КПН -уменьшение вычетов по остаткам ТМЗ

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Р» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога (КПН) и налога на добавленную стоимость (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «Р» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты КПН, НДС за период с 01.01.2020г. по 31.12.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 192 409,0 тыс.тенге и пени 79 409,9 тыс.тенге, НДС в сумме 2 537,1 тыс.тенге и пени 784,3 тыс.тенге.

Компания «Р» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления КПН в сумме 177 810,6 тыс.тенге, НДС в сумме 2 537,1 тыс.тенге.

  1. Относительно уменьшения вычетов по остаткам товарно-материальных запасов (ТМЗ) на начало 2020 года

Основанием для начисления КПН явилось то, что Компанией «Р» на начало 2020 года были завышены остатки товарно-материальных запасов (ТМЗ) на 82 886,8 тыс.тенге. В частности, по данным Деклараций по КПН (ф.100) за 2019 год стоимость запасов на конец налогового периода составили 40 806,4 тыс.тенге, тогда как по данным Деклараций по КПН (ф.100) за 2020 год стоимость запасов на начало налогового периода составила 123 693,2 тыс.тенге. В этой связи, по результатам налоговой проверки начислен КПН за 2020 год в сумме 16 577,3 тыс.тенге.

С данными выводами налогового органа Компания «Р» не согласна, так как Компанией «Р» была подана дополнительная Декларация по КПН за 2019 год (25.01.2023г.) по увеличению стоимости остатков ТМЗ на конец года на 82 886,8 тыс.тенге, в связи с чем остаток ТМЗ на конец 2019 года составил 123 693,2 тыс.тенге. Также Компания «Р» считает, что срок налоговой проверки за указанный период истек.

Проверив доводы Компании «Р», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 - 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Согласно пункту 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Таким образом, вычету подлежат расходы, направленные на получение дохода, при наличии соответствующих подтверждающих документов. Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета.

Пунктом 5 статьи 192 Налогового кодекса установлено, что учет запасов осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. При этом в целях налогообложения стоимость запасов определяется без учета изменения стоимости запасов путем ее списания до чистой возможной цены продажи и восстановления в отношении ранее проведенного списания запасов, вызванного увеличением чистой возможной цены продажи.

В соответствии с пунктом 10 МСФО (IAS) 2 «Запасы» себестоимость запасов должна включать все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы обеспечить текущее местонахождение и состояние запасов.

При этом пунктом 11 Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом от 23.05.2007г. №185 Министра финансов Республики Казахстан, определено, что подраздел 1300 «Запасы» предназначен для учета активов, предназначенных для продажи в ходе обычной деятельности, или в процессе производства для продажи, или в форме сырья или материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении услуг.

Таким образом, в налоговых целях учет ТМЗ осуществляется в соответствии с МСФО и требованиями бухгалтерского законодательства.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 17 Правил составления налоговой отчетности (декларации) по КПН (форма 100.00) за 2020 год, утвержденным приказом от 20.01.2020г. №39 Первого заместителя Премьера-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан (далее - Правила №39), в разделе «Вычеты»:

в строке 100.00.019 указывается себестоимость реализованных (использованных) товаров, стоимость приобретенных работ, услуг, относимые на вычеты в соответствии с пунктом 1 статьи 242 Налогового кодекса. Определяется как 100.00.019 I - 100.00.019 II + 100.00.019 III + 100.00.019 IV + 100.00.019 V - 100.00.019 VI - 100.00.019 VII - 100.00.019 VIII - 100.00.019 IX;

в строке 100.00.019 I указывается балансовая стоимость запасов на начало налогового периода. Указанная строка заполняется согласно данным, определенным по бухгалтерскому балансу на начало налогового периода;

строка 100.00.019 II заполняется согласно данным бухгалтерского баланса на конец налогового периода.

В рассматриваемом случае, из информации, предоставленной в ходе рассмотрения жалобы налоговым органом (ОГД), проводившим налоговую проверку, следует, что в ходе проведения налоговой проверки Компании «Р» вручены требования о предоставлении необходимых для проведения налоговой проверки документов, в частности оборотно-сальдовых ведомостей по счетам бухгалтерского учета на бумажных носителях (заверенные подписью и печатью налогоплательщика), на электронных носителях в формате Excel.

Директором Компании «Р» на указанное требование ОГД предоставлен ответ, из которого следует, что у него нет первичных бухгалтерских документов. Документы находятся у бухгалтера остальные документы изъяты Департаментом экономических расследований (далее - ДЭР).

