КПН- исключение расходов по рекламе - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «О» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2018г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога (КПН) в сумме налога 405 283,6 тыс.тенге и пени 81 014,2 тыс.тенге.

Компания «О», не согласившись с выводами налогового органа обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Относительно исключения из вычетов расходов по рекламным услугам.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 15 статьи 243 Налогового кодекса, статьи 6 Закона Республики Казахстан «О рекламе» от 19.12.2003г. №508-II (далее - Закон о рекламе) Компанией неправомерно отнесены на вычеты расходы по рекламе. В связи с чем, в ходе проверки исключены из вычета по КПН за 2019-2020гг. расходы по рекламе и расходы, связанные с рекламой торговой марки «О».

C данным выводом Компания «О» не согласна и приводит следующие выводы.

В жалобе указано, что рекламные расходы являются расходами, связанными с предпринимательской деятельностью и направлены на получение совокупного годового дохода.

Как отмечено в жалобе, Компания относила на вычеты рекламные расходы для увеличения продаж собственных товаров, которые подтверждаются первичной документацией и гражданско-правовыми договорами.

Также, Компания приводит в жалобе, что пунктом 1.1. Договора на оказание маркетинговых услуг от 5 января 2018 года с Компанией «AS» предусмотрено, что по заданию Заказчика (Компания) с письменного согласия Исполнителя (Компанией «AS»), последний обязуется оказывать рекламные и маркетинговые услуги на территории Республики Казахстан, направленные на продвижение товаров Заказчика и делает выводы, что фактически Компанией «AS» оказало рекламные услуги по товарам Компании и, соответственно, данные расходы являются общепринятыми и не подпадают под требование пункта 15 статьи 243 Налогового кодекса.

Аналогичные рекламные расходы были приобретены у всех поставщиков таких видов услуг.

Проверив доводы Компании «О», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 - 263 настоящего Кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом.

Положения настоящего пункта применяются к расходам налогоплательщика, понесенным как в Республике Казахстан, так и за ее пределами.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 2 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, отнесение на вычеты расходов по товарам, работам, услугам производится при наличии подтверждающих первичных документов, фиксирующих факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

В рассматриваемом случае, производителем мобильных телефонов торговой марки «О» и аксессуаров к ним является Компания «ОEC» (данная компания расположена в Китайской Народной Республике, производитель потребительской электроники премиум-класса, подразделение корпорации BBK E), основана в 2001г., имеет торговую марку под названием «О».

Из акта налоговой проверки следует, что поставщиками данных мобильных телефонов являются китайские компании «CH» и «CHANCE» (нерезиденты).

При этом, по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по рекламе мобильных телефонов через ТВ, радио размещение, размещение на инстраграмм, в интернете, изготовление вывески,  торгового оборудования, доставка смарт столов, размещение наружной рекламы, монтаж/демонтаж рекламы и другие расходы связанные с размещением рекламой по взаиморасчетам с Компанией «M.O.K», Компанией «ММ», Компанией «ТМ», ИП «B»,  Компанией «F», Компанией «СС», Компанией «M», Компанией «С»,  Компанией «А», Компанией «BWМ», ИП Б.К., Компанией «Д», ИП С.О.И., ИП «A», Компанией «FGroup», Компанией «TO», Компанией «С», Компанией «M», Компанией «DMC Company», Компанией «SR» и с другими поставщиками всего на сумму 2 061 548,8 тыс.тенге, в том числе:

- за 2019г. в сумме 673 653,2 тыс.тенге;

- за 2020г. в сумме 1 387 895,6 тыс.тенге.

Следует отметить, что отнесение на вычеты расходов по товарам, работам, услугам производится при наличии подтверждающих первичных документов, фиксирующих факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы используются или будут использоваться в целях получения дохода. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

При этом, к жалобе Компанией приложены документы: счета-фактуры, акты выполненных работ, договоры с поставщиками услуг, договоры с поставщиками телефонов, акты выполненных работ (оказанных услуг), ЭСФ, эфирные справки, графики выпускаемой рекламы, дополнительные соглашения, приложения к договорам и другие документы, подтверждающие взаиморасчеты с вышеуказанными поставщиками.

Как ранее было указано, по результатам налоговой проверки были исключены расходы по рекламе мобильных телефонов, монтаж/демонтаж рекламы и другие расходы, связанные с размещением рекламы, при этом, НДС из зачета по указанным расходам за 2019-2020гг. не исключался.

Соответственно, по результатам налоговой проверки НДС по вышеуказанным расходам был признан как НДС, использованный или который будет использоваться в целях облагаемого оборота.

Далее, фактически расходы Компании произведены при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода, соответственно Компанией соблюдены условия пунктов 1 и 3 статьи 242, пункта 2 статьи 190 Налогового кодекса, статей 6-7 Закона о бухгалтерском учете.

