КПН, НДС - взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками - отмена части решения (2019)

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «U» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка Компании «U» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора  (КПН) в сумме 184 441,3 тыс.тенге, пени в сумме 48 065,3 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 69 906,3 тыс.тенге и пени в сумме 18 173,3 тыс.тенге.

Компания «U», не согласившись с выводами органа государственных доходов, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение органа государственных доходов.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение требований статей 242 и 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) Компанией «U»  необоснованно отнесены расходы на вычеты в сумме 921 421,0 тыс.тенге и НДС в зачет в сумме 69 906,3 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «N», Компанией «С», Компанией «SH», ИП «К», ИП «СЭМ», ИП «Э», Компанией «Z», ИП «D».

С данным выводом налогового органа Компания «U» не согласна из-за того, что органом государтсвенных доходов, при проведении проверки, пришел к выводу о том, что в деятельности Компания «U» усматриваются признаки схемы увеличения затратной части предприятия, направленной на минимизацию налогового обязательства путем совершения операций с вышеуказанными контрагентами, выписывающими счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг и поставки товаров на общую сумму 641 444,1 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании «U», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В целях вынесения мотивированного решения в соответствии со статьей 186 Налогового кодекса Министерством финансов Республики Казахстан письмом №004-ДА/10790-И от 15.11.2022г. назначено проведение тематической проверки Компании «U» по вопросу правильности исчисления КПН и НДС за 2019-2020гг. с проведением встречных проверок.

Во исполнение данного письма Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан на основании предписания от 18.11.2022г. №61 проведена тематическая проверка Компании «U», по результатам которой составлен акт тематической проверки от 07.09.2023г. №61 (далее - Акт тематической проверки).

Из акта тематической проверки следует.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Расходы будущих периодов подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса если иное не предусмотрено главой 46 Налогового кодекса, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, работы и услуги, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) - 5) данного пункта.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода, НДС подлежит отнесению в зачет при использованиях (будут использоваться) в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

Компания «N»

Из акта тематической проверки следует, что по результатам обжалуемого акта налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2019г. на сумму 444 775,3 тыс.тенге, за 2020г. на сумму 150 892,9 тыс.тенге, а также исключены НДС из зачета за 3 квартал 2019г. в сумме 1 594,8 тыс.тенге, за 4 квартал 2019г. в сумме 50 270,9 тыс.тенге, за 1 квартал 2020г. в сумме 18 107,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «N». 

В ходе тематической проверки в УГД по городу Шымкент направлен запрос на проведение встречной налоговой проверки от 30.01.2023 года №61-1 (далее - акт встречной проверки).

В ходе встречной налоговой проверки Компании «N» вручено требование о предоставлении необходимых для проведения налоговой проверки сведений и (или) документов от 23.02.2023г. №МКБ-Е-06-06/919, а именно, о предоставлении документов, подтверждающих осуществление взаиморасчетов с Компанией «U», журналов регистрации счетов-фактур, первичных бухгалтерских документов, акта сверки, накладных на отпуск товаров, актов выполненных работ (оказанных услуг),  оборотно-сальдовых ведомостей, списков работников, номеров автомашин и другой техники, участвовавшей в поставке товаров, оказании услуг и работ.

В ответ на требование представлены пояснения:

- руководителем Компании «N» физическим лицом «С.А.А.» от 14.02.2023г., из которого следует, что Компания «N» не проводило финансовые работы в течение последних трех лет. Руководитель утверждает, что в настоящее время у него отсутствуют финансовые и бухгалтерские документы Компании «N»;

- банкротным управляющим физическим лицом «С.Е.А.» от 09.03.2023г. №22, из которого следует, что определением Специализированного межрайонного экономического суда города Шымкент от 15.02.2023г. возбуждено дело о банкротстве Компании «N». Отсутствуют бухгалтерские и финансовые документы, составленные между Компанией «N» и Компанией «U».

В ходе встречной проверки установлено, что руководитель Компании «N» приговором Енбекшинского районного суда города Шымкент от 25.06.2021г. привлечен к уголовной ответственности по части 3 статьи 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан (УК РК) за уклонение от уплаты налога (наказание назначено условно).

Из устных пояснений физического лица «С.А.А.» следует, что бухгалтерские и финансовые документы Компании «N» изъяты в ходе досудебного расследования Департаментом экономических расследований по городу (далее – ДЭР).

В ходе встречной проверки установлено, что первичные документы по взаиморасчетам с Компанией «U» изъяты у Компании «N» следователем ДЭР Протоколом выемки документов от 17.06.2020г.

В этой связи, в ходе встречной проверки направлены запросы в ДЭР от 29.05.2023г., от 04.07.2023г. о предоставлении материалов уголовного дела для изучения и анализа. Согласно ответу от 28.07.2023г. №03-6-/2436-І встречная проверка проведена с изучением изъятых документов в здании ДЭР.

При этом, по результатам встречной проверки установлено, что между Компанией «N» и Компанией «U» составлены договора на сумму 892 952,9 тыс.тенге.

