КПН: взаиморасчёты с поставщиком — частичная отмена уведомления
Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: КПН, НДС
Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «B» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).
Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2020г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 6 150,7 тыс.тенге и пени 2 846,7 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 1 296,6 тыс.тенге и пени 613,1 тыс.тенге.
Компания «B», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение подпункта 5) статьи 264, подпункта 2) статьи 403 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г (Налоговый кодекс) исключены из вычетов расходы за 2020г. в сумме 30 753,5 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2020г. в сумме 1 296,6 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «M», согласно Решения Специализированного межрайонного экономического суда от 29.06.2022г. (далее-СМЭС от 29.06.2022г.), вступивший в законную силу 04.10.2022г.
С данным выводом налогового органа Компания «B» не согласно в части начисления КПН в сумме 2 151,0 тыс.тенге и НДС в сумме 1 296,6 тыс.тенге и приводит следующие доводы.
В жалобе отмечено, что в рамках проведенной проверки налоговым органом не учтены пояснения и представленные копии подтверждающих документов Компания «B», свидетельствующие о произведенной ранее оплате КПН на сумму 2 161,0 тыс.тенге и НДС за 4 квартал 2020г. в сумме 1 296,6 тыс.тенге.
При этом, по результатам камерального контроля органом государственных доходов в адрес Компании «B» выставлено уведомление от 27.12.2022г. об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля декларации (ф.300.00), (ф.100.00), за налоговый период с 01.01.2020г. по 31.12.2020г. (далее – уведомление от 27.12.2022г.).
Во исполнение уведомления от 27.12.2022г. Компанией «B» представлены дополнительные декларации по КПН (ф.100.00) за 2020г. и по НДС (ф.300.00) за 4 квартал 2020г., при этом, сумма КПН и НДС уплачены 29.08.2023г., что подтверждается платежными поручениями № 421 и 422.
Таким образом, по мнению Компании «B», по результатам налоговой проверки необоснованно исключены из вычетов расходы за 2020г. на сумму 10 805,2 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2020г. в сумме 1 296,6 тыс.тенге.
Проверив доводы Компании «B», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 5) статьи 264 Налогового кодекса вычету не подлежат расходы по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно подпункту 2) статьи 403 Налогового кодекса налог на добавленную стоимость, ранее признанный как налог на добавленную стоимость, относимый в зачет, подлежит исключению по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.
Следовательно, вычету не подлежат расходы и НДС в зачет по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.
В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2020г. в сумме 30 753,5 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2020г. в сумме 1 296,6 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компания «M», согласно Решения СМЭС от 29.06.2022г.
Из Решения СМЭС от 29.06.2022г. следует, что Департаментом экономических расследований зарегистрировано уголовное дело в отношении В.Р., С.А., Н.К. и других лиц по признакам состава уголовного правонарушения предусмотренного статье 216 частью 3 Уголовного Кодекса Республики Казахстан (далее-УК РК).
В ходе досудебного расследования учредитель Компании «M» K.I. показала, что являлась руководителем и учредителем с 2008г. по сентябрь 2020г. Компания «M» продала в рассрочку В.P. за 300,0 тыс.тенге, при этом все документы оформлены на Е.А., электронные ключи переданы В.Р.
Также в Решении СМЭС от 29.06.2022г. указано, что согласно ИС ЭСФ основными поставщиками Компании «M» являются Компания «C», Компания «J», Компания «P», Компания «I».
Решениями СМЭС от 14.12.2021г. и от 21.02.2022 г. государственная регистрация Компании «J», Компании «I» признана недействительной, в связи с неустранимыми нарушениями.
Из протокола допроса руководителя Е.А. от 28.07.2021г. следует, что предпринимательской деятельностью Компания «A» не занимался, зарегистрировал по указанию А.А., в его функции входило лишь обналичивание денежных средств.
Руководителем Компании «P» является А.А., в отношении которого возбуждено уголовное дело по статье 216 части 3 УК РК.
Кроме того, из Решения СМЭС от 29.06.2022г. следует, что согласно представленной Компанией «M» отчетности по КПН за 2020 год ТМЗ на начало периода и конец не имеются и отсутствует движимое и недвижимое имущество.
Необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 21 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан вступившие в законную силу судебные решения, определения, постановления и приказы, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов и судей обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, других юридических лиц, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан.