Необходимо отметить, что в отношении директора Компании «Р» возбуждено уголовное дело по факту хищения вверенного чужого имущества по статье 189 части 4 пункта 2 Уголовного кодекса Республики Казахстан и санкционирована мера пресечения в виде содержания под стражей.

Согласно пояснению бухгалтера Компании «Р», она работала в Компании «Р» до декабря 2019 года. С 2020 года переехала в г.А и по поручению руководителя Компании «Р» сдавала (онлайн) налоговые отчетности, при этом первичных документов у ее нет.

Учитывая изложенные обстоятельства, следует, что Компанией «Р» в ходе налоговой проверки не были предоставлены какие-либо документы по счетам бухгалтерского учета «Запасы».

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 190 Налогового кодекса установлено, что налоговым учетом является процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями Налогового кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

В частности, подпунктом 4) пункта 2 статьи 190 Налогового кодекса предусмотрено, что учетная документация включает в себя налоговые формы.

В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки установлено, что дополнительная налоговая отчетность (ф.100) за 2019 год, представленная Компанией «Р» во исполнение уведомления имеет статус «Не принята». При этом по данным строки 100.00.019 II Деклараций по КПН за 2019 год (со статусом «Принята»), стоимость ТМЗ на конец налогового периода составляет сумму 40 806,4 тыс.тенге, тогда как по данным строки 100.00.019 I Деклараций по КПН за 2020 год стоимость ТМЗ на начало налогового периода отражена в сумме 123 693,2 тыс.тенге. Расхождение составляет сумму 82 886,8 тыс.тенге (123 693,2 - 40 806,4).

В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика (налогового агента) представления документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и платежей в бюджет, полноту и своевременность исчисления, удержания и перечисления социальных платежей.

Таким образом, учитывая данные учетной документации, включающей в себя налоговые формы, следует, так как стоимость остатков ТМЗ на конец налогового периода (2019 года) составляет сумму 40 806,4 тыс.тенге, то и остатки ТМЗ на начало налогового периода (2020 года) должны соответствовать остаткам ТМЗ на конец 2019 года.

В свою очередь, Компанией «Р» по строке 100.00.019 I «Запасы на начало налогового периода всего» Деклараций по КПН за 2020 год отражена сумма 123 693,2 тыс.тенге, то есть стоимость остатков ТМЗ на начало налогового периода (2020 год) завышена на сумму 82 886,8 тыс.тенге (123 693,2 - 40 806,4).

Исходя из изложенного, следует, что в соответствии с нормами статей 192, 242 Налогового кодекса уменьшение вычетов за 2020 год по расходам по реализованным товарам (работам, услугам) в связи с завышением стоимости остатков ТМЗ на начало налогового периода (2020 год) на сумму 82 886,8 тыс.тенге по результатам проверки является обоснованным.

        2.Относительно исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с поставщиками

Основанием для начисления КПН явилось то, что Компанией «Р» в нарушение статьи 242 Налогового кодекса отнесены на вычеты за 2020 год расходы по взаиморасчетам с Компаниями «T» и «A», которые не имели возможности реализовать товары, работы, услуги в адрес Компании «Р», так как у данных поставщиков усматриваются признаки создания субъекта предпринимательства, без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность.

С данными выводами налогового органа Компания «Р» не согласна, так как взаиморасчеты с Компанией «Т» подтверждаются соответствующими документами. Государственная перерегистрация Компании «Т» признана недействительной в 2021 году, тогда как взаиморасчеты между сторонами осуществлялись в 2020 году. Решение суда о признании недействительной сделки между Компанией «Р» и Компанией «T» - отменено.

Компанией «Р» кроме того отмечено, что в отношении поставщика – Компания «A» не проводилась встречная проверка, в связи с чем, по результатам налоговой проверки начисление КПН необоснованно.

Проверив доводы Компании «Р», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 1) статьи 264 Налогового кодекса вычету не подлежат затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.

Как было указано ранее, в соответствии с положениями статей 190, 242 Налогового кодекса вычету подлежат расходы, направленные на получение дохода, при наличии соответствующих подтверждающих документов. Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета.

В статье 4 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г. (далее - Закон о бухгалтерском учете) указано, что целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.

При этом пунктом 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете установлено, что операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

Согласно подпункту 2) статьи 1 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.

