НДС- возврат НДС, СУР


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН


Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «В» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о превышении налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над начисленным налогом, не подтвержденного к возврату, не подлежащего уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «В» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты НДС, подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.10.2022г. по 31.12.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о превышении НДС, относимого в зачет, над начисленным налогом, не подтвержденного к возврату, не подлежащего уплате в бюджет в сумме 66 579,9 тыс.тенге.

Компания «В» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа полностью.

Основанием для неподтверждения к возврату превышения НДС явилось то, что в соответствии с пунктами 43, 46, 47 Правил возврата превышения НДС и применения системы управления рисками (СУР) в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС, а также критериев степени риска, утвержденных приказом от 19.03.2018г. №391 Министра финансов Республики Казахстан (далее - Правила №391), статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 66 579,9 тыс.тенге, в том числе: по выявленным расхождениям по результатам аналитического отчета «Пирамида»  (далее - отчет «Пирамида») и сведениям информационных систем (ИС) - 58 491,7 тыс.тенге; по нарушениям, выявленными при применении СУР - 8 088,2 тыс.тенге.

С данными выводами налогового органа Компания «В» не согласна, так как по результатам налоговой проверки в нарушение Правил №391 необоснованно использованы данные отчета «Пирамида 2».

Также Компания «В» считает, что формирование отчета «Пирамида» по поставщикам различных уровней произведено без учета требований пункта 46 Правил №391.

По утверждению Компании «В», в акте проверки не отражены конкретные причины и основания: по признанию поставщиков рисковыми; по нарушениям, допущенными Компанией «В» и поставщиками; по расчету определения наименьшей суммы НДС, не подлежащей возврату; по конкретным видам незаконных действий, совершенных Компанией «В» по взаиморасчетам с его поставщиками, направленными на получение налоговых выгод. Кроме того, в акте налоговой проверки отражены ссылки на несуществующие Правила возврата превышения НДС, утвержденные приказом от 30.12.2011г. №391 Министра финансов Республики Казахстан.

Компания «В» также считает, что согласно пункту 47 Правил №391 нарушением налогового законодательства признаются незаконные действия самого услугополучателя. При выявлении нарушений у поставщиков 2 и более уровней налоговые требования должны предъявляться в судебном порядке к самим нарушителям. В частности, по результатам налоговой проверки не установлены нарушения требований статьи 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс), отсутствуют доказательства неисполнения/нарушения налоговых обязательств, допущенные Компанией «В» и его поставщиками. При этом в нарушение требований статьи 152 Налогового кодекса, пункта 12 Правил №391 результаты налоговой проверки основаны на нарушениях поставщиков 2 и более уровней, с которыми Компанией «В» не заключались сделки. В этой связи, Компания «В» считает, что согласно процедуре оказания государственной услуги «Возврат НДС из бюджета», инициированной самой Компанией «В», орган государственных доходов (ОГД) вышел за пределы вопросов, подлежащих проверке, вменив Компании «В» нарушения, не связанные с операциями, по которым подано требование о возврате превышения НДС.

Проверив доводы Компании «В», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Уполномоченным органом в ходе рассмотрения жалобы в целях вынесения мотивированного решения в соответствии со статьей 186 Налогового кодекса назначено проведение тематической проверки Компании «В» по вопросу подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.10.2022г. по 31.12.2022г., в пределах обжалуемых вопросов.

Комитетом государственных доходов Министерства финансов (далее - КГД) во исполнение данного письма на основании предписания проведена тематическая проверка Компании «В» и составлен акт №0.

Из акта №0 тематической проверки следует.

  1. Относительно формирования отчета «Пирамида»

Основным видом деятельности Компании «В» является - добыча драгоценных металлов и руд редких металлов.

В 4 квартале 2022 года Компания «В» осуществляла экспорт золотосодержащего концентрата, реагентов, запчастей.

Доля облагаемого оборота по нулевой ставке в общем облагаемом обороте за 4 квартал 2022 года Компании «В» составила 99,95%. Компания «В» относила НДС в зачет за 4 квартал 2022 года по пропорциональному методу учета.