В соответствии с пунктом 1 статьи 406 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК РК), по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (товар) в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Пунктами 1-2 статьи 408 ГК РК продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором. Если иное не предусмотрено договором, продавец обязан одновременно с передачей товара передать покупателю его принадлежности, а также относящиеся к нему документы (документы, удостоверяющие комплектность, безопасность, качество товара, порядок эксплуатации и т.п.), предусмотренные нормативными правовыми актами или договором.

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 410 ГК РК, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент в том числе, вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара.

В рассматриваемом случае, из представленных к жалобе Договоров от 23.09.2019г., от 20.07.2020г., заключенные между Компанией (Покупатель) и компанией «S» (Поставщик) подпунктом 1.1. предусмотрено, что Поставщик обязуется передать, а Покупатель принять и оплатить «Мобильные телефоны» (далее-Товар), в количестве, ассортименте и по ценам в соответствии с Заявками-Спецификациями, которые оформляются в качестве дополнительных приложений к Договору.

Порядок поставки товара предусмотрен подпунктами 4.1. - 4.2. данных Договоров, согласно которого Поставщик осуществляет погрузку товара на порту Гонконга, поставку товара на склад Покупателю. При этом, одновременно с поставленным товаром Поставщик передает Покупателю следующие документы: товарная накладная, налоговый счет -фактуру.

Из условий пункта 5 к данным Договорам следует, что право собственности на товар переходит Покупателю с момента получения Покупателем от Поставщика налоговой счет-фактуры и товарной накладной на поставленную партию товара.

Из изложенного следует, что в соответствии со статьей 406 ГК РК собственником товара (телефонов) является Компания, по которой одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (товар) в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество (товар).

Согласно пункту 1-2) статьи 3 Закон Республики Казахстан «О рекламе» от 19 декабря 2003 года № 508-II, реклама - информация, распространяемая и (или) размещаемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации.

В рассматриваемом случае, Компанией для увеличения продаж (реализации) собственного товара привлечены поставщики (рекламодатели - физические или юридические лица, являющиеся источником рекламной информации для производства, распространения и размещения рекламы, рекламопроизводители - осуществляющие приведение рекламной информации к готовой для распространения и размещения форме, рекламораспространители - осуществляющие распространение и размещение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств телерадиовещания и иными способами).

Следует указать, что Компанией с каждым из поставщиков, оказывающим рекламные услуги заключены и подписаны Договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг), другие документы, соответствующие требованиям бухгалтерского и налогового законодательств, подтверждающие связанность данных расходов с текущей производственной деятельностью и реализацией продукции.

Таким образом, учитывая норму статьи 242 Налогового кодекса, статьи 406 ГК РК, исключение расходов из вычетов за 2019-2020гг. по рекламе мобильных телефонов, монтажа/демонтажа рекламы и расходов, связанных с размещением рекламы в адрес Компании в сумме 2 061 548,7 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является необоснованным.

Относительно срока исковой давности.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что в ходе проверки уменьшены расходы по взаиморасчетам с поставщиками Компании «А», Компании «T» и Компании «D».

C данным выводом Компания «О» не согласна и приводит следующие выводы.

Из жалобы Компании следует, что в нарушение статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. была проведена корректировка расходов за 2018г. по Компании «А» на сумму 5 357,1 тыс.тенге, Компании «T» на сумму 74 517,4 тыс.тенге и Компании «D» на сумму 3 955,0 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании «О», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. исковой давностью признается период времени, в течение которого налоговый орган вправе исчислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет.

Пунктами 2 и 4 данной статьи Налогового кодекса определено, что если иное не предусмотрено настоящей статьей, срок исковой давности составляет три года.

Необходимо отметить, что согласно подпунктам 1), 5) пункта 9 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. срок исковой давности в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет продлевается на один календарный год - в случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности за период, по которому срок исковой давности, установленный пунктами 2 и 3 настоящей статьи, истекает менее чем через один календарный год.В рассматриваемом случае, компанией не представлена дополнительная декларация по КПН (ф.100.00) за 2018г., соответственно, срок исковой давности истек 31.12.2021г., в связи с чем, налоговой проверкой КПН за 2018г. не охвачен.

Также, из представленных расчетов Департамента государственных доходов следует, что по результатам налоговой проверки не были исключены произведенные расходы за 2018г. по взаиморасчетам с Компанией «А», Компанией «T» и Компанией «D» из вычетов 2019г. Следовательно, доводы Компании в указанной части являются несостоятельными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части исключения расходов из вычетов за 2019-2020гг. по рекламе мобильных телефонов, монтажа/демонтажа рекламы и расходов, связанных с размещением рекламы, а в остальной части оставить без изменения.

  • 2172
  • 0
  • 25 ноября 2022

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.