НДС: неподтверждение возврата — жалоба без удовлетворения


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «K» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о сумме превышения налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, а также по вопросам исполнения налогового обязательства по НДС за период с 01.04.2019г. по 31.03.2024г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 1 305 482,3 тыс.тенге.

Компания «K» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Компания «K» не согласно с уведомлением о результатах проверки в части неподтверждения к возврату превышения НДС на сумму 1 856 434,9 тыс.тенге и приводит следующие доводы.

  1. Относительно неподтверждения сумм НДС в связи с нарушениями, выявленными по поставщикам взаимосвязанных сторон на сумму 1 856 434,9 тыс.тенге

Основанием для невозврата обжалуемой суммы НДС явилось наличие нарушений, выявленных в результате формирования аналитического отчета «Пирамида», расхождений между данными ИС ЭСФ и данными налоговой отчетности по НДС по приобретению на различных уровнях.

С данными выводами Компания «K» не согласна из-за того, что ТОО «A» не является взаимосвязанным лицом Компании «K» в понимании пункта 2 статьи 1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г., а также пункта 46 Правил №391, в том числе не является аффилированным лицом Компании «K».

Также в жалобе Компания «А» указывает, что ТОО «А» не является крупным акционером (крупным участником) Компании «K», поскольку владеет менее чем 10% голосующих акций Компании «K».

Из акта тематической проверки следует.

Согласно статье 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

При этом, согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением СУР в отношении налогоплательщика, представившего требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (далее – требование о возврате суммы превышения НДС).

Пунктом 2 указанной статьи Налогового кодекса определено, что в проверяемый период включается налоговый период начиная с налогового периода, за который предъявлено налогоплательщиком требование о возврате суммы превышения НДС, включая налоговый период, в котором представлена декларация по налогу на добавленную стоимость с указанием требования о возврате суммы превышения НДС.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

При этом, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила №391, которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к данному приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный Комитетом государственных доходов Республики Казахстан, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

Приказом от 25.11.2022г. №693 Председателя КГД «О некоторых вопросах расчета критериев степени риска» установлен порог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска в размере 350 баллов.

При этом, согласно пункту 45 Правил №391 отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Отчет «Пирамида» формируется в целях определения достоверности сумм превышения НДС, предъявленного к возврату и выявления следующих рисков:

  • риска неисполнения налоговых обязательств;

  • риска применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов.

Результатом формирования отчета «Пирамида» является сводная таблица взаиморасчетов между услугополучателем и поставщиками различных уровней за каждый налоговый период.

В рассматриваемом случае, суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска составил 92,638 баллов, что не превышает порог баллов (350), установленный Комитетом государственных доходов Республики Казахстан, соответственно, сформирован аналитический отчет «Пирамида».

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат налога на добавленную стоимость в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость.

Согласно пункта 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение (неполное исполнение) налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Услугодатель формирует отчет «Пирамида» по риску неисполнения налоговых обязательств исключительно по непосредственным поставщикам услугополучателя.

Непосредственными поставщиками признаются:

  • поставщики, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившие товары, выполнившие работы или оказавшие услуги услугополучателю, по которому формируется отчет «Пирамида»;

  • поставщики, непосредственно или через посредников (агентов, комиссионеров или поверенных) поставившие товары, выполнившие работы или оказавшие услуги через взаимосвязанные стороны.

Взаимосвязанными сторонами признаются физические и (или) юридические лица, имеющие взаимоотношения, которые соответствуют одному либо нескольким из следующих условий:

1) одно лицо является крупным участником другого лица;

2) лица связаны договором, в соответствии с которым одно из них вправе определять решения, принимаемые другим;

3) юридическое лицо находится под контролем крупного участника или должностного лица другого юридического лица;

4) крупный акционер, крупный участник или должностное лицо одного юридического лица являются крупным акционером, крупным участником либо должностным лицом другого юридического лица;

5) юридическое лицо совместно с другим юридическим лицом находится под контролем третьего лица;

6) физическое лицо является руководителем юридического лица, указанного в подпунктах 2) – 5) данного пункта, за исключением независимого директора акционерного общества.

