КПН, НДС - увеличение дохода и облагаемого оборота ( трансферт)

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «H» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «H» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет с 01.01.2016г. по 31.12.2019г., по результатам которой вынесено уведомление от 13.08.2021г. о начислении КПН в сумме 844 758,4 тыс.тенге и пени 69893,1 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме налога 104 751,5 тыс.тенге и пени 7 203,9 тыс.тенге, налога на имущество в сумме 176,9 тыс.тенге, пени в сумме 15,1 тыс.тенге, отчислений на ОСМС в сумме 19,5 тыс.тенге и уменьшении убытка в сумме 357 733,9 тыс.тенге.

Компания «H», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления КПН в сумме 711 703,5 тыс.тенге и НДС в сумме 253 519,3 тыс.тенге.

  1. Относительно корректировки дохода и облагаемого оборота по НДС

1.1.  Увеличение дохода и облагаемого оборота по НДС за 2016-2019гг.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что в нарушение статьи 12 Закона Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании» от 5 июля 2008 года (далее - Закон о трансфертном ценообразовании) Компанией за 2016г. не произведена корректировка дохода и облагаемого оборота от реализации на экспорт товара на общую сумму 593 175,6 тыс.тенге, в том числе за 2017г. на сумму 368 199,7 тыс.тенге, за 2018г. на сумму 873 188,9 тыс.тенге, за 2019г. на сумму 871 249,3 тыс.тенге.

С данными выводами налогового органа Компания «H» (далее – Компания) не согласна в связи с тем, что по результатам налоговой проверки дополнительно увеличен доход в размере 870 278,3 тыс.тенге и начислен КПН в сумме 174 055,7 тыс.тенге и НДС в сумме 104 433,4 тыс.тенге в результате неправомерного исключения Т-дифференциала из расчета для определения рыночной цены, в отношении сделки по реализации Концентрата в рамках Договора №152/НАК-19 о купле-продаже концентрата природного урана в форме закиси-окиси от 13 марта 2019г., заключенным между Компанией и Компанией «КАР» (далее - Договор №152).

Согласно условиям Договора №152 Компания «КАР» направляла специальное письменное уведомление Компании со следующим обязательным содержанием:

- Компания «КАР» осуществляет закуп определенного количества Концентрата на определенную дату 2019г. (фиксируется дата реализации и количество Концентрата);

- указанное количество будет отгружено в адрес конверсионного предприятия;

- указывается определенная дата акта приема-передачи в 2019г. (фиксируется дата подписания акта приема-передачи).

В жалобе указано, что в соответствии с данной опцией, Компания проводила реализацию Концентрата без физической отгрузки на момент подписания акта приема-передачи. При этом, датой перехода права собственности на Концентрат являлась дата подписания акта приема-передачи, определенная согласно специальному письменному уведомлению Компании «КАР», согласованного с Компанией.

Таким образом, в течение 2019г. Компания осуществляла реализацию Концентрата и признавало доход от реализации на дату подписания акта приема - передачи Концентрата, которая соответствует дате, указанной в специальном письменном уведомлении Компании «КАР».

Для определения рыночной цены Компания руководствовалась пунктом 8 Методики, согласно которому для спотового контракта цена сделки рассчитывается по следующей формуле: Р = SP х (100% - D):100% - Т, где Р (price) - цена сделки (в долларах США за фунт U308), SP (pot price) - среднеарифметическое значение индикаторов спотовых цен на концентрат природного урана, D (discount) - дисконт, %, Т (transport and price differential) - дифференциал, учитываемый в зависимости от условий поставки концентрата природного урана в соответствии с законодательством о трансфертном ценообразовании (в долларах США за фунт U308).

Как следует из жалобы, цена реализации Концентрата определялась Компанией на основании данных из источников информации, за минусом дисконта и расходов на доставку (Т-дифференциал), которые согласно Договору №152 оплачивает Компания «КАР».