Согласно пункту 1.1. Договора от 05.03.2018г. №08/У (далее-Договор) Компания «N» обязуется по заданию Компании «U» из своих материалов (изделий, конструкций), своими средствами, оборудованием, машинами и механизмами, выполнить работы по устройству резервной технологической карты на промышленной площадке «Семизбай» в соответствии с Технической спецификацией (Приложение 1) и Сметным расчетом (Приложение 2), при этом Сметный расчет (Приложение 2) встречной проверке не представлен.

На основании пункта 4.1.4. Договора Компания «U» на период выполнения работ обязано предоставить работникам Компании «N» возможность проживания на руднике «Семизбай» на платной основе в соответствии с калькуляцией на проживание в вахтовом поселке рудника «Семизбай», утвержденной Компанией «U». В свою очередь, пунктом 4.3.22. Договора установлено, что Компания «N» на период выполнения работ обязано оплачивать проживание своих работников на руднике «Семизбай».

Встречной проверкой списки работников Компании «N», калькуляция и подтверждение оплаты за проживание работников Компании «N» в вахтовом поселке рудника «Семизбай» в изъятых документах не обнаружены.

При этом, встречной проверкой указано, что согласно пункту 4.3.15 Договора Компании «N» в течение 5 рабочих дней с даты заключения Договора предоставляет список работников, привлекаемых к работам для оформления на них временных пропусков. Встречной проверкой списки работников в изъятых документах не обнаружены.

Пунктом 5.1. Договора предусмотрено оформление работ промежуточными актами приемки выполненных работ за истекший месяц. Встречной проверкой промежуточных актов приемки выполненных работ в изъятых документах не обнаружены.

Окончательная сдача выполненных работ и их приемка оформляется актом приемки выполненных работ.

Из акта встречной проверки следует, что в проверяемом периоде Компания «N»  в адрес Компании «U» выписаны счета-фактуры и составлены акты выполненных работ формы Р-1 на сумму 667 148,4 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 71 480,2 тыс.тенге. При этом составлены акты приемки выполненных работ формы 2-В и расширенные акты выполненных работ на сумму 300 306,6 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 32 175,7 тыс.тенге.

В связи с непредставлением платежных документов в ходе встречной проверки посредством электронного обмена в ИНИС РК направлен запрос в АО «БанкЦентрКредит» от 10.07.2023г. о предоставлении сведений о наличии и номерах банковских счетов, об остатках и движении денег на этих счетах за период с 01.01.2019г. по 10.07.2023г.

Согласно полученному ответу установлено, что Компанией «U» в адрес Компании «N» осуществлен перевод денежных средств на сумму 717 631,1 тыс.тенге платежными поручениями.

В свою очередь Компания «N» в адрес Компании «U» произведены возвраты денежных средств на сумму 14 555,8 тыс.тенге и по состоянию на 01.01.2019г. задолженность Компании «U» перед Компанией «N» составляет 19 797,8 тыс.тенге.

Также в акте встречной проверки указано, что налоговые регистры к Декларациям по НДС (ф.300.00), к встречной проверке не представлены, при этом, в Декларациях по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 2019г. указано количество работников 4-6 человек, фонд оплаты труда составляет 6 900,0 тыс.тенге.

Декларации по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) не представлялись.

При этом, в акте встречной проверки указано, что по причине непредставления доступа к данным бухгалтерского учета, сведений из бухгалтерского учета, налоговых регистров, встречной проверкой не представляется возможным определить наличие учета взаиморасчетов в бухгалтерском и налоговом учетах.

Вместе с тем, из акта тематической проверки следует, что Компанией «U» к тематической проверке представлены Договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ, акты приемки выполненных работ, письма, пояснения.

Как указано в акте тематической проверки, согласно представленным документам и акту встречной налоговой проверки от 01.08.2023г. №4 установлено, что Компанией «U», в рамках своей деятельности по выполнению работ и оказанию услуг в адрес своих покупателей заключены с Компанией «N» Договоры:

-от 05.03.2018г. №08/У на выполнение работ по устройству резервной технологической карты на промышленной площадке «Семизбай» на объекте «Месторождение урана (рудник) «Семизбай», на сумму 175 000,0 тыс.тенге (связан с Договором на работы по устройству резервной технологической карты на промышленной площадке Семизбай от 01.03.2018г. №КИ 18/46);

-от 08.11.2018г. №45-18 на выполнение работ по ремонту/модернизации насосного оборудования, модернизации технологической насосной станции рудника «Семизбай» на объекте - Акмолинская область, месторождение «Семизбай»» на сумму 14 885,4 тыс.тенге (связан с Договором на модернизацию технологической насосной станции рудника «Семизбай» от 01.11.2018г. №984/18, заключенным Компанией «U» с Компанией «S»);

-от 08.11.2018г. №46-18 на выполнение работ по ремонту нежилых зданий/сооружений/помещений на объекте - Северо-Казахстанская область, месторождение «Семизбай» на сумму 14 067,4 тыс.тенге (связан с Договором на работы по ремонту нежилых зданий/сооружений/помещений от 17.10.2018г. №936/18, заключенным Компанией «U» с Компанией «S»);

