НДС: отказ в возврате — жалоба без удовлетворения


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС, возврат НДС, нарушения в связи с применением СУР, взаиморасчеты с нерезидентом


Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган), получена жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начисленной сумме НДС, сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «А» по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 29.06.2023г. по 31.03.2024г., по результатам которой вынесено уведомление о начисленной сумме НДС в размере 24 011,5 тыс.тенге, о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 2 562 131,5 тыс.тенге.

Компания «А» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа и приводит следующие доводы.

Основанием для начисления обжалуемых сумм налогов явилось нарушение норм статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) и пунктов 45, 47 Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость от 19.03.2018г. №391 (далее - Правила) при определении суммы превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 5 173,1 тыс.тенге, суммы превышения НДС в размере 2 016 639,0 тыс.тенге неподтвержденной в связи с недопоступлением валютной выручки, суммы превышения НДС в размере 2 538 120,0 тыс.тенге неподтвержденной в связи с отсутствием ответа на запрос в Российскую Федерацию, суммы превышения НДС в размере 34 794,6 тыс.тенге неподтвержденной в связи с расхождениями в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что по результатам налоговой проверки необоснованно не подтверждено к возврату превышение суммы НДС в размере 4 559 935,1 тыс.тенге, по основаниям, указанным в акте проверки.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

  1. Относительно неподтверждения к возврату суммы превышения НДС в размере 5 173,1 тыс.тенге в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения Системы управления рисками

В жалобе Компании «А» указано, что при проведении проверки был сопоставлен весь оборот поставщика со всеми электронными счетами-фактурами поставщика (пункт 11 и пункт 45-1 Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска, утвержденных Приказом Министра финансов РК от 19.03.2018г. №391 (далее – Правила)) и, тем самым, раскрыли все сделки поставщиков (второй и последующие уровни), а не только сделки поставщика и экспортера, что является нарушением требований пункта 11 статьи152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс).

В жалобе отмечено, что в акте проверки отсутствуют доказательства того, что выявленные нарушения у поставщиков 2-го и следующих уровней связаны с операциями между Компанией «G» и Компанией «А».

В жалобе также отмечено, что Компания «А» не несет и не может нести какую-либо ответственность за налоговые обязательства поставщиков второго, третьего и последующих звеньев наличие умысла и не может отвечать за правильность и полноту ведения бухгалтерского и налогового учета других юридических лиц. По информации, полученной от поставщика Компаниии «G», сумма НДС при ввозе товаров оплачена в полном объеме, что подтверждается Справкой и платежными поручениями.

Из акта налоговой проверки следует, что в соответствии со статьей 152 Налогового кодекса и согласно Правил произведен автоматизированный расчет баллов по критериям степени риска в соответствии с утверждённым порядком расчета. В связи с тем, что суммарный итог баллов по результатам оценки Компании «А» с использованием критериев степени риска не превысил порог, установленный в соответствии с пунктом 43 Правил (350 баллов), по Товариществу сформирован аналитический отчет «Пирамида по поставщикам». Согласно сформированного аналитического отчета «Пирамида по поставщикам» за проверяемый период по установленным нарушениям (ограничение выписки ЭСФ у поставщиков последующих уровней) не подлежит возврату превышение НДС в сумме 5 173,1 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость проводится с применением системы управления рисками в отношении налогоплательщика, представившего:

  • налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 настоящего Кодекса;

  • требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанное в декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость).

В рассматриваемом случае Компанией «А» предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (ф.300.00) за 1 квартал 2024 года за период с 01.01.2024г. по 31.03.2024г. в сумме 2 562 131,5 тыс.тенге.

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

При этом, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила, которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

Согласно пункту 38 Правил система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

При этом пунктом 39 Правил установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

В соответствии с пунктом 43 Правил, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов (350 баллов), установленный Комитетом государственных доходов, то по таким налогоплательщикам формируется аналитический отчет «Пирамида».

При этом, согласно пункту 45 Правил аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Отчет «Пирамида» формируется в целях определения достоверности сумм превышения НДС, предъявленного к возврату и выявления следующих рисков:

  • риска неисполнения налоговых обязательств;

  • риска применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов.

Результатом формирования отчета «Пирамида» является сводная таблица взаиморасчетов между услугополучателем и поставщиками различных уровней за каждый налоговый период.