Из жалобы следует, что орган государственных доходов в целях определения корректировок объектов налогообложения нарушил порядок определения рыночной цены, определенный Методикой для расчета цены Концентрата до конверсионных предприятий по сделкам, осуществленным Компанией «КАР»  с резидентами Республики Казахстан, не приняв во внимание Решение Компании «КАР» «О введении дифференциала» и письменные уведомления Компании «КАР», предусмотренные внутренними правилами Компании «КАР», которые в свою очередь прямо определены положениями Методики и законодательно утверждены в качестве документов для подтверждения дифференциала.

Кроме того, в жалобе указано, что орган государственных доходов неправомерно исключил расходы по транспортировке (Т-дифференциала) от места отгрузки до пункта конечных получателей Концентрата, понесенных Компанией «КАР» в составе дифференциала при расчете цены сделки по реализации Концентрата в адрес «Компании «КАР», которым дополнительно увеличен доход за 2016г. в размере 4 323,7 тыс.тенге, за 2017г. в сумме 368 034,1 тыс.тенге, за 2018г. в сумме 920 444,9 тыс.тенге.

Компания в жалобе указывает, что по результатам проверки при расчете рыночной цены реализуемой на экспорт концентрата природного урана исключен Т-дифференциал, в связи с отсутствием подтверждающих документов. Поскольку Т-дифференциал является расходом Компании «КАР» по транспортировке концентрата до конверсионных предприятий, в ходе проверки был направлен запрос в Компания «КАР» о предоставлении соответствующей информации.

Компания отмечает, что данные по такой транспортировке входят в перечень сведений составляющих конфиденциальную информацию и подпадают под действие Закона о государственных секретах. Согласно внутренним правилам Компании «КАР» процесс их предоставления требовал прохождения нескольких этапов согласования, засекречивания, отправления специальной секретной почтой и, как следствие, занял длительное время.

В жалобе отмечено, что Компания после завершения проверки получила требуемые документы по Т-дифференциалу от Компании «КАР», которые приложены к жалобе (договоры по транспортно-экспедиторским услугам, акты выполненных работ и оказанных услуг, декларации таможенной стоимости, счет-фактуры).

Проверив доводы Компании, исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Министерством финансов в целях вынесения мотивированного решения по жалобе, в соответствии со статьями 181, 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. назначена тематическая проверка Компании по вопросу подтверждения достоверности сумм, начисленных в акте проверки от 13.08.2021г. Департамента государственных доходов.

Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан на основании предписания от 23.11.2021г. проведена тематическая проверка Компании за период с 01.01.2016г. по 31.12.2019г., по результатам которой составлен акт тематической проверки от 28.08.2023г. (далее - акт тематической проверки).

Из акта тематической проверки следует.

Тематическая проверка произведена согласно статье 173 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) налоговые органы осуществляют контроль при трансфертном ценообразовании по сделкам в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

При этом, пунктом 5 статьи 227 Налогового кодекса, предусмотрено, что в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании, доход от реализации подлежит корректировке.

В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Закона о трансфертном ценообразовании на основании корректировки объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, рассчитанных таким образом, как если бы доходы или расходы от этих сделок и другие объекты налогообложения за отчетный период были определены исходя из рыночной цены с учетом диапазона цен, с применением штрафов и пени в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

При реализации товаров на экспорт налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании» от 5 июля 2008 года (далее – Закон) был использован метод сопоставимой неконтролируемой цены, где для определения рыночной цены товара применены индикаторы спотовых цен на товар, публикуемый в официальных источниках информации компаниями «Ux Consulting LLC» (США) и «TradeTech LLC» (США), выраженный в долларах США за фунт U3O8.

По сделкам налогоплательщика с Компанией «КАР» и Компанией «В» в целях определения рыночной цены товара помимо дисконта применяется дифференциал. Данные по экономическому обоснованию такого дифференциала и его составляющим, налогоплательщиком представлены в ходе проведения тематической проверки.