Необходимо отметить, что согласно пункта 2 статьи 1 Налогового кодекса взаимосвязанными сторонами признаются физические и (или) юридические лица, имеющие взаимоотношения, которые соответствуют одному либо нескольким из следующих условий:

1) одно лицо признается аффилированным лицом другого лица в соответствии с законами Республики Казахстан;

2) одно лицо является крупным участником другого лица;

3) лица связаны договором, в соответствии с которым одно из них вправе определять решения, принимаемые другим;

4) юридическое лицо находится под контролем крупного участника или должностного лица другого юридического лица;

5) крупный акционер, крупный участник или должностное лицо одного юридического лица являются крупным акционером, крупным участником либо должностным лицом другого юридического лица;

6) юридическое лицо совместно с другим юридическим лицом находится под контролем третьего лица;

7) лицо совместно со своими аффилированными лицами владеет, пользуется, распоряжается 10 и более процентами долей участия юридического лица либо юридических лиц, указанных в подпунктах 2) – 6) данного пункта;

8) физическое лицо является должностным лицом юридического лица, указанного в подпунктах 2) – 7) данного пункта, за исключением независимого директора акционерного общества;

9) физическое лицо является близким родственником либо свойственником (брат, сестра, родитель, сын или дочь супруга (супруги) крупного участника либо должностного лица юридического лица.

Под крупным участником в целях данного пункта понимается участник, доля которого в имуществе юридического лица, за исключением акционерных обществ, составляет 10 и более процентов.

В рассматриваемом случае, в ходе рассмотрения жалобы направлен запрос от 18.10.2024г. в Комитет государственных доходов, из ответа от 05.12.2024г. следует, что ТОО «А» явлется учредителем Компании «K» с 18.07.2018г. по 19.07.2023г., где доля в уставном капитале составляет 10,8%, с 20.07.2023г. по настоящее время доля в уставном капитале составляет 9,92%, в связи с чем, формирование аналитического отчета «Пирамида» за проверяемый период, то есть, с 01.04.2019г. по 31.03.2024г. Органом государственных доходов является обоснованным.

При этом, по результатам аналитического отчета «Пирамида» установлено, что между непосредственным поставщиком Компании «K» ТОО «A» и его 59 поставщиками (поставщики второго уровня) выявлены расхождения на сумму НДС в размере 7 085 255,2 тыс.тенге, где наименьшая сумма НДС, не подлежащая к возврату составляет 1 827 155,2 тыс.тенге.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в обжалуемом акте налоговой проверки подробно описаны выявленные расхождения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены (пункт 2.10 акта налоговой проверки).

Как указано выше Органом государственных доходов по непосредственным поставщикам, у которых выявлены расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС 22.07.2024г.  направлены запросы о принятии мер по устранению нарушений в ОГД по месту нахождения поставщика.

Относительно доводов Компании «K» по применению нормы второй части пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса следует отметить.

Согласно пункту 2 статьи 434 Налогового кодекса право на применение упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость имеют следующие плательщики налога на добавленную стоимость, представившие декларации по налогу на добавленную стоимость с указанием требования о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость и не имеющие неисполненного налогового обязательства по представлению налоговой отчетности на дату представления декларации по налогу на добавленную стоимость:

1) состоящие не менее двенадцати последовательных месяцев на налоговом мониторинге;

2) производители товаров собственного производства, перечень которых утверждается уполномоченным органом в области регулирования торговой деятельности по согласованию с уполномоченным органом и уполномоченным органом в области налоговой политики;

3) экспортеры сырья при конвертации не менее 50 процентов валютной выручки, поступившей за налоговый период.

Необходимо отметить, что Компания «K» входит в перечень производителей товаров собственного производства, утвержденный приказом Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 31.05.2021г. №382-НҚ, соответственно, имеет право на применение упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость, в связи с чем, норма второй части пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса является применимой к Компании «K»    

В рассматриваемом случае, из информации Органа государственных доходов следует, что по 6 поставщикам ТОО «А» до завершения налоговой проверки получены ответы с органов государственных доходов на ранее направленные запросы, согласно которым нарушения были устранены на сумму 141 200,3 тыс.тенге.

На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 141 200,3 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является необоснованным.

      2. Относительно неподтверждения НДС к возврату в сумме 94 824,7 тыс.тенге

Основанием для невозврата обжалуемой суммы НДС явилось неполучение ответов на направленные уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, запросов о принятых мерах в соответствии с Налоговым кодексом по устранению такими поставщиками товаров, работ, услуг нарушений, выявленных по результатам анализа.

С данными выводами Компания «K» не согласна из-за того, что в акте проверки приведен список 355 поставщиков Компания «K», по которым отчетом «Пирамида по поставщикам» выявлено нарушение. По каждому такому поставщику в Акте проверки указано: «направлен запрос (номер)».

Также в жалобе Компания «K» указывает, что в данной части акт проверки, также, является неосновательным, поскольку из текста акта налоговой проверки непонятно какие нарушения выявлены у поставщиков, куда направлен запрос, получен ли ответы на направленные запросы.