При этом, в соответствии с пунктом 47 Правил риском применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов признается наличие признаков, указывающих на заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

К таким признакам относятся наличие на различных уровнях поставщиков:

  • которым ограничена выписка электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 Налогового кодекса;

  • регистрация (перерегистрация) которых на основании вступившего в законную силу решения суда признана недействительной;

  • в отношении которых имеется факт регистрации в Едином реестре досудебного расследования уголовного дела по статье 216 Уголовного кодекса Республика Казахстан;

  • сделки, которые судом признаны недействительными.

Риски фиктивных сделок должны быть учтены в ходе проверок с учетом указанных норм.

В рассматриваемом случае, суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска составила 24,00 баллов, что не превышает порог баллов (350 баллов), установленный Комитетом государственных доходов, соответственно, сформирована аналитический отчет «Пирамида».

По результатам аналитического отчета «Пирамида» по поставщику Компании «G» выявлены нарушения по поставщикам пятых и шестых уровней в части ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 Налогового кодекса, где наименьшая сумма превышения НДС, не подлежащих к возврату составила 5 173,1 тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в обжалуемом акте налоговой проверки подробно описаны выявленные расхождения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены (пункт 2.10 акта налоговой проверки).

На основании вышеизложенного, учитывая нормы подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил, неподтверждение к возврату превышение НДС в сумме 5 173,1 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

    2. Относительно неподтверждения к возврату суммы превышения НДС в размере 2 016 639,0 тыс.тенге в связи с недопоступлением валютной выручки

В жалобе указано, что в соответствии с 65 Правил №391 при экспорте товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату, учитывается экспорт товаров, по которому поступила валютная выручка на банковские счета услугополучателя в БВУ на территории Республики Казахстан, либо осуществлен фактический ввоз на территорию Республики Казахстан товаров, поставленных плательщику НДС покупателем экспортированных товаров по внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям.

При недопоступлении валютной выручки учитывается общая сумма неподтвержденного НДС по всем контрактам. Расчет неподтвержденной возврату суммы НДС по каждому конкретному контракту производится по установленной Правилами формуле.

В жалобе отмечено, что согласно ответу банка, на дату составления заключения сумма поступившей валютной выручки по Контракту составляет 886 630 000 российских рублей. При этом, стоимость фактически отгруженной продукции по вышеуказанному Контракту составляет сумму 43 283 484 евро (21 073 802,9 тыс.тенге), сумма не поступившей валютной выручки составляет 34 390 478,56 евро. Ввиду изложенного, сумма превышения НДС, не подтвержденная к возврату, составляет 2 016 639,0 тыс.тенге, соответственно сумма НДС в размере 542 492,5 тыс.тенге является подтвержденной и подлежащей возврату в текущем периоде.

Из акта налоговой проверки следует, что согласно ответу Банка, стоимость фактический отгруженной продукции 43 283 484 евро, всего поступила валютная выручка на сумму 886 630 000 российских рублей или 8 893 005,44 евро.

Сумма недопоступившей валютной выручки составляет 34 390 478,56 евро и с учетом пункта 65 Правил сумма НДС, не подлежащая к возврату в связи с недопоступлением валютной выручки составляет 2 016 639,0 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 65 Правил при экспорте товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату, учитывается экспорт товаров, по которому поступила валютная выручка на банковские счета услугополучателя в БВУ на территории Республики Казахстан, либо осуществлен фактический ввоз на территорию Республики Казахстан товаров, поставленных плательщику НДС покупателем экспортированных товаров по внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям.

При недопоступлении валютной выручки учитывается общая сумма неподтвержденного НДС по всем контрактам.

Расчет неподтвержденной возврату суммы НДС по каждому конкретному контракту производится по установленной пунктом 65 Правил формуле.

В рассматриваемом случае, согласно ответу Банка по Контракту поступила валютная выручка в сумме 886 630 000 российских рублей или 8 893 005,44 евро, при этом Компанией «А» отгружена продукция на сумму 43 283 484 евро, тем самым, недопоступила валютная выручка в сумме 34 390 478,56 евро.

Соответственно, с учетом сумм НДС подлежащих возврату согласно статье 429 Налогового кодекса, а также суммы реализованных товаров и поступления валютной выручки и других сведений с применением формулы, указанного в пункте 65 Правил, по результатам налоговой проверки определена сумма превышения НДС в размере 2 016 639,0 тыс.тенге, не подлежащая возврату в связи с недопоступлением валютной выручки.

