Возврат НДС -неподтверждение к возврату в связи с СУР


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: возврат НДС


Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган), рассмотрена жалоба Компании «В» на уведомление о результатах налоговой проверки от 04.12.2023г. Департамента государственных доходов (далее-налоговый орган).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «В» по вопросу подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату за период (далее – превышение по НДС) с 01.04.2023г. по 30.06.2023г., по результатам которой вынесено уведомление от 04.12.2023г., где отказано в возврате суммы 191 167,7 тыс.тенге.

Компания, не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части неподтверждения к возврату сумм превышения НДС, относимого в зачет в размере 190 295,9 тыс.тенге.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, то, что в соответствии с пунктом 12 статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) и пунктом 53 Правил №391 превышение НДС в сумме 191 167,7 тыс.тенге не подлежит возврату, в связи с наличием нарушений, выявленных в результате формирования аналитического отчета «Пирамида», расхождений между данными ИС ЭСФ и данными налоговой отчетности по НДС по приобретению на различных уровнях, а также нарушений, предусмотренных пунктом 47 Правил №391.

С данными выводами налогового органа Компания «В» не согласна в части суммы 190 295,9 тыс.тенге и приводит следующие доводы:

- 176 018,9 тыс.тенге по нарушениям, выявленным по результатам аналитического отчета «Пирамида» по 9 поставщикам 5-6 уровней;

- 14 277,0 тыс.тенге по нарушениям, выявленными по результатам аналитического отчета «Пирамида» и сведениям ИС по 18 поставщикам.

При этом в жалобе отмечено, что орган государственных доходов вышел за пределы тематической проверки, следовало проверять только непосредственно взаимозачеты Компании и его поставщиков, а не поставщиков с третьими лицами. В нарушение норм статей 152, 114 Налогового кодекса, Правил возврата превышения НДС и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 (далее – Правила №391) орган государственных доходов в качестве основания для отказа в возврате НДС, как указывает Компания, орган государственных доходов ссылается на нарушения поставщиков 2-6 уровней.

Кроме того, в жалобе указано, что не ясно, каким образом в акте проверки установлены нарушения, по каким причинам поставщики признаны рисковыми, каким образом определена наименьшая сумма НДС, использование в акте проверки «Пирамиды 2» Компанией считает некорректным, так как формирование его не предусмотрено Правилами №391 и иными нормативными актами.

Также в жалобе отмечено, что согласно пункту 46 Правил №391орган государственных доходов должен прекратить формирование отчета «Пирамида» по поставщикам следующих уровней в случаях, установленных в подпунктах 1) - 5). В нарушение данного пункта в акте проверки не учтено, что у Компании имеются непосредственные налогоплательщики, имеющие статус, предусмотренный подпунктами 1) -5) пункта 46 Правил №391, такие как Компании «KTG», Компании «К» и другие.

Проверив доводы Компании «B», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно статье 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

При этом, согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением системы управления рисками (СУР) в отношении налогоплательщика, представившего требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (далее - требование о возврате суммы превышения НДС).

Пунктом 2 указанной статьи Налогового кодекса определено, что в проверяемый период включается налоговый период начиная с налогового периода, за который предъявлено налогоплательщиком требование о возврате суммы превышения НДС, включая налоговый период, в котором представлена декларация по налогу на добавленную стоимость с указанием требования о возврате суммы превышения НДС.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

При этом, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила №391, которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов (350 баллов), установленный Комитетом государственных доходов Республики Казахстан, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

При этом, согласно пункту 45 Правил №391 отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Отчет «Пирамида» формируется с учетом: риска неисполнения налоговых обязательств и риска, указанного в пункте 47 Правил №391, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки, произведен автоматизированный расчет баллов по критериям степени риска, при этом суммарный итог баллов не превысил порог баллов (350 баллов), соответственно, сформирован аналитический отчет «Пирамида».

Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС по непосредственным поставщикам

Согласно пункту 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

При этом, в соответствии с пунктом 10 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган в случае выявления нарушений по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» направляет в адрес поставщиков уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.

Если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по месту нахождения в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, направляет в соответствующий налоговый орган запрос о принятии мер в соответствии с Налоговым кодексом по устранению такими поставщиками товаров, работ, услуг нарушений, выявленных по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

Кроме того, пунктом 53 Правил №391 определено, что сумма превышения НДС, подлежащая подтверждению, определяется в следующем порядке:

1) устанавливается наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг, начиная от каждого налогоплательщика в пределах суммы нарушения налогового законодательства с учетом фактов, указанных в пункте 52 Правил №391, до услугополучателя, представившего требование о возврате НДС и (или) налоговое заявление;

2) устанавливается наименьшая из следующих сумм в совокупности:

суммы НДС, суммарно сложившейся из сумм НДС, определенных в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта;

суммы НДС, отнесенной в зачет услугополучателем, представившим требование о возврате НДС или налоговое заявление, от непосредственного поставщика;

3) из суммы превышения НДС, указанной в требовании о возврате НДС или налоговом заявлении, вычитаются суммы НДС, определенные в порядке, указанном в подпункте 2) настоящего пункта.

