КПН, НДС - взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками (Компании «А», Компании «С», Компании «Е»)

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «W» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка Компании «W» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2018г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора  (КПН) в сумме  43 460,8 тыс.тенге, пени в сумме  12 299,5 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 18 462,9 тыс.тенге и пени в сумме 6 262,4 тыс.тенге и уменьшении убытка на сумму 32 654,4 тыс.тенге.

Компания «W», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение требований статей 242 и 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) Компанией «W» необоснованно отнесены расходы на вычеты и НДС в зачет по взаиморасчетам с Компанией «L» и Компанией «Т» за период 2018-2020гг. на сумму 215 952,9 тыс.тенге и НДС на сумму 18 367,3 тыс.тенге.

С данным выводом органа государственных доходов Компания «W» не согласна из-за того, что основная доля начисленных сумм налогов приходится на взаиморасчеты Компании «W» с контрагентом Компанией «L», которое реализовало товары (работы и услуги) в период своей реабилитации с апреля 2018г. по май 2020г.

Решением Специализированного межрайонного экономического суда Восточно-Казахстанской области (СМЭС) от 27.08.2021г. Компания «L» признано банкротом и начата процедура ликвидации.

Компания «L» ежемесячно предоставляло в уполномоченный орган отчеты по реабилитации, содержащие информацию о финансово-хозяйственной деятельности с приложением копий подтверждающих документов (акты выполненных работ, накладные, ведомости по заработной плате и т.д.).

Органом государственных доходов от 27.12.2021г. в адрес Компании «L» вынесено Постановление о наложении административного взыскания, предусмотренного статьей 280 Кодекса «Об административных правонарушениях» Республики Казахстан (далее-КоАП), при этом выводы о фиктивности электронных счет-фактур основаны лишь на предположениях фискального органа.

Также, в акте проверки указаны аналогичные причины исключения расходов из вычета Компании «W» по взаиморасчетам с Компанией «Т». Указано, что первичные документы не могут быть признаны документами, подтверждающими расходы, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода по причине вступления в законную силу Постановления УГД о наложении административного взыскания, предусмотренного статьей 280 КоАП от 28.12.2021г.

Компания «W»  считает, что вышеуказанные обстоятельства не могут быть основанием для исключения расходов из вычетов Компании «W».

Проверив доводы Компании «W», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В целях вынесения мотивированного решения в соответствии со статьей 186 Налогового кодекса Министерством финансов Республики Казахстан письмом от 27.12.2022г. назначена тематическая проверка Компании «W» по вопросу правильности исчисления КПН и НДС за 2018-2020гг.

Во исполнение данного письма органом государственных доходов на основании предписания от 05.01.2023г. проведена тематическая проверка Компании «W», по результатам которой составлен акт тематической проверки от 16.06.2023г. (далее - Акт тематической проверки).

Из акта тематической проверки от 16.06.2023г. следует.

Относительно взаиморасчетов с Компанией «L»

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

В соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета от 31.03.2015г. №241 установлено, что для учета движения активов между подразделениями субъекта применяются накладные на внутреннее перемещение, форма которой утверждена приказом от 20.12.2012г.

По результатам проверки исключены из вычетов расходы за 2018-2020гг. в сумме 215 085,1 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2018г., 3-4 кварталы 2019г., 2 квартал 2020г. в сумме 18 263,2 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «L».

Согласно данным ИНИС РК Компания «L» зарегистрировано в органах юстиции с 13.09.1999г., вид деятельности «Строительство прочих распределительных инженерных сооружений». Руководителями за проверяемый период являлись с 18.05.2015г. физическое лицо «М.А.С.», с 19.11.2021г. физическое лицо «М.Е.Т.»

По результатам акта тематической проверки установлено, что Компания «L»  за период с 01.10.2018г. по 31.12.2020г. взаиморасчеты с Компанией «W»  составили сумму 215 085,1 тыс.тенге, НДС в сумме 25 810,2 тыс.тенге.

Между Компанией «L» и Компанией «W» заключены следующие договора субподряда.

Также, Компанией «L» реализованы в адрес Компании «W» товары на сумму 1 663,4 тыс.тенге, НДС в сумме 199,6 тыс.тенге.

В ходе тематической проверки, в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки Компании «W», направлен запрос от 27.01.2023г. в орган государственных доходов на проведение встречной проверки по взаиморасчетам с Компанией «L».

Орган государственных доходов на основании предписания от 27.02.2023г. проведена встречная проверка Компании «L» за период с 01.01.2018г. по 31.12.2020г., акт встречной проверки от 15.05.2023г.

Из акта встречной проверки следует, что решением СМЭС Восточно-Казахстанской области от 27.08.2021г. удовлетворено заявление о признании Компании «L» банкротом.

Банкротным управляющим на требование органа государственных доходов о предоставлении документов необходимых для проведения встречной проверки от 31.03.2023г., врученного 31.03.2023г., представлен ответ от 10.05.2023г. и от 12.05.2023г., с приложением следующих документов: договоры, счет-фактуры, акты выполненных работ, расчетные ведомости по заработной плате, приказы о принятии на работу и увольнении, трудовые договора и табеля учета времени.