-от 01.07.2019г. №УС-02/19 на выполнение работ по ремонту/модернизации насосного оборудования на объекте Акмолинская область, месторождение «Семизбай» на сумму 30 000,0 тыс.тенге (связан с Договором на работы по ремонту/модернизации насосного оборудования от 27.06.2019г. №283207/2019/1, заключенным Компанией «U» с Компанией «S»);

-от 02.07.2019г. №УС-03/19 на выполнение работ по возведению (строительству) нежилых зданий/сооружений, строительно-монтажных работ по переводу процесса осаждения на аммиачную воду рудника «Ирколь» на объекте «Кызылординская область, месторождение «Ирколь»» на сумму 84 000,0 тыс.тенге (связан с Договором на работы по возведению (строительству) нежилых зданий/сооружений, СМР по переводу процесса осаждения на аммиачную воду рудника Ирколь от 02.07.2019г. №283943/2019/1, заключенным Компанией «U» с Компанией «S»);

-от 29.07.2019г. №УС-04/19 на выполнение работ по обвязке скважин технологических блоков, магистральной и внутриблочной обвязке, реконструкции ТУПРР и ТУЗ на объекте - Акмолинская область, месторождение «Семизбай» на сумму 482 000,0 тыс.тенге (связан с Договором на работы по обвязке скважин технологических блоков, магистральная и внутриблочная обвязка, реконструкция ТУПРР и ТУЗ от 25.07.2019г. №292345/2019/1, заключенным Компанией «U» с Компанией «S»);

-от 23.08.2019г. №УС-05/19 на выполнение работ по изготовлению металлических конструкций (здание 20 фут. утепленный, 40 фут. (УППР) утепленный, 40 фут. (УППР) утепленный) на объекте - Туркестанская область, рудник «Мынкудук» на сумму 8 000,0 тыс.тенге (связан с Договором на работы по изготовлению металлических конструкций от 22.08.2019г. №311542/2019/1, заключенным Компанией «U» с Компанией «КS»;

-от 13.09.2019г. №УС-06/19 на выполнение работ по возведению (строительству) нежилых зданий/сооружений, работ по возведению (строительству) нежилых зданий/сооружений, строительству аммиачного склада на объекте -Туркестанская область, рудник «Западный Мынкудук» на сумму 85 000,0 тыс.тенге (связан с Договором на работы по возведению (строительству) нежилых зданий/сооружений (строительство склада аммиачной воды) от 11.09.2019г. №314319/2019/1, заключенным Компанией «U» с Компанией «А»).

Таким образом, тематической проверкой установлено, что в рамках заключенных договоров Компанией «N» в адрес Компании «U» выставлены счета-фактуры, сторонами оформлены акты выполненных работ и акты приемки выполненных работ на сумму 667 148,4 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 71 480,2 тыс.тенге.

При этом тематической проверкой установлено, что 05.07.2023г. в отношении директора Компании «U» физического лица «Д.С.Н.» Агентством Республики Казахстан по противодействию коррупции (далее-Агентство) вынесено Постановление о прекращении досудебного расследования (по нереабилитирующим основаниям), проведенного по признакам преступления, предусмотренного статьей 195 части 4 пункта 2 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК РК) по факту причинения ущерба Компании «S» (покупатель Компании «U»).

Из письма Компании «U» от 23.08.2023г. №45-2023 следует, что как следует из обстоятельств, отраженных в Постановлении о прекращении досудебного расследования от 05.07.2023г., в рамках досудебного расследования выявлены дефекты при выполнении работ со стороны Компании «U» на общую сумму в размере 50 690,6 тыс.тенге.

В свою очередь, данные дефекты могут быть устранены в рамках строительно-монтажных работ, выполняемых со стороны Компании «U», как установлено условиями заключенных договоров с Компанией «S».

В настоящее время данный вопрос является предметом досудебного урегулирования как со стороны Компании «U» и Компании «S», так и со стороны субподрядчиков, привлеченных для выполнения отдельных видов работ.

Из Постановления о прекращении досудебного расследования от 05.07.2023г. следует, что службой досудебного расследования Антикоррупционной службы расследуется уголовное дело в отношении директора физического лица «Д.С.Н.» по признакам преступления, предусмотренного статьей 195 части 4 пункта 2 УК РК по факту причинения имущественного ущерба путем обмана при строительно-монтажных работах на рудниках Компании «S».

В свою очередь, физическое лицо «Д.С.Н.» являясь руководителем Компании «U», пришел к выводу о том, что прибыль от заключенного договора не восполнит его потребности, и задался преступным умыслом на извлечение незаконной выгоды для себя.

Для реализации преступного умысла по извлечению материальной выгоды для себя, злоупотребляя доверием Заказчика, скрыл факт наличия невыполненных работ и не исключил с актов выполненных работ фактически не выполненные работы.

Таким образом, он, являясь директором подрядной организации Компании «U», причинил имущественный ущерб путем обмана и злоупотребления доверием заказчика Компании «S» на общую сумму 50 690,6 тыс.тенге, что является крупным ущербом.