В Декларации по НДС за 4 квартал 2022 года Компанией «В» подано требование о возврате превышения НДС за период с 01.10.2022г. по 31.12.2022г. в сумме 2 486 601,1 тыс.тенге, на основании которого налоговым органом составлен акт №Х.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса, тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением СУР в отношении налогоплательщика, представившего требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС.

Согласно пункту 41 Правил №391 показатели деятельности услугополучателя, представившего требование и (или) налоговое заявление налогоплательщика по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, представленному в соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 145 Налогового кодекса, в связи с применением им пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса, оцениваются с использованием критериев степени риска в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты начала тематической проверки.

Пунктом 43 Правил №391 определено, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска превышает порог баллов, установленный КГД, отчет «Пирамида» по таким налогоплательщикам не формируется. Если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный КГД, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

Приказом от 25.11.2022г. №693 Председателя КГД «О некоторых вопросах расчета критериев степени риска» установлен порог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска в размере 350 баллов.

По оценке показателей деятельности Компании «В», согласно автоматизированному расчету баллов по критериям степени риска, суммарный итог составил 149,23 баллов.

По результатам тематической проверки (акт №0) установлено, так как суммарный итог баллов по результатам оценки показателей деятельности Компании «В» составил 149,23 баллов и не превысил порог, установленный пунктом 43 Правил №391, соответственно по Компании «В» подлежит формирование отчета «Пирамида» за проверяемый период.

Таким образом, по результатам тематической проверки (акт №0), назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой проверки (акт №Х) по формированию отчета «Пирамида» по Компании «В» подтверждены.

В соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса решение по результатам рассмотрения жалобы выносится с учетом результатов тематической и (или) повторной тематической проверок.

Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса результаты обжалуемой проверки (акт №Х) по формированию отчета «Пирамида» по Компании «В» за проверяемый период являются обоснованными.

  1. Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 8 088,2 тыс.тенге по поставщику, являющемуся взаимосвязанной стороной

В соответствии с пунктом 52 Правил №391 при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими:

1) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур (далее - ЭСФ) и других ИС ОГД;

2) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам;

3) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с лицом, снятым с регистрационного учета по НДС, в том числе ликвидированным, бездействующим, банкротом, - с даты снятия такого лица с регистрационного учета по НДС в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса;

4) отнесение в зачет сумм НДС по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;

5) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, по деятельности которого в отношении руководителя (учредителя) имеется факт регистрации в Едином реестре досудебного расследования уголовного дела по правонарушениям, указанным в статьях 216 и 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан, за исключением прекращенных по реабилитирующим основаниям.

6) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, в отношении которого выявлены риски, предусмотренные пунктом 47 Правил №391;

7) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, которым не исполнено налоговое обязательство по уплате начисленных сумм НДС».

Согласно пункту 53 Правил №391 сумма превышения НДС, подлежащая подтверждению, определяется в порядке, указанном в подпунктах 1) - 3) данного пункта.

Пунктом 54 Правил №391 установлено, что положения пункта 52 Правил №391 не применяются при устранении нарушений, выявленных по результатам отчета «Пирамида» непосредственными поставщиками проверяемого услугополучателя, в частности имеющих право на применение упрощенного порядка (независимо от использования данного права).

В данном случае, Компания «В» включена в перечень налогоплательщиков, подлежащих мониторингу крупных налогоплательщиков, и в соответствии с пунктом 2 статьи 434 Налогового кодекса имеет право на применение упрощенного порядка возврата превышения НДС.

Следует отметить, что в целях пункта 54 Правил №391 непосредственными поставщиками признаются:

- поставщики, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившие товары, выполнившие работы или оказавшие услуги проверяемому услугополучателю;

- поставщики, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившие товары, выполнившие работы или оказавшие услуги через взаимосвязанных сторон и (или) лиц, находящимися под контролем по отношению к проверяемому услугополучателю.

Нарушениями непосредственных поставщиков проверяемого услугополучателя, выявленных по результатам отчета «Пирамида» признаются:

- нарушения, указанные в пункте 46 Правил №391, допущенные непосредственным поставщиком;

- нарушения, указанные в пункте 47 Правил №391, допущенные поставщиками, имевшими взаиморасчеты с непосредственным поставщиком.