Требование по документальному подтверждению составляющих дифференциала (Т) установлено подпунктом 5) пункта 3 статьи 5 и пунктов 5,6 статьи 13 Закона, а также условиями Договоров о купли-продаже концентратов природного урана в форме закиси-окиси между Компанией «КАР» путем представления Компанией «КАР» копии договоров с поставщиками услуг и прочих документов, на базе которых были сформирована калькуляция расходов от места отгрузки до пункта конечных получателей товара. Указанные документы были представлены вместе с жалобой налогоплательщика и в ходе проведения настоящей тематической проверки.

Проверка по вопросам трансфертного ценообразования произведена в соответствии с Законом Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании» от 5 июля 2008 года и Постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 февраля 2011 года №74 «Об утверждении Правил (методики) ценообразования на концентрат природного урана» (далее – Методика). Для определения рыночной цены в ходе проверки в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 12 Закона использован метод сопоставимой неконтролируемой цены.

Так, согласно пункта 1 статьи 13 Закона, метод сопоставимой неконтролируемой цены применяется путем сравнения цены сделки на товары (работы, услуги) с рыночной ценой с учетом диапазона цен по идентичным (а при их отсутствии - однородным) товарам (работам, услугам) в сопоставимых экономических условиях, если иное не предусмотрено указанной статьей Закона. Согласно пункта 2 статьи 13 Закона сделкой признается каждая документально подтвержденная поставка товара (выполненная работа, оказанная услуга) в рамках договора, а сравнение цены реализации с рыночной ценой осуществляется только с соответствующим рынком товаров (работ, услуг) вне зависимости от страны регистрации покупателя. При этом, моментом реализации товара является дата перехода права собственности покупателю, если иное не предусмотрено вышеуказанной статьей Закона. Согласно подпункта 1) пункта 5 статьи 13 Закона дифференциал включает в себя обоснованные и подтвержденные документально и (или) источниками информации расходы, необходимые для доставки товаров (работ, услуг) на соответствующий рынок.

При этом, подпунктом 5) статьи 2 Закона установлено, что соответствующий рынок идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) - рынок назначения (поставки) товара (работы, услуги), на котором формируется рыночная цена, или рынок, на базе которого на рынке назначения (поставки) товара (работы, услуги) объективно формируется и (или) определяется рыночная цена.

Следует указать, что сделки по реализации товара по контрактам с Компанией «КАР»  подпадают по действие подпункта 2) пункта 1 статьи 3 Закона как сделки совершаемые на территории Республики Казахстан, непосредственно взаимосвязанные с международными деловыми операциями по реализуемым полезным ископаемым, добытым недропользователем, являющимся одной из сторон, где недропользователем является налогоплательщик. Согласно пункту 11 Методики для спотового контракта в случае, если валютой платежа является не доллар США, цена сделки рассчитывается по следующей формуле:

Р = (SP х (100% - D)/100% - Т)* С* ER,

где:

Р (price) - цена сделки (в тенге за килограмм U3O8);

SP (spot price) - среднеарифметическое значение индикаторов спотовых цен на концентрат природного урана из официально признанных источников информации, публикуемыми компаниями «Ux Consulting LLC» (США) и «TradeTech LLC» (США) на дату перехода права собственности покупателю. При отсутствии в официально признанных источниках информации индикаторов спотовых цен на дату перехода права собственности применяются индикаторы спотовых цен, опубликованные на дату, предшествующую дате перехода права собственности (в долларах США за фунт U3O8*);

D (discount) - дисконт, %;

Т (transport and price differential) - дифференциал, учитываемый в зависимости от условий поставки концентрата природного урана в соответствии с законодательством о трансфертном ценообразовании (в долларах США за фунт U3O8*);

С (conversation factor) - коэффициент перевода фунтов U3O8 в килограммы урана, выраженный в фунтах U3O8, поделенный на килограмм урана;

ER (exchange rate) - коэффициент перевода доллара США в валюту платежа по рыночному курсу обмена валют, действующему на дату перехода права собственности и определяемому в соответствии с подпунктом 11) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса.