При этом, допрошенный директор Компании «U» показал, что вину в содеянном признает и возместил причиненный ущерб в полном объеме.

Следует отметить, что в ходе расследования уголовного дела от директора Компании «U» поступило заявление о прекращении настоящего уголовного дела по статье 68 УК РК в связи с примирением сторон, так как последний причиненный материальный ущерб Компании «S» в размере 50 690,6 тыс.тенге полностью возместил и примирился с потерпевшей стороной.

В соответствии с частью 1 статьи 68 УК РК, лицо, совершившее уголовный проступок или преступление небольшой или средней тяжести, не связанное с причинением смерти, подлежит освобождению от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим, заявителем в том числе в порядке медиации, и загладило причиненный вред.

В ходе тематической проверки, в целях получения информации о стоимости работ, оформленных как полученных от Компании «N», Компании «U» направлен запрос от 15.08.2023г. №КГД-03-9/8358-И. Ответом от 23.08.2023г. №45-2023 информация не представлена.

Следовательно, по результатам тематической проверки стоимость не выполненных Компании «N» работ определена косвенным методом в соответствии со статьей 160 Налогового кодекса.

Так, тематической проверкой установлено, что в рамках Договора от 25.07.2019г. №292345/2019/1, заключенного Компанией «U» с Компанией «SU» на сумму 627 581,6 тыс.тенге. При этом, для выполнени данного договора Компанией «U» заключен Договор от 29.07.2019г. №УС-04/19 с Компанией «N» на сумму 482 000,0 тыс.тенге.

Соответственно, тематической проверкой установлено, что переданные Компанией «U» на выполнение Компанией «N» работы составили 76,80 процентов (482 000,0 х 100 / 627 581,6).

Как следует из Постановления о прекращении досудебного расследования от 05.07.2023г. стоимость оформленных актами и не выполненных работ составляет сумму 55 820,0 тыс.тенге, что составляет 8,89 процентов от общей суммы оформленных работ (55 820,0 х 100 / 627 581,6), при этом без учета НДС в сумме 49 839,3 тыс.тенге и НДС в сумме 5 980,7 тыс.тенге.

Тем самым, тематической проверкой установлено, что стоимость не выполненных Компанией «N» работ в адрес Компании «U» составляет сумму 38 277,9 тыс.тенге (49 839,3 х 76,80%), НДС в сумме 4 593,4 тыс.тенге (5 980,7 х 12%).

Следовательно, в акте тематической проверкой указано, что Компанией «U» в нарушение пунктам 1,3 статьи 242, пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса необоснованно отнесены расходы на вычеты за 2019г. в сумме 38 277,9 тыс.тенге и НДС в зачет за 4 квартал 2019г. в сумме 4 593,4 тыс.тенге.

При этом, по результатам тематической проверки не подтверждены результаты обжалуемой проверки от 17.08.2022г. №686 в части исключения расходов из вычетов за 2019г. в сумме 406 497,4 тыс.тенге (444 775,3–38 277,9), за 2020г. в сумме 150 892,9 тыс.тенге и НДС из зачета за 3 квартал 2019г. в сумме 1 594,9 тыс.тенге, за 4 квартал 2019г. в сумме 45 610,9 тыс.тенге (50 204,3– 4 593,4) и за 1 квартал 2020г. в сумме 18 107,1 тыс.тенге.

На основании изложенного, учитывая результаты тематической проверки, исключение расходов из вычетов за 2019-2020г. на сумму 557 390,3 тыс.тенге и НДС из зачета за 3-4 кварталы 2019г., за 1 квартал 2020г. на сумму 65 312,9 тыс.тенге по результатам обжалуемого акта проверки от 17.08.2022г. №686 являются необоснованными.

Компания «С»

В акте тематической проверки установлено, что по взаиморасчетам Компании «С» с Компанией «U» отнесены на вычеты расходы на сумму за 2019г. в сумме 43 189,0 тыс.тенге, за 2020г. в сумме 58 900,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «С».

В ходе тематической проверки в УГД городу Шымкент направлен запрос на проведение встречной налоговой проверки от 02.12.2022г. №61-2, по результатам которой составлен акт встречной налоговой проверки от 15.06.2023г. №47 (далее - акт встречной проверки), при этом, взаиморасчеты Компании «U» с Компанией «С» не подтверждены.

Из акта встречной проверки следует, что Компанией «С» зарегистрировано 06.08.2010г. в УГД по г.Усть-Каменогорск, с 17.05.2017г. состоит на регистрационном учете в УГД по г.Павлодар, с 13.06.2017г. в УГД по Алматинскому району города Астаны, с 19.10.2017г. в УГД по Абайскому району города Шымкент.

Руководителем в 2019г. Компании «С» является физическое лицо «И.М.М.»

В ходе встречной налоговой проверки Компании «С» вручены требования о предоставлении необходимых для проведения налоговой проверки документов.

