Возврат НДС - нарушения по отчету Пирамида


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: возврат НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «M» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату, и правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за период с 01.10.2020г. по 30.06.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 84 584,5 тыс.тенге.

Компания «M», не согласившись с выводами органа государственных доходов (ОГД), обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить уведомление о результатах проверки по неподтверждению превышения НДС к возврату в сумме 84 584,5 тыс.тенге.

Основанием для неподтверждения суммы превышения НДС к возврату явилось нарушение статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г., по результатам которого выявлены нарушения в результате применения СУР.

С данным выводом ОГД Компания «M» не согласна из-за того, что в соответствии с подпунктом 1), 2) пункта 2 статьи 429 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. по акту налоговой проверки установлено выполнение условий, предусмотренных указанной нормой Налогового кодекса.

Также Компания «M» указывает, что в 4 квартале 2020г. осуществлен импорт товаров из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, по которому НДС по импорту уплачен в сумме 84 509,4 тыс.тенге. В этой связи, Компания «M» считает, что нарушения, выявленные по НДС по поставщику Компании «К», не являются основаниями для отказа в возврате превышения НДС.

Компания «M» приводит пункты 35, 36, 47 Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 (далее - Правила №391), нарушения по которым по мнению Компания «М» в ходе проведения налоговой проверки не установлены. При этом в соответствии с пунктами 8, 9 статьи 152 Налогового кодекса в ходе налоговой проверки встречная проверка поставщика Компании «К» не проводилась, при которой подтвердилась бы достоверность НДС, предъявленных к возврату.

Проверив доводы Компании «М», исследовав представленные ОГД материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно статье 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

При этом, согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением системы управления рисками (СУР) в отношении налогоплательщика, представившего требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (далее - требование о возврате суммы превышения НДС).

Пунктом 2 указанной статьи Налогового кодекса определено, что в проверяемый период включается налоговый период начиная с налогового периода, за который предъявлено налогоплательщиком требование о возврате суммы превышения НДС, включая налоговый период, в котором представлена декларация по налогу на добавленную стоимость с указанием требования о возврате суммы превышения НДС.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

При этом, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила №391, которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов (350 баллов), установленный Комитетом государственных доходов Республики Казахстан, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

При этом, согласно пункту 45 Правил №391 отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Отчет «Пирамида» формируется с учетом:

риска неисполнения налоговых обязательств и

риска указанного в пункте 47 Правил №391, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки, произведен автоматизированный расчет баллов по критериям степени риска, при этом суммарный итог баллов составил 118,39 баллов, что не превысило порог баллов (350 баллов), соответственно, сформирован аналитический отчет «Пирамида».

Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС по непосредственным поставщикам

Согласно пункту 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

При этом, в соответствии с пунктом 10 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган в случае выявления нарушений по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» направляет в адрес поставщиков уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.

При этом, если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по месту нахождения в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, направляет в соответствующий налоговый орган запрос о принятии мер в соответствии с Налоговым кодексом по устранению такими поставщиками товаров, работ, услуг нарушений, выявленных по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки по результатам аналитического отчета «Пирамида» по 15 непосредственным поставщикам установлены расхождения между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) и суммами НДС по выписанным счетам-фактурам на сумму 255 444,3 тыс.тенге, при этом, наименьшая сумма НДС, неподтвержденная к возврату, составляет 3 578,9 тыс.тенге.

При этом, по поставщикам, по которым установлены расхождения между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) и суммами НДС по выписанным счетам-фактурам направлены запросы в органы государственных доходов по мету нахождения данных предприятий.

Кроме того, следует отметить, что согласно пункту 46 Правил №391 услугодатель прекращает дальнейшее формирование отчета «Пирамида» по поставщикам по риску неисполнения налоговых обязательств в случаях, если при формировании отчета «Пирамида» установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком, установленным подпунктами 1) - 6) настоящего пункта Правил №391.

При этом положения настоящего пункта не применяются, если непосредственные поставщики являются взаимосвязанными сторонами и (или) лицами, находящимися под контролем по отношению к услугополучателю, в отношении которого проводится тематическая проверка.

Пунктом 2 статьи 1 Налогового кодекса предусмотрено, что взаимосвязанными сторонами признаются физические и (или) юридические лица, имеющие взаимоотношения, которые соответствуют одному либо нескольким из следующих условий, установленных подпунктами 1) - 9) настоящего пункта.

В рассматриваемом случае, руководитель Компания «M» гражданин Н. также является руководителем в Компании «Т», в котором учредителем является гражданин Х. (доля в уставном капитале 22,00%), который в свою очередь, является руководителем в Компании «К», следовательно, Компания «M» и Компания «К» в целях налогообложения признаются взаимосвязанными сторонами.

