Классификация медицинских светильников: начисление таможенных платежей признано неправомерным


Таможенные споры

Юридическое лицо

Классификация товаров


Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «Y» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенных платежей и налогов.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правильности классификации товаров – «операционные светильники» (разные модели), по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки на общую сумму 27 927,0 тыс. тенге.

Компания «Y», не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «Y» сообщает, что таможенным органом в адрес компании направлено уведомление о начале проведения таможенной проверки в отношении 6 деклараций на товары (далее – ДТ), а также требование по предоставлению документов и (или) сведений, в том числе копий ДТ, описание и фото на товары, подтверждение о целевом ввозе товаров и т.д.

В рамках данного требования Компанией «Y» представлены запрашиваемые документы, в том числе документы на товары, письмо Министерства здравоохранения Республики Казахстан (далее – МЗ РК) от 11.12.2023г., письмо Комитета медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан (далее – КМФК) от 22.02.2024г. и т.д.

На основании представленных Компанией «Y» документов таможенным органом вынесены Решения о классификации товаров, согласно которым заявленные декларантом коды ТН ВЭД – 9405 10 980 1 и 9405 11 003 1 изменены на коды ТН ВЭД – 9405 20 990 2 и 9405 11 003 3.

Компания «Y» не согласна с Решениями о классификации товаров по следующим основаниям.

В частности, Компанией «Y» по 1 ДТ по коду ТН ВЭД – 9405 10 980 1 в качестве медицинского изделия (регистрационное удостоверение №КР-МТ-0001) заявлен «передвижной операционный однокупольный светильник с аккумулятором».

По 3 ДТ по коду ТН ВЭД – 9405 11 003 1 в качестве медицинского изделия заявлен потолочный операционный двухкупольный светильник.

Также по 2 ДТ Компанией «Y» заявлен товар – потолочный операционный двухкупольный светильник с монитором и камерой.

При таможенном декларировании данных товаров Компанией «Y» применено освобождение от уплаты НДС на импорт.

Основным доводом таможенного органа по изменению кодов ТН ВЭД – 9405 10 980 1 и 9405 11 003 1 на коды ТН ВЭД – 9405 20 990 2 и 9405 11 003 3 явилось отсутствие документа о целевом назначении ввозимого товара, выдаваемого МЗ РК.

Согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021г. № 80 «Об единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» код TH ВЭД 9405 11 003 1 применяется в случае подтверждения уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, государства - члена ЕАЭС целевого назначения ввозимого товара. В Республике Казахстан уполномоченным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, государства является МЗ РК.

При этом согласно пункту 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан от 12.04.2004г. №544 «О регулировании торговой деятельности» в случаях, предусмотренных актами ЕАЭС и (или) законодательством Республики Казахстан, в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования в отношении отдельных видов товаров, при ввозе которых необходимо предоставление подтверждения целевого назначения товаров, уполномоченный орган или иные государственные органы выдают подтверждение целевого назначения товара.

По мнению Компании «Y», исходя из вышеуказанной нормы закона и наличия отказа МЗ РК (письмо от 11.12.2023г.) и КМФК (письмо от 22.02.2024г.) в выдаче документа о целевом назначении ввозимого товара, не только МЗ РК имеет право выдавать подтверждение целевого назначения товара, но и иные государственные органы.

Так, письмом от 20.06.2024г. «Районная больница А» сообщает, что «операционный светильник» используется по целевому назначению в операционном блоке районной больницы.

Также письмом от 20.06.2024г. «Районная больница Р» сообщила, что «операционный светильник» используется по целевому назначению в операционном блоке «Центральной районной больницы» поселка.

В связи с чем, Компания «Y» считает, что таможенным органом проигнорирован основной критерий как функция, которую выполняет товар. Поскольку все приложенные к ДТ и к требованию документы свидетельствуют о том, что ввезенный товар пригоден в медицинских целях.

Кроме того, учитывая наличие Приказа и.о. Заместителя Премьер-Министра – Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 30.03.2023г. №125-НК «Об утверждении Правил и формы подтверждения целевого назначения товаров» (далее  Приказ №125-НҚ) и писем МЗ РК и КМФК установлено, что на сегодняшний день проводится работа по наделению структурного подразделения МЗ РК функцией по выдаче подтверждения целевого назначения ввозимых в Республику Казахстан товаров, используемых в медицинских целях.

Из чего следует, что уполномоченный орган на выдачу документа подтверждающий целевое назначение товара согласно правилам и формам подтверждения целевого назначения товаров не определен.

Таким образом, Компания «Y» считает, что возложение таможенным органом обязанности по предоставлению документа подтверждающего целевое назначение товара, по которому не определен уполномоченный орган, наделенный названной функцией, является неправомерным.

Учитывая отсутствие уполномоченного органа, исходя из принципа приоритета прав, установленного в статье 12 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее  АППК) все сомнения, противоречия и неясности законодательства Республики Казахстан об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры, то есть в пользу Компании «Y».

Кроме того, при рассмотрении споров все неопределенности и неурегулированные вопросы таможенного законодательства ЕАЭС и (или) Республики Казахстан принимаются в пользу декларанта, таможенного представителя.

В связи с изложенным, Компания «Y» просит отменить уведомление о результатах проверки.

Рассмотрев доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно статье 40 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) под классификацией товаров понимается поэтапное отнесение рассматриваемых товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям по ТН ВЭД.

Классификация товаров осуществляется исходя из основных критериев:

1) функция, которую товар выполняет;

2) материал, из которого сделан товар.