В жалобе также указано, что в акте налоговой проверки не описаны подлежат ли к данному поставщику правила второй части пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса, исключающие возможность применения подпункта 2) части первой пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса к определенным поставщикам.

Из акта тематической проверки следует.

Согласно пункта 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение (неполное исполнение) налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Услугодатель формирует отчет «Пирамида» по риску неисполнения налоговых обязательств исключительно по непосредственным поставщикам услугополучателя.

Согласно пункту 48 Правил №391 органом государственных доходов (ОГД), осуществляющим тематическую проверку в пределах сроков, указанных в пункте 44 Правил №391, анализируются результаты аналитического отчета «Пирамида».

При этом решение о направлении уведомления, принимается только по тем налогоплательщикам, по которым выявлены нарушения налогового законодательства.

В целях Правил №391 нарушениями налогового законодательства признаются нарушения, выявленные ОГД по результатам камерального контроля, указанные в пункте 52 Правил №391 с учетом степени риска, указанных в пункте 47 Правил №391.

ОГД, назначивший тематическую проверку, не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты завершения формирования отчета «Пирамида» направляет запрос, в том числе путем автоматизированного обмена информацией в ОГД по месту нахождения поставщика – о принятии мер по устранению нарушений, по которому выявлены нарушения, указанные в подпунктах 1), 2), 3), 4) и 6) пункта 52 Правил №391.

В рассматриваемом случае по 355 непосредственным поставщикам Компании «K» по которым сумма НДС, отнесенная в зачет составила 3 057 095,5 тыс.тенге, выявлены расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС на сумму 28 957 543,7 тыс.тенге. Наименьшая сумма НДС, неподлежащая к возврату по 355 непосредственным поставщикам Компании «K» составляет 94 824,7 тыс.тенге.

При этом, как следует из акта налоговой проверки, а также информации Органа государственных доходов по непосредственным поставщикам, у которых выявлены расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС 22.07.2024г.  направлены запросы о принятии мер по устранению нарушений в ОГД по месту нахождения поставщика.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в обжалуемом акте налоговой проверки подробно описаны выявленные расхождения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены (пункт 2.11 акта налоговой проверки).

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 67 Правил №391 не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса:

1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок по подтверждению достоверности взаиморасчетов с поставщиком;

2) по поставщикам проверяемого услугополучателя выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида»;

3) не подтверждена достоверность сумм НДС;

4) не подтверждена достоверность сумм НДС в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине:

  • отсутствия поставщика по месту нахождения;

  • утраты учетной документации поставщика.

Относительно доводов Компания «K» по применению нормы второй части пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса следует отметить.

Согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат налога на добавленную стоимость в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

При этом положения подпункта 2) части первой данного пункта не применяются в случае устранения нарушений, выявленных по результатам аналитического отчета «Пирамида», непосредственными поставщиками следующих проверяемых налогоплательщиков:

  • имеющих право на применение упрощенного порядка возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость;

  • реализующих инвестиционный проект в рамках республиканской карты индустриализации, утверждаемой Правительством Республики Казахстан, стоимость которого составляет не менее 150 000 000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

  • осуществляющих деятельность в рамках контракта на недропользование, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и имеющих средний коэффициент налоговой нагрузки не менее 20 процентов, рассчитанный за последние 5 лет, предшествующих налоговому периоду, в котором предъявлено требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость;

  • осуществляющих разведку и (или) добычу углеводородов на море в рамках соглашения о разделе продукции, указанного в пункте 1 статьи 722 Налогового кодекса.

Как указано выше, Компания «K» входит в перечень производителей товаров собственного производства, утвержденный приказом Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 31.05.2021г. №382-НҚ, соответственно, имеет право на применение упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость, в связи с чем, норма второй части пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса является применимой к Компании «K».

В рассматриваемом случае, из информации Органа государственных доходов следует, что по 13 непосредственным поставщикам Компании «K» до завершения налоговой проверки получены ответы, согласно которым нарушения были устранены на сумму НДС 3 284,0 тыс.тенге.

На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 3 284,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является необоснованным.

Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы сумма превышения НДС, неподлежащая возврату из бюджета составляет в сумме 1 806 775,3 тыс.тенге (1 856 434,9 – 141 200,3 + 94 824,7 – 3 284,0). При этом, Компанией «K» предъявлено требование о возврате превышения НДС в сумме 1 305 482,3 тыс.тенге, соответственно, неподтверждение к возврату суммы превышения НДС в размере 1 305 482,3 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 и пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии и результатов тематической проверки.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.






  • 136
  • 0
  • 22 января 2025

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.