Образцы определения суммы превышения НДС, подлежащей подтверждению, приведены в приложениях 4, 5, 6, 7 и 8 к настоящим Правилам.

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки по результатам аналитического отчета «Пирамида» выявлены расхождения на сумму НДС в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения по непосредственным поставщикам Коммунальному государственному предприятию на сумму 59,6 тыс.тенге, по Компании «AL» на сумму 7,5 тыс.тенге, Компании «К» на сумму 17,8 тыс.тенге, по Государственной компании на сумму 5,1 тыс.тенге, по Компании «W» на сумму 111,9 тыс.тенге, по Компании «Z» на сумму 109,6 тыс.тенге, по Компании «С» на сумму 125,4 тыс.тенге, по Компании «I» на сумму 37,8 тыс.тенге, по Компании «SS» на сумму 2 929,9 тыс.тенге, по Компании «Е» на сумму 115,5 тыс.тенге, по Компании «I» на сумму 33,4 тыс.тенге, по Компании «CH» на сумму 5 114,6 тыс.тенге, по Компании «H» на сумму 5,6 тыс.тенге, по Компании «R» на сумму 28,7 тыс.тенге, по Компаниb «E» на сумму 45,6 тыс.тенге, по Компании «D» на сумму 5 250,7 тыс.тенге, по Компании «U» на сумму 14,6 тыс.тенге, по Компании «Т» на сумму 263,7 тыс.тенге, ИП Ц.Ш. на сумму 181,4 тыс.тенге, всего на сумму 14 458,4 тыс.тенге.

При этом, Компания не обжалует неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 181,4 тыс.тенге по непосредственному поставщику ИП Ц.Ш.

Как следует из акта налоговой проверки, по поставщикам, по которым установлены расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС ЭСФ, а также других сведений по которым направлены запросы в органы государственных доходов по месту нахождения вышеуказанных предприятий, на момент завершения налоговой проверки ответы не получены.

Необходимо указать, что в соответствии с пунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в обжалуемом акте налоговой проверки подробно описаны выявленные расхождения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены (пункт 2.11 акта налоговой проверки).

Следует отметить, что согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам аналитического отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими в том числе, расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур (далее – ЭСФ) и других ИС ОГД.

Таким образом, учитывая нормы статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышение НДС в связи с наличием нарушений, выявленных по анализу аналитического отчета «Пирамида» в сумме на сумму 14 277,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в результате применения СУР

Согласно пункту 47 Правил №391 риском извлечения услугополучателем выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей признается:

1) применение схем уклонения от уплаты налогов, в том числе заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и (или) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения НДС;

2) действия, направленные на вывод денежных средств в теневую экономику и обналичивание денежных средств;

3) притворные сделки, совершенные с целью прикрыть другую сделку (значительное занижение или завышение цены сделок).

В части установления данных рисков, отчет «Пирамида» формируется независимо от категории и (или) статуса поставщика, за исключением поставщиков, указанных в подпунктах 4), 5) и 6) пункта 46 Правил №391.

При установлении данных рисков ОГД, осуществляющий тематическую проверку, назначает встречную проверку поставщика в соответствии с параграфом 2 главы 4 Правил №391.

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки, с учетом риска, указанного в пункте 47 Правил №391, у поставщиков последующих уровней выявлены нарушения в части ограничения  к выписке ЭСФ в ИС ЭСФ у поставщиков последующих уровней, а также в отношении руководителя (учредителя) имеется факт регистрации в ЕРДР уголовного дела по статье 216, 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан, где сумма НДС, не подлежащая возврату составила на сумму 176 018,9 тыс.тенге, в том числе по следующим поставщикам:

- Компанией отнесена в зачет сумма НДС в размере 35 094,3 тыс.тенге по непосредственному поставщику Компании «С», нарушение установлено у поставщиков последующих уровней по Компании «Т» наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату в размере 5 222,8 тыс.тенге, по Компании «V» наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату в размере 18 055,9 тыс.тенге, по Компании «R» наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату в размере 7 632,7 тыс.тенге, у которой выявлено ограничение выписки ЭСФ в ИС ЭСФ в связи с неисполнением уведомления камерального контроля. По результатам проверки определена наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату по поставщику Компании «С», в размере 30 911,4 тыс.тенге;

