Возврат НДС: частичная отмена уведомления по превышению суммы НДС


      Вид спора: налоговые споры

      Категория налогоплательщика: юридическое лицо

      Вид налога: НДС


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «V» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка Общества по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату, а также по вопросам исполнения налогового обязательства по НДС за период с 01.01.2024г. по 31.03.2024г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 50 648,4 тыс.тенге.

Компания «V», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

1. Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 37 757,6 тыс.тенге.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и пункта 47 Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость от 19.03.2018г. №391 (далее – Правила №391), не подлежит возврату превышение НДС в сумме 50 648,4 тыс.тенге, в связи с наличием нарушений, выявленных в результате формирования аналитического отчета «Пирамида», расхождений между данными ИС ЭСФ и данными налоговой отчетности по НДС по приобретению на различных уровнях.

С данным выводом налогового органа Компания «V» не согласна из-за того, что наличие у 17 поставщиков 2, 5, 6 уровней ограничения выписки ЭСФ в ИС ЭСФ не должно влиять на неподтверждение к возврату превышения НДС, так как Общество не имеет взаиморасчетов и сделок с ними. Кроме того, в связи с тем, что у прямых поставщиков 1-го уровня нарушений по расчету «Пирамида» не выявлено, в соответствии с пунктом 2 статьи 434 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. НДС вправе применять упрощенный порядок возврата превышения НДС.

Проверив доводы Компании «V», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно статье 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

При этом, согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением системы управления рисками (СУР) в отношении налогоплательщика, представившего требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (далее – требование о возврате суммы превышения НДС).

Пунктом 2 указанной статьи Налогового кодекса определено, что в проверяемый период включается налоговый период начиная с налогового периода, за который предъявлено налогоплательщиком требование о возврате суммы превышения НДС, включая налоговый период, в котором представлена декларация по налогу на добавленную стоимость с указанием требования о возврате суммы превышения НДС.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

При этом, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила №391, которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный Комитетом государственных доходов Республики Казахстан, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

Приказом от 25.11.2022г. №693 Председателя КГД «О некоторых вопросах расчета критериев степени риска» установлен порог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска в размере 350 баллов.

При этом, согласно пункту 45 Правил №391 отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Отчет «Пирамида» формируется в целях определения достоверности сумм превышения НДС, предъявленного к возврату и выявления следующих рисков:

  • риска неисполнения налоговых обязательств;

  • риска применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов.

Результатом формирования отчета «Пирамида» является сводная таблица взаиморасчетов между услугополучателем и поставщиками различных уровней за каждый налоговый период.

При этом, в соответствии с подпунктом 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат налога на добавленную стоимость в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость.

В рассматриваемом случае, суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска составил 135,06 баллов, что не превышает порог баллов (350), установленный Комитетом государственных доходов Республики Казахстан, соответственно, сформирован аналитический отчет «Пирамида» с учетом риска применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов.

В соответствии с пунктом 47 Правил №391 риском применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов признается наличие признаков, указывающих на заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

К таким признакам относится наличие на различных уровнях поставщиков:

  • которым ограничена выписка электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 Налогового кодекса;

  • регистрация (перерегистрация) которых на основании вступившего в законную силу решения суда признана недействительной;

  • в отношении которых имеется факт регистрации в Едином реестре досудебного расследования уголовного дела по статье 216 Уголовного кодекса Республика Казахстан;

  • сделки, которые судом признаны недействительными.

Как указано выше, суммарный итог баллов по результатам оценки Общества с использованием критериев степени риска не превысил порог, установленный в соответствии с пунктом 43 Правил №391, сформирован аналитический отчет «Пирамида по поставщикам».

По результатам сформированного отчета «Пирамида» выявлены нарушения по риску применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов, в том числе по поставщикам по которым ограничена выписка электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 Налогового кодекса.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки по 9 непосредственным поставщикам Общества у 17 поставщиков последующих уровней (Ж.Ш.Д., Компания «К», Компания «R.P.K.», Н.А.Ж., Компания «А. К.», Компания «T.A.C.», Компания «S.М.», С.М.Н., Компания «Q.T.L.», К.В.А., Компания «G.S.C.», Компания «M», Компания «Х.Т.Г.», Компания «L.M.», Компания «А», Компания «Х.Т.Г.» и Компания «М.С.»), установлены факты наличия ограничений выписки ЭСФ в ИС ЭСФ, по которым наименьшая сумма превышения НДС, неподтвержденная к возврату составляет 37 757,6 тыс.тенге.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в обжалуемом акте налоговой проверки подробно описаны выявленные расхождения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены (пункт 2.10 акта налоговой проверки).

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что непосредственному поставщику Компания «Б.Ж.» у поставщиков шестого уровня Компания «Q.T.L.» и Компания «G.S.C.» до завершения налоговой проверки  решением органа государственных доходов сняты ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур.

Так, решением Управления государственных доходов от 22.05.2024г. в отношении Компания «Q.T.L.» вынесено решение об ограничении выписки счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур, при этом, решением данного Управления государственных доходов от 28.08.2024г. отменено указанное ограничение по выписке счетов-фактур.

Аналогично, решением Управления государственных доходов от 11.06.2024г. в отношении Компания «G.S.C.» вынесено решение об ограничении выписки счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур, при этом, решением данного Управления государственных доходов от 02.08.2024г. отменено указанное ограничение по выписке счетов-фактур.

Следовательно, у Компания «Q.T.L.» и Компания «G.S.C.» на момент завершения налоговой проверки (03.09.2024г.) ограничения по выписке счетов-фактур отсутствовали, соответственно, подлежит возврату превышение НДС в общей сумме 2 913,0 тыс.тенге.

На основании вышеизложенного, учитывая подпункт 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 2 913,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является необоснованным.

2. Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 10 038,1 тыс.тенге.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение cогласно пункту 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

При этом, услугодатель формирует аналитический отчет «Пирамида» по риску неисполнения налоговых обязательств исключительно по непосредственным поставщикам услугополучателя.

В рассматриваемом случае, по результатам аналитического отчета «Пирамида» выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС по непосредственным поставщикам Компания «С.К.», Компания «K.T.M.», Компания «А», Компания «К»,  Компания «И», Компания «Т.Д.С.», Компания «К.К.», Компания «Б.В.», Компания «I.E.», Ш.В.Г., Компания «К.», Компания «В», Компания «А», Компания «T.B.M.G.», Компания «E.A.» и Компания «C.C.P.» по которым наименьшая сумма превышения НДС не подлежащая возврату составляет 10 038,1 тыс.тенге.

При этом, в соответствии с пунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в обжалуемом акте налоговой проверки подробно описаны выявленные расхождения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены (пункт 2.9 акта налоговой проверки).

На основании вышеизложенного, учитывая подпункт 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 10 038,1 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов в части неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 2 913,0 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.




  • 2999
  • 0
  • 26 ноября 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.