Как следует из акта налоговой проверки, Компания «M» за проверяемый период отнесло НДС в зачет по поставщику Компании «К» в сумме 119 139,7 тыс.тенге. При этом по результатам аналитического отчета «Пирамида» у 274 непосредственных поставщиков Компании «К» установлено расхождение между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) и суммами НДС по выписанным счетам-фактурам на сумму 15 463 685,7 тыс.тенге, по которым наименьшая сумма НДС, неподтвержденная к возврату составляет 116 877,6 тыс.тенге.

При этом, по поставщикам, по которым установлены расхождения между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) и суммами НДС по выписанным счетам-фактурам направлены запросы в органы государственных доходов по месту нахождения данных предприятий.

Следует указать, что в соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в обжалуемом акте налоговой проверки подробно описаны выявленные расхождения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены (пункты 2.10, 2.11 акта налоговой проверки от 04.12.2023г. №161).

Также, согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам аналитического отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими в том числе, расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур (далее – ЭСФ) и других ИС ОГД.

Таким образом, в связи с выявленными нарушениями по результатам аналитического отчета «Пирамида» по непосредственным поставщикам не подлежит возврату превышение НДС в сумме 120 456,5 тыс.тенге (3 578,9 + 116 877,6).

Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в результате применения СУР

Как указано выше согласно пункту 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

В рассматриваемом случае, по результатам аналитического отчета «Пирамида» установлено, что Компания «M» отнесло НДС в зачет по Компании «Е» в сумме 952,0 тыс.тенге, по Компания «Т» в сумме 261,7 тыс.тенге, по Компании «Ке» в сумме 257,3 тыс.тенге, по Компании «Р» в сумме 147,4 тыс.тенге, по Компании«G» в сумме 123,5 тыс.тенге, по Компании «X» в сумме 84,0 тыс.тенге, по Компании «C» в сумме 81,9 тыс.тенге и по Компании «Gr» в сумме 36,1 тыс.тенге, на общую сумму 1 944,2 тыс.тенге.

При этом, у поставщиков последующих уровней перечисленных непосредственных поставщиков по результатам аналитического отчета «Пирамида» выявлены нарушения по неисполнению налоговых обязательств по уплате НДС в бюджет на сумму 984 571,0 тыс.тенге, по которым наименьшая сумма НДС, неподтвержденная к возврату, составляет 1 944,2 тыс.тенге.

Следует указать, что в соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в обжалуемом акте налоговой проверки подробно описаны выявленные расхождения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены (пункт 2.10 акта налоговой проверки от 04.12.2023г. №161).

Таким образом, в связи с выявленными нарушениями по результатам аналитического отчета «Пирамида» по непосредственным поставщикам не подлежит возврату превышение НДС в сумме 1 944,2 тыс.тенге.

Относительно неподтверждения к возврату излишне предъявленной суммы превышения НДС в размере 5 860,4 тыс.тенге следует отметить, что согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. При этом, Компанией «M» в указанной части не приведены доводы и обстоятельства, на которых оно основывает свои требования.

На основании вышеизложенного, по результатам налоговой проверки выявлены нарушения норм статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391 на сумму 128 261,2 тыс.тенге, при этом, Компания «M»  представлено требование о возврате превышения НДС за период с 01.10.2020г. по 30.06.2023г. в сумме 84 584,5 тыс.тенге, соответственно, неподтверждение превышения НДС к возврату в пределах суммы, указанного в требовании, по результатам акта налоговой проверки является обоснованным.

Далее, необходимо указать, что согласно пункту 47 Правил №391 риском извлечения услугополучателем выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей признается:

1) применение схем уклонения от уплаты налогов, в том числе заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и (или) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения НДС;

2) действия, направленные на вывод денежных средств в теневую экономику и обналичивание денежных средств;

3) притворные сделки, совершенные с целью прикрыть другую сделку (значительное занижение или завышение цены сделок).

В части установления данных рисков, отчет «Пирамида» формируется независимо от категории и (или) статуса поставщика, за исключением поставщиков, указанных в подпунктах 4), 5) и 6) пункта 46 Правил №391.

При установлении данных рисков ОГД, осуществляющий тематическую проверку, назначает встречную проверку поставщика в соответствии с параграфом 2 главы 4 Правил №391.

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки, с учетом риска, указанного в пункте 47 Правил №391, у поставщиков последующих уровней Компания «К» выявлены нарушения в части ограничения  к выписке ЭСФ  в ИС ЭСФ у поставщиков 4-6 уровней, а также в отношении руководителя (учредителя) имеется факт регистрации в ЕРДР уголовного дела по статье 216, 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан. При этом, нарушения, выявленные по пункту 47 Правил №391 не отражены в общей сумме превышения НДС, неподтвержденной к возврату, указанной в пункте 2.14 акта налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.




  • 1387
  • 0
  • 23 февраля 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.