КПН, НДС - увеличение облагаемого оборота по реализации автомобиля физическому лицу: частичное удовлетворение жалобы
Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: КПН, НДС
Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Т» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) о начислении сумм налогов.
Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена комплексная налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2021г. по 31.12.2023г., по результатам которой вынесено уведомление начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 9 745,4 тыс.тенге, пени в сумме 3 005,4 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 5 351,1 тыс.тенге, пени в сумме 2 589,1 тыс.тенге, налога на транспортные средства в сумме 8,3 тыс.тенге, пени в сумме 0,1 тыс.тенге.
Компания «Т», не согласившись с выводами органа государственных доходов (ОГД), обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить уведомление о результатах проверки в части исключения НДС из зачета по взаиморасчетам с компанией «Г», увеличения облагаемого оборота по автомобилю и исключения из вычетов расходов по остаткам товаро-материальных запасов (ТМЗ).
- Относительно исключения НДС из зачета по взаиморасчетам с компанией «Г»
Основанием для начисления налогов явилось нарушение пункта 3 статьи 403 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г., согласно которому отнесен НДС в зачет в сумме 3 617,6 тыс.тенге по взаиморасчетам с компанией «Г».
С данным выводом ОГД Компания «Т» не согласна из-за того, что нарушение выявленное по результатам проверки не компанией не допущено. По приобретенным ТМЗ от компании «Г» отнесен НДС в зачет в сумме 3 617,7 тыс.тенге, по которому реализация ТМЗ включена в облагаемый оборот и начислен НДС.
По результатам налоговой проверки исключен НДС из зачета по причине того, что компания «Г» на дату выписки ЭСФ не являлось плательщиком НДС.
Компания «Т» считает, что оно не является контролирующим органом, законодательно не уполномочено и не обязано проверять обоснованность включения поставщиком (контрагентом) в стоимость товара НДС и не несет ответственность за поставщика. При этом Компания «Т» произведена оплата НДС поставщику в сумме 3 617,7 тыс.тенге.
Проверив доводы Компании «Т», исследовав представленные ОГД материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса, суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, и указанного в подпунктах 1)-4) настоящей статьи Налогового кодекса.
В соответствии со статьей 401 Налогового кодекса НДС, относимый в зачет, учитывается в том налоговом периоде, на который приходится наиболее поздняя из следующих дат:
1) дата получения товаров, работ, услуг;
2) дата выписки счета-фактуры или иного документа, являющегося основанием для отнесения в зачет налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса.
В рассматриваемом случае, Компания «Т» по взаиморасчетам с компанией «Г» согласно ЭСФ от 26.11.2021г. приобретены ТМЗ (СИП-3 1х50-20, СИП-4 2х16 0,6/1,0, СИП-4 4х70 0,6/1,0) в сумме 30 147,4 тыс.тенге, НДС в сумме 3 617,3 тыс.тенге, по которому НДС отнесен в зачет в 4 квартале 2021г.
Вместе с тем, Решением Управления государственных доходов от 25.11.2021г. компания «Г» снято с регистрационного учета по НДС в связи с отсутствием по месту нахождения.
Таким образом, поскольку на дату выписки счета-фактуры (26.11.2021г.) решением органа государственных доходов от 25.11.2021г. компания «Г» не является плательщиком НДС, соответственно, результаты налоговой проверки по исключению НДС из зачета в сумме 3 617,3 тыс.тенге являются обоснованными.
- Относительно увеличения оборота по реализации за 4 квартал 2021г.
Основанием для начисления налогов явилось нарушение подпункта 1) пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса в облагаемый оборот по НДС не включен стоимость автомобиля марки Mercedes-Benz S500 L в сумме 33 541,7 тыс.тенге реализованный физическому лицу.
С данным выводом ОГД Компания «Т» не согласна из-за того, что по результатам налоговой проверки увеличен облагаемый оборот и начислен НДС, по сделке, связанной с реализацией автомобиля марки Mercedes-Benz S500 L. При этом основанием является отражение Компания «Т» в налоговой отчетности данной операции как оборота по реализации товаров, работ, услуг, освобожденного от НДС.
