Исключение НДС из зачета: уведомление оставлено, жалоба отклонена
Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: Товарищество ограниченной ответственности
Вид налога: НДС
Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба ТОО «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая проверка ТОО «К» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, за период с 01.01.2019г. по 31.12.2019г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме налога 13 532,9 тыс.тенге и пени 2 908,2 тыс.тенге.
ТОО «К», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение, что ТОО «К» в нарушение статьи 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. отнесен в зачет НДС по взаиморасчетам с ТОО «A».
С данным выводом налогового органа ТОО «К» не согласна из-за того, что малочисленность рабочих, отсутствие имущества у ТОО «А» не может служить основанием для каких-либо выводов в отношении ТОО «К», так как в соответсвии с законом имеется возможность аренды оборудование и использования услуг аутстаффинга.
Проверив доводы ТОО «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -4) данного пункта.
Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса.
При этом выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 412 Налогового кодекса.
Согласно пункту 12 статьи 412 Налогового кодекса счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг.
Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 данной статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.
Если иное не установлено пунктом 4 данной статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.
Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.
Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанными руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика. При этом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки исключен НДС из зачета за 4 квартал 2019г. в сумме 13 532,9 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «А» (услуга по покрытию патрубка футеровкой ЕХРЕ).
Оплата произведена путем безналичного расчета.
Основной вид деятельности: оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации.
ТОО «А» снято с учета по НДС 11.05.2020г. в связи отсутствием по месту нахождения.
По данным сайта kgd.gov.kz включен в список неблагонадежных налогоплательщиков.
Решением Специализированного межрайонного экономического суда ТОО «А» признано банкротом.
Коэффициент налоговой нагрузки за 2019 год составляет - 0%.
Согласно ИС СОНО:
- декларации по налогу на транспортные средства, земельному налогу, налогу на имущество (ф.700.00) не представлены;
- декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) количество работников с фондом оплаты труда (ФОТ):
- за 1 квартал 2019г. 2 работника, ФОТ 1 065,0 тыс.тенге;
- за 2 квартал 2019г. 2 работника, ФОТ 1 065,0 тыс.тенге;
- за 3 квартал 2019г. 3 работника, ФОТ 1 345,0 тыс.тенге;
- за 4 квартал 2019г. 3 работника, ФОТ 1 387,5 тыс.тенге.
Следует указать, что в приложении 100.07 «Сведения о компонентах годовой финансовой отчетности» к декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г. ТОО «А» отсутствуют данные о наличии активов.
Из вышеприведенного следует, что в период осуществления взаиморасчетов у ТОО «А» отсутствуют необходимые ресурсы, работники, основные и транспортные средства для поставки товаров, оказания услуг.
Кроме того, по данным ИС ЭСФ установлено, что поставщиками данных услуг ТОО «А» за 2019г. на общую сумму 299 030,6 тыс.тенге являются:
-
ТОО «О» на сумму 264 564,2 тыс.тенге (услуги по футеровке полиэтиленом EXPE вн НКТ).
-
ТОО «Ч» на сумму 34 466,4 тыс.тенге (футеровка труб).
ТОО «О»
Основной вид деятельности: монтаж промышленной техники и оборудования.
Коэффициент налоговой нагрузки за 2019 год составляет - 1%.
Категория по СУР – средняя степень риска.
Согласно ИС СОНО:
-
декларации по налогу на транспортные средства, земельному налогу, налогу на имущество (ф.700.00), по плате за эмиссии в окружающую среду (ф.870.00) не представлены;
-
декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) количество работников с фондом оплаты труда (ФОТ) за 1, 2, 3, 4 кварталы 2019г. 6 работника ФОТ 4 584,8 тыс.тенге. Однако, в приложении (ф.200.05) данные работники не отражены.
Следует указать, что в приложении 100.07 «Сведения о компонентах годовой финансовой отчетности» к декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г. ТОО «О» отсутствуют данные о наличии активов.
Из вышеприведенного следует, что у ТОО «О» отсутствуют материально-техническая база, складские помещения, транспортные средства.
ТОО «Ч»
Основной вид деятельности: оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации.
Коэффициент налоговой нагрузки за 2019 год составляет - 0%.
Категория по СУР – высокая степень риска.
Решением Специализированного межрайонного экономического суда государственная регистрация ТОО «Ч» от 05.12.2019г. признана недействительной (решение вступило в законную силу).
В Решении СМЭС указано, что в ходе налогового обследоваения, проведенного Управлением государственных доходов от 20.08.2020г., 18.02.2021г. ТОО «Ч» установлено отсутсвие по месту нахождеия.
Также в Решении СМЭС указано, что ТОО «Ч» не осуществляло финансово-хозяйственную деятельность и что ТОО «Ч» создано без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность и с целью уклонения от уплаты налогов.
При этом, необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 21 Гражданско-процессуального кодекса Республики Казахстан вступившие в законную силу судебные решения, определения, постановления и приказы, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов и судей обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, других юридических лиц, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан.
Кроме того, в ходе процедуры банкротства ТОО «А» Департаментом госудаственных доходов составлено заключение о наличии признаков преднамеренного банкротства, приводящего к неплатежеспособности должника.
По результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности должника установлены следующие факты, свидетельствующие о наличии признаков преднамеренного банкротства и действий, повлекщих неплатежеспособность должника на сумму ущерба 527 637,8 тыс.тенге а именно:
-
вывод активов в виде денежных средств в размере 30 066,8 тыс.тенге путем перечисления средств на банковские счета контрагентов;
-
вывод активов в виде наличных денежных средств в размере 202 786,1 тыс.тенге;
-
наличие взаиморасчета с лицом ТОО «Ч», государственная регистрация которого признана недействительной на общую сумму 38 602,4 тыс.тенге, в том числе НДС 4 136,0 тыс.тенге;
-
наличие неисполненных уведомлений о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля.
Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам Товарищества с ТОО «А» не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства Республики Казахстан.
Таким образом, исключение НДС из зачета по взаиморасчетам с ТОО «А» и соответствующее начисление НДС по результатам налоговой проверки являются обоснованными.
По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов без изменения, а жалобу без удовлетворения.
- 249
- 0
- 27 апреля 2025
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.