КПН- увеличение СГД и исключение из вычетов

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Е» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) начисления КПН.

Как следует из материалов дела, органа государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу исполнения налоговых обязательств, за период с 01.01.2018г. по 31.12.2019г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме налога 27 988,3 тыс.тенге и пени 9 916,5 тыс.тенге, о сумме уменьшенного убытка на сумму 248 371,4 тыс.тенге.

Компания «Е», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

1.Относительно увеличения дохода от реализации товаров (работ, услуг) за 2019г. на 241 613,7 тыс.тенге.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 1 статьи 226 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г., занижен доход от реализации товаров, работ, услуг за 2019г. на разницу между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и оборотом по реализации по НДС за 1-4 кварталы 2019г. на сумму 241 613,7 тыс.тенге (8 901 137,3 - 9 142 751,0).

С данным выводом налогового органа Компания «Е» не согласна из-за того, что по акту проверки неверно определен доход от реализации товаров, работ, услуг за 2019г., при этом ошибочно взяты обороты по реализации из декларации по НДС за 1 - 4 кварталы 2019г., тогда как должны быть приняты данные декларации по КПН (ф.100.00) за 2019 год.

Проверив доводы Компании «Е», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Министерством финансов Республики Казахстан на основании пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса назначена тематическая налоговая проверка Товарищества по вопросу правильности исчисления КПН за 2018-2019гг.

Из акта тематической проверки следует.

Компания «Е» зарегистрировано в 2018 году, вид деятельности «Реализация угольной продукции на территории Республики Казахстан», «Экспорт продукции в страны из государств-членов Евразийского экономического союза, и в стране из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза».

Согласно пункту 1 статьи 225 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-резидента Республики Казахстан состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом из источников в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.

Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса определено, что в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза, в том числе доход от реализации.

Согласно пункту 1 статьи 227 Налогового кодекса доходом от реализации признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 228 – 240 Налогового кодекса, а также доходов, указанных в пункте 4 статьи 258 Налогового кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 258 Налогового кодекса.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 8 статьи 379 Налогового кодекса в случае вывоза товаров с помещением под таможенную процедуру экспорта, датой совершения оборота по реализации товара является дата фактического пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза в пункте пропуска, определяемая в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;

Согласно подпункту 2) пункта 8 статьи 379 Налогового кодекса дата регистрации полной декларации на товары с отметками таможенного органа, производившего таможенное декларирование, в случае вывоза товаров с помещением под таможенную процедуру экспорта с использованием периодического таможенного декларирования, в случае вывоза товаров с помещением под таможенную процедуру экспорта с использованием временного таможенного декларирования.

В рассматриваемом случае, как указано в акте тематической проверки, при реализации на экспорт Компанией «Е» использовалась процедура оформления временной таможенной декларации (далее - ВТД), в которой указываются приблизительные данные по отгрузке угольной продукции, где указывается страна, адрес получателя, вид продукции, количество и стоимость. Далее происходит отгрузка товаров с выпиской накладных по форме №3-2, железнодорожных накладных, счетов-фактур. После окончания отгрузки по ВТД в течение 90 дней выпускается документ, подтверждающий фактический вывоз товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом - полная декларация на товары (далее - ПВД) с отметками таможенного органа, производившего таможенное декларирование таких товаров.

По данным бухгалтерского учета при отгрузке товарно-материальных запасов (ТМЗ) выписаны накладные на 5 659 026,5 тыс.тенге, при этом после фактической отгрузки при вывозе товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, оформлены ПВД с отметками таможенного органа с датой пересечения границы, производившего таможенное декларирование товаров только на сумму 2 779 334,6 тыс.тенге, расхождение на сумму 2 879 691,9 тыс.тенге (5 659 026,5 - 2 779 334,6).

Также, Компанией «Е» реализованы товары (работы, услуги) на территории Республики Казахстан на сумму 1 893 670,6 тыс.тенге. Соответственно, как следует из акта тематической проверки, Компанией «Е» выписаны 193 счетов-фактур на сумму 7 552 697,1 тыс.тенге (5 659 026,5+1 893 670,6) и НДС в сумме 227 240,5 тыс.тенге, в том числе в адрес AWM, HRL, NL, ТОО «Г», ТОО «К».