Компания «Т» указывает, что автомобиль марки Mercedes-Benz S500 L приобретен 02.09.2021г. у физического лица Ж. за 35 000,0 тыс.тенге без НДС. При этом, 24.12.2021г. данное автотранспортное средство реализовано физическому лицу М. за 33 541,7 тыс.тенге, соответсвенно, возникает отрицательная разница между стомостью реализации и приобретения в сумме 1 458,3 тыс.тенге.
Учитывая положение подпункта 1) пункта 15 статьи 381 Налогового кодекса положительная разница между стоимостью реализации и приобретения автомобиля не возникает.
Проверив доводы Компании «Т», исследовав представленные ОГД материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Подпунктом 1) пункта 15 статьи 381 Налогового кодекса установлено, что при реализации физическому лицу автомобилей, приобретенных юридическим лицом у физических лиц, размер оборота по реализации определяется как положительная разница между стоимостью реализации и стоимостью приобретения автомобилей.
В рассматриваемом случае, Компания «Т» согласно договору купли-продажи от 02.09.2021г. у физического лица Ж. приобретен автомобиль марки Mercedes-Benz S500L 2014г. выпуска за 35 000,0 тыс.тенге. Оплата произведена наличным путем (расходно-кассовый ордер №27 от 02.09.2021г.).
Согласно договору купли-продажи от 24.12.2021г. и ЭСФ от 30.12.2021г. указанный автомобиль реализован физическому лицу М. на сумму 33 541,7 тыс.тенге. Оплата произведена наличным путем (приходно-кассовый ордер от 24.12.2021г., чек контрольно-кассовой машины от 24.12.2021г.).
Из ответа Управления административной полиции от 05.06.2024г. на запрос ОГД от 03.06.2024г. следует, что автомобиль марки Mercedes-Benz S500L, 2014г. выпуска, постановлен на учет 02.09.2021г., снят 27.12.2021г.
Таким образом, поскольку в соответствии с подпунктом 1) пункта 15 статьи 381 Налогового кодекса между стоимостью реализации и приобретения автомобиля марки Mercedes-Benz S500L положительная разница не возникает (33 541,7 - 35 000,0), соответственно, увеличение облагаемого оборота по реализации автомобиля, является необоснованным.
- Относительно увеличения стоимости остатков ТМЗ
Основанием для начисления налогов явилось выявленные расхождения по остаткам ТМЗ по данным бухгалтерского учета и налоговой отчетности в результате уменьшены расходы по реализованным товарам, работам, услугам за 2022г. на сумму 2 900,0 тыс.тенге, за 2023г. на сумму 10 798,2 тыс.тенге.
С данным выводом ОГД Компания «Т» не согласна из-за того, что результате необъективной проверки произведено незаконное начисление КПН по остаткам ТМЗ.
Проверив доводы Компании «Т», исследовав представленные ОГД материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243-263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
Необходимо отметить, что в соответствии пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Пунктом 5 статьи 192 Налогового кодекса установлено, что учет запасов осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. При этом в целях налогообложения стоимость запасов определяется без учета изменения стоимости запасов путем ее списания до чистой возможной цены продажи и восстановления в отношении ранее проведенного списания запасов, вызванного увеличением чистой возможной цены продажи.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г. (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.
Подпунктом 1) пункта 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете предусмотрено, что операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечиваться адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.
Пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете определено, что бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
Пунктом 2 статьи 1 Закона о бухгалтерском учете, первичные учетные документы (далее - первичные документы) - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.
Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20.12.2020г. №1214 и Первого заместителя Премьера-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 20.01.2020г. №39 утверждены Правила составления налоговой отчетности «Декларация по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00)» (далее – Правила), которые разработаны в соответствии с Налоговым кодексом и определяют порядок составления формы налоговой отчетности «Декларация по корпоративному подоходному налогу» (далее – декларация), предназначенной для исчисления КПН.
