КПН, НДС- увеличение СГД и облагаемого оборота

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН и НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган), рассмотрена жалоба Компании «KHS» от 08.04.2021г. на уведомление о результатах налоговой проверки от 25.02.2021г. Департамента государственных доходов (далее-налоговый орган), о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налогу на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «KHS» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, по результатам которой вынесено уведомление от 25.02.2021г. о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (далее-КПН) в сумме 86 326,9 тыс.тенге и пени 20 895,9 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 83 214,7 тыс.тенге и пени в сумме 19 473,7  тыс.тенге.

Компания «KHS», не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что в нарушение пункта 1 статьи 85, пункта 1 статьи 230 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г., пункта 1 статьи 227 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) Товариществом за 2017-2018гг. занижен доход от реализации услуг, в связи с чем, произведено начисление КПН за 2017-2018гг., НДС за 2018-2019гг.

Компания не согласна с начислением относительно увеличения совокупного годового дохода и облагаемого оборота по НДС и приводит следующие доводы.

Компанией указано в жалобе, что ошибочно завышен был оборот по реализации в декларации по НДС за 2017г. на сумму 719,1 тыс.тенге, соответственно проверяющими необоснованно отнесена в доход данная сумма.

Кроме того, в жалобе отмечено, что проверкой неправомерно увеличен доход за 2018г., где разница произошла в результате сличения деклараций по НДС за 2018г. и деклараций по КПН за 2018г.

Из жалобы следует, что налоговой проверкой не был произведен анализ взаимодействия с агентами по заключенным агентским договорам, не было установлено количество билетов, реализованных агентом и переданных в Компанию в целях отражения в учете, также не было установлено соотношение суммы переданных денежных средств с количеством билетов, переданных агентом для учета в компанию.

Также, в жалобе указано, что у Компании отсутствует доступ к системе Беркут, в связи с чем, Компания лишена возможности осуществить сверку между данными системы Беркут и данными полученными от агента «PC» на основании правоустанавливающих документов (актов сверки). При этом ответственность при наличии расхождений должна лежать на агенте «PC».

Кроме того, в жалобе указано, что по данным системы Беркут за 11 месяцев 2020г. территорию Компании посетило около 43000 тыс.человек, являющиеся работниками Компании, его дочерних организаций, все лица указаны в системе Беркут как туристы.

Из дополнения к жалобе от 15.10.2021г. следует, что Компания просит рассмотреть жалобу только по доходной части, именно по посетителям Компании. По остальным вопросам относительно начисленных сумм налогов согласно и не имеет претензий.

Проверив доводы Компании «KHS», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Министерством финансов в целях вынесения мотивированного решения по жалобе, письмом от 17.06.2021г. в соответствии со статьями 181, 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. назначена тематическая проверка Компании по вопросу подтверждения достоверности сумм, начисленных в акте проверки от 25.02.2021г.

Во исполнение данного письма Комитетом государственных доходов Министерства вынесено предписание от 23.06.2021 года на проведение тематической проверки Компании за период с 01.01.2017г. по 31.12.2019г., по результатам которой составлен акт тематической проверки от 12.05.2022г. (далее - акт тематической проверки).

Из акта тематической проверки следует.

В ходе проверки Компании повторно вручено требование от 02.02.2022 года о предоставлении документов (списки транспортных средств зарегистрированных за Товариществом и его дочерних организаций, положения о порядке выдачи пропусков на автотранспортные средства для въезда на территорию Компании, заявления структурных подразделений Компании и его дочерних организаций, также обращения зарегистрированных лиц, осуществляющих коммерческую деятельность на территории Компании, утвержденные калькуляции и прейскуранты, согласно которым производится оплата, журнал регистрации транспортных средств по категориям, сведения по 1С бухгалтерии по полученным доходам от выдачи пропусков по подтвержденному прейскуранту в разрезе видов транспорта, количество и цены).

 Кроме того, направлены запросы в Управление пограничного контроля (далее УПК) от 24.08.2021 года для получения сведении по физическим лицам и транспортным средствам прошедших через пропускной пункт управления пограничного контроля на территорию Компании.