При этом, встречной налоговой проверкой установлено, что Компания «С»  в проверяемом периоде заключены с Компанией «U»:

-Договор от 04.06.2018г. №21-2018г на сумму 885,0 тыс.тенге на оказание комплекса услуг по полному сопровождению всего процесса подготовки конкурсной и тендерной документации;

-Договор от 05.08.2019г. №02УС на сумму 42 304,0 тыс.тенге на выполнение работ по обвязке скважин технологических блоков «Семизбай»;

-Договор от 03.03.2020г. №01УС на сумму 2 743,0 тыс.тенге на выполнение работ по модернизации насосного оборудования «Инструментальные замеры U, I, N, cosф насосного оборудования в рамках текущего ремонта и обслуживания насосного оборудования рудник «Семизбай»;

 -Договор от 16.03.2020г. №02УС на сумму 56 157,0 тыс.тенге на выполнение работ по обвязке скважин технологических блоков «Семизбай».

 Вышеуказанные договоры подписаны руководителем Компании «С»  (Исполнитель, Подрядчик) физическим лицом «И.М.М.», место заключения - город Алматы.

Следует отметить, что сведения по взаиморасчетам Компании «U» с Компанией «С» (акт сверки, договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ формы Р-1, акты выполненных работ формы 2-В) отражены в акте встречной проверки от 15.06.2023г. №47 и в акте тематической проверки.

При этом, представленный к встречной проверке акт выполненных работ не соответствует требованиям норм налогового законодательства и Закона о бухгалтерском учете, не предоставляет возможности определить перечень выполненных работ и оказанных услуг со стороны Компании «С»  в адрес Компании «U» при выполнении договорных обязательств. Указанное, препятствует подтверждению выполнения работ и оказания услуг.

Вместе с тем, к встречной проверке не представлена информация о лицах, выполнявших отраженные в акте приемки работ, тем самым, Компания «С»  к встречной проверке не представлены документы, подтверждающие фактическое оказание услуг в адрес Компании «U» по вышеуказанным договорам.

Следовательно, в акте встречной проверки не подтверждено фактическое оказание услуг и работ Компанией «С» в адрес Компании «U» по причине отсутствия информации и сведений о привлеченной спецтехнике, работниках, расшифровок к выполненным работам, подтверждений о пребывании Компании «С» на объекте, указанном в документах.

Таким образом, актом тематической проверкой подтверждены результаты обжалуемого акта налоговой проверки от 17.08.2022г. №686 в части исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «С»  за 2019-2020г. на сумму 102 089,0 тыс.тенге.

На основании изложенного, учитывая результаты акта тематической проверки, исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «С»  за 2019-2020г. на сумму 102 089,0 тыс.тенге по результатам проверки является обоснованным.

Компания «SH»

По результатам обжалуемого акта налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2019г. на сумму 61 000,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «SH».

В ходе тематической проверки в УГД по Бостандыкскому району ДГД по городу Алматы направлен запрос на проведение встречной налоговой проверки от 02.12.2022г. №61-3, по результатам которого составлен акт встречной проверки №325 от 17.05.2023г. (далее – акт тематической проверки), при этом, по результатам данной проверки взаиморасчеты Компании «U» с Компанией «SH» не подтверждены.

Из акта встречной проверки следует, что Компания «SH» состоит на регистрационном учете с 27.02.2012г. в УГД по Бостандыкскому району г.Алматы.

Руководителем является физическое лицо «Ч.И.А.» Учредителем является нерезидент физическое лицо «П.Ш.».

На учете в качестве плательщика НДС Компания «SH» не зарегистрировано.

Согласно государственной базы elicense.kz сведений о наличии лицензии на занятие деятельностью, требующей получения лицензии, не установлено.

Встречной проверкой установлено, что Компания «SH» с Компанией «U» заключены Договоры на выполнение работ (услуг):

-от 04.09.2019г. №VR-0 на сумму 47 950,0 тыс.тенге на организацию работы спецтехники на объекте клиента заказчика (виды спецтехники по заявкам, часы отработки по объемам работ, выработка и т.п.);

-от 25.09.2019г. №VR-1 на сумму 23 050,0 тыс.тенге на оказание услуг правового и технологического сопровождения выполнения работ на объекте Заказчика.

Договоры подписаны руководителем Компании «SH», место заключения - город Алматы.

Следует отметить, что сведения по взаиморасчетам Компании «U» с Компанией «SH» (акт сверки, договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ, платежные поручения, журналы учета работы строительных машин (механизмов), письма) отражены в акте встречной проверки от 17.05.2023г. №325 и в акте тематической проверки.

Следует отметить, что, из представленных к встречной проверке документов не представляется возможным определить конкретизированный перечень выполненных работ Компании «SH» для Компании «U» в рамках заключенных Договоров.

За период взаиморасчетов Компанией «U» с Компанией «SH» представлена Декларация по КПН (ф.100.00) за 2019 год с указанием дохода от реализации 64 705,0 тыс.тенге. При этом к доходу от реализации к встречной проверке не представлен налоговый регистр. В связи с чем, не представляется возможным определить полноту отражения в налоговой отчетности сумм взаиморасчетов.