Пунктами 2 - 4 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете определено, что формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Первичные документы, формы которых или требования к которым не утверждены, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, или применяют к учету формы, представленные физическими лицами - нерезидентами или юридическими лицами - нерезидентами, не зарегистрированными на территории Республики Казахстан, которые должны содержать обязательные реквизиты, указанные в подпунктах 1)-7) пункта 3 данной статьи.

Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Таким образом, факт совершения операции либо события фиксируют первичные документы, которые должны быть оформлены в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.

В рассматриваемом случае установлено следующее.

  • Относительно взаиморасчетов с Компанией «Т»

По результатам налоговой проверки расходы по взаиморасчетам с Компанией «Т» исключены из вычетов за 2020 год в сумме 297 053,6 тыс.тенге.

Согласно информации и документам (договор, спецификация, накладная на отпуск запасов на сторону, электронные счета-фактуры (ЭСФ), акт сверки, протокол допроса свидетеля), предоставленных ОГД, проводившим налоговую проверку, следует, что Компания «Р» (Покупатель) и Компания «Т» (Продавец) заключен Договор купли-продажи от 00.00.2020г. (далее - Договор от 00.00.2020г.), по которому Продавец обязуется продать строительные материалы. Сумма Договора от 00.00.2020г. составляет 332 700,0 тыс.тенге (с НДС).

В свою очередь, Компанией «Т» по реализации товаров (гравий, камни бортовые, клей, мастика, раствор, растворители, смеси песчано-гравийные природные, коврики) в адрес Компании «Р» выписаны:

- накладная на отпуск запасов на строну от 00.00.2020г. в сумме 405 000,0 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 43 392,9 тыс.тенге. Документ на возврат от 00.00.2020г. товаров (коврики) в сумме 72 300,0 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 7 746,4 тыс.тенге;

- ЭСФ от 00.00.2020г. на сумму 405 000,0 тыс.тенге, в том числе НДС 43 392,9 тыс.тенге. ЭСФ от 00.00.2020г. на сумму (-)72 300,0 тыс.тенге, в том числе НДС (-)7 746,4 тыс.тенге по возврату товара (коврики).

По указанным документам адресом местонахождения: Компании «Т» является г.Н; Компании «Р» - г.С.

В соответствии с нормами главы 4 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением от 30.04.2015г. №546 Правительства РК (далее - Правила №546) перевозка грузов оформляется товарно-транспортной накладной, а в случаях перевозки некоторых видов грузов, перевозимых насыпью (навалом), может оформляться актом замера или актом взвешивания. Грузоотправитель представляет перевозчику на предъявленный к перевозке груз товарно-транспортную накладную, составляемую в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

В частности, первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания предъявленных к перевозке грузов. Второй, третий и четвертый экземпляры грузоотправителем вручаются перевозчику. Второй экземпляр перевозчиком сдается грузополучателю и предназначается для оприходования полученных грузов.

Таким образом, учитывая отраслевое законодательство, в соответствии с которым наличие товарно-транспортной накладной обязательно при перевозке грузов, расходы подлежат отнесению на вычеты при наличии товарно-транспортной накладной либо иного документа, подтверждающего факт перевозки груза.

Компанией «Р» в ходе проведения налоговой проверки и рассмотрения жалобы не представлены товарно-транспортные накладные, иные документы, подтверждающие факт перевозки и оприходования товара (груза).

Кроме того, Договор от 00.00.2020г., накладная на отпуск запасов на сторону, ЭСФ подписаны руководителем Компании «Т» - М.

Пунктом 23 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденным приказом от 31.03.2015г. №241 Министра финансов Республики Казахстан (далее - Правила №241) установлено, что своевременное и качественное оформление первичных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Между тем, из Протокола допроса свидетеля М. следует, что М. к Компании «Т» никакого отношения не имеет, никакой финансово-хозяйственной деятельностью от предприятия не занималась, никакой товар не приобретала и не реализовывала, услуги и работы не выполняла и не оказывала, какие-либо сделки с юридическими и физическими лицами (индивидуальными предпринимателями) не совершала, намерения создавать и приобретать предприятие не имела, налоги не уплачивала, бухгалтерский и налоговый учет не вела.

Исходя из изложенного, следует, что достоверность данных содержащихся в документах, выставленных Компанией «Т» в адрес Компании «Р», не обеспечивается лицом, подписавшим указанные документы, то есть М., являющейся руководителем Компании «Т».

