КПН - исключение из вычетов взаиморасчетов с нерезидентом


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «В» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) начисления КПН и НДС.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена комплексная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 20.09.2019г. по 31.12.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 462 531,8 тыс.тенге и пени 114 514,0 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 51 087,8 тыс.тенге, налог на добычу полезных ископаемых, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора в сумме 6,9 тыс.тенге, платs за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 248,3 тыс.тенге, земельного налога, за исключением земельного налога на земли населенных пунктов 0,09 тыс.тенге, налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сумме 7,7 тыс.тенге и о сумме превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату в размере 50 663,7 тыс.тенге, пени 26 853,4 тыс.тенге.

Компания «В», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога явилось нарушение статей 242, 264, 400, 431 Налогового кодекса отнесены на вычеты расходы и НДС из зачета по взаиморасчетам с нерезидентом ИП К.В.В.

С данным выводом налогового органа Компания «В» не согласна из-за того, что нерезидент ИП К.В.В. является субъектом предпринимательства в городе Магнитогорск, имеет навыки проведения глубокой экспертизы в сфере торговли металлами в сырье, с многолетним опытом работы.

Также в жалобе Компании «В» указано, что данные по нерезиденту ИП К.В.В. получены из официального источника РФ «С», который подтверждает наличие квалификации и опыта в предоставляемых услугах Компании «В».

В жалобе Компании «В» отмечено, что взаиморасчет с нерезидентом ИП К.В.В. подтверждается наличием первичных документов согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и статьи 202 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г.

Кроме того, в жалобе Компании «В» указано, что Компании «В» уплатила НДС за нерезидента в размере 12% по агентским услугам и соответственно отнесла в зачет, следуя требованиям статьи 400 Налогового кодекса и исключение из зачета НДС за нерезидента в размере 50 663,7 тыс.тенге считает необоснованным.

Проверив доводы Компании «В», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Если иное не установлено настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, для целей данного раздела, признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В случае, когда порядок признания расходов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с Налоговым кодексом, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом.

Согласно подпункту 1) статьи 264 Налогового кодекса вычету не подлежат, в том числе затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1)-4) данного пункта.

Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Если иное не установлено пунктом 4 данной статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты и в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанными руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика. При этом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

  • Относительно взаиморасчетов с нерезидентом ИП К.В.В.

По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по взаиморасчетам с нерезидентом ИП К.В.В. по агентским услугам за 2020-2021гг. в сумме 2 310 697,3 тыс.тенге (в том числе за 2020 год 280 675,8 тыс.тенге, за 2021 год 945 564,5 тыс.тенге и за 2022 год 1 084 456,9 тыс.тенге) и НДС из зачета за 1, 2 кварталы 2021г. в сумме 50 663,7 тыс.тенге (в том числе за 1 квартал 2021 года 33 681,1 тыс.тенге и за 2 квартал 2021года 16 982,6 тыс.тенге, возвращенных из бюджета (акты налоговых проверок от 02.12.2021г. и от 06.09.2021г.).

В рассматриваемом случае, Между Компанией «В» и Компанией «М» заключен договор от13.08.2020г. (далее – Договор поставки) на поставку железной руды B месторождения.

Согласно Договору поставки Компании «В» осуществляет экспорт железной руды B месторождения на территорию Российской Федерации, в адрес Компании «М».

Пунктом 1.2. Договора поставки предусмотрено, что наименование продукции, ассортимент, количество, цена (с учетом суммы транспортных расходов (за исключением случаев самовывоза продукции), стоимости упаковки и тары), требования к качеству, комплектности, гарантийные сроки, способ доставки, срок поставки, срок предоставления документации, реквизиты грузоотправителя и грузополучателя (если отличаются от реквизитов Покупателя и Поставщика) указываются Сторонами в спецификациях к настоящему договору. Требования к продукции, не указанные в спецификации, должны соответствовать требованиям и техническим характеристикам, предъявленным к продукции и указанным в документации к торгам, Стороны руководствуются условиями, указанным в спецификации.