Другие документы по взаиморасчетам между Компанией «L» с Компанией «W» (проектно-сметная документация, акт приема передачи ТМЗ и прочие документы) и «1: С Бухгалтерия» отсутствуют.

Из акта тематической проверки следует, что Постановлением об административном правонарушении от 27.12.2021г. налоговым органом все счета-фактуры, выписанные Компанией «L» в адрес Компании «W» признаны фиктивными, в связи с непредставлением подтверждающих документов по реализации товаров, работ, услуг, и отсутствием транспортных средств.

Кроме того, Компания «L» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 280 КоАП, с наложением административного взыскания в виде административного штрафа 51 620,4 тыс.тенге.

При этом Банкротным управляющим Компании «L» направлено ходатайство в Прокуратуру по вопросу пересмотра административного дела в рамках Постановления налогового органа от 27.12.2021г. В данном ходатайстве отказано Прокуратурой от 03.04.2023г., в связи с законностью и вступлением в законную силу Постановления от 27.12.2021г.

Вместе с тем, Компанией «W» подан иск в суд, касательно признания договоров субподряда с Компанией «L» и признания сделок по накладным на приобретение товара действительными.

Решением СМЭС от 04.08.2022г. принято решение об оставлении без удовлетворения требование истца.

На основании вышеизложенного встречной проверкой взаиморасчеты между Компанией «L» и Компанией «W» не подтверждаются.

Вместе с тем, со стороны Компании «L» к встречной проверке не представлены проектно-сметная документация, акты списания, документы по складскому учету, доверенности, журналы учета выполненных работ и другие документы, а также отсутствует база «1С Бухгалтерия», оборотно-сальдовые ведомости, непосредственно являющимся одним из основных бухгалтерских документов, которые содержат остатки товаров на начало и на конец периода, обороты по дебету и кредиту для каждого счета, субсчета.

Таким образом, представленные к встречной проверке договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ, не могут свидетельствовать, и не раскрывают в полном объеме фактическую реализацию товара, выполненных работ и оказанных услуг, в связи с их не отражением в бухгалтерском учете.

Наряду с этим, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 5 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан от 22.12.2022г. №9 «О некоторых вопросах применения судами налогового законодательства» вступивший в законную силу приговор, постановление суда о прекращении уголовного дела, постановление органа уголовного преследования о прекращении досудебного расследования по нереабилитирующим основаниям, постановление по делу об административном правонарушении, которыми действия лица по выписке счета-фактуры признаны совершенными без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров, то есть выписка фиктивного счета - фактуры, является основанием для исключения из вычетов расходов при исчислении КПН и исключению из зачета суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам.

Предъявление налоговыми органами исков об оспаривании сделок, совершение которых подтверждено фиктивными счетами-фактурами, не требуется.

Соответствующее начисление сумм по КПН и НДС осуществляется налоговым органом на основании вступивших в законную силу актов, которыми установлено совершение действий по выписке фиктивной счет-фактуры.

По результатам акта тематической проверки исключение из вычетов расходов в сумме 215 085,1 тыс.тенге за 2018-2020гг. и НДС из зачета за 4 квартал 2018г., 3-4 кварталы 2019г., 2 квартал 2020г. в сумме 18 263,2 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «L» по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 17.11.2022г. №12 подтверждается.

Таким образом, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов в сумме 215 085,1 тыс.тенге за 2018-2020гг. и НДС из зачета за 4 квартал 2018г., 3-4 кварталы 2019г., 2 квартал 2020г. в сумме 18 263,2 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «L» по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 17.11.2022г. №12, а также уменьшение убытка на сумму 32 654,4 тыс.тенге является обоснованным.

Относительно взаиморасчетов с Компанией «Т»

По результатам проверки исключены из вычетов расходы за 2020г. в сумме 867,8 тыс.тенге и НДС из зачета за 3 квартал 2020г. в сумме 104,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Т».

Согласно данным ИНИС РК Компания «Т» зарегистрировано в органах юстиции с 14.11.2019г., вид деятельности «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации». Руководителем Компании «Т» является физическое лицо «К.Б.Ш».

Из акта тематической проверки следует, что Компания «Т» выписало в адрес Компании «W» ЭСФ по приобретению товаров (проволока, кислородный баллон) на сумму 867,8 тыс.тенге, НДС в сумме 104,1 тыс.тенге:

- от 14.07.2020г. на сумму 241,2 тыс.тенге, НДС в сумме 28,9 тыс.тенге;

- от 09.09.2020г. на сумму 401,8 тыс.тенге, НДС в сумме 48,2 тыс.тенге;

- от 15.09.2020г. на сумму 224,9 тыс.тенге, НДС в сумме 26,9 тыс.тенге.

Выписанные от имени Компании «Т» первичные документы не могут быть признаны документами, подтверждающими расходы, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, по следующим основаниям:

Постановлением налогового органа от 28.12.2021г. №007152 Компания «Т» привлечено к административной ответственности по статье 280 КоАП по фактам выписки фиктивных счет-фактур и наложен административный штраф 14 650,1 тыс.тенге.