По сделкам с Компанией «КАР» в целях определения рыночной цены товара помимо дисконта применяется дифференциал, который включает в соответствии с подпунктами 1) -3) пункта 5 статьи 13 Закона, обоснованные и подтвержденные документально и (или) источниками информации расходы, необходимые для доставки товаров (работ, услуг) на соответствующий рынок; условия, влияющие на величину отклонения цены сделки от рыночной цены, указанные в пункте 7 статьи 13 Закона; качество товаров (работ, услуг).

Также в силу пункта 6 статьи 13 Закона составляющие дифференциала должны подтверждаться документально или источниками информации.

Согласно пункту 2 Правил (методики) ценообразования на концентрат природного урана №74 от 3 февраля 2011 года, дифференциал это - размер корректировки, применяемый для приведения в сопоставимые экономические условия цены сделки и цены из источника информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании, выраженный в долларах США за фунт концентрата природного урана или в тенге за килограмм урана. Составляющие дифференциала должны подтверждаться документально или официально признанными источниками информации.

При этом дифференциал, касающийся расходов, связанных с доставкой концентратов природного урана до конверсионных предприятий по сделкам, осуществленным Компанией «КАР» с резидентами Республики Казахстан, подтверждается в соответствии с внутренними правилами Компании «КАР». Транспортный дифференциал для поставок урана на территорию КНР подтверждается официальным документом Китайской корпорации ядерной энергетической промышленности (CNEIC) и/или покупателя концентрата природного урана.

В акте тематической проверки указано, что в ходе проверки Компанией представлены подтверждающие документы по дифференциалу при реализации урана на экспорт, которые не представлены в ходе предыдущей комплексной проверки.

Так, Компанией для подтверждения дифференциала представлены в ходе проведения тематической проверки, утвержденные решением правления Компанией «КАР» документы, подтверждающие дифференциал.

В части транспортных расходов для поставок урана на территорию Китайской Народной Республики (далее – КНР) был представлен документ (письмо от корпорации ядерной энергетической промышленности (CNEIC)), согласно которому дифференциал при поставках урана в КНР составил 5,49 долларов США за кг урана, включающий в себя расходы на железнодорожную транспортировку, выгрузку и загрузку бочек и контейнеров на Алашанькоу, очистку и подготовку контейнеров для возврата, сопровождение транспортировки до конверсионного завода, очиcтку железнодорожных вагонов, таможенные сборы в Алашанькоу, страхование и радиационные контроль.

 Вместе с тем в акте тематической проверки отмечено, что данный дифференциал, применяемый при поставках урана в КНР через Компанию «КАР»  не возникает при поставках урана в КНР через других покупателей, что противоречит принципу «вытянутой руки», принцип который применяется на основании сравнения условий сделок между взаимосвязанными сторонами с условиями сделок между независимыми сторонами, осуществляющими сделки по рыночной цене, определяемый в порядке, установленным законодательством по трансфертному ценообразованию.

При этом суммы корректируемого дохода по вопросам трансфертного ценообразования по акту проверки от 13.08.2021г. составили за 2016г. в сумме 593 175,6 тыс.тенге, за 2017г. в сумме 368 199,7 тыс.тенге, за 2018г. в сумме 873 188,8 тыс.тенге, за 2019г. в сумме 871 249,3 тыс.тенге.

По итогам тематической проверки, с учетом представленных подтверждающих документов по дифференциалу при реализации урана на экспорт, которые не представлены в ходе предыдущей комплексной проверки, уменьшены и составляют:

- 2016г. - 593 175,6 тыс.тенге;

- 2017г. - 0 тенге;

- 2018г. - 0 тенге;

- 2019г. - 0 тенге.

