НДС-Возврат НДС -нарушения, выявленные в результате применения СУР

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН


Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Е» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) о начислении НДС, сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, сумме превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов на основании предписания проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату, а также по вопросам исполнения налогового обязательства по НДС за период с 01.04.2022г. по 31.12.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС в сумме 120,5 тыс. тенге, сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 260 801,1 тыс. тенге, сумме превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату в размере 44 083,4 тыс. тенге и пени в сумме 3 388,5 тыс. тенге.

Компания «Е», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части суммы превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату, в сумме 44 083,4 тыс. тенге.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога явилось нарушение пункта 12 статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г., пунктов 47, 67 Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 (далее – Правила №391).

С данным выводом налогового органа Компания «Е» не согласна из-за того, что по результатам налоговой проверки в нарушение Правил №391 поставщиком, не выполнившим налоговые обязательства указана Компания «А», основным видом деятельности которого является поставка электрической энергии.

Также Компания «Е» отмечает, что в акте налоговой проверки указано, у поставщиков 5 уровня Компании «M», Компании «К», Компании «N» и Компании «L» ограничен доступ к ИС ЭСФ, тогда как согласно сведений официального сайта Комитета государственных доходов Республики Казахстан на момент проведения налоговой проверки вышеуказанное ограничение отсутствовало.

Далее, в жалобе Компании «Е» указано, что в соответствии с Правилами №391 не позднее 5 рабочих дней с даты начала налоговой проверки орган государственных доходов обязан направить запросы об устранении нарушений в органы государственных доходов по месту регистрации поставщиков, по которым выявлены нарушения. Компания «Е» утверждает, что согласно акту налоговой проверки данные запросы были направлены через 2 месяца после начала налоговой проверки и так как сроки исполнения уведомлений совпадают с датой окончания налоговой проверки поставщики не имели возможности устранить нарушения. Компания «Е» считает, что тем самым сотрудниками органа государственных доходов был нарушен порядок проведения налоговой проверки, в связи с чем услуга по возврату НДС не оказана полноценно.

Кроме того, в жалобе Компании «Е» отмечено, что по результатам налоговой проверки неправомерно начислено превышение НДС, ранее возвращенное из бюджета и не подтвержденное к возврату по поставщикам, в отношении которых в рамках Приказа Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 03.10.2019г. № 1084 «Об утверждении Правил и сроков реализации пилотного проекта по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость на основании информационной системы электронных счетов-фактур с применением системы управления рисками (пилотный проект)» (утратил силу 01.07.2023г.) произведено ограничение выписки ЭСФ. Компания «Е» в жалобе указывает, что вышеуказанное начисление превышения НДС произведено на основе нормативного документа, утратившего силу на момент выдачи уведомления о результатах проверки. 

Проверив доводы Компании «Е», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость проводится с применением системы управления рисками в отношении налогоплательщика, представившего:

налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 настоящего Кодекса;

требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанное в декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость).

В рассматриваемом случае Компанией «Е» предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (ф.300.00) за 4 квартал 2022 года за период с 01.04.2022г. по 31.12.2022г. в сумме 260 801,1 тыс.тенге.

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

При этом, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила №391, которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов (350 баллов), установленный Комитетом государственных доходов, то по таким налогоплательщикам формируется аналитический отчет «Пирамида».

Согласно пункту 45 Правил №391 аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Аналитический отчет «Пирамида» формируется с учетом:

риска неисполнения налоговых обязательств и

риска, указанного в пункте 47 Правил №391, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.

При этом, согласно пункту 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам аналитического отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, в том числе расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС ЭСФ и других ИС ОГД.

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки, произведен автоматизированный расчет баллов по критериям степени риска, при этом суммарный итог баллов составил 110,73 баллов, что не превысило порог баллов (350 баллов), соответственно сформирован аналитический отчет «Пирамида».

Необходимо отметить, что согласно пункту 47 Правил №391 риском извлечения услугополучателем выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей признается:

1) применение схем уклонения от уплаты налогов, в том числе заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и (или) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения НДС;

2) действия, направленные на вывод денежных средств в теневую экономику и обналичивание денежных средств;

3) притворные сделки, совершенные с целью прикрыть другую сделку (значительное занижение или завышение цены сделок).