Ответами УПК от 24.09.2021 года, от 06.11.2021 года сведения по физическим лицам и транспортным средствам, прошедших через пропускной пункт управления пограничного контроля на территорию Компании, представлены в электронном варианте, при этом указано, что касательно расхождений по ранее представленным сведениям одной из причин является присутствие совместно следующих несовершеннолетних лиц, которые были оформлены в месте с родителями или сопровождающими лицами.

 Так, из представленных документов в ходе проверки следует, что Компанией заключен Договор о совместной деятельности от 30.01.2017г. компанией «PC» по организации автоматизации бизнес-процессов, в части продажи билетов.

Так же заключен Агентский договор от 01.08.2017 года по оформлению и продаже входных электронных билетов физическим и юридическим лицам посещающих территорию Компании, согласно которого, компания «PC» получит 7% от кассового прихода (пункт 5.3.3.) и берет на себя обязательства по автоматизации бизнес процессов на участке продажи билетов.

Согласно агентским договорам, выручка от оформления и продажи билетов, карт и их пополнений компания  «РС» в полном объеме перечисляется Компании.

 Кроме того, в соответствии с запросом Комитета государственных доходов от 26.07.2021 года Управлением государственных доходов Департамента государственных доходов проведена встречная проверка компании «РС» по вопросу взаиморасчетов с компанией за период с 01.01.2017г. по 31.12.2019г., где установлено, что компания «РС» в адрес Компании осуществила перечисление выручки с реализации билетов в сумме 3 790 216,7 тыс.тенге, в том числе: за 2017г. в сумме 616 494,6 тыс.тенге; за 2018г. в сумме 1 481 291,1 тыс.тенге; за 2019г. в сумме 1 692 430,9 тыс.тенге.     

В ходе тематической проверки с учетом данных УПК, Компания и ее дочерние организации, сотрудников государственных органов, осуществляющих деятельность на территории Компании, и сотрудников компании инвесторов и иным организациям, осуществляющих деятельность на территории Компании, установлено количество посетителей физических лиц, которыми приобретены билеты.

Расхождение между тематической проверкой и актом проверки по количеству посетителей и суммами дохода следующее:

-за 2017г. по данным тематической проверки количество посетителей на платной основе (билет) 1 038 243 физических лиц (1 117 706 данные УПК– 48 638 транспортные средства – 30 825 работники, инвесторы и иные организации).

 Следовательно, отклонение по количеству посетителей на 133 669 физических лиц (1 038 243 посетителей по тематической проверке №14 – 904 574 посетителей по данным Компании), соответственно, по результатам тематической проверки облагаемый оборот составил в сумме 1 235 101,2 тыс. тенге;

-за 2018 год по данным тематической проверки количество посетителей на платной основе 1 104 504 физических лиц (1 224 413 данные УПК – 61 585 транспортные средства – 58 324 работники, инвесторы и иные организации).

Следовательно, отклонение по количеству посетителей на 135 191 физических лиц (1 104 504 посетителей по тематической проверке – 969 313 посетителей по данным Компании), соответственно, по результатам тематической проверки облагаемый оборот составил в сумме 1 519 879,3 тыс. тенге;

-за 2019 год по данным тематической проверки количество посетителей на платной основе 1 023 122 физических лиц (1 201 442 данные УПК – 59 446 транспортные средства – 118 874 работники, инвесторы и иные организации).

Следовательно, отклонение по количеству посетителей на 106 107 физических лиц (1 023 122 посетителей по данным тематической проверке №14 – 917 015 посетителей по данным Компании), соответственно, по результатам тематической проверки облагаемый оборот составил в сумме 1 809 425,7 тыс. тенге.

Также необходимо отметить, что по результатам тематической проверки выявлена разница между полученными доходами по данным бухгалтерского учета и данными тематической проверки по реализации пропусков на автотранспортные средства с учетом распределения по категориям.

Так, общая сумма дохода от реализации пропусков на автотранспортные средства по результатам тематической проверки за 2017г.  в сумме 689 164,5 тыс.тенге, за 2018г. в сумме 909 129,9 тыс.тенге и за 2019г. в сумме 395 786,6 тыс.тенге.