В ходе тематической проверки, в связи с представлением документов дополнительно корректируемый доход в целях обложения КПН по вопросам трансфертного ценообразования за 2017-2019гг. уменьшен полностью на сумму 2 112 637,8 тыс.тенге, за 2016г. сумма в размере 593 175,6 тыс.тенге Компанией не обжалована, соответственно тематической проверкой подтверждена.

Таким образом, тематической проверкой не подтверждено увеличение дохода, произведенное актом проверки от 13.08.2021 года на сумму 2 112 637,8  тыс.тенге (368199,7+873188,8+871249,3).

Относительно НДС в акте тематической проверки отмечено, что в ходе предыдущей комплексной проверки от 13.08.2021г. увеличен оборот по реализации на сумму 256 230,1 тыс.тенге, в том числе:

- 1 квартал 2017г. в сумме 21 519,9 тыс.тенге;

 - 2 квартал 2017г. в сумме 2,0 тыс.тенге;

 - 3 квартал 2017г. в сумме 22 638,2 тыс.тенге;

 - 4 квартал 2017г. в сумме 4,1 тыс.тенге;

 - 1 квартал 2018г. в сумме 43,9 тыс.тенге;

 - 2квартал 2018г. в сумме 61 886,3 тыс.тенге;

 - 3квартал 2018г. в сумме 43 014,0 тыс.тенге;

 - 1 квартал 2019г. в сумме 45 022,2 тыс.тенге;

 - 2 квартал 2019г. в сумме 39 100,8 тыс.тенге;

 - 3 квартал 2019г. в сумме 22 998,7 тыс.тенге.

По акту тематической проверки с учетом представленных подтверждающих документов по дифференциалу при реализации урана на экспорт (Договора купли-продаже концентратов природного урана в форме закиси-окиси между Компанией «КАР»  путем представления Компанией «КАР» копии договоров с поставщиками услуг и прочих документов, утвержденные решением правления Компанией «КАР» документы, подтверждающие дифференциал, официальный документ Китайской корпорации ядерной энергетической промышленности (CNEIC) и/или покупателя концентрата природного урана), данные суммы уменьшены в размере 253 557,1 тыс.тенге, в том числе:

 - 1 квартал 2017г. на 21 519,9 тыс.тенге;

 - 2 квартал 2017г.на 2,0 тыс.тенге;

 - 3 квартал 2017г. на 22 638,2 тыс.тенге;

 - 4 квартал 2017г. на 4,1 тыс.тенге;

 - 1 квартал 2018г. на 43,9 тыс.тенге;

 - 2 квартал 2018г. на 61 886,3 тыс.тенге;

 - 3 квартал 2018г. на 43 014,0 тыс.тенге;

 - 1 квартал 2019г. на 43 983,1 тыс.тенге;

 - 2 квартал 2019г. на 38 587,0 тыс.тенге;

 - 3 квартал 2019г. на 21 878,6 тыс.тенге.

Таким образом, тематической проверкой не подтверждается начисление суммы НДС, произведенное по акту проверки от 13.08.2021 года на сумму 253 557,1 тыс.тенге, сумма 2 673,0 тыс.тенге актом тематической проверки подтверждена (256 230,1-2 673,0).

Вместе с тем, по итогам тематической проверки отклонение между рыночной ценой и ценой реализации урана не установлено, в связи с чем, начисленный по акту проверки от 13.08.2021г. КПН у источника выплаты в сумме 158,3 тыс.тенге также не подтвержден.

1.2.Относительно увеличения дохода за 2019г. в сумме 1 452 868,6 тыс.тенге.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что в нарушение требований статьи 3 Закона о трансфертном ценообразовании сделки от реализации товара по контрактам с компаниями - нерезидентами подпадают под действие международных деловых операций или экспорт товаров, в связи с чем, в ходе проверки откорректирован доход от реализации экспорта товара за 2019г.