В части установления данных рисков, отчет «Пирамида» формируется независимо от категории и (или) статуса поставщика, за исключением поставщиков, указанных в подпунктах 4), 5) и 6) пункта 46 настоящих Правил.

При этом, пунктом 5 статьи 431 Налогового кодекса предусмотрено, что сумма превышения налога на добавленную стоимость, по которой налогоплательщиком в декларации указано требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, возвращенная из бюджета, но не подтвержденная в последующем по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет налогоплательщиком в случае его согласия в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 настоящего Кодекса на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

Согласно сформированного за проверяемый период аналитического отчета «Пирамида» выявлены нарушения по непосредственным поставщикам и поставщикам последующих уровней по НДС на сумму 44 083,4 тыс.тенге, в том числе:

- Компанией «Е» отнесен в зачет НДС от Компании «С» в сумме 2 586,0 тыс.тенге, при этом расхождение установлено у поставщика 4 уровня Компании «S», по которому ограничен доступ к ИС ЭСФ, на основании СУР, основанной на анализе сведений ЭСФ по приобретенным и реализованным товарам, работам и услуг определено, что отражаемые в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления;

- Компанией «Е» отнесен в зачет НДС от Компании «А» в сумме 10 477,9 тыс.тенге, при этом расхождение установлено у поставщика 5 уровня Компания «R», по которому ограничен доступ к ИС ЭСФ, на основании СУР, основанной на анализе сведений ЭСФ по приобретенным и реализованным товарам, работам и услуг определено, что отражаемые в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления;

- Компанией «Е» отнесен в зачет НДС от Компании «В» в сумме 234 000 тыс.тенге, при этом расхождение установлено у поставщика 5 уровня Компании «К», по которому ограничен доступ к ИС ЭСФ, на основании СУР, основанной на анализе сведений ЭСФ по приобретенным и реализованным товарам, работам и услуг определено, что отражаемые в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления;

- Компанией «Е» отнесен в зачет НДС от Компании «Z» в сумме 14 207,4 тыс.тенге, при этом расхождение установлено у поставщика 5 уровня Компании «P», по которому ограничен доступ к ИС ЭСФ, на основании СУР, основанной на анализе сведений ЭСФ по приобретенным и реализованным товарам, работам и услуг определено, что отражаемые в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления;

- Компанией «Е» отнесен в зачет НДС от Компании «Т» в сумме 3 906 тыс.тенге, при этом расхождение установлено у поставщика 5 уровня Компании «М», по которому ограничен доступ к ИС ЭСФ, на основании СУР, основанной на анализе сведений ЭСФ по приобретенным и реализованным товарам, работам и услуг определено, что отражаемые в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления;

- Компанией «Е» отнесен в зачет НДС от Компании «Н» в сумме 3 030,1 тыс.тенге, при этом расхождение установлено у поставщика 5 уровня Компании «N», по которому ограничен доступ к ИС ЭСФ, на основании СУР, основанной на анализе сведений ЭСФ по приобретенным и реализованным товарам, работам и услуг определено, что отражаемые в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления;

- Компанией «Е» отнесен в зачет НДС от Компании «F» в сумме 4 128 тыс.тенге, при этом расхождение установлено у поставщика 5 уровня Компании «P», по которому ограничен доступ к ИС ЭСФ, на основании СУР, основанной на анализе сведений ЭСФ по приобретенным и реализованным товарам, работам и услуг определено, что отражаемые в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления;

- Компанией «Е» отнесен в зачет НДС от Компании «U» в сумме 2 565,1 тыс.тенге, при этом расхождение установлено у поставщика 5 уровня Компании «N», по которому ограничен доступ к ИС ЭСФ, на основании СУР, основанной на анализе сведений ЭСФ по приобретенным и реализованным товарам, работам и услуг определено, что отражаемые в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления;

