НДС - признание местом оказания услуг Республики Казахстан


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «A» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов о начислении налога на добавленную стоимость (НДС).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2022г. по 30.09.2022г., по результатам которой вынесено уведомление от 30.11.2023г. о начислении налога на добавленную стоимость (НДС) в сумме 453 619,1 тыс.тенге и пени в сумме 102 227,1 тыс.тенге.

Компания «A», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение подпункта 5) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса по признанию места реализации товаров.

С данным выводом налогового органа Компания «A» не согласна в связи с тем, что Компания «A» считает, что в случае если, покупателем работ, услуг является нерезидент, а получателем является его структурное подразделение учетная регистрация которых произведена в органах юстиции Республики Казахстан, то местом реализации работ, услуг признается Республика Казахстан.

Компания «A» считает, что положение данного подпункта применяется в том числе, в отношении услуг по предоставлению и (или) обработке информации.

Проверив доводы Компании «A», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Из акта тематической проверки следует.

В нарушение требований пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса, Компанией «A» не исчислен НДС в сумме 453 619,1 тыс.тенге по оказанным услугам вычислительных операций и обработки данных в адрес нерезидента «D».

По результатам налоговой проверки услуги вычислительных операций и обработки данных на сумму 3 780 159,4 тыс.тенге, оказанные в адрес нерезидента «D» включены в облагаемый оборот по НДС Компании «A», в том числе:

- за 1 квартал 2022г. на сумму оборота 931 951,8 тыс.тенге, НДС в сумме 111 834,2 тыс.тенге;

- за 2 квартал 2022г. на сумму оборота 1 124 457,3 тыс.тенге, НДС в сумме 134 934,8 тыс.тенге;

- за 3 квартал 2022г. на сумму оборота 1 723 750,2 тыс.тенге, НДС в сумме 206 850,0 тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара.

В рассматриваемом случае, тематическая налоговая проверка проведена по решениям о признании следующих уведомлений об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, не исполненными.

- Уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля от 31.03.2023г. по вопросу «Занижения сумм НДС по реализованным товарам, работам, услугам, установленное при сверке с данными ЭСФ», сумма нарушения 111 834,2 тыс.тенге за период с 01.01.2022г. по 31.03.2022г.

- Уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля от 31.03.2023г. по вопросу «Занижения сумм НДС по реализованным товарам, работам, услугам, установленное при сверке с данными ЭСФ», сумма нарушения 134 934,8 тыс.тенге за период с 01.04.2022г. по 30.06.2022г.

- Уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля от 31.03.2023г. по вопросу «Занижения сумм НДС по реализованным товарам, работам, услугам, установленное при сверке с данными ЭСФ», сумма нарушения 206 850,0 тыс.тенге за период с 01.07.2022г. по 30.09.2022г.

Основанием для выставления вышеуказанных уведомлений послужило то, что Компании «A» в соответствии с Приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 13.10.2020г. №384/НҚ «Об утверждении Правил информирования о деятельности по осуществлению цифрового майнинга» проинформировало Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан о своей деятельности в области цифрового майнинга.

Следовательно, Компании «A» является Центром обработки данных для цифрового майнинга.

В соответствии с подпунктом 25) статьи 1 Закона об информатизации, объектами информационно-коммуникационной инфраструктуры являются информационные системы, технологические платформы, аппаратно-программные комплексы, серверные помещения (центры обработки данных), сети телекоммуникаций, а также системы обеспечения информационной безопасности и бесперебойного функционирования технических средств.

Согласно подпункту 8) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О цифровых активах в Республике Казахстан» (далее – Закон о цифровых активах), майнинг – это процесс проведения вычислительных операций с использованием компьютерных мощностей согласно заданным алгоритмам шифрования и обработки данных, обеспечивающий подтверждение целостности блоков данных посредством блокчейна.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 9) статьи 1 Закона о цифровых активах центром обработки данных цифрового майнинга является объект информационно-коммуникационной инфраструктуры, состоящий из аппаратно-программного комплекса для цифрового майнинга и производственного здания, расположенного вне территории жилой зоны, использующий электрическую энергию в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об электроэнергетике».

Таким образом, Центр обработки данных является подвидом объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры и в целом осуществляет равнозначную функцию по обработке данных путем осуществления вычислительных операций. В то же время объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры помимо вычислительных операций, используются для поддержки информационных систем, приложений и услуг.

Согласно подпункту 38-2) статьи 1 Закона об информатизации, блокчейн – это информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая неизменность информации в распределенной платформе данных на базе цепочки взаимосвязанных блоков данных, заданных алгоритмов подтверждения целостности и средств шифрования.

Таким образом, для определения места реализации при оказании вышеуказанных услуг подлежат применению положения подпункта 5) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса, согласно которых местом осуществления предпринимательской или другой деятельности налогоплательщика, выполняющего работы, оказывающего услуги, не предусмотренные подпунктами 1), 2), 3) и 4) части первой данного пункта, то местом реализации работ, услуг является Республика Казахстан, если лицо, выполняющее работы или оказывающее услуги, имеет государственную (учетную) регистрацию в органах юстиции Республика Казахстан или состоит на регистрационном учете в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя.

Положения подпункта 4) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса применяются в отношении услуг по предоставлению и (или) обработке информации.

Так как, по итогам оказываемых услуг Компанией «A» в адрес нерезидента «D» отсутствуют результаты обработки информации, следовательно, указанная услуга не является услугой по обработке информации, предусмотренной подпунктом 1) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса.

Таким образом, учитывая норму подпункта 5) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса, включение в облагаемый оборот по НДС, услуг по вычислительным операциям и обработке данных на сумму 3 780 159,4 тыс.тенге, оказанным Компанией «A» в адрес нерезидента «D» и соответствующее начисление НДС в сумме 453 619,1 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 и пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии и результатов тематической проверки.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки области без изменения, а жалобу без удовлетворения.




  • 5114
  • 0
  • 23 февраля 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.