При этом, по вышеуказанным расхождениям на сумму 2 879 691,9 тыс.тенге таможенные декларации (ПВД) закрыты в 2019г., в том числе от 08.02.2019г. ПАК, от 11.02.2019г. HRL; от 13.02.2019г. AWMPC; от 13.02.2019г. AWMPC; от 22.02.2019г. HRL; от 28.02.2019г. HRL; от 28.02.2019г. HRL; от 30.01.2019г. ПАК; от 30.01.2019г. HRL на общую сумму 2 861 308,7 тыс.тенге. Разница в сумме 18 383,2 тыс.тенге (2 879 691,9 - 2 861 308,7) образовалось в связи с изменением курса доллара США.

Также в акте тематической проверки указано, что при сверке между совокупным годовым доходом и оборотом, облагаемым НДС за 2018г. по данным бухгалтерского учета (оборотно-сальдовой ведомости, карточке и анализа счета: 6010 «Доход от реализации») установлено аналогичное расхождение в сумме 2 879 691,9 тыс.тенге (совокупный годовой доход за 2018г. в сумме 7 552 697,1 тыс.тенге, оборот, облагаемый НДС в сумме 4 673 005,2 тыс.тенге).

Относительно дохода от реализации товаров (работ, услуг) за 2019г. в акте тематической проверки указано, что по данным бухгалтерского учета (оборотно-сальдовым ведомостям, карточкам и анализам счетов №6010, №6290) доход от реализации товаров (работ, услуг) составил в сумме 8 874 271,0 тыс.тенге, в том числе:

- доход от реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Казахстан составил на сумму 1 779 596,2 тыс.тенге по покупателям ТОО «A», ТОО «T», ТОО «Г», ТОО «Ж», ТОО «К», ТОО «КП», ТОО «КА», АО «К», ТОО «КЦ», ТОО «КГ», ТОО «ЛК», ТОО «Ш»;

- доход от реализации товаров на экспорт в сумме 7 094 674,8 тыс.тенге по покупателям ООО ММК, ПАО «С», AWM, XATC, HRL.

Также, в акте тематической проверки указано, что согласно карточкам и анализам счета №6290 прочие доходы составляют сумму 43 680,4 тыс.тенге, в том числе: доходы при обмене валюты в сумме 1 999,1 тыс.тенге, доход от реализации товаров (работ, услуг) в сумме 698,5 тыс.тенге, доход от курсовой разницы в сумме 39 998,7 тыс.тенге и доход по вознаграждениям в сумме 984,1 тыс.тенге.

Таким образом, по акту тематической проверки на основании данных бухгалтерского учета совокупный годовой доход за 2019г. определен в общей сумме 8 917 951,4 тыс.тенге (8 874 271,0 + 43 680,4), при этом, совокупный годовой доход согласно данным декларации по КПН (ф.100.00) составил также сумму 8 917 951,4 тыс.тенге, расхождение не установлено.

Также в акте тематической проверки указано, что при сверке между совокупным годовым доходом и оборотом, облагаемым НДС за 2019г. по данным бухгалтерского учета (оборотно-сальдовой ведомости, карточке и анализа счета: 6010 «Доход от реализации») установлено расхождение в сумме 2 712 622,1 тыс.тенге (совокупный годовой доход за 2019г. в сумме 8 917 951,4 тыс.тенге, оборот, облагаемый НДС за 1-4 кварталы 2019г. в сумме 11 630 573,7 тыс.тенге).

Как следует из акта тематической проверки, причиной расхождения между совокупным годовым доходом за 2019г. и оборотом, облагаемым НДС за 1-4 кварталы 2019г. в сумме 2 712 622,1 тыс.тенге возникли по следующим основаниям:

- 2 861 308,7 тыс.тенге - оборот по НДС, облагаемый по 0 ставке согласно таможенным декларациям (ПВД) закрытые в 2019г., при этом накладные на отпуск запасов на сторону выписаны в 2018г.;

- 110 152,9 тыс.тенге - оборот по НДС, облагаемый по 0 ставке согласно таможенным декларациям (ПВД) закрытые в 2020г., при этом накладные на отпуск запасов на сторону выписаны в 2019г.;

- 43 680,4 тыс.тенге – прочие доходы, не включаемые в оборот по НДС;

- 5 146,9 тыс.тенге – расхождение, образованное в связи с изменением курса доллара США.