С данными выводами налогового органа Компания «H» не согласна в связи с тем, что выявленные отклонения по результатам сверки, не могут служить основанием для увеличения дохода от реализации по КПН, поскольку порядок определения дохода по КПН и облагаемого оборота по НДС различаются в части определения даты возникновения дохода по КПН и оборота по НДС, а также использования разных обменных курсов.

Кроме этого, в жалобе отмечено, что в ходе проверки неверно исчислена сумма дохода от реализации Концентрата, в акте проверки указано, что основанием для данного увеличения является сверка дохода по КПН и оборота по НДС, определенного на основании таможенной декларации (далее – ДТ). Однако, в случае, если указанная корректировка совокупного годового дохода (далее – СГД) является разницей по результатам сравнения оборота по НДС за 2019г. на основании ДТ, облагаемого по нулевой ставке в размере 17 165 112,9 тыс.тенге и СГД в части дохода от реализации Концентрата на экспорт в размере 15 769 339,2 тыс.тенге, данная разница равна 1 395 773,7 тыс.тенге. Таким образом, как полагает Компания, сумма увеличения дохода от реализации Концентрата в размере 1 452 868,7 тыс.тенге не подтверждается арифметически.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Из акта тематической проверки следует, что при проверке использованы отчеты «Пирамида», представлены документы (Договор от 13.06.2019г. «О купле-продаже концентрата природного урана в форме закиси-окиси», решения Компании «КАР» «О введении дифференциала», декларации на товары за 2018-2019гг., корректировочные декларации на товары за 2018-2019гг., письма – подтверждения о корректировке деклараций, счета-фактуры от 29.12.2018г., от 15.02.2019г. по 31.12.2019г., от 03.01.2020г., от 03.07.2021г., пояснение по другим доходам, по Закону «О трансфертном ценообразовании», сертификаты поставки, ЭСФ, балансовые выписки и другие).

Согласно пункта 4 статьи 177 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года № 123-VI «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» в ДТ указываются сведения касающиеся цены, количества (в килограммах и дополнительных единицах), а также таможенной стоимости товаров. На основании данного требования Компания выписывает предварительные счета исключительно в целях таможенного оформления экспорта Концентрата, в момент, когда финальная цена реализации Концентрата не известна Компании.

Так, пункт 2.3 Соглашения устанавливает, что финальная цена реализации Концентрата определяется путем умножения цены покупки Концентрата на объём поставки. При этом, пункт 1.1 Соглашения определяет значение термина «Объём» поставки как объем, указанный Бук-трансферным конвертером в Сертификате поставки. Выдача Сертификата поставки и соответственно реализация Концентрата, как правило, происходит с определенным временным промежутком (до нескольких месяцев) после транспортировки Концентрата через таможенную границу. Следовательно, на момент оформления ДТ, Компании не может быть известен объем и финальная цена Концентрата, при этом ДТ не могут являться документами, подтверждающими сумму дохода от реализации Компанией.

Таким образом, поскольку предварительные счета выписаны Компанией исключительно в целях таможенного оформления экспорта Концентрата, то соответственно не могут являться основанием для увеличения СГД и начисления КПН.

Так, согласно объему фактически реализованного Компанией Концентрата, подтвержденный инвойсами: от 2/15/2019 года; от 4/30/2018 года; от 4/30/2018 года; от 8/25/2018 года; от 12/21/2018 года составил 630 240 футов на итоговую сумму 15 769 339,2 тыс.тенге. Согласно данным бухгалтерского учета не реализованный остаток Концентрата в размере 25 189 футов на 31 декабря 2019 года подтверждается балансовыми выписками от 03.01.2020 года Orano и ВН от компании Cameco, является собственностью Компании и продолжает храниться на Конвертерах компаний Orano и Cameco.

В ходе тематической проверки, Компанией предоставлены дополнительные ДТ, корректирующие таможенную стоимость (далее – «КДТ») экспортированного Концентрата в сторону уменьшения совокупно по всем ДТ на сумму 1 418 292,0 тыс.тенге (совокупно по всем 7 вышеуказанным ДТ с суммы 17 165 112,9 тыс.тенге до суммы 15 746 820,9 тыс.тенге).