Наряду с этим, Компания «Т» в ОГД: Декларацию по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700) за 2020 год, Декларацию по КПН (ф.100) за 2020 год не подавало; Декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200) представлены только за 2, 3 кварталы 2020 года с нулевыми показателями.

Компания «Т» включена в список неблагонадежных налогоплательщиков, отсутствующих по юридическому адресу (акты обследований 2020г., 2021г., 2022г., 2023г.). Снято с учета по НДС в связи с прекращением деятельности лица, являющегося плательщиком НДС. Решением Специализированного межрайонного экономического суда (далее - Решение СМЭС) перерегистрация Компании «T» признана недействительной.

Более того, по Решению СМЭС, вступившему в законную силу, сделка по Договору от 00.00.2020г., заключенная между Компанией «Р» и Компанией «Т», признана недействительной.

В соответствии с подпунктом 2) статьи 264 Налогового кодекса вычету не подлежат расходы по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу, за исключением операций, по которым судом установлено фактическое получение товаров, работ, услуг от такого налогоплательщика.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с Компанией «Т» не могут достоверно свидетельствовать о совершении операций и обеспечить адекватное отражение их в бухгалтерском учете и, следовательно не могут быть признаны основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с требованиями налогового и бухгалтерского законодательств Республики Казахстан.

Таким образом, в соответствии с нормами статей 242, 264 Налогового кодекса исключение из вычетов за 2020 год расходов по взаиморасчетам с Компанией «Т» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  • Относительно взаиморасчетов с Компанией «A»

По результатам налоговой проверки расходы по взаиморасчетам с Компанией «A» исключены из вычетов за 2020 год в сумме 111 607,1 тыс.тенге.

Из информации и документов, предоставленных ОГД, проводившим налоговую проверку, следует, что по данным ИС ЭСФ Компании «Р» Компания «A» выставила ЭСФ по работам по благоустройству на сумму 111 607,1 тыс.тенге, НДС на сумму 13 392,9 тыс.тенге. При этом по данным ИС ЭСФ установлено, что у Компании «A» отсутствует приобретение услуг, реализованных в адрес Компании «Р».

В ходе налоговой проверки в адрес Компании «Р» было вручено требование о предоставлении  необходимых для проведения налоговой проверки документов. Компанией «Р» документы, подтверждающие взаиморасчеты с Компанией «A», не предоставлены.

Следует отметить, что в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса Компанией «Р» документы по взаиморасчетам с Компанией «A» не были приложены и к жалобе в подтверждение своих доводов.

Также ОГД, проводившим налоговую проверку, направлен запрос для проведения встречной проверки Компании «A» по вопросу подтверждения взаиморасчетов с Компанией «Р» в налоговый орган, которым указанный запрос прекращен в связи с отсутствием Компании «A» по месту нахождения.

Наряду с этим, Компанией «A» в ОГД налоговые отчетности за 2020 год не подавало. Включено в список неблагонадежных налогоплательщиков, отсутствующих по юридическому адресу (акты обследований 2019г., 2020г., 2023г.). Снято с учета по НДС в связи с непредставлением налоговой отчетности.

Указанные обстоятельства и факты, а также требования бухгалтерского законодательства о составлении документов в момент совершения операций свидетельствуют, что данный контрагент в силу отсутствия у него трудовых, материальных ресурсов не имел возможности реального осуществления операций по выполнению работ по благоустройству.

Исходя из изложенного, следует, что расходы по взаиморасчетам с Компанией «A», в том числе без наличия соответствующих документов, подтверждающих факт выполнения работ по благоустройству, не могут достоверно свидетельствовать о совершении операций и, следовательно относиться на вычеты в соответствии с требованиями налогового и бухгалтерского законодательств Республики Казахстан.

Таким образом, в соответствии с нормами статьи 242 Налогового кодекса исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «A» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

        3. Относительно исключения из вычетов за 2020 год других расходов в сумме 397 401,7 тыс.тенге

Основанием для начисления КПН явилось то, что Компанией «Р» в нарушение статьи 242 Налогового кодекса отнесены на вычеты за 2020 год другие расходы в сумме 397 401,7 тыс.тенге без наличия первичных и иных документов.

С данными выводами налогового органа Компания «Р» не согласна, так как Компанией «Р» в ходе налоговой проверки предоставлены договоры на оказание материальной помощи на сумму более 100 000,0 тыс.тенге, отраженные, как другие расходы в Декларации по КПН за 2020 год. Однако, ОГД указанные доводы и документы не были приняты к сведению.