Следовательно, ввиду отсутствия документов, из которых не возможно получение исчерпывающей информации о конкретизации выполненных работ и оказанных услуг, по акту встречной налоговой проверки взаиморасчеты Компании «SH» с Компанией «U» за период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г. на сумму 61 000,0 тыс.тенге не подтверждены.

Таким образом, по акту тематической проверки подтверждены результаты обжалуемого акта налоговой проверки от 17.08.2022г. №686 в части исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «SH» за 2019-2020г. на сумму 61 000,0 тыс.тенге.

 На основании изложенного, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «SH» за 2019-2020г. на сумму 61 000,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

ИП «К»

По результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 17.08.2022г. №686 исключены из вычетов расходы за 2019 год на сумму 20 380,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с ИП «К».

В ходе тематической проверки направлен запрос в УГД по Бостандыкскому району ДГД по городу Алматы на проведение встречной налоговой проверки от 02.12.2022г. №61-4, по результатам которого составлен акт встречной проверки от 24.05.2023г. №16 и взаиморасчеты Компании «U» с ИП «К» не подтверждены (далее – акт встречной проверки).

Из акта встречной проверки следует, что ИП «К» состоял на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя в УГД по Турксибскому району с 01.01.2009г. по 11.10.2012г., в УГД по Жетысускому району с 12.10.2012г. по 16.09.2022г. по месту жительства состоит на регистрационном учете в УГД по Бостандыкскому району. 

Следует отметить, что сведения по взаиморасчетам Компании «U» с ИП «К» (акт сверки, договор, счет-фактура, акт выполненных работ, запросы и ответы) отражены в акте встречной проверки от 24.05.2023г. №16 и в акте тематической проверки.

При этом в акте встречной проверки установлено, что в Договоре, в акте выполненных работ, счете-фактуре услуги отражены как «Работы по обвязке скважин технологических блоков». Работы, объекты не расшифрованы. Также, не представлены другие документы, из которых возможно было бы определить перечень работ и услуг, переданных Компанией «U» для выполнения ИП «К». Указанное свидетельствует о признаках формальности заключенного договора.

Следовательно, ввиду отсутствия документов, из которых возможно получение исчерпывающей информации о конкретизации выполненных работ и оказанных услуг, по акту встречной налоговой проверки не подтверждены взаиморасчеты Компании «U» с ИП «К» за 2019г. на сумму 20 380,0 тыс.тенге.

Таким образом, по актом тематической проверки подтверждены результаты обжалуемого акта налоговой проверки от 17.08.2022г. №686 в части исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с ИП «К» за 2019-2020гг. на сумму 20 380,0 тыс.тенге.

 На основании изложенного, учитывая результаты акта тематической проверки, исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с ИП «К» за 2019г. на сумму 20 380,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

ИП «СЭМ»

По результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 17.08.2022г. №686 исключены из вычетов расходы за 2019г. на сумму 40 600,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с ИП «СЭМ».

В ходе тематической проверки в УГД по Алмалинскому району ДГД по городу Алматы направлен запрос на проведение встречной налоговой проверки от 02.12.2022г. №61-5, по результатам которой составлен акт встречной проверки от 27.07.2023г. №309, взаиморасчеты Компании «U» с ИП «СЭМ» не подтверждены (далее - акт встречной проверки).

Из акта встречной проверки следует, что ИП «СЭМ» зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в УГД по Алмалинскому району с 21.05.2013г.

Согласно государственной базы elicense.kz сведений о наличии лицензии на занятие деятельностью, требующей получения лицензии, не установлено.

Встречной налоговой проверкой установлено следующее:

Согласно данным бухгалтерского учета на 01.01.2019г., на 31.12.2019г. дебиторская и кредиторская задолженности отсутствуют.

ИП «СЭМ» с Компанией «U» в период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г. заключены Договоры подряда от 05.07.2019г. №УС 08-19 на сумму 19 875,0 тыс.тенге, от 16.09.2019г. №УС 10-19 на сумму 20 725,0 тыс.тенге, от 24.09.2020г. №УС 10/2020 на сумму 15 524,2 тыс.тенге.

Следует отметить, что сведения по взаиморасчетам Компании «U» с ИП «СЭМ» (акт сверки, договор, счет-фактура, акт выполненных работ, платежные поручения) отражены в акте встречной проверки и в акте тематической проверки.

При этом, к встречной проверке не представлены документы, подтверждающие передачу материалов от Компании «U» в ИП «СЭМ» для производства работ, а также документы, подтверждающие передачу готового оборудования обратно Компании «U».

Также в акте встречной проверки указано, что представленные первичные документы не содержат информацию о конкретизированных работах, а также договорами не оговорены обязанности Заказчика о передаче схем для руководства в сборочных работах, инструкций.

Кроме того, ИП «СЭМ» не представлены документы, подтверждающие их передачу, тогда как в оформленных сторонами работах, является важным фактором.