В соответствии с пунктом 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

При этом дальнейшее формирование отчета «Пирамида» по поставщикам по риску неисполнения налоговых обязательств не прекращается, если непосредственные поставщики являются взаимосвязанными сторонами и (или) лицами, находящимися под контролем по отношению к услугополучателю, в отношении которого проводится тематическая проверка.

Согласно пункту 2 статьи 1 Налогового кодекса взаимосвязанными сторонами признаются физические и (или) юридические лица, имеющие взаимоотношения, которые соответствуют одному либо нескольким из условий, отраженных в подпунктах 1) - 9) данного пункта.

В частности, подпунктом 2) пункта 2 статьи 1 Налогового кодекса определено, что взаимосвязанными сторонами признаются физические и (или) юридические лица, если одно лицо является крупным участником другого лица.

Под крупным участником в целях настоящего пункта понимается участник, доля которого в имуществе юридического лица, за исключением акционерных обществ, составляет 10 и более процентов».

Под контролем над юридическим лицом понимается возможность определять решения, принимаемые юридическим лицом.

По результатам тематической проверки (акт №0) установлено, что Компания «А» подлежит признанию взаимосвязанной стороной Компании «В», так как в проверяемом налоговом периоде доля Компании «В» в уставном капитале Компании «А» составляла 99,99%.

По результатам отчета Пирамида, сформированного по поставщикам Компании «А», являющегося взаимосвязанной стороной Компании «В»:

- выявлены факты расхождений между данными налоговой отчетности и ИС ЭСФ, не устраненные на дату завершения обжалуемой проверки (акт №0), по НДС в сумме 3 049,4 тыс.тенге по 3 непосредственным поставщикам. В связи с чем, по результатам тематической проверки (акт №0), превышение НДС в сумме 3 049,3 тыс.тенге не подтверждено к возврату;

- не установлены нарушения по 14 непосредственным поставщикам, по которым по результатам обжалуемой проверки (акт №Х) не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 5 038,8 тыс.тенге.

В разделе 2.10. акта №Х тематической проверки в разрезе конкретных поставщиков отражены подробное описание наличия либо отсутствия нарушений, а также сведения о направленных запросах.

В соответствии с подпунктом 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

Положения подпункта 2) части первой настоящего пункта не применяются в случае устранения нарушений, выявленных по результатам аналитического отчета «Пирамида», непосредственными поставщиками проверяемых налогоплательщиков, в частности, имеющих право на применение упрощенного порядка возврата суммы превышения НДС.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, по результатам тематической проверки (акт №0), назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой проверки (акт №Х) по неподтверждению к возврату превышения НДС в сумме 5 038,8 тыс.тенге - не подтверждены в связи с отсутствием по результатам отчета «Пирамида» нарушений у непосредственных поставщиков Компании «А», являющегося взаимосвязанной стороной Компании «В».

Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме  5 038,8 тыс.тенге по результатам обжалуемой проверки (акт №Х) является необоснованным.

  1. Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 45 115,2 тыс.тенге в соответствии с пунктом 47 Правил №391

В соответствии с пунктом 43 Правил №391 установлено, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска превышает порог баллов, установленный КГД, отчет «Пирамида» по таким налогоплательщикам не формируется. Если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный КГД, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

Пунктом 45 Правил №391 определено, что отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Отчет «Пирамида» формируется с учетом:

риска неисполнения налоговых обязательств и

риска, указанного в пункте 47 Правил №391, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.

Согласно пункту 47 Правил №391 риском извлечения услугополучателем выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей признается:

1) применение схем уклонения от уплаты налогов, в том числе заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и (или) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения НДС;

2) действия, направленные на вывод денежных средств в теневую экономику и обналичивание денежных средств;

3) притворные сделки, совершенные с целью прикрыть другую сделку (значительное занижение или завышение цены сделок).

В части установления данных рисков, отчет «Пирамида» формируется независимо от категории и (или) статуса поставщика, за исключением поставщиков, указанных в подпунктах 4), 5), 6), 7) и 8) части второй пункта 46 Правил №391.

При установлении данных рисков ОГД, осуществляющий тематическую проверку, назначает встречную проверку поставщика в соответствии с параграфом 2 главы 4 Правил №391.