  • пунктом 1.3 Договора поставки предусмотрено, что спецификации к настоящему договору составляются в письменной форме, подписываются уполномоченными представителями сторон и являются неотъемлемой частью договора.
  • пунктом 2.1. Договора поставки предусмотрено, что требования к качеству поставляемой продукции согласовываются Сторонами в спецификациях к настоящему договору, в том числе путем указания на государственный стандарт (ГОСТ), ТУ, чертежи, паспорт производителя (являющиеся приложением к спецификации), каталог (с указанием технических характеристик поставляемой продукции), основные характеристики, предъявляемые к продукции, цель приобретения товара или ссылкой на иной документ, согласованный Сторонами. Вся представляемая продукция обеспечивается Поставщиком нормативно-технической документацией (ГОСТ, техническими условиями производителя). В случае, если согласованию, и поставке продукции по настоящему договору предшествовали торги, требования к качеству продукции дополнительно к спецификации должны соответствовать характеристикам продукции, предъявленным Покупателем при проведении торгов.
  • пунктом 3.2 Договора поставки предусмотрено, что оригиналы УПД и счетов-фактур, направляемых с продукцией, предоставляется в количестве не менее трех экземпляров.
  • пунктом 5.2.1 Договора поставки предусмотрено, что приемка продукции по количеству осуществляется «Покупателем» в одностороннем порядке без участия представителя «Поставщика», при этом Поставщик оставляет за собой право присутствовать во время приемки. О выявленных несоответствиях или недостатках продукции Покупатель уведомляет Поставщика письменно в течение 48 (сорока восьми) часов после обнаружения несоответствия путем направления телеграммы.
  • пунктом 5.2.2 Договора поставки предусмотрено, что представителю общественности, выделенному для участия в приемке продукции, выдается надлежащим образом оформленное и заверенное печатью организации «Покупателя» разовое удостоверение за подписью руководителя либо иного лица, уполномоченного на это доверенностью, выданной руководителем организации – «Покупателя».
  • пунктом 5.3.1 Договора поставки предусмотрено, что покупатель производит отбор в одностороннем порядке без вызова представителя Поставщика. Об отборе проб составляется акт, который подписывают все участвующие в этом лица. Подготовка проб осуществляется в соответствии с ГОСТ 15054.
  • пунктом 5.3.2 Договора поставки предусмотрено, что в случае выявления несоответствия качества поставленной Продукции данным, указанным в спецификации к договору, Покупатель обязан уведомить Поставщика письменно в течение 48 (сорока восьми) часов телеграммой и вызвать его представителей для участия в совместной приемки следующей маршрутной партии, что не влечет за собой приостановку приемки продукции. Поставщик обязан в течение трех суток после получения уведомления сообщить Покупателю будет ли направлен представитель для участия в проверке качества Продукции.
  • пунктом 6.2 Договора поставки предусмотрено, что покупатель производит оплату продукции в течение 60 календарных дней (если иное не определено спецификацией) с даты поставки Поставщиком (последующая оплата), при условии получения Покупателем оригиналов документов, указанных 3.2, и счета-фактуры. С момента передачи продукции Покупателю до ее оплаты товар не признается находящимся в залоге у поставщика.
  • пунктом 9.1 Договора поставки предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий настоящего договора все возникшие споры, в том числе по начислению неустоек, штрафов, процентов на сумму долга, разрешаются в претензионном порядке со сроком ответа на претензию 30 дней со дня ее получения. В случае невозможности разрешить возникший спор в претензионном порядке Стороны передают его на рассмотрения в Арбитражный суд.

Следует отметить, что при поставке железной руды в адрес Компании «М» нерезидентом ИП К.В.В. осуществляются агентские услуги Компании «В».

Между Компанией «В» и нерезидентом ИП К.В.В. заключен Агентский договор от 03.09.2020г.

Согласно пункту 1.1 Агентского договора от 03.09.2020г. ИП К.В.В. обязуется за вознаграждение совершать по поручению и от имени Принципала (Компании «В») юридически значимые действия, связанные с Договором поставки от 13.08.2020г., заключенным между Компанией «В» и Компанией «М»:

- контроль за согласованием договорной цены продукции (пункт 1.1.1 договора);

- контроль за приемкой продукции (пункт 1.1.2 договора);

- контроль и обеспечением оплаты поставленной продукции в случае выявление в процессе приемки продукции более высоких качественных характеристик (пункт 1.1.3 договора);

- контроль за своевременностью оплаты (пункт 1.1.4 договора);

- иные услуги (пункт 1.1.5 договора).