Согласно пункту 17 Правил в Декларации по КПН (форма 100.00) в разделе «Вычеты» строка 100.00.019 I указывается балансовая стоимость запасов на начало налогового периода. Указанная строка заполняется согласно данным, определенным по бухгалтерскому балансу на начало налогового периода. Строка 100.00.019 II заполняется согласно данным бухгалтерского баланса на конец налогового периода.
В рассматриваемом случае, согласно данным оборотно-сальдовой ведомости за 2022 год по счету 1310 «Запасы», представленным в ходе налоговой проверки, стоимость ТМЗ на начало периода составляет 0 тенге, стоимость ТМЗ на конец периода составляет сумму 11 690,2 тыс.тенге.
При этом в Декларации по КПН (ф.100.00) за 2022г. стоимость ТМЗ на начало налогового периода составляет 0 тенге, на конец налогового периода по строке 100.00.019 II составляет в сумме 8 790,2 тыс.тенге.
Учитывая изложенное, по результатам налоговой проверки установлено расхождение между данными бухгалтерского учета и налоговой отчетности по стоимости ТМЗ на конец 2022г. в сумме 2 900,0 тыс.тенге (11 690,2-8 790,2).
Следовательно, в результате отражения по результатам проверки стоимости ТМЗ на конец 2022г. в сумме 2 900,0 тыс.тенге, сумма расходов по реализованным товарам (работам, услугам), подлежащих отнесению на вычеты уменьшена на 2 900,0 тыс.тенге.
Кроме того, по данным оборотно-сальдовой ведомости за 2023г. по счету 1310 «Запасы», представленным в ходе налоговой проверки, стоимость ТМЗ на начало периода составляет сумму 11 690,2 тенге, стоимость ТМЗ на конец периода составляет сумму 10 798,2 тыс.тенге.
При этом в Декларации по КПН (ф.100.00) за 2023г. стоимость ТМЗ на начало налогового периода (строка 100.00.019 I) составляет в сумме 11 690,2 тыс.тенге, на конец налогового периода (строка 100.00.019 II) суммовые значения отсутствуют, соответственно, установлено расхождение между данными бухгалтерского учета и налоговой отчетности по стоимости ТМЗ на конец 2023г. в сумме 10 798,2 тыс.тенге.
Таким образом, в результате отражения по результатам проверки стоимости ТМЗ на конец 2023г. в сумме 10 798,2 тыс.тенге, сумма расходов по реализованным товарам (работам, услугам), подлежащих отнесению на вычеты за 2023г. уменьшена на 10 798,2 тыс.тенге.
Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 1) пункта 5 статьи 211 Налогового кодекса не допускается внесение изменений и дополнений в соответствующую налоговую отчетность проверяемого налогового периода - в период проведения (с учетом продления и приостановления) комплексных и тематических проверок по видам налогов и платежей в бюджет, социальным платежам, указанным в предписании на проведение налоговой проверки.
В рассматриваемом случае, предписание на проведение налоговой проверки вручено Компании «Т» 03.06.2024г., между тем, в период проведения налоговой проверки в ОГД Компанией «Т» 22.07.2024г. подана дополнительная Декларация по КПН (ф.100.00) за 2022г. с отражением остатка ТМЗ на конец налогового периода на сумму 2 900,0 тыс.тенге.
Таким образом, поскольку, декларация по КПН за 2022г. от 22.07.2024г. (дополнительная) подана в нарушение подпункта 1) пункта 5 статьи 211 Налогового кодекса, следовательно, указанная налоговая отчетность не учтена налоговой проверкой.
На основании изложенного, учитывая нормы статьи 242 Налогового кодекса, Закона о бухгалтерском учете уменьшение расходов по реализованным товарам, работам, услугам, относимых на вычеты за 2022-2023гг. по причине выявленных расхождений по остаткам ТМЗ, является обоснованным.
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части увеличения облагаемого оборота за 4 квартал 2021г. по реализованному автомобилю, а в остальной части оставить без изменения.
- 1055
- 0
- 20 марта 2025
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.