На основании вышеизложенного, учитывая нормы пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 2 016 639,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным. Вместе с тем, следует указать, что по результатам налоговой проверки общая сумма превышения НДС, не подтвержденная к возврату составила 4 559 932,1 тыс.тенге, при этом, Компанией «А» предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС за период с 01.01.2024г. по 31.03.2024г. в размере 2 562 131,5 тыс.тенге, соответственно, доводы Компании «А» о необходимости проведения возврата суммы превышения НДС в размере 542 492,5 тыс.тенге являются не состоятельными.

    3. Относительно неподтверждения к возврату суммы превышения НДС в размере 2 538 120,0 тыс.тенге в связи с отсутствием ответа на запрос в Российскую Федерацию

В жалобе указано, что Компания «А» не несет ответственность за своевременное поступление ответа от УФНС России на дату завершения проверки. Направление указанного запроса в РФ является необоснованным, поскольку Налоговым кодексом предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимый для представления к проверке при определении суммы НДС, подлежащей возврату.

В жалобе отмечено, что согласно пунктам 64, 65 Правил дополнительные требования к документам и сведениям, указанным в вышеприведенных пунктах, отсутствуют. В связи с чем, Товарищество выполнило требования Налогового кодекса и предоставило ответы на вопросы, возникшие при подтверждении достоверности сумм НДС при экспорте товаров, соответственно, необходимость в направлении запроса в государственный орган иностранного государства отсутствует. В этой связи, ссылаясь на пункт 12 статьи 152 Налогового кодекса считаем, что отсутствуют основания для отказа в возврате превышения НДС по причине непоступления ответа на запрос, направленный в Управление ФНС России.

Из акта налоговой проверки следует, что в связи с неполучением ответа на запрос о предоставлении информации по взаиморасчетам с Компанией «О» не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 2 538 120,0 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с подпунктами 2), 5) пункта 1 статьи 155 Налогового кодекса при проведении налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют право: запрашивать и получать у государственных органов необходимые для проведения проверки документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с законами Республики Казахстан; направлять запросы государственным и иным органам (организациям) иностранных государств по вопросам, возникшим в ходе налоговой проверки.

В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки в соответствии с положением раздела XVII Договора о ЕАЭС от 29.05.2014г., Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение №18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014г.), а также согласно Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства направлен запрос в адрес Управления ФНС России о предоставлении информации по взаиморасчетам с Компанией «О» (Российская Федерация) и подтверждении реализации Компанией «А» товаров в адрес данного покупателя, ответ на дату завершения налоговой проверки не получен.

В соответствии с подпунктом 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не подтверждена достоверность сумм НДС.

На основании вышеизложенного, учитывая нормы пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 2 538 120,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

    4. Относительно неподтверждения к возврату суммы превышения НДС в размере 34 794,6 тыс.тенге в связи с расхождениями в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

В жалобе указано, что в ходе проверки все указанные замечания в части расхождений ЭСФ с заявлениями о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328.00) от Компании «О» были устранены, получены скорректированные заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

При этом, Компания «А» в жалобе указывает, что скорректированные заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов были направлены в адрес налогового органа своевременно.

В ходе проверки установлено, что при заполнении заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов допущены нарушения, в части неверного отражения номера и даты ЭСФ, соответственно не подлежит к возврату превышение НДС в размере 34 794,6 тыс.тенге.

На момент завершения проверки в информационной системе отсутствовали скорректированные заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно данным ИС СОНО Компанией «А» взамен ранее представленных и зарегистрированных в налоговом органе заявлений представлены скорректированные заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328.00), при этом, согласно «Истории входящего Заявления» по данным заявлениям Уведомления о поступлении входящего заявления сформированы (доставлены до конечной системы) после даты завершения налоговой проверки. 

В соответствии с абзацем третьим пункта 11 Правил заполнения и представления налоговой отчетности «Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328.00)», утвержденных Приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 20.01.2020г. №39 при представлении заявления на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде датой представления заявления является дата приема органом государственных доходов заявления на бумажном носителе, при представлении заявления только в электронном виде – дата принятия центральным узлом системы приема и обработки налоговой отчетности.

Таким образом, на момент завершения налоговой проверки скорректированные заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328.00) Компании «О» не были приняты центральным узлом системы приема и обработки налоговой отчетности, в связи с чем, доводы Товарищества в указанной части являются несостоятельными.

На основании вышеизложенного, учитывая нормы пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 34 794,6 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения. 




  • 2758
  • 0
  • 22 января 2025

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.