Следовательно, ввиду отсутствия документов, из которых возможно получение исчерпывающей информации о конкретизации выполненных работ и оказанных услуг, встречной налоговой проверкой не подтверждены взаиморасчеты Компании «U» с ИП «СЭМ» за 2019г. на сумму 40 600,0 тыс.тенге.

Таким образом, актом тематической проверкой подтверждены результаты обжалуемого акта налоговой проверки от 17.08.2022г. №686 в части исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с ИП «СЭМ» за 2019г. на сумму 40 600,0 тыс.тенге тыс.тенге.

На основании изложенного, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с ИП «СЭМ» за 2019г. на сумму 40 600,0 тыс.тенге тыс.тенге по результатам проверки является обоснованным.

ИП «Э»

По результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 17.08.2022г. №686 исключены из вычетов расходы за 2019г. на сумму 31 499,8 тыс.тенге по взаиморасчетам с ИП «Э».

В ходе тематической проверки в УГД по Алатаускому району ДГД по городу Алматы направлен запрос на проведение встречной налоговой проверки от 02.12.2022г. №61-6, по результатам которой, взаиморасчеты Компании «U» с ИП «Э» на сумму 31 499,8 тыс.тенге не подтверждены (акт встречной проверки от 01.06.2023г. №129).

Из акта встречной проверки следует, что «ИП «Э» (физическое лицо «К.Е.В» зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 02.08.2018г. в УГД по Алатаускому району города Алматы.

Взаиморасчеты с бюджетом осуществляет по специальному налоговому режиму на основе упрощенной декларации. Вид деятельности «Прочие электротехнические и монтажные работы». В качестве плательщика НДС не зарегистрирован.

Согласно государственной базы elicense.kz сведений о наличии лицензии на занятие деятельностью, требующей получения лицензии, не установлено.

В проверяемом периоде ИП «Э» с Компанией «U» заключены Договоры от 15.07.2019г. №УС 09-19 на сумму 15 820,0 тыс.тенге, от 30.07.2019г. №11-19 на сумму 15 679,8 тыс.тенге и от 18.09.2020г. №УС-09/2020 на сумму 14 989,2 тыс.тенге.

Следует отметить, что сведения по взаиморасчетам Компании «U» с ИП «Э» (договоры, пояснении, платежные поручения) отражены в акте встречной проверки от 01.06.2023г. №129 и в акте тематической проверки. При этом, все материалы, связанные с выполнением работ физическое лицо «П.Э.Э.» приобретал сам, документов по приобретению товаров и материалов он не предоставлял.

В акте встречной проверки указано, что акты выполненных работ, сметный расчет стоимости, сведения и документы о том, как производились услуги и приобретались материалы, Договора гражданско-правового характера, документы, подтверждающие транспортировку товаров и трудовых ресурсов, отсутствуют. Расчеты с физическим лицом «П.Э.Э.» осуществлялись в наличной форме, расходные кассовые ордера не оформлялись.

Таким образом, к акту встречной проверки не представлены документы, подтверждающие фактическое оказание услуг ИП «Э» в адрес Компании «U».

При этом, к акту встречной проверки представлены письма от 01.08.2019г., от 21.09.2020г., в которых ИП «Э» обращается к Компании «U» за разрешением физическому лицу «П.Э.Э.» заезда/проживания/питания в вахтовом лагере на объекте выполнения работ по адресу: Акмолинская область, месторождение «Семизбай» для выполнения работ по установке комплектующих насосов.

При этом к акту встречной проверки не представлены доказательства пребывания сотрудников ИП «Э» на объекте, отраженном в Договорах. В связи с отсутствием трудового договора, заключенного между физическим лицом «П.Э.Э.» и ИП «Э», а также согласно сведениям, полученным из пояснений ИП «Э», отсутствием списка работников, привлеченных к выполнению работ, по акту встречной проверки не получено исчерпывающей документации, подтверждающей фактическое выполнение работ со стороны ИП «Э» в адрес Компании «U».

Также, из представленных к акту встречной проверки документов не представляется возможным определить конкретизированный перечень выполненных работ ИП «Э» для Компании «U» в рамках заключенных Договоров.

Следовательно, ввиду отсутствия документов, из которых возможно получение исчерпывающей информации о конкретизации выполненных работ и оказанных услуг, по акту встречной налоговой проверки взаиморасчеты ИП «Э» с Компанией «U» за период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г. на сумму 31 499,8 тыс.тенге не подтверждены.

Таким образом, по акту тематической проверки подтверждены результаты обжалуемого акта налоговой проверки от 17.08.2022г. №686 в части исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с ИП «Э» за 2019г. на сумму 31 499,8 тыс.тенге тыс.тенге.

На основании изложенного, учитывая результаты акта тематической проверки, исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с ИП «Э» за 2019г. на сумму 31 499,8 тыс.тенге по результатам проверки является обоснованным.

Компания «Z»

По результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 17.08.2022г. №686 исключены из вычетов расходы за 2020 год на сумму 36 184,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Z».

