Освобождение частей автобуса рамках СИК

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «С» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенной пошлины и НДС.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правомерности освобождения от таможенной пошлины и НДС в рамках Специального инвестиционного контракта, по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 100 844,7 тыс. тенге.

Компания «С» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «С» сообщает, что является отечественным производителем и осуществляет производство автомобильной, автобусной и сельскохозяйственной техники.

Для осуществления своей деятельности Компания «С» импортирует сырье и материалы в составе готовой продукции по перечню, указанному в приложении к Специальному инвестиционному контракту, заключенному с Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

Согласно подпункту 15) пункта 1 статьи 399 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от НДС освобождаются сырье и (или) материалы в составе транспортных средств и (или) сельскохозяйственной техники, а также их компонентов, помещенных под таможенную процедуру свободного склада или свободной таможенной зоны специальной экономической зоны «Qyzyljar» юридическим лицом в рамках заключенного специального инвестиционного контракта с уполномоченным органом по заключению специальных инвестиционных контрактов, при соблюдении следующих условий:

в отношении производителей транспортных средств – наличие соглашения о промышленной сборке моторных транспортных средств или соглашения о промышленной сборке транспортных средств с уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриальной деятельности.

Компания «С» в полной мере соответствует данным требованиям, а именно:

  • имеет заключенный с уполномоченным органом Специальный инвестиционный контракт, в дополнительном соглашении к которому указан перечень готовой продукции, производимый на территории свободного склада, в том числе моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов 10 человек и более (код ТН ВЭД 8702);
  • имеет соглашение с Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан о промышленной сборке моторных транспортных средств (код ТН ВЭД 8702).

Согласно пункту 1-1 статьи 287 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Предпринимательский кодекс) юридическое лицо Республики Казахстан, реализующее специальный инвестиционный проект в рамках специального инвестиционного контракта, освобождается от обложения таможенными пошлинами при импорте сырья и (или) материалов в составе готовой продукции, произведенной на территории свободного склада, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Также подпунктом 3 пункта 2 статьи 290 Предпринимательского кодекса предусмотрено освобождение импорта сырья и (или) материалов в рамках специального инвестиционного контракта от НДС.

Вместе с тем таможенный орган в дополнение к вышеуказанным нормам законодательства требует чтобы сырье и (или) материалы в составе готовой продукции были указаны в Перечне авто компонентов, используемых налогоплательщиком, заключившим соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств, импорт которых освобождается от НДС, утвержденном приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 22.04.2016г. №396 (далее – Приказ №396).

Компания «С» считает, что данное требование незаконно, так как Компания «С» не применяло льготу в соответствии со статьями 255 и 276-15 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 10.12.2008г., на основании которого принят Приказ №396.

Согласно пункту 2 статьи 27 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» при признании утратившим силу нормативного правового акта вышестоящего уровня подлежат признанию утратившими силу нормативные правовые акты нижестоящего уровня, принятые для его реализации.

На сегодняшний день применяется льгота в соответствии с  подпунктом 14) пункта 1 статьи 399 и подпунктом 4) пункта 2 статьи 451 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 25.12.2017г., которые предоставляют льготу в рамках специального инвестиционного контракта и отличаются по содержанию и смыслу от льготы, изложенной в подпункте 14) пункта 1 статьи 255 и подпункта 3) пункта 2 статьи 276-15 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 10.12.2008г.

Согласно нормам действующего Налогового кодекса требуется наличие Соглашения о промышленной сборке и Специального инвестиционного контракта, в котором указан перечень готовой продукции (транспортных средств). В связи с чем, Компания «С» считает, что в рамках Специального инвестиционного контракта может импортировать любые материалы и сырье. Позиция Компании «С» подтверждается уполномоченным органом в сфере специальных инвестиционных контрактов – Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан, которое подтвердило, что импортируемый Компанией «С»  товар по коду ТН ВЭД – 8702 является сырьем и материалом для производства моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки 10 человек и более.

 На основании изложенного, Компания «С» просит отменить уведомление о результатах проверки.

Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 8 статьи 202 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан (далее – Кодекс) условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров Евразийского экономического союза.

Согласно статье 40 Кодекса под классификацией товаров понимается поэтапное отнесение рассматриваемых товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям по ТН ВЭД.

Классификация товаров осуществляется исходя из основных критериев:

1) функция, которую товар выполняет;

2) материал, из которого сделан товар.

При этом соблюдается принцип однозначного отнесения товаров с учетом степени их обработки к товарным подсубпозициям на основе применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД и примечаний к разделам, группам (в том числе примечаний к товарным позициям, субпозициям), а также дополнительных примечаний, которые разъясняют специфические классификационные вопросы.

Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров, которое является обязательным для исполнения.

Вышестоящим таможенным органом Компании «С» выдано Решение на учреждение свободного склада.

Согласно Специальному инвестиционному контракту, заключенному между Компанией «С» и Комитетом по инвестициям, Компания «С» являющаяся владельцем свободного склада осуществляет реализацию специального инвестиционного проекта «Производство автотранспортных, грузовых, сельскохозяйственных тракторов, автобусов  и других моторных транспортных средств».