Следовательно, в ходе тематической проверки доход от реализации товаров (работ, услуг) за 2019г. определен в сумме 8 874 271,0 тыс.тенге, при этом, оборот, облагаемый НДС составил в сумме 8 879 417,9 тыс.тенге (11 630 573,7 - 2 861 308,7 +110 152,9) или расхождение составило в сумме 5 146,9 тыс.тенге, которое образовано в связи с изменением курса доллара США. При этом расхождение по доходу от реализации товаров, работ, услуг между данными тематической проверки и декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г. не установлено.

Тогда как, по акту налоговой проверки доход от реализации товаров (работ, услуг) определен в сумме 9 115 884,8 тыс.тенге и увеличен на сумму 241 613,7 тыс.тенге.

Таким образом, по акту тематической проверки не подтверждены результаты акта налоговой проверки в части увеличения дохода от реализации товаров (работ, услуг) на сумму 241 613,7 тыс.тенге.

Учитывая вышеизложенное, с учетом результатов тематической проверки, увеличение дохода от реализации товаров, работ, услуг на сумму 241 613,7 тыс.тенге актом налоговой проверки является необоснованным.

2.Относительно уменьшения остатка запасов на конец 2018г. и на начало 2019г.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статей 242, 300 Налогового кодекса, в результате неверного определения остатков запасов на конец 2018г. и на начало 2019г. необоснованно отнесены на вычеты расходы по реализованным товарам (работам, услугам) за 2018г. в сумме 41 153,5 тыс.тенге и за 2019г. в сумме 87 497,6 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «Е» не согласна из-за того, что органом государственных доходов в ходе налоговой проверки не приняты во внимание дополнительные декларации по КПН за 2018 год, которые непосредственно повлияли на остаток запасов на конец 2018 года, на остаток запасов на начало 2019 года и начисление КПН в указанной части.

Проверив доводы Компании «Е», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 3-4 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243–263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Расходы будущих периодов, определяемые в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Если иное не установлено настоящей статьей и статьями 243–263 Налогового кодекса, для целей данного раздела, признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В случае, когда порядок признания расходов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с Налоговым кодексом, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом.

Пунктами 2-3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

В соответствии с пунктом 5 статьи 192 Налогового кодекса учет запасов осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. При этом в целях налогообложения стоимость запасов определяется без учета изменения стоимости запасов путем ее списания до чистой возможной цены продажи и восстановления в отношении ранее проведенного списания запасов, вызванного увеличением чистой возможной цены продажи.

Таким образом, отнесение на вычеты расходов по товарам, работам, услугам производится при наличии подтверждающих первичных документов, фиксирующих факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода, а также НДС в зачет по таким расходам при условии, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

Следует отметить, что согласно пункту 6 Международного стандарта финансовой отчетности (далее-МСФО) (IAS) 2 «Запасы» запасы – это активы:

а) предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности;

(b) находящиеся в процессе производства для такой продажи; или

(c) находящиеся в виде сырья или материалов, которые будут потребляться в процессе производства или оказания услуг.

Также, согласно пункту МСФО (IAS) 2 к запасам также относятся готовая продукция или незавершенное производство организации, включая сырье и материалы, предназначенные для использования в процессе производства. Если речь идет о поставщике услуг, запасы включают в себя  затраты на оказание услуг как описано в пункте 19, в отношении некоторых организация еще не признала соответствующую выручку (МСФО (IAS) 18 «Выручка»).

Необходимо указать, что согласно пункту 16 Правил составления налоговой отчетности (декларации) по КПН (форма 100.00) (далее - Правила) в строке 100.00.009 I указывается балансовая стоимость запасов на начало налогового периода  и строка 100.00.009 II «Запасы на конец налогового периода, всего» заполняется согласно данным бухгалтерского баланса на конец налогового периода. В ликвидационной декларации, представляемой налогоплательщиком в течение налогового периода, строка 100.00.009 II заполняется на основании данных ликвидационного баланса.