Таким образом, согласно подпункту 5) статьи 264 и подпункту 2) статьи 403 Налогового кодекса не подлежат отнесению на вычеты расходы за 2020г. в сумме 30 753,5 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2020г. в сумме 1 296,6 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «M».
В рассматриваемом случае, налоговым органом выставлено уведомление от 27.12.2022г.
Согласно приложению 2 к данному уведомлению Компания «B» необоснованно отнесены на вычеты расходы за 2020г. в сумме 38 097,8 тыс.тенге и НДС в зачет за 2- 4 кварталы 2020г. в сумме 4 571,7 тыс.тенге, при этом в графе «ИИН/БИН поставщика» указан БИН, присвоенный Компании «C».
Вместе с тем, согласно указанному приложению к уведомлению от 27.12.2022г. по порядковому номеру с 18 по 28 отражены номера ЭСФ Компании «M» (БИН 080540002543), выставленного в адрес Компании «B», в том числе:
- ESF от 20.10.2020г., сумма нарушения 1 167,6 тыс.тенге, НДС в сумме 140,1 тыс.тенге;
- ESF от 20.10.2020г., сумма нарушения 1 069,6 тыс.тенге, НДС в сумме 128,3 тыс.тенге;
- ESF от 20.10.2020г., сумма нарушения 577,4 тыс.тенге, НДС в сумме 69,3 тыс.тенге;
- ESF от 20.10.2020г., сумма нарушения 2 466,2 тыс.тенге, НДС в сумме 296,0 тыс.тенге;
- ESF от 20.10.2020г., сумма нарушения 2 197,0 тыс.тенге, НДС в сумме 263,6 тыс.тенге;
- ESF от 20.10.2020г., сумма нарушения 1 615,1 тыс.тенге, НДС в сумме 193,8 тыс.тенге;
- ESF от 20.10.2020г., сумма нарушения 119,5 тыс.тенге, НДС в сумме 14,3 тыс.тенге;
- ESF от 20.10.2020г., сумма нарушения 758,7 тыс.тенге, НДС в сумме 91,1 тыс.тенге;
- ESF от 04.12.2020г., сумма нарушения 210,1 тыс.тенге, НДС в сумме 25,2 тыс.тенге;
- ESF от 04.12.2020г., сумма нарушения 289,9 тыс.тенге, НДС в сумме 34,8 тыс.тенге;
- ESF от 04.12.2020г., сумма нарушения 334,1 тыс.тенге, НДС в сумме 40,1 тыс.тенге.
Таким образом, в приложении 2 к уведомлению от 27.12.2022г. налоговым органом в графе «ИИН/БИН поставщика» по порядковым номерам с 18 по 28 вместо БИН 096054000200 (Компания «M») не корректно отражены БИН 180840024508, присвоенное Компании «P».
Следует указать, что решением СМАС от 09.03.2023г. признано законным уведомление от 27.12.2022г. налогового органа, выставленное в адрес Компанией «B».
Постановлением судебной коллегии по административным делам областного суда от 27.06.2023г. Решение СМАС от 09.03.2023г. в указанной части оставлено без изменения.
Как следует из данных ИС СОНО, Компанией «B» во исполнение уведомления от 27.12.2022г. представлены дополнительные декларации по КПН (ф.100.00) за 2020г. (регистрационный номер) с исключением из вычетов расходов за 2020г. в сумме 38 097,9 тыс.тенге (КПН в сумме 7 619,6 тыс.тенге), а также декларация по НДС (ф.300.00) за 4 квартал 2020г. (регистрационный номер) с исключением НДС из зачета в сумме 1 296,6 тыс.тенге (при обороте – 10 805,2 тыс.тенге).
Следовательно, Компания «A» во исполнение уведомления от 27.12.2022г. исключены расходы из вычетов за 2020г. и НДС из зачета за 2-4 кварталы 2020г. по взаиморасчетам с Компанией «P» и Компанией «M».
Таким образом, исключение из вычетов расходов за 2020г. в сумме 10 805,2 тыс.тенге, НДС из зачета в сумме 1 296,6 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «M» по результатам налоговой проверки являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы, уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части исключения из вычетов расходов за 2020г. и НДС из зачета за 4 квартал 2020г. по взаиморасчетам с Компания «M», а в остальной части оставить без изменения.
- 2325
- 0
- 26 ноября 2024
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.