Согласно пояснению Компании данное уменьшение сформировалось за счет приведения объема реализуемого Концентрата к фактически реализованному объему и применением финальной/фактической цены реализации Концентрата, определенной в порядке, установленном в пункте 2.3 Соглашения.

Компанией в ходе тематической проверки на правомерность применения корректировок на основании КТД предоставлены ответы органов государственных доходов о том, что произведены корректировки по декларации на товары (письмами ДГД от 14.07.2021 года, от 13.07.2021 года, ДГД от 12.07.2021 года, ДГД от 19.07.2021 года №07-03-15/9195-И), которые подтверждены базой данных ИС «Астана-1».

Согласно статье 227 Налогового кодекса доходом от реализации признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров в размере стоимости реализованных товаров без включения в нее суммы НДС и акциза. Пункт 2 статьи 226 Налогового кодекса определяет, что порядок признания дохода, включая дату его признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее – «МСФО») и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Так, в ходе тематической проверки согласно предоставленных Сертификатов поставки от 15.02.2019 года; от 30.04.2019 года, от 09.12.2019г., (без номера), от 20.06.2019г., от 20.11.2019г., от 20.06.2019г., подтверждающих поставки Концентрата, включая объём поставки, Компанией выписаны следующие инвойсы: №1 от 2/15/2019 на сумму USD 10 923 000; №2 от 4/30/2019 на сумму USD 11 191 250; №3 от 4/30/2019 на сумму USD 6 087 854; №4 от 8/25/2019 на сумму USD 8 624 000; №5 от 12/21/2019 на сумму USD 4 560 538.

При этом, Компанией в бухгалтерском учете фактическая производственная себестоимость добычи составила 12 873 862,9 тыс.тенге, исчисленная в соответствии с подпунктом 6) пункта 8 статьи 723 Налогового кодекса и подпункта 1) пункта 3.5.1 Учетной политики «Прямые доходы и расходы по контрактной деятельности».

К прямым доходам по контрактной деятельности, относятся следующие виды доходов: доход определенный, в соответствии с пунктом 8 статьи 723 Налогового кодекса, по фактической производственной себестоимости добычи и первичной переработки (обогащения), определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, увеличенной на 20 процентов.

Соответственно, фактическая производственная себестоимость добычи, увеличенная на 20 процентов (12 873 862,9*1,20=15 448 635,6) признана Компанией в сумме 15 448 635,6 тыс.тенге.

На основании вышеуказанных инвойсов, Компанией в бухгалтерском учете, а также в декларации по КПН за 2019г. по Контрактной деятельности признан доход от реализации Концентратов на экспорт в сумме 15 448 635,6 тыс.тенге.

Соответственно, увеличение СГД на сумму 1 452 868,7 тыс.тенге, произведенное в акте проверки от 13.08.2021г. в ходе тематической проверки не подтверждается.

  1. Относительно уменьшения расходов из вычетов по внеконтрактной деятельности в сумме 30 000,0 тыс.тенге.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что в нарушение статьи 242 Налогового кодекса Компанией неправомерно отнесена на прочие вычеты сумма 30 000,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «I».

С данными выводами налогового органа Компания «H» не согласна и в жалобе указано, что в ходе проверки стоимость работ по поставке, монтажу и пусконаладочным работам экспериментального оборудования, предназначенного для автоматизации системы учета энергоресурсов на руднике «Н-1» (далее - «Оборудование»), приобретенного Компанией от Компании «I», уменьшены по следующим счетам: №10000026 от 03.06.2019г. (№27 от 29.05.2019) и №10000121 от 27.12.2019г. (№119 от 26.12.2019) на сумму 5 000,0 тыс.тенге и 25 000,0 тыс.тенге.