В рассматриваемом случае, относительно уменьшения остатка запасов на конец 2018г. в сумме 41 153,5 тыс.тенге в ходе тематической проверки по данным бухгалтерского учета установлено, что по счету №1300 «Запасы на конец налогового периода» составляют в сумме 2 137 966,0 тыс.тенге, которые складываются по следующим счетам бухгалтерского учета: анализ счета №1310 «Сырье и материалы» составили сумму 1 598 334,8 тыс.тенге, анализ счета №1320 «Готовая продукция» в сумме 385 050,0 тыс.тенге, анализ счета №1320 «Материалы, переданные в переработку» в сумме 154 581,2 тыс.тенге.

При этом, расхождение не установлено между данными тематической проверки и декларации по КПН (ф.100.00) за 2018г. (строка 100.00.019 II «Запасы на конец налогового периода» в сумме 2 137 966,0 тыс.тенге).

Тогда как, по данным налоговой проверки запасы на конец налогового периода составили сумму 2 096 812,5 тыс.тенге, без учета дополнительной декларации по КПН (ф.100.00) за 2018г. от 08.08.2021г.

В ходе тематической проверки органом государственных доходов представлено пояснение от 30.05.2023г., из которого следует, что Компанией «Е» ранее представлена дополнительная декларация по КПН (ф.100.00) от 08.08.2021г., где данный остаток увеличен на сумму 46 344,1 тыс.тенге и по итогу за 2018г. составил сумму 2 137 966,0 тыс.тенге, которая не учтена налоговой проверкой.

На основании вышеизложенного, по акту тематической проверки не подтверждены результаты налоговой проверки в части уменьшения расходов по реализованным товарам (работам и услугам) в сумме 41 153,5 тыс.тенге.

Относительно уменьшения остатка запасов на начало 2019г. на сумму 87 497,6 тыс.тенге в ходе тематической проверки по данным бухгалтерского учета установлено, что по счету №1300 «Запасы на начало налогового периода» составили сумму 2 137 966,0 тыс.тенге, которые складываются по следующим счетам бухгалтерского учета: анализ счета №1310 «Сырье и материалы» в сумме 1 598 334,8 тыс.тенге, анализ счета №1320 «Готовая продукция» в сумме 385 050,0 тыс.тенге, анализ счета №1320 «Материалы, переданные в переработку» в сумме 154 581,2 тыс.тенге.

При этом, расхождение не установлено между данными тематической проверки и декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г. (строка 100.00.019 I «Запасы на начало налогового периода» в сумме 2 137 966,0 тыс.тенге). Тогда как, по данным налоговой проверки установлено, что запасы на начало налогового периода 2019г. определены в сумме 2 050 467,4 тыс.тенге.

Следует отметить, что в ходе тематической проверки органом государственных доходов представлено пояснение от 30.05.2023г, из которого следует, что налоговой проверкой за 2019г. уменьшена сумма 87 497,6 тыс.тенге по запасам на начало налогового периода, в связи с неверным переносом остатков ТМЗ за 2018 год и суммы на начало 2019 года.

Следовательно, по результатам тематической проверки не подтверждены результаты налоговой проверки в части уменьшения остатка запасов на начало 2019г. на сумму 87 497,6 тыс.тенге (2 137 966,0 - 2 050 467,4).

Также следует отметить, что по данным декларации по КПН за 2019 год убыток с учетом корректировки составляет сумму 210 715,9 тыс.тенге, убыток, подлежащий переносу за 2019 год, составляет 113 404,3 тыс.тенге, то есть меньше на 97 311,6 тыс.тенге, при этом с учетом результатов обжалуемого акта проверки, убыток, подлежащий переносу определен в сумме 71 016,9 тыс.тенге (168 318,5-97 311,6), соответственно, с учетом результатов тематической проверки, убыток, подлежащий переносу, должен составить сумму 112 170,4 тыс.тенге (209 482,0-97 311,6).

Учитывая вышеизложенное, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов по реализованным товарам (работам и услугам) за 2018 год в сумме 41 153,5 тыс.тенге и за 2019 год в сумме 87 497,6 тыс.тенге являются необоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 и пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии и результатов тематической проверки.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки полностью.

  • 5553
  • 0
  • 21 августа 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.