Пунктом 3.2 Агентского договора от 03.09.2020г. установлены условия вознаграждения услуг ИП К.В.В.

- в размере 50% за каждую тонну поставленной железной руды - в случае согласования Компанией «В» цены железной руды, превышающей базовые, п.3.2.1. (базовая: с содержанием железа 42 - 43% - 1190 рублей, с содержанием железа 52% - 1900 рублей);

- доплата в размере 65% от суммы, превышающей уровень цены по спецификации, по которой произведена отгрузка (п.3.2.2).

В ходе налоговой проверки установлено, что Агентский договор между Компанией «В» и нерезидентом ИП К.В.В. заключен 03.09.2020г., тогда как Договор поставки с Компанией «М» заключен 13.08.2020г. Соответственно, условия и требования агентских услуг осуществляются после заключения контракта с Компанией «М» в гражданском порядке.

Необходимо отметить, что между договорами и действиями нерезидентом ИП К.В.В. имеются несоответствия по:

-реквизитам договоров;

-цене реализации;

-количеству работников по отчету;

-приемке товаров;

-сопровождению процедуры отбора проб;

-контролю своевременности оплаты за товар;

-анализу и прогнозу металлургического сырья.

Согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

В рассматриваемом случае, Компанией «В» к жалобе приложены: акты выполненных работ с сентября по декабрь месяцы 2020 года, с января по декабрь месяцы 2021 года, с января по декабрь месяцы 2022 года, отчет о выполненных работах за 2021-2022 гг., провесной лист на партию вагонов (ДОФ-5) за 2021-2022гг.

1.1. Относительно несоответствия реквизитов с Компанией «М» в Агентском договоре

Агентский договор от 03.09.2020г. между Компанией «В» и нерезидентом ИП К.В.В. связан с исполнением Договора поставки от 27.08.2020г. заключенного между Компанией «В» и Компанией «М».

Смена номера и даты Договора поставки между Компанией «В» и Компанией «М» (от 13.08.2020г.) осуществлено дополнительным соглашением от 01.10.2020г., где стороны решили изменить прежний номер и дату Договора поставки на от 27.08.2020г.

Таким образом, во время заключения Агентского договора 03.09.2020г. между Компанией «В» и нерезидентом ИП К.В.В., стороны не могли знать, что 01.10.2020г. Компания «В» и Компания «М» договорятся изменить дату и номер Договора поставки.

Кроме того, следует отметить, что дополнительное соглашение к Договору поставки между Компанией «В» и Компанией «М» вступило в силу с 01.10.2020г.

1.2. Относительно наличия цены реализации на момент заключения Агентского договора.

Из пункта 3.2. Агентского Договора от 03.09.2020г., заключенного между Компанией «В» и нерезидентом ИП К.В.В., следует, что  в случае согласования Принципалом (Компании «В») цены, превышающий 1 190 рублей за тонну руды с содержанием железа 42-43% и 1 900 рублей за тонну руды с содержанием железа 52% вознаграждение Агента (нерезидента ИП К.В.В.) составляет 50% за каждую тонну поставленной Принципалом в адрес Покупателя продукции (Компании «М»), принятой и оплаченной последним по Договору поставки.

Тогда как, согласно спецификации №0 к Договору поставки от 13.08.2020г. договорились о поставке железной руды за сентябрь месяц с содержанием железа 42% в объеме 50 000 тонн, в котором цена за 1 тонну уже составил 1 400 рублей, на общую стоимость 70 000 000 рублей.

Аналогично, в спецификации за 2020-2022гг. (в других периодах) к Договору поставки от 13.08.2020г. также цена за 1 тонну указаны превышающую сумму 1 190 рублей за тонну руды с содержанием железа 42-43%, установленного Агентским Договором от 03.09.2020г.