При этом пунктом 53 Правил № 391 установлено, что сумма превышения НДС, подлежащая подтверждению, определяется в следующем порядке:

1) устанавливается наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг, начиная от каждого налогоплательщика в пределах суммы нарушения налогового законодательства с учетом фактов, указанных в пункте 52 Правил №391, до услугополучателя, представившего требование о возврате НДС и (или) налоговое заявление;

2) устанавливается наименьшая из следующих сумм в совокупности:

суммы НДС, суммарно сложившейся из сумм НДС, определенных в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта;

суммы НДС, отнесенной в зачет услугополучателем, представившим требование о возврате НДС или налоговое заявление, от непосредственного поставщика;

3) из суммы превышения НДС, указанной в требовании о возврате НДС или налоговом заявлении, вычитаются суммы НДС, определенные в порядке, указанном в подпункте 2) настоящего пункта.

По результатам тематической проверки (акт №0) установлено, что по результатам автоматизированного расчета баллов по критериям степени риска по деятельности Компании «В» с использованием степени риска суммарный итог баллов составил 149,23 балла, который не превысил установленный порог баллов (350), в связи с чем, произведено формирование отчета «Пирамида» по Компании «В».

По результатам отчета «Пирамида» выявлены соответствующие риски (наличие ЕРДР, неподтверждение факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, признание недействительной государственной перерегистрации предприятия, ограничения по выписке ЭСФ в ИС ЭСФ, импортер ТНП) по поставщикам различных уровней по НДС в сумме 18 814,1 тыс.тенге. В связи с чем, по результатам тематической проверки (акт №0) в соответствии с подпунктом пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 18 814,1 тыс.тенге.

При этом, по результатам тематической проверки (акт №0) не установлены нарушения, указанные в пункте 47 Правил №391, по поставщикам различных уровней, по которым по результатам обжалуемой проверки (акт №Х) не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 26 301,1 тыс.тенге.

В разделе 2.10. акта №0 тематической проверки в разрезе конкретных поставщиков отражены подробное описание наличия либо отсутствия рисков, выявленных по отчету «Пирамида» по поставщикам, а также сведения о направленных запросах.

По результатам тематической проверки (акт №0) не подтверждены результаты обжалуемой проверки (акт №Х) по неподтверждению к возврату превышения НДС в сумме 26 301,1 тыс.тенге, в частности, по результатам тематической проверки (акт №0):

- подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 1 009,9 тыс.тенге по поставщику 2-уровня Компании «С», осуществляющего поставку воды. В соответствии с пунктом 47 Правил №391 отчет «Пирамида» формируется независимо от категории и (или) статуса поставщика, за исключением поставщиков, указанных в подпунктах 4), 5) и 6) пункта 46 Правил №391. При этом подпунктом 4) пункта 46 Правил №391 установлено, что услугодатель прекращает дальнейшее формирование отчета «Пирамида» по поставщикам по риску неисполнения налоговых обязательств в случаях, если при формировании отчета «Пирамида» установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком, осуществляющим поставку электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, за исключением электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, которые в дальнейшем экспортированы их покупателем;

- подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 2 226,1 тыс.тенге по поставщику 5-уровня Компании «R». Согласно ответу ОГД и результатам анализа движения импортированных товаров не подтверждены нарушения, выявленные по результатам отчета «Пирамида»;

- подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 23 390,5 тыс.тенге по поставщику 5-уровня Компании «Е». Согласно письму Департамента экономических расследований по области, письму Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу в отношении Компании «Е» отсутствуют уголовные дела, в том числе, возбужденные по статьям 216, 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан;

- не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 325,4 тыс.тенге, так как в нарушение требований пункта 53 Правил №391 в пределах суммы нарушения налогового законодательства неверно определена наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками.

Таким образом, по результатам тематической проверки (акт №0), назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой проверки (акт №Х) по неподтверждению к возврату НДС в сумме 26 301,1 тыс.тенге в связи с отсутствием у поставщиков различных уровней рисков, указанных в пункте 47 Правил №391, не подтверждены.

Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 26 301,1 тыс.тенге по результатам обжалуемой проверки (акт №Х) является необоснованным.