- Компанией отнесена в зачет сумма НДС в размере 40 956,6 тыс.тенге по непосредственному поставщику Компании «P», нарушение установлено у поставщиков последующих уровней по Компании «К», по которой судом регистрация признана недействительной, наименьшая сумма НДС в размере 3 472,8 тыс.тенге, по Компании «Т», у которого выявлено ограничение выписки ЭСФ в ИС ЭСФ в связи с неисполнением уведомления камерального контроля, наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату в размере 4 476,2 тыс.тенге. По результатам проверки определена наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату по поставщику Компании «P» в размере 7 949,0 тыс.тенге;

- Компанией отнесена в зачет сумма НДС в размере 36 768,4 тыс.тенге по непосредственному поставщику Компании «V», нарушение установлено у поставщиков последующих уровней по Компании «S», у которой выявлено ограничение выписки ЭСФ в ИС ЭСФ в связи с неисполнением уведомления камерального контроля, наименьшая сумма НДС в размере 2 027,6 тыс.тенге и 2 043,4 тыс.тенге. По результатам проверки определена наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату по поставщику Компании «V», в размере 4 071,0 тыс.тенге;

- Компанией отнесена в зачет сумма НДС в размере 284 374,3 тыс.тенге по непосредственному поставщику Компании «М», нарушение установлено у поставщиков последующих уровней по Компании «L» наименьшая сумма НДС в размере 21 426,4 тыс.тенге, по Компании «О» наименьшая сумма НДС в размере 32 578,3 тыс.тенге, по Компании «KTG» наименьшая сумма НДС в размере 19 369,8 тыс.тенге, у которой выявлено ограничение выписки ЭСФ в ИС ЭСФ в связи с неисполнением уведомления камерального контроля. По результатам проверки определена наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату по поставщику Компании «М», в размере 73 374,6 тыс.тенге;

- Компанией отнесена в зачет сумма НДС в размере 171 529,0 тыс.тенге по непосредственному поставщику Компании «P», нарушение установлено у поставщиков последующих уровней по Компании «KTK» наименьшая сумма НДС в размере 17 478,6 тыс.тенге, по Компании «H» наименьшая сумма НДС в размере 9 911,8 тыс.тенге, у которой выявлено ограничение выписки ЭСФ в ИС ЭСФ в связи с неисполнением уведомления камерального контроля. По результатам проверки определена наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату по поставщику Компании «P» в размере 27 390,4 тыс.тенге;

- Компанией отнесена в зачет сумма НДС в размере 22 697,7 тыс.тенге по непосредственному поставщику Компании «S», нарушение установлено у поставщика 6 уровня по Компании «G», наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату в размере 5 688,2 тыс.тенге, у которой выявлено ограничение выписки ЭСФ в ИС ЭСФ в связи с неисполнением уведомления камерального контроля. По результатам проверки определена наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату по поставщику Компании «S», в размере 5 688,3 тыс.тенге;

- Компанией отнесена в зачет сумма НДС в размере 8 766,2 тыс.тенге по непосредственному поставщику Компании «E», нарушение установлено у поставщиков последующих уровней по Компании «С», наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату в размере 1 305,3 тыс.тенге, регистрация судом признана недействительной, по Компании «T» наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату в размере 5 932,1 тыс.тенге, у которого выявлено ограничение выписки ЭСФ в ИС ЭСФ в связи с неисполнением уведомления камерального контроля. По результатам проверки определена наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату по поставщику Компании «E», в размере 7 237,4 тыс.тенге;

- Компанией отнесена в зачет сумма НДС в размере 268 357,7 тыс.тенге по непосредственному поставщику Компании «М», нарушение установлено у поставщиков последующих уровней по Компании «ASA», наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату в размере 1 339,3 тыс.тенге, по Компании «S» наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату в размере 6 697,8 тыс.тенге, у которого выявлено ограничение выписки ЭСФ в ИС ЭСФ в связи с неисполнением уведомления камерального контроля. По результатам проверки определена наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату по поставщику Компании «M», в размере 8 037,1 тыс.тенге;

- Компанией отнесена в зачет сумма НДС в размере 66 936,2 тыс.тенге по непосредственному поставщику Компании «К», нарушение установлено у поставщика 4 уровня по Компании «G», наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату в размере 11 359,7 тыс.тенге, по Компании «S» наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату в размере 6 697,8 тыс.тенге, по которому возбуждено уголовное дело по ст.216 ч.2 УК РК (ЕРДР). По результатам проверки определена наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату по поставщику Компании «К», в размере 11 359,7 тыс.тенге.

Соответственно, по акту проверки не подтверждено к возврату превышение НДС в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения СУР, в сумме 176 018,9 тыс.тенге.

Таким образом, учитывая нормы пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышение НДС в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения СУР у поставщиков последующих уровней в сумме 176 018,9 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки от 04.12.2023г. без изменения, а жалобу без удовлетворения.




  • 1082
  • 0
  • 23 февраля 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.