НДС- возврат НДС- отказ в возврат НДС в связи с нарушениями СУР


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС


Министерство финансов Республики Казахстан (далее- уполномоченный орган), рассмотрев жалобу Компании  «R» на уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов  (далее- налоговый орган) по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.07.2022г. по 30.09.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 110 946,9 тыс.тенге.

Компания «R», не согласившись с выводами налогового органа, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для отказа в возврате НДС явилось наличие нарушений, выявленных в результате применения СУР, расхождение между данными ИС ЭСФ и данными налоговой отчетности по НДС по реализации на различных уровнях не подтверждено к возврату превышение НДС на сумму 109 688,0 тыс.тенге. Кроме того, установлены нарушения налогового законодательства в части недопоступления валютной выручки в сумме 1 209,9 тыс.тенге и установлена сумма НДС, излишне предъявленная к возврату в размере 2 187,3 тыс.тенге.

С данными выводами налогового органа Компания «R» не согласна из-за того, что факты анализа взаиморасчетов между Компанией «R» и его непосредственными поставщиками, указанные в акте налоговой проверки, показывают, что фактически проверяются поставщики последующих уровней, то есть исполнение обязательств юридических лиц, с которыми Компания «R» сделки не заключало.

В жалобе также указано, что запросы в территориальные налоговые органы направлены 14.02.2024г., 28.02.2024г., 29.02.2024г. и 01.03.2024г., при этом, проверка завершена 06.03.2024г., то есть запросы были направлены перед закрытием проверки.

По мнению Компании  «R», запросы направляются поздно для того, чтобы поставщики не успели устранить выявленные нарушения, а Компания  «R» не смогло получить возврат причитающейся ей суммы НДС.

Также в жалобе Компания  «R»  указывает, что не получены ответы по следующим поставщикам Компании «М», «A», «К», «U», «C», «В» и другие.

Проверив доводы Компании «R», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.  

Согласно статье 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость проводится с применением системы управления рисками в отношении налогоплательщика, представившего:

  • налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 настоящего Кодекса;

  • требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанное в декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость).

В рассматриваемом случае, Компанией «R» предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (ф.300.00) за 3 квартал 2023г. за период с 01.07.2022г. по 30.09.2023г. в сумме 110 946,9 тыс.тенге.

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

При этом, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила №391, которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

Пунктом 43 Правил №391 установлено, что, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска превышает порог баллов, установленный Комитетом государственных доходов, отчет «Пирамида» по таким налогоплательщикам не формируется.

Если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный Комитетом государственных доходов, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

Приказом от 25.11.2022г. №693 Председателя Комитета государственных доходов «О некоторых вопросах расчета критериев степени риска» установлен порог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска в размере 350 баллов. По оценке показателей деятельности Товарищества, согласно автоматизированному расчету баллов по критериям степени риска, суммарный итог составил 86,6 баллов.

При этом, согласно пункту 45 Правил №391 аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Аналитический отчет «Пирамида» формируется с учетом:

риска неисполнения налоговых обязательств и

риска, указанного в пункте 47 Правил №391, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.

Согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими, в том числе:

  • занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, выявленное при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности  по НДС  у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур по выписанным счетам фактурам поставщика;

  • расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам.

Пунктом 52 Правил №391 предусмотрено, что при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства.

В соответствии с пунктом 10 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган в случае выявления нарушений по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» направляет в адрес поставщиков уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.

При этом, если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по месту нахождения в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, направляет в соответствующий налоговый орган запрос о принятии мер в соответствии с Налоговым кодексом по устранению такими поставщиками товаров, работ, услуг нарушений, выявленных по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

В рассматриваемом случае, как указано выше по оценке показателей деятельности Товарищества, согласно автоматизированному расчету баллов по критериям степени риска, суммарный итог составил 86,6 баллов, в этой связи сформирован аналитический отчет «Пирамида», по результатам которого за проверяемый период по 10 непосредственным поставщикам в результате применения СУР выявлены нарушения на последующих уровнях по причине расхождений по НДС между данными ИС ЭСФ и данными налоговой отчетности, где наименьшая сумма превышения НДС составила 109 688,0 тыс.тенге.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в обжалуемом акте налоговой проверки подробно описаны выявленные расхождения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены (пункт 2.10 акта налоговой проверки).

При этом, как указано в акте налоговой проверки, на момент завершения налоговой проверки поставщиками последующих уровней не устранены выявленные нарушения НДС по сформированному аналитическому отчету «Пирамида».

В рассматриваемом случае, Компанией «R» в жалобе приводятся доводы относительно поставщиков последующих уровней Компаний «М», «A», «К», «U», «C» и «В», по которым сумма превышения НДС не подтвержденная к возврату составляет 6 673,5  тыс.тенге. При этом, в жалобе отмечено, что ответы не получены в связи с поздним направлением запросов в территориальные органы государственных доходов по месту регистрации вышеуказанных поставщиков.

Следует указать, что согласно пункту 69 Правил №391 неподтвержденная по результатам тематической проверки сумма превышения НДС подлежит возврату по мере устранения поставщиками товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, путем включения налогоплательщиком в требование в последующие налоговые периоды в пределах сроков исковой давности.

При этом орган государственных доходов, осуществляющий тематическую проверку, в целях определения целесообразности направления запроса, указанного в пункте 48 настоящих Правил, анализирует результаты отчета «Пирамида» по таким поставщикам с учетом полученных ответов на ранее направленные запросы на устранение нарушений.

В рассматриваемом случае, в ходе рассмотрения жалобы произведен анализ отнесенных сумм в зачет Компанией «R» и анализ устранения выявленных нарушений.  

Таким образом, учитывая нормы подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391 по результатам налоговой проверки не подлежит возврату превышение НДС в сумме 109 688,0 тыс.тенге.

Согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

В рассматриваемом случае, Компанией «R» в жалобе не приведены обстоятельства и доказательства в части неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 1 258,8 тыс.тенге в связи с недопоступлением валютной выручки, а также излишне предъявленной к возврату суммы превышения НДС.

На основании вышеизложенного, учитывая нормы подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 110 946,9 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам Апелляционной комиссии принято решение- оставить обжалуемое уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения.


  • 1376
  • 0
  • 24 июня 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.