Кроме того, следует указать, что Агентский договор между Компанией «В» и нерезидентом ИП К.В.В. заключен 03.09.2020г., тогда как Договор поставки с Компанией «М» заключен 13.08.2020г., соответственно, все условия и требования агентских услуг определены после заключения договора с Компанией «М».

1.3. Относительно несоответствия отчету количества работников и основного вида деятельности

В отчетах о выполненных работах от 30.09.2021г., от 28.02.2022г. (далее - Отчет) нерезидент ИП К.В.В. «Исполнитель», Компании «В» «Заказчик», в разделе «Отчет за период» указано, что в течение отчетного месяца сотрудниками Исполнителя было затрачено следующее количество времени: согласно отчету от 30.09.2021г. отделом по контролю качества затрачено 315 часов, отделом маркетинга и исследования рынка 192 часа и по отчету от 28.02.2022г. отделом по контролю качества затрачено 80 часов, отделом маркетинга и исследования рынка 63 часа.

В ходе рассмотрения жалобы, органом государственных доходов предоставлен запрос и ответ к акту тематической проверки от 12.06.2023г. Так, согласно ответу Управления Федеральной налоговой службы России (УФНС) от 21.07.2023г. на запрос органа государственных доходов от 12.06.2023г. нерезидент ИП К.В.В. не является работодателем, не является налоговым агентом по НДФЛ при выплате заработной платы физическим лицам и применяет упрощенную систему налогообложения. Основной вид деятельности - «Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом» (ОКВЭД 68.20.2).

На основании изложенного следует, что нерезидент ИП К.В.В. работает самостоятельно без работников и в перечне вида деятельности «Агентские услуги» отсутствуют.

1.4. Относительно участия при приемке товаров

В Договоре поставки между Компанией «В» и Компанией «М» в пункте 5.2.1 указано, что приемка продукции по количеству осуществляется Компанией «М» в одностороннем порядке без участия представителя Компании «В». При этом Компания «В» оставляет за собой право присутствовать во время приемки.

Согласно пункту 5.2.2. Договора поставки представителю общественности, выделенному для участия в приемке продукции, выдается надлежащим образом оформленное и заверенное печатью организации Компании «М» разовое удостоверение за подписью руководителя либо иного лица, уполномоченного на это доверенностью, выданной руководителем организации.

Следует отметить, что Компанией «В», в соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса представлена первичная документация формы ДОФ-5 «Провесные листы на партию вагонов» за 2020-2023гг. помесячно, где указываются данные за месяц, тогда как в подтверждение об оказании услуг при приемке каждой партии товаров Компанией «В» документы не представлены.

Кроме того, Компанией «В» в ходе налоговой проверки и входе рассмотрения жалобы не предоставлен документ подтверждающий об оказании услуг по приемке товаров, это оформленное и заверенное печатью организации Компании «М» разовое удостоверение за подписью руководителя либо иного лица выданное нерезиденту ИП К.В.В. с указанием даты приемки и периода времени прибытия каждой партии товара (пункты 5.2.2, 5.2.4 Договора поставки).

1.5. Относительно сопровождения при процедуре отбора проб

В отчетах о выполненных работах от 28.02.2022г., от 30.09.2021г. в разделе «Общая информация» указано, что нерезидент ИП К.В.В. «Исполнитель», Компания «В» «Заказчик».

В разделе «Отчет за период» указано, что в течение отчетного месяца сотрудниками Исполнителя были выполнены следующие работы:

- отделом контроля качества (контроль за продвижением подвижного состава на разгрузку на территории Компании «М» по каждой партии, помощь в переговорах с Компанией «М» на предмет размещения подвижного состава в «Тепловые боксы» перед разгрузкой, участие в совместной работе с Компанией «М» по выработке рекомендаций против смерзания руды, фактический контроль по соответствию, веса каждой поставленной партии к заявленной при прохождений взвешивания в Компании «М», контроль за соблюдением фракционного состава согласно подписанной спецификации, сопровождение процедуры отбора, проб, осуществляемого персоналом Компании «М» с целью дальнейшего подтверждения содержания железа в отгруженной руде, проверка перерасчета металла с руде в случаях выявленных и подтвержденных отклонений в содержании железа, содействие в пересчете стоимости руды с учетом корректировок, контроль за своевременным акцептом выставленных счетов на Компании «М», содействие в осуществлении мониторинга своевременности погашения задолженности Компании «М» перед Заказчиком за отгруженную железную руду в рамках подписанного договора поставки между Заказчиком и Компании «М».