- Компанией «Е» отнесен в зачет НДС от Компании «G» в сумме 11 370,2 тыс.тенге, при этом расхождение установлено у поставщика 5 уровня Компании «M», по которому ограничен доступ к ИС ЭСФ, на основании СУР, основанной на анализе сведений ЭСФ по приобретенным и реализованным товарам, работам и услуг определено, что отражаемые в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления;

- Компанией «Е» отнесен в зачет НДС от Компании «О» в сумме 8 520 тыс.тенге, при этом расхождение установлено у поставщика 5 уровня Компании «L», по которому ограничен доступ к ИС ЭСФ, на основании СУР, основанной на анализе сведений ЭСФ по приобретенным и реализованным товарам, работам и услуг определено, что отражаемые в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления;

- Компанией «Е» отнесен в зачет НДС от Компании «W» в сумме 1 680 тыс.тенге, при этом расхождение установлено у поставщика 5 уровня Компании «К», по которому ограничен доступ к ИС ЭСФ, на основании СУР, основанной на анализе сведений ЭСФ по приобретенным и реализованным товарам, работам и услуг определено, что отражаемые в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления;

- Компанией «Е» отнесен в зачет НДС от Компании «I» в сумме 1 121,5 тыс.тенге, при этом расхождение установлено у поставщика 5 уровня Компании «J», по которому ограничен доступ к ИС ЭСФ, на основании СУР, основанной на анализе сведений ЭСФ по приобретенным и реализованным товарам, работам и услуг определено, что отражаемые в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления;

- Компанией «Е» отнесен в зачет НДС от Компании «D» в сумме 14 227,2 тыс.тенге, при этом расхождение установлено у поставщика 5 уровня Компании «Q», по которому ограничен доступ к ИС ЭСФ, на основании СУР, основанной на анализе сведений ЭСФ по приобретенным и реализованным товарам, работам и услуг определено, что отражаемые в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления.

Необходимо отметить, что подпунктом 4) пункта 46 Правил №391 предусмотрено, что услугодатель прекращает дальнейшее формирование отчета «Пирамида» по поставщикам по риску неисполнения налоговых обязательств в случаях, если при формировании отчета «Пирамида» установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком осуществляющим поставку электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, за исключением электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, которые в дальнейшем экспортированы их покупателем.

Как указано выше, Компания «А» является поставщиком электроэнергии, реализовавшим в адрес Компании «Е» электроэнергию. Следовательно, в соответствии с подпунктом 4) пунктом 46 Правил №391 аналитический отчет «Пирамида» по данному поставщику дальнейшему формированию не подлежит.

Таким образом, неподтверждение к возврату возвращенного из бюджета превышения НДС в сумме 10 477,9 тыс.тенге по Компании «А» является необоснованным.  

Следует указать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 120-1 Налогового кодекса налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля.

В рассматриваемом случае, в отношении Компании «M» органом государственных доходов вынесено Заключение о неподтверждении результатов камерального контроля от 14.09.2021г. по уведомлению об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля от 13.05.2021г.

Также, в отношении Компании «К» органом государственных доходов вынесено Заключение о неподтверждении результатов камерального контроля от 16.09.2022г. по уведомлению об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля от 05.09.2021г.

В отношении Компании «N» органом государственных доходов вынесено Заключение о неподтверждении результатов камерального контроля от 11.01.2023г. по уведомлению об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля от 15.04.2022г.

В отношении Компании «L» органом государственных доходов вынесено Заключение о подтверждении результатов камерального контроля от 26.12.2022г. по уведомлению об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля от 01.08.2021г. Согласно данному заключению Компания «L» исполнено указанное уведомление путем отзыва выписанных ЭСФ.

Следовательно, ограничение доступа к ИС ЭСФ по Компании «M», Компании «К», Компании «N» и Компании «L» отсутствует. Соответственно, неподтверждение к возврату возвращенного из бюджета превышения НДС в сумме 11 110,9 тыс.тенге является необоснованным.

Таким образом, учитывая нормы пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату возвращенного из бюджета превышения НДС в сумме 21 588,8 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является необоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 и пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии и результатов тематической проверки.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части неподтверждения к возврату возвращенного из бюджета превышения НДС в сумме 21 588,8 тыс. тенге.


 

  • 1594
  • 0
  • 25 января 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.