Тогда как, согласно данным бухгалтерского учета за проверяемый период общая сумма дохода от реализации спецпропусков на автотранспортные средства за 2017г.  в сумме 59 964,4 тыс.тенге, за 2018г.  в сумме 46 597,0 тыс.тенге и за 2019г. в сумме 144 920,7 тыс.тенге.

Соответственно, по результатам тематической проверки установлено, что Товариществом занижен доход от реализации спецпропусков на автотранспортные средства за 2017г. в сумме 629 200,1 тыс.тенге, за 2018г. в сумме 862 532,9 тыс.тенге и за 2019г. в сумме 250 865,9 тыс.тенге.

Кроме того, как следует из акта тематической проверки Компанией получены другие доходы от реализации услуг и прочие доходы за 2017г. в общей  сумме 247 519,3 тыс.тенге, за 2018г. -  237 598,9 тыс.тенге и за 2019г. - 179 101,5 тыс.тенге.

Таким образом, по результатам тематической проверки совокупный годовой доход определен за 2017г. в сумме 2 171 785,1 тыс.тенге, за 2018г. в сумме 2 666 608,1 тыс.тенге и за 2019г. в сумме 2 384 313,8 тыс.тенге.

Тогда как по результатам налоговой проверки от 25.02.2021г. №31 совокупный годовой доход определен за 2017г. в сумме 1 559 684,0 тыс.тенге и за 2018г. в сумме 1 828 235,9 тыс.тенге.

Следовательно, сумма совокупного годового дохода, определенная по результатам тематической проверки превышает сумму, отраженную в акте налоговой проверки от 25.02.2021г. №31 за 2017г. на сумму 612 101,1 тыс.тенге и за 2018г. на сумму 838 372,2 тыс.тенге.

При этом, в акте тематической проверки указано, что в соответствии с пунктом 3 статьи 181 Налогового кодекса от 25.12.2017г. рассмотрена в пределах обжалуемых вопросов, в связи с чем, подтверждены результаты предыдущей налоговой проверки в части увеличения совокупного годового дохода и начисление КПН в указанной части.

Относительно увеличения облагаемого оборота за 4 квартал 2017г., за 1 – 4 кварталы 2018г., 1-4 кварталы 2019г. следует отметить, с учетом вышеизложенного по результатам тематической проверки облагаемый оборот определен за 4 квартал 2017г. в сумме 754 325,3 тыс.тенге, за 1 – 4 кварталы 2018г. в сумме 2 659 760,8 тыс.тенге и за 1 – 4 кварталы 2019г. в сумме 2 384 313,8 тыс.тенге.

Тогда как по результатам налоговой проверки от 25.02.2021г. доход от реализации товаров, работ, услуг определен за 4 квартал 2017г. в сумме    550 763,8 тыс.тенге, за 1 - 4 кварталы 2018г.  в сумме 1 821 388,6 тыс.тенге и за 1 - 4 кварталы 2019г.  в сумме 2 367 427,5 тыс.тенге.

Следовательно, сумма облагаемого оборота, определенная по результатам тематической проверки превышает сумму, отраженную в акте налоговой проверки от 25.02.2021г. за 4 квартал 2017г.  в размере 203 561,5 тыс.тенге, за 1 – 4 кварталы 2018г. в размере 838 372,2 тыс.тенге и за 1 – 4 кварталы 2019г. в размере 16 886,3 тыс.тенге.

При этом, в акте тематической проверки указано, что в соответствии с пунктом 3 статьи 181 Налогового кодекса от 25.12.2017г. рассмотрена в пределах обжалуемых вопросов, в связи с чем, подтверждены результаты налоговой проверки 25.02.2021г. в части увеличения облагаемого оборота и начисление НДС в указанной части.

Таким образом, увеличение совокупного годового дохода за 2017-2018гг. и облагаемого оборота за 4 квартал 2017г., 1 - 4 кварталы 2018г., 1 -4 кварталы 2019г. и соответствующее начисление КПН и НДС в указанной части по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 1217
  • 0
  • 12 июля 2022

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.