- отделом маркетинга и исследования рынка (анализ и прогноз рынков металлургического сырья, мониторинг цен на Металлургических предприятиях, подготовка еженедельных прогнозов по ценам на железную руду с учетом мировых и внутрироссийским цен (Platts, аглоруда и пр.), выработка рекомендаций, но текущим ценам на отгружаемую продукцию, содействие в согласовании предлагаемой цены с Компанией «М», участие в переписке и конференц-звонках с Компанией «М»совместно с Заказчиком, содействие Заказчику в аргументировании и обосновании предлагаемой цены за железную руду в переговорах с Компанией «М», предоставление информации Заказчику по ценам альтернативных поставщиков, проведение видеоконференций по вопросам связанным с выполнением поручений Заказчика.

В Договоре поставки между Компанией «В» «Поставщик» и Компанией «М» «Покупатель» в пунктах 5.3.1, 5.3.2 указано, что Компания «М» производит отбор в одностороннем порядке без вызова представителя Компании «В», подготовка проб осуществляется в соответствии с ГОСТ 15054. И в случае выявления несоответствия качества поставленной продукции данным, указанным в спецификации к Договору поставки, Компания «М» обязан уведомить Компанию «В» письменно в течение 48 часов телеграммой и вызвать его представителей для участия в совместные приемки следующей маршрутной партии, что влечет за собой приостановку приемки продукции.

В рассматриваемом случае, Компанией «В» не представлена первичная документация, подтверждающая оказание услуг по сопровождению при процедуре отбора проб, это результаты отбора проб, переписка между Компанией «В» и нерезидентом ИП К.В.В.

В ходе налоговой проверки Компанией «В» представлено письмо от 04.05.2024г., где указано, что претензий относительно качества поставленной продукции по договору от 13.08.2020г. с Компании «М» Компания «В» не получала. Возвратов поставленной продукции по причине несоответствия качеству за период с 2020 по 2022гг. не имелось.

Таким образом, на основании изложенного следует, что нерезидент ИП К.В.В. не мог оказывать услуги сопровождения при процедуре отбора проб.

1.6. Относительно контроля за своевременностью оплаты Компании «М»

По данным акта выполненных работ нерезидентом ИП К.В.В. осуществлялся контроль за своевременностью оплаты Компании «М» поставленной продукции Компании «В» с соблюдением сроков, предусмотренных договором поставки.

В разделе «Цена и условия оплаты» Договора поставки между Компанией «В» «Поставщик» и Компанией «М» «Покупатель» в пункте 6.2 указано, что Покупатель производит оплату продукции в течение 60 (шестидесяти) календарных дней (если иное не определено спецификацией) с даты поставки Поставщиком (последующая оплата), при условии получения Покупателем оригиналов документов, указанных в 3.2, и счета- фактуры.

Пунктом 7.1. Договора поставки предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору стороны несут ответственность в соответствии с положениями Договора, а в части, не урегулированной Договором – в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также в пункте 7.3. Договора поставки предусмотрено, что в случае нарушения сроков поставки Поставщик уплачивает Покупателю неустойку в размере 0,03% от стоимости несвоевременно поставленной продукции за каждый день просрочки до полного исполнения своей обязанности по поставке, но не более 8% от стоимости несвоевременно поставленной продукции.

Таким образом, условия сроков оплаты между Компанией «В» и Компанией «М» поставленной продукции оговорены в Договоре поставки и в случае нарушения сроков предусмотрены меры, в связи с чем, со стороны Компании «М» имеется заинтересованность в своевременности оплаты.

1.7. Относительно анализа и прогноза рынков

Из предоставленных услуг нерезидентом ИП К.В.В. по данным отчетам о выполненных работах, это анализ и прогноз рынков металлургического сырья, мониторинг цен на Металлургических предприятиях и подготовка еженедельных прогнозов по ценам на железную руду с учетом мировых и внутри российских цен (Platts, аглоруда и пр.).