Согласно данному постановлению Компания «Т» выписывало фиктивные счет-фактуры в адрес Компании «W» на общую сумму 867,8 тыс.тенге, НДС в сумме 104,1 тыс.тенге.

Постановление налогового органа от 28.12.2021г. о привлечении к административной ответственности и наложении административного штрафа не обжаловано в установленном порядке и вступило в законную силу.

Таким образом, согласно вступившему в законную силу постановлению органа государственных доходов Компания «Т» выписало в адрес Компании «W» фиктивные счет-фактуры, то есть Компания «Т» не производило отгрузку товара.

Поставщиками товаров (проволока, кислородный баллон) в адрес Компании «Т» являются Компании «А», Компании «С», Компании «Е».

Согласно данным информационной системы ЭСФ поставщики товаров, а именно проволоки, кислородного баллона в адрес Компании «А» отсутствуют. Таким образом, происхождение товаров (проволока и баллоны кислородные) отраженные в ЭСФ выписанных Компанией «А» в адрес Компании «Т» не подтверждается.

Решением СМЭС области государственная регистрация Компании «С» признана недействительной.

Поставщиками товаров (проволока, кислородный баллон) в адрес Компании «Е» являются Компании «Н» (3-уровень), Компании «О». 

Согласно решению СМЭС области государственная регистрация Компании «Н», Компании «О» признана недействительной.

Таким образом, происхождение товаров (проволока и баллоны кислородные) отраженные в ЭСФ выписанных Компанией «Н» и Компании «О» в адрес Компании «Т» не подтверждаются.

В ходе тематической проверки налоговым органом направлен запрос в УГД от 27.01.2023г. Компании «Т».

УГД запрос прекращен в связи с отсутствием Компании «Т» по юридическому адресу согласно актов обследований от 02.02.2023г. №1187, от 17.03.2023г. №5140.

Направлено письмо в Департамент экономических расследовании по области от 24.03.2023г. касательно привода руководителя в УГД. Ответ получен письмом от 05.04.2023г. в связи с отсутствием руководителя, явку обеспечить невозможно.

Выставлены распоряжения о приостановлении расходных операции по банковским счетам налогоплательщика от 06.042021г. №22691, от 24.04.2021г. №25868, от 21.09.2021г. № 62993, от 29.06.2021г. №436291, от 21.10.2021г. №70742, от 26.10.2021г. №75171, от 02.12.2021г. №83090, от 16.02.2022г. №7769.

Решения об ограничении в распоряжении имуществом в счет налоговой задолженности Компании «Т» от 24.04.2021г., от 21.09.2021г., от 14.12.2022г., от 02.03.2023г.

Имеет статус «Ограничение доступа к информационной системе ЭСФ», выставлено уведомление от 11.01.2021г., вручено 11.01.2021г.

 Компания «Т» привлечен к административной ответственности по статье 280 КоАП согласно постановления от 28.11.2021г. №007152 за выписку фиктивных ЭСФ на общую сумму оборота 122 073,4 тыс.тенге, НДС в сумме 14 648,8 тыс.тенге в адрес покупателей, в том числе Компания «W».

На основании вышеизложенного, представленные в ходе тематической проверки первичные документы (счета-фактуры, накладные) Компании «W» по взаимоотношениям с Компанией «Т» не могут достоверно свидетельствовать о фактах совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.

Исходя из вышеизложенного, а также всех имеющих сведений и первичных документов взаиморасчеты между Компанией «Т» с Компанией «W» не подтверждаются.

Наряду с этим, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 5 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан от 22.12.2022г. №9 «О некоторых вопросах применения судами налогового законодательства» вступивший в законную силу приговор, постановление суда о прекращении уголовного дела, постановление органа уголовного преследования о прекращении досудебного расследования по нереабилитирующим основаниям, постановление по делу об административном правонарушении, которыми действия лица по выписке счета-фактуры признаны совершенными без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров, то есть выписка фиктивного счета - фактуры, является основанием для исключения из вычетов расходов при исчислении КПН и исключению из зачета суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам.

Предъявление налоговыми органами исков об оспаривании сделок, совершение которых подтверждено фиктивными счетами-фактурами, не требуется.

Соответствующее начисление сумм по КПН и НДС осуществляется налоговым органом на основании вступивших в законную силу актов, которыми установлено совершение действий по выписке фиктивной счет-фактуры.

По результатам акта тематической проверки исключение из вычетов расходов в сумме 867,8 тыс.тенге за 2020г. и НДС из зачета за 3 квартал 2020г. в сумме 104,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Т» по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 17.11.2022г. подтверждается.

Таким образом, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов в сумме 867,8 тыс.тенге за 2020г. и НДС из зачета за 3 квартал 2020г. в сумме 104,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Т»  по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 17.11.2022г. является обоснованным.

Согласно пункту 1 статьи 182 и пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г.  по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом результатов тематической и (или) повторной тематической проверок и решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 5550
  • 0
  • 24 октября 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.