Проверив доводы Компании «Р», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В рассматриваемом случае, согласно информации и материалам, предоставленным в ходе рассмотрения жалобы ОГД, проводившим налоговую проверку, следует, что в адрес Компании «Р» было вручено требование о предоставлении необходимых для проведения налоговой проверки документов, в частности расшифровку данных отраженных в строке 100.00.039 «Другие вычеты» Деклараций по КПН за 2020 год в сумме 397 401,7 тыс.тенге.

Согласно ответу руководителя Компании «Р», в отношении которого возбуждено уголовное дело и санкционирована мера пресечения в виде содержания под стражей, у него отсутствуют документы, подтверждающие расходы в сумме 397 401,7 тыс.тенге. Документы находятся у бухгалтера Компании «Р». Остальные документы изъяты ДЭР.

Из пояснения бухгалтера Компании «Р» следует, что она по поручению руководителя Компании «Р» сдавала (онлайн) налоговые отчетности, при этом первичных документов, а также документов, подтверждающих другие вычеты, отраженных по строке 100.00.039 Декларации п КПН за 2020 год у нее нет

Необходимо отметить, что в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса Компанией «Р» к жалобе также не были приложены документы, подтверждающие его требования по необоснованному исключению из вычетов за 2020 год других расходов в сумме 397 401,7 тыс.тенге.

Как было указано ранее, в соответствии с положениями статей 190, 242 Налогового кодекса вычету подлежат расходы, направленные на получение дохода, при наличии соответствующих подтверждающих документов и данных бухгалтерского учета.

Подпунктом 2) статьи 1 Закона о бухгалтерском учете определено, что первичные учетные документы - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, следует, что расходы в сумме 397 401,7 тыс.тенге без наличия соответствующих документов, подтверждающих расходы, не могут достоверно свидетельствовать о совершении операций и, следовательно относиться на вычеты в соответствии с требованиями налогового и бухгалтерского законодательств Республики Казахстан.

Таким образом, в соответствии с нормами статьи 242 Налогового кодекса исключение из вычетов за 2020 год других расходов в сумме 397 401,7 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

        4. Относительно начисления НДС

Основанием для начисления НДС явилось то, что Компанией «Р» в нарушение статьи 372 Налогового кодекса занижен оборот по реализации товаров (работ, услуг) за 4 квартал 2021 года на сумму 21 142,9 тыс.тенге, в связи с чем по результатам налоговой проверки начислен НДС в сумме 2 537,1 тыс.тенге.

С данными выводами налогового органа Компания «Р» не согласна и просит исключить из начисленных по результатам налоговой проверки сумм налогов, в частности НДС в сумме 2 537,1 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании «Р», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 1) статьи 368 Налогового кодекса объектами обложения НДС является облагаемый оборот.

Согласно пункту 1 статьи 372 Налогового кодекса оборот по реализации товаров означает случаи, указанные в подпунктах 1) - 7) данного пункта.

Согласно пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара, в том числе, указанных в подпунктах 1) - 9) данного пункта.

В рассматриваемом случае, в акте налоговой проверки указано, что у Компании «Р» имелось неисполненное уведомление об устранении нарушений по результатам камерального контроля, в частности о занижении Компанией «Р» НДС в сумме 2 537,1 тыс.тенге по реализованным товарам, работам, услугам, выявленное при сопоставлении данных ЭСФ, реестров №300.07, сведений контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и передачи данных Компании «Р». В этой связи по результатам налоговой проверки начислен НДС за 4 квартал 2021 года в сумме 2 537,1 тыс.тенге.

Между тем, при обжаловании указанной суммы НДС, начисленной по результатам налоговой проверки, Компанией «Р» в жалобе не приведены доводы о несогласии с нарушениями, выявленными по результатам камерального контроля по занижению сумм НДС в налоговой отчетности.

Тогда как, в соответствии с подпунктом 5) пункта 2, пунктом 3, пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. В жалобе могут быть указаны и иные сведения, имеющие значение для разрешения спора. К жалобе прилагаются: документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования; иные документы, имеющие отношение к делу.

Исходя из изложенного, следует, что в соответствии с нормами статьи 372 Налогового кодекса начисление НДС за 4 квартал 2021 года в сумме 2 537,1 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа без изменения, а жалобу без удовлетворения.




  • 643
  • 0
  • 25 января 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.