У Компании «В» готовой продукции является железная руда, которая реализована в Российскую Федерацию и в Китайскую Народную Республику (КНР).

Согласно Приказу Министерства Финансов Республики Казахстан от 19.03.2015г. №194 и в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании» товар (железная руда) подпадает в перечень товаров (работ и услуг), международных деловых операции которые подлежат мониторингу сделок.

В подпункте) 1 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании» предусмотрено, что контроль при трансфертном ценообразовании осуществляется по международным деловым операциям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании» для определения рыночной цены товара (работы, услуги) и иных данных необходимых для применения методов определения рыночной цены, используются источники информации в следующей очередности:

1) официально признанные источники информации о рыночных ценах;

2) источники информации о биржевых котировках;

3) данные государственных органов, уполномоченных органов других государств и организаций о ценах, дифференциале, расходах и об условиях, влияющих на отклонение цены сделки от рыночной цены;

4) информационные программы, используемые в целях трансфертного ценообразования, информация, предоставляемая участниками сделок, и иные источники информации.

Перечень официально признанных источников информации о рыночных ценах утверждается Правительством Республики Казахстан.

В рассматриваемом случае, Компанией «В» документы об оказании услуг в виде письменных переписок между Компанией «В» и нерезидентом ИП К.В.В., протоколы встреч, протоколы видеоконференций и другие документы не представлены.

Кроме того, нерезидент ИП К.В.В. не является официально признанным источником информации о рыночных ценах, для определения цены железной руды.

Учитывая указанные факты и обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с нерезидентом ИП К.В.В. не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательств РК.

Таким образом, учитывая нормы статей 242, 264, 400, 431 Налогового кодекса исключение из вычетов расходов по агентским услугам за 2020-2021гг. в сумме 2 310 697,3 тыс.тенге и НДС из зачета за 1, 2 кварталы 2021г. в сумме 50 663,7 тыс.тенге по взаиморасчетам с нерезидентом ИП К.В.В. по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  • Относительно превышения НДС, ранее возвращенного из бюджета и не подтвержденного к возврату в сумме 50 663,7 тыс.тенге

В соответствии с пунктом 5 статьи 431 Налогового кодекса, сумма превышения НДС, по которой налогоплательщиком в декларации указано требование о возврате суммы превышения НДС, возвращенная из бюджета, но не подтвержденная в последующем по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет налогоплательщиком в случае его согласия в соответствии с подпунктом 1 части второй пункта 2 статьи 96 Налогового кодекса на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по резульатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

Согласно пункту 6 статьи 431 Налогового кодекса, суммы, указанные в пункте 5 статьи 431 Налогового кодекса, подлежат уплате в бюджет с начислением пени за каждый день с даты возврата из бюджета в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 Налогового кодекса.

Как указано выше, в результате исключения из зачета НДС в сумме 50 663,7 тыс.тенге по взаиморасчетам с нерезидентом ИП К.В.В. за период с 01.01.2021г. по 30.06.2021г. начислен НДС в сумме 50 663,7 тыс.тенге, из которой НДС в сумме 50 663,7 тыс.тенге ранее возвращен Компании «В» из бюджета, в том числе:

- за 1 квартал 2021г. НДС в сумме 33 681,1 тыс.тенге;

- за 2 квартал 2021г. НДС в сумме 16 982,6 тыс.тенге.

Как указано выше, по результатам налоговой проверки подтверждена обоснованность исключения из зачета НДС в сумме 50 663,7 тыс.тенге и соответствующего начисления НДС на сумму 50 663,7 тыс.тенге по взаиморасчетам с нерезидентом ИП К.В.В., в связи с чем, превышение НДС, ранее возвращенное из бюджета, подлежит возврату в бюджет.

Таким образом, по результатам налоговой проверки подтверждены суммы превышения НДС, ранее возвращенного из бюджета и неподтвержденного к возврату в размере 50 663,7 тыс.тенге.

На основании изложенного, учитывая нормы статьи 400, 431 Налогового кодекса, суммы превышения НДС в размере 50 663,7 тыс.тенге, подлежащей возврату в бюджет по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.




  • 947
  • 0
  • 23 декабря 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.