При этом, как отмечает Компания, аргументом органа государственных доходов, для исключения данных расходов из вычетов по КПН явилось одновременное отражение Компанией таких расходов в декларации по КПН в составе строки I50.00.020 III Н (Стоимость приобретенных прочих работ, услуг), а также в строке 150.05.002 IV (стоимость поступивших фиксированных активов IV группы) в качестве первоначальной стоимости фиксированного актива, что по мнению органа государственных доходов приводит к задвоению вычетов по КПН.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В акте тематической проверки указано, что по акту проверки от 13.08.2021г. уменьшены вычеты Компанией за 2019 год по расходам на стоимость работ по поставке, монтажу и пусконаладочным работам экспериментального оборудования, предназначенного для автоматизации системы учета энергоресурсов на руднике «H-1» (далее – «Оборудование»), приобретенного Компанией от Компании «I» по следующим счетам от 03.06.2019г. (от 29.05.2019г.) и от 27.12.2019г. (от 26.12.2019г.) на сумму 5 000,0 тыс.тенге и 25 000,0 тыс.тенге.

При этом из жалобы следует, что основанием для исключения данных расходов из вычетов по КПН, согласно акту проверки, является факт одновременного отражения Компании таких расходов в декларации по КПН в составе строки 150.00.20 III H (Стоимость приобретенных прочих работ, услуг), а также в строке 150.05.002 IV (стоимость поступивших фиксированных активов IV группы) в качестве первоначальной стоимости фиксированного актива, что по мнению проверяющего приводит к задвоению вычетов по КПН.

В рассматриваемом случае, в акте тематической проверки отмечено, что в момент ввода оборудования в состав основных средств в бухгалтерском учете, первоначальная стоимость оборудования согласно пункту раздела 44 «Вычеты по фиксированным активам» Правил составления налоговой отчетности к «Декларации по КПН» (ф.150.00) за 2019 год (далее - Правил), подлежит отражению в качестве поступления фиксированных активов в строке 150.05.002 I–IV (в зависимости от группы фиксированного актива). Так как, оборудование введено в эксплуатацию в 2019 году, признано в качестве основного средства в бухгалтерском учете, Компанией отражена стоимость поступления фиксированного актива, включающего расходы по счетам №ESF 020240001938-20191227-58296337 и №ESF020240001938-20190603-57363400 во II группе фиксированных активов, в соответствии со статьями 267, 268 Налогового кодекса. Данное отражение подтверждается ЭСФ, актом приема – передачи за 2019 год, приказом о принятии к учету от 08.01.2020г., амортизационной ведомостью основных средств за 2019 год и налоговым регистром.

В акте тематической проверки указано, что исходя из представленных к проверке данных бухгалтерского и налогового учета, Компанией корректно определен вычет по КПН и отнесены на вычеты расходы по счетам-фактурам №ESF020240001938-20191227-58296337 и №ESF020240001938-20190603-57363400 исключительно в части амортизации фиксированного актива (Оборудования), приходящейся на 2019 год.

Кроме того, из акта тематической проверки следует, что в дополнительной декларации по КПН за 2019г., принятой ИC СОНО 15.02.2021г., Компания исключила из строк 150.00.020 III H и 150.00.020 VII стоимость по счетам-фактурам №ESF020240001938-20191227-58296337 и №ESF020240001938-20190603-57363400 на сумму 25 000,0 тыс.тенге и 5 000,0 тыс.тенге.

Таким образом, исключение актом проверки от 13.08.2021г. из вычетов расходов за 2019 год на 30 000,0 тыс.тенге по внеконтрактной деятельности, тематической проверкой не подтверждается.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки от 13.08.2021г. Департамента государственных доходов в части увеличения дохода и облагаемого оборота в связи с корректировкой в соответствии с Законом о трансфертном ценообразовании, увеличения СГД за 2019г. в сумме 1 452 868,7 тыс.тенге, исключения из вычетов расходов на сумму 30 000,0 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.

  • 5506
  • 0
  • 24 октября 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.