  1. Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 13 376,5 тыс.тенге по непосредственным поставщикам, не исполнившими налоговые обязательства

В соответствии с пунктом 45 Правил №391 отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Отчет «Пирамида» формируется с учетом:

риска неисполнения налоговых обязательств и

риска, указанного в пункте 47 настоящих Правил, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.

Пунктом 46 Правил №391 определено, что риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Услугодатель прекращает дальнейшее формирование отчета «Пирамида» по поставщикам по риску неисполнения налоговых обязательств в случаях, если при формировании отчета «Пирамида» установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком, указанном в подпунктах 1) -6) данного пункта Правил №391.

Согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими, указанными в подпунктах 1) - 7) данного пункта Правил №391.

При этом пунктом 52-1 Правил №391 установлено, что подтверждение достоверности суммы превышения НДС производится без учета нарушений налогового законодательства, выявленных по результатам отчета «Пирамида», у поставщиков товаров, работ, услуг, по следующим факторам:

1) занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, выявленное при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика, и (или) сведениями ИС ЭСФ по выписанным счетам-фактурам поставщика не превышает 10-кратного размера МРП, на дату формирования отчета «Пирамида»;

2) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам не превышает 10-кратного МРП, на дату формирования отчета «Пирамида»;

3) изменения сроков исполнения налогового обязательства по уплате НДС в форме отсрочки, рассрочки по уплате НДС, исчисленных налогоплательщиком согласно представленной налоговой отчетности до завершения налоговой проверки в соответствии с главой 6 Налогового кодекса;

4) нарушения с низкой степенью риска, по которым направляются извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений;

5) неподтвержденные нарушения налогового законодательства согласно ответу, на запрос о принятии мер на устранение нарушений у экспедитора и комиссионера;

6) устранения поставщиками в цепочке поставки товаров, работ, услуг нарушений, предусмотренных пунктом 47 Правил №391.

По результатам тематической проверки (акт №0) установлено, что по результатам отчета «Пирамида»:

- по 4 непосредственным поставщикам Компании «В» выявлены нарушения по НДС в сумме 10 617,5 тыс.тенге, в том числе, по расхождениям между данными налоговой отчетности и ИС ЭСФ по НДС в сумме 9 292,1 тыс.тенге по 2 поставщикам; по поставщикам, которыми не исполнены налоговые обязательства по уплате налога в сумме 1 325,4 тыс.тенге по 2 поставщикам;

- не установлены нарушения по 3 непосредственным поставщикам, по которым по результатам обжалуемой проверки (акт №Х) не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 2 759,0 тыс.тенге.

В разделе 2.11. акта №0 тематической проверки в разрезе конкретных поставщиков отражены подробное описание наличия либо отсутствия нарушений по поставщикам, а также сведения о направленных запросах.

По результатам тематической проверки (акт №0) не подтверждены результаты обжалуемой проверки (акт №Х) по неподтверждению к возврату превышения НДС в сумме 2 759,0 тыс.тенге, в частности, по результатам тематической проверки (акт №0):

- подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 10,9 тыс.тенге по непосредственному поставщику Компании «D». В соответствии с подпунктом 1) пункта 52-1 Правил №391 подтверждение достоверности суммы превышения НДС производится без учета нарушений налогового законодательства, выявленных по результатам отчета «Пирамида», у поставщиков товаров, работ, услуг, по которым занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, выявленное при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика, и (или) сведениями ИС ЭСФ по выписанным счетам-фактурам поставщика не превышает 10-кратного размера МРП, на дату формирования отчета «Пирамида»;

- подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 2 748,1 тыс.тенге по непосредственным поставщикам Компаниям «М», «F», у которых по данным лицевых счетов отсутствует недоимка по налогу. В соответствии с пунктом 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признаются, в частности сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Таким образом, по результатам тематической проверки (акт №0), назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой проверки (акт №Х) по неподтверждению к возврату НДС в сумме 2 759,0 тыс.тенге в соответствии с подпунктом 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса, пунктом 46, подпунктом 1) пункта 52-1 Правил №391 не подтверждены.

Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме  2 759,0 тыс.тенге результаты обжалуемой проверки (акт №Х) является необоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа в части неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 34 098,9 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.



  • 956
  • 0
  • 25 апреля 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.