В ходе проведения тематической проверки в УГД по Бостандыкскому району ДГД по городу Алматы направлен запрос на проведение встречной налоговой проверки от 02.12.2022г. №61-7, по результатам которого взаиморасчеты Компании «U» с Компанией «Z» не подтверждены (акт встречной проверки от 23.05.2023г. №327).

Из акта встречной проверки следует, что Компания «Z» зарегистрировано 05.03.2012г. в УГД по Бостандыкскому району. Адрес местонахождения город Алматы, дом 175. Руководителем является физическое лицо «Ч.И.А.» Учредителем является физическое лицо «П.Ш.» (нерезидент).

Согласно государственной базы elicense.kz сведений о наличии лицензии на занятие деятельностью, требующей получения лицензии, не установлено.

Взаиморасчеты с бюджетом осуществляет по специальному налоговому режиму на основе упрощенной декларации. Компания «Z» в качестве плательщика НДС не зарегистрировано.

За период взаиморасчетов с Компанией «U» Компания «Z» представлена Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 2 полугодие 2020г. с указанием дохода 65 843,0 тыс.тенге и 2 работников. При этом к акту встречной проверки налоговый регистр не представлен, в связи с чем не подтверждено отражение взаиморасчетов в налоговом учете с Компанией «U».

Следует отметить, что сведения по взаиморасчетам Компании «U» с Компанией «Z» (пояснения, акт сверки, налоговые регистры, договора, счета-фактуры, акты выполненных работ, платежные документы) отражены в акте встречной проверки от 23.05.2023г. №327 и в акте тематической проверки.

Также в акте встречной проверки указано, что из представленных к встречной проверке документов не представляется возможным определить конкретизированный перечень выполненных работ Компании «Z» для Компании «U» в рамках заключенных Договоров.

Следовательно, ввиду отсутствия документов, из которых возможно получение исчерпывающей информации о конкретизации выполненных работ и оказанных услуг, по акту встречной налоговой проверки не подтверждено фактическое осуществление взаиморасчетов Компании «Z» с Компанией «U» за период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г.

Таким образом, по акту тематической проверки подтверждены результаты обжалуемого акта налоговой проверки от 17.08.2022г. №686 в части исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «Z» за 2020г. на сумму 36 184,0 тыс.тенге.

На основании изложенного, учитывая результаты акта тематической проверки, исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «Z» за 2020г. на сумму 36 184,0 тыс.тенге по результатам проверки является обоснованным.

ИП «D»

По результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 17.08.2022г. №686 исключены из вычетов расходы за 2020г. на сумму 34 000,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с ИП «D».

В ходе тематической проверки в УГД по Ауэзовскому району ДГД по городу Алматы направлен запрос на проведение встречной налоговой проверки от 02.12.2022 года №61-8, по результатам которого взаиморасчеты Компании «U» с ИП «D» не подтверждены (акт встречной проверки от 14.07.2023г. №201).

Из акта встречной проверки следует, ИП «D» состоял на регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с 22.06.2017г. по 07.06.2021г. в УГД по Аэзовскому району города Алматы. Взаиморасчеты с бюджетом осуществляет по специальному налоговому режиму на основе упрощенной декларации.

Согласно государственной базы elicense.kz сведений о наличии лицензии на занятие деятельностью, требующей получения лицензии, не установлено.

Следует отметить, что сведения по взаиморасчетам Компании «U» с ИП «D» (акт сверки, договор, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг), акты приема-передачи оборудования, платежные поручения, пояснения) отражены в акте встречной проверки от 14.07.2023г. №201 и в акте тематической проверки.

К акту встречной проверки ИП «D» не представлены документы, подтверждающие передачу в пользование ИП «D» контейнеров от физического лица «Б», оплату услуг, удержание индивидуального подоходного налога и перевозку контейнеров на объект Компании «U».

Также, к акту встречной проверки не представлены другие документы, из которых возможно было бы установить объект, доставка на который должна была определятся сторонами, соответственно по акту встречной проверки установлены признаки формальности заключенного договора.

Кроме того, к акту встречной проверки не представлены исчерпывающие доказательства, свидетельствующие о фактически состоявшейся передаче контейнеров от ИП «D» в адрес Компании «U».

Следовательно, ввиду отсутствия документов, из которых возможно получение исчерпывающей информации о конкретизации выполненных работ и оказанных услуг, по акту встречной проверки не подтверждено фактическое осуществление взаиморасчетов ИП «D» с Компанией «U» за 2020г.

На основании изложенного, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с ИП «D» за 2020 год на сумму 34 000,0 тыс.тенге по результатам обжалуемого акта проверки от 17.08.2022г. №686 является обоснованным.

Согласно пункту 1 статьи 182 и пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г.  по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом результатов тематической и (или) повторной тематической проверок и решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки от 17.08.2022г. №686 Департамента государственных доходов по городу Алматы в части исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «N» за 2019-2020г. на сумму 557 390,3 тыс.тенге и НДС из зачета за 3-4 кварталы 2019г., за 1 квартал 2020г. на сумму 65 312,9 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.

  • 8194
  • 0
  • 24 октября 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.