При этом под понятием сырье и (или) материалы в специальном инвестиционном контракте понимается любое полезное ископаемое, компонент, деталь или иной товар, используемый для получения готовой продукции посредством технологического процесса.

В рамках вышеуказанного Специального инвестиционного контракта, Компании «С» предоставляются инвестиционные преференции в виде освобождения от обложения таможенными пошлинами импортируемых для производства готовой продукции в соответствии с приложением к специальному инвестиционному контракту сырья и (или) материалов в составе готовой продукции.

Освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами предоставляется юридическому лицу, зарегистрированному до 01.01.2012г. в качестве участника владельца свободного склада.

Дополнительными соглашениями в вышеуказанный Специальный инвестиционный контракт внесены следующие изменения:

– дополнительным соглашением №1 внесены изменения в части предоставления юридическому лицу освобождения от НДС импорта товаров в составе готовой продукции, произведенной на территории свободного склада.

– дополнительным соглашением №2 расширен перечень продукции (готовой продукции);

– дополнительным соглашением №3 внесены изменения согласно которой специальный инвестиционный проект – это инвестиционный контракт, реализованный (реализуемый) юридическим  лицом Республики Казахстан, зарегистрированным в качестве участника специальной экономической зоны или владельца свободного склада и (или) приобретенный у участника специальной экономической зоны либо реализованный юридическим лицом Республики Казахстан, заключившим соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств.

Также внесены изменения по освобождению от НДС импорта сырья и (или) материалов в составе транспортных средств и (или) сельскохозяйственной техники, помещенных под таможенную процедуру свободного склада в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан с распространением на правоотношения, возникшие с 01.01.2018г.;

– дополнительным соглашением №4 перечень продукции (готовой продукции) изложен в новой редакции.

Также Компанией «С» с Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан заключено Соглашение о промышленной сборке транспортных средств с юридическими лицами Республики Казахстан (код ТН ВЭД ЕАЭС - 8702.Моторные транспортные  средства, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя).

В рассматриваемом случае, Компанией «С» под таможенную процедуру «свободный склад» (ИМ – 77) помещены новые части товаров для автобуса (кузов в сборе, двигатели, коробки, глушители, передняя ось, мост задний, кардан, колеса для автобусов).

При импорте вышеуказанных товаров, Компанией «С» применена льгота по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС (освобождение) на основании Соглашения о свободных складах, норм таможенного законодательства, регулирующего вопросы свободных складов и статьи 399 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г.

В целях правомерности применения инвестиционных преференций в адрес Компании «С» таможенным органом направлено уведомление о проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных органам государственных доходов документах, начатой после выпуска товаров и требование по предоставлению документов.

В рамках исполнения данного требования Компанией «С» в таможенный орган предоставлены документы: копия контракта, маршрутная карта сборки автобуса марки,  технологическая документация процесса сборки автобуса и испытаний автобуса, нормы расходов сборки одного автобуса, перечень используемого оборудования и инструмента для сборки автобуса, товарно-транспортные накладные и инвойсы.

Дополнительно Компанией «С» представлены машкомплекты автобуса и  спецификация с фотографиями автобуса.

На основании представленных Компанией «С» документов проведена таможенная экспертиза товаров, на основании которой таможенным органом вынесено решение о классификации товара с отнесением товаров для автобусов (кузов в сборе, двигатели, коробки, глушители, передняя ось, мост задний, кардан, колеса для автобусов)  в товарную подсубпозицию ТН ВЭД – 8702 10 119 9, как «Прочие новые моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2500 см3, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем)».

Согласно статье 286 Предпринимательского кодекса инвестиционные преференции предоставляются по специальному инвестиционному проекту – юридическому лицу Республики Казахстан, осуществляющему деятельность в качестве участника специальной экономической зоны или владельца свободного склада, производителям транспортных средств и (или) их компонентов, а также сельскохозяйственной техники и (или) ее компонентов – при наличии соответствующего соглашения о промышленной сборке.

В соответствии с пунктом 5-1 данной статьи для целей применения инвестиционных преференций для специального инвестиционного проекта в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 286 Кодекса юридическое лицо Республики Казахстан должно соответствовать одному из следующих условий:

1) юридическое лицо Республики Казахстан зарегистрировано в качестве участника специальной экономической зоны в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных экономических и индустриальных зонах;

2) юридическое лицо Республики Казахстан зарегистрировано в качестве владельца свободного склада в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан;

3) юридическое лицо Республики Казахстан заключило соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств.

В соответствии со статьей 283 Предпринимательского кодекса по специальному инвестиционному проекту в виде инвестиционных преференций предоставляется освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогами в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

При этом согласно статье 287 Предпринимательского кодекса юридическое лицо Республики Казахстан, реализующее инвестиционный проект в рамках инвестиционного контракта, освобождается от обложения таможенными пошлинами при импорте технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и (или) материалов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Под сырьем и (или) материалом понимается любое полезное ископаемое, компонент, деталь или иной товар, используемый для получения готовой продукции посредством технологического процесса.

         Освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами в рамках реализации специального инвестиционного проекта предоставляется:

1) участникам специальных экономических зон на пятнадцатилетний срок, но не более срока действия специальных экономических зон;

2) владельцам свободных складов на срок не более пятнадцати лет с момента регистрации специального инвестиционного контракта;

3) юридическим лицам Республики Казахстан, заключившим соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств, на срок не более пятнадцати лет с момента регистрации специального инвестиционного контракта.

Вместе с тем согласно статье 290 Предпринимательского кодекса для специальных инвестиционных проектов предусмотрено освобождение импорта сырья и (или) материалов в рамках специального инвестиционного контракта от НДС в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

Кроме того необходимо отметить, что понятие – «сырье и (или) материалы», приведенное в Предпринимательском кодексе, аналогично понятию, указанному в Специальном инвестиционном контракте, заключенном Компанией «С» с Комитетом по инвестициям.

Согласно Решению №130 сырье и материалы, ввозимые в рамках реализации инвестиционного проекта, освобождаются от уплаты ввозной таможенной пошлины.

Также в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 399 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. от уплаты НДС освобождается сырье и (или) материалы в составе транспортных средств и (или) сельскохозяйственной техники, а также их компонентов, в том числе помещенных под таможенную процедуру свободного склада, при наличии соглашения о промышленной сборке моторных транспортных средств или соглашения о промышленной сборке транспортных средств с уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриальной деятельности.

Исходя из положений Соглашения о промышленной сборке транспортных средств, производитель (Компания «С») обязуется обеспечить промышленную сборку транспортных средств. Также производитель имеет право в период действия Соглашения производить транспортные средства по соответствующему коду ТН ВЭД при выполнении технологических операций.

Согласно маршрутной карте сборки автобусов сборка автобусов состоит из операций по демонтажу, установке частей автобуса, подсоединение, испытание и проверка.

Таким образом, вышеуказанные документы свидетельствуют о проведении Компанией «С» операций по сборке автобуса, в том числе из частей автобусов.

При этом таможенным органом не установлен факт не соблюдения Компанией «С» требований промышленной сборки в соответствии с технологическим процессом, а также не представлены доказательства ввоза частей автобусов в собранном виде.

Вместе с тем в ходе рассмотрения жалобы уполномоченным органом направлен запрос в Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (далее – МИиИР РК) о предоставлении разъяснения являются ли товары (кузов в сборе, двигатели, коробки, глушители, передняя ось, мост задний, кардан, колеса для автобусов), импортируемые Компанией «С» сырьем и (или) материалом для производства готовой продукции и соблюдаются ли Компанией «С» требования, предъявляемые Специальным инвестиционным контрактом и Соглашением о промышленной сборке транспортных средств с юридическими лицами Республики Казахстан

Согласно разъяснению, предоставленному МИиИР РК товары (кузов в сборе, двигатели, коробки, глушители, передняя ось, мост задний, кардан, колеса для автобусов) являются сырьем и (или) материалом для производства готовой продукции в рамках Специального инвестиционного контракта, в связи с выполнением технологического процесса сборки в соответствии с пунктом 8 «Правил и условий заключения, а также оснований для изменения и расторжения соглашения о промышленной сборке транспортных средств с юридическими лицами Республики Казахстан», утвержденные Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 23.09.2020г. №493.

В соответствии с пунктом 3 статьи 244-1 Предпринимательского кодекса в целях контроля соблюдения требований, установленных соглашениями, МИиИР РК осуществляет проверку исполнения юридическим лицом Республики Казахстан принятых им обязательств в рамках соглашений о промышленной сборке.

Также МИиИР РК сообщает, что на сегодняшний день Компания «С» выполняет условия и требования Соглашения о промышленной сборке транспортных средств и Специального инвестиционного контракта.

Кроме того, Комитет индустриального развития МИиИР РК на запрос вышестоящего таможенного органа сообщает о технологических операциях, которые выполняет Компания «С» в рамках Соглашения о промышленной сборке, и подтверждает доводы, ранее изложенные в письме на запрос уполномоченного органа.

Вместе с тем таможенным органом, проводившим проверку также направлен запрос в МИиИР РК, в котором просил дать разъяснение, правомерно ли Компанией «С» применено в отношении готовых автобусов условия – «промышленная сборка» и инвестиционные преференции в рамках Специального инвестиционного контракта и Соглашения о промышленной сборке транспортных средств при таможенной очистке.

         На данный запрос Комитет индустриального развития МИиИР РК сообщает, что подтверждает ранее изложенную позицию в разъяснении, направленной в вышестоящий таможенный орган.

Учитывая вышеизложенные нормы законодательства и разъяснение уполномоченного органа по заключению специальных инвестиционных контрактов (МИиИР), начисление ввозной таможенной пошлины и НДС по результатам таможенной проверки таможенным органом является неправомерным.

         Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки признаны неправомерными.

  • 1015
  • 0
  • 28 февраля 2022

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.