам заседания Апелляционной комиссии, состоявшегося 19.05.2022г., принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки от 06.09.2021г. Налогового органа в части суммы превышения НДС, не подтвержденной к возврату в размере 282 314,4 тыс.тенге, в остальной части оставить без изменения.

  • 987
  • 0
  • 31 мая 2022

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.