При этом соблюдается принцип однозначного отнесения товаров с учетом степени их обработки к товарным подсубпозициям на основе применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее – ОПИ) и примечаний к разделам, группам (в том числе примечаний к товарным позициям, субпозициям), а также дополнительных примечаний, которые разъясняют специфические классификационные вопросы.

При классификации товаров таможенные органы, декларанты или иные лица используют:

1) ОПИ ТН ВЭД;

2) примечания к разделам, группам, позициям.

В целях единообразного применения ТН ВЭД таможенные органы, декларанты или иные лица могут использовать:

1) пояснения к ТН ВЭД;

2) компендиум классификационных мнений Комитета по Гармонизированной системе Всемирной таможенной организации;

3) электронную базу предварительных решений о классификации товаров уполномоченного органа;

4) разъяснения о классификации отдельных видов товаров Комиссии и уполномоченного органа.

Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска.

В рассматриваемом случае, Компанией «Y» по 1 ДТ осуществлен ввоз товара – «передвижной операционный однокупольный светильник с аккумулятором» с заявлением кода ТН ВЭД – 9405 10 980 1, как «люстры и прочее электрическое осветительное оборудование, потолочное или настенное, кроме осветительного оборудования типа используемого для освещения открытых общественных мест или транспортных магистралей: из пластмассы или из керамики: прочие для медицинских целей4)» (таможенная пошлина – 5%).

По 5 ДТ осуществлен ввоз товаров – «светильники операционные потолочные однокупольные/двухкупольные» с заявлением кода ТН ВЭД – 9405 11 003 1, как «люстры и прочее электрическое осветительное оборудование, потолочное или настенное, предназначенные для использования исключительно с источниками света светодиодными (LED), из прочих материалов, для медицинских целей4)» (ставка ВТО – 0%).

При таможенном декларировании вышеуказанных товаров на основании статьи 399 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» и приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан №ҚР ДСМ-92 от 07.06.2019г «Об утверждении Перечня лекарственных средств любых форм, в том числе фармацевтических субстанций (активных фармацевтических субстанций), медицинских изделий, включая протезно-ортопедические изделия и сурдотифлотехнику, а также материалов и комплектующих для их производства, материалов, оборудования и комплектующих для их производства лекарственных средств любых форм, медицинских изделий, включая протезно-ортопедические изделия, сурдотифлотехнику, специальных средств передвижения, предоставляемых лицам с инвалидностью, обороты по реализации которых и импорт освобождаются от налога на добавленную стоимость» Компанией «Y» применены льготы по уплате НДС.

В дальнейшем по результатам таможенного контроля после выпуска товаров таможенным органом изменены коды товаров:

– «передвижной операционный однокупольный светильник с аккумулятором», ввезенный по 1 ДТ, в товарную подсубпозицию ТН ВЭД – 9405 20 990 2, как «Лампы и осветительное оборудование, включая прожекторы, лампы узконаправленного света, фары и их части, в другом месте не поименованные или не включенные; световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия, имеющие встроенный источник света, и их части, в другом месте не поименованные или не включенные: - лампы электрические настольные, напольные или прикроватные: из пластмассы или из керамики: прочие: предназначенные для использования со светодиодными источниками света на жесткой печатной плате» (таможенная пошлина – 12%);

– «светильники операционные потолочные однокупольные и двухкупольные», ввезенные по 5 ДТ, в товарную подсубпозицию ТН ВЭД – 9405 11 003 9, как «люстры и прочее электрическое осветительное оборудование, потолочное или настенное, предназначенные для использования исключительно с источниками света светодиодными (LED), из прочих материалов, прочие» (таможенная пошлина – 12%).

Решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012г. №54 (действовал до 01.01.2022г.) и от 14.09.2021г. №80 (действует с 01.01.2022г.) (далее – Решения) утверждены ТН ВЭД и Единый таможенный тариф ЕАЭС.

Заявленные Компанией «Y» коды ТН ВЭД подпадают под наименование товара – «лампы/светильники и осветительное оборудование для медицинских целей 4)».

Пункт 4) Примечания ТН ВЭД к вышеуказанным Решениям гласит следующее: «при подтверждении уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, государства - члена Евразийского экономического союза целевого назначения ввозимого товара».

То есть для классификации товаров в вышеуказанных кодах ТН ВЭД необходимо подтверждение уполномоченного органа в сфере здравоохранения о целевом назначении ввозимого товара.

Согласно Решениям в Республике Казахстан органом по нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения является МЗ РК.

В ходе рассмотрения жалобы уполномоченным органом направлен запрос в МЗ РК о предоставлении разъяснения по целевому назначению ввозимых товаров «для медицинских целей 4)».

Так, согласно ответу МЗ РК в Республике Казахстан уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения является МЗ РК.

Подтверждением целевого назначения ввозимых товаров «для медицинских целей» является документ, выдаваемый уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, т.е. МЗ РК.

Приказом №125-НҚ утверждены Правила подтверждения целевого назначения товаров, а также формы заявки на получение подтверждения целевого назначения и подтверждение целевого назначения товаров.

Соответственно, с введением в действие Приказа №125-НҚ заявка на получение подтверждения целевого назначения и подтверждение целевого назначения товаров имеют утвержденные формы.

Компанией «Y» ввоз товаров по 1 ДТ осуществлялся до введения в действие Приказа №125-НҚ.

Ввоз товаров по 5 ДТ осуществлялся в период действия Приказа №125-НҚ, при этом при таможенном декларировании товаров Компанией «Y» заявка на получение подтверждения целевого назначения и подтверждение целевого назначения товаров по форме, установленной данным приказом в МЗ РК не направлялась.

Вместе с тем как указано в жалобе Компанией «Y» направлялись обращения в КМФК, на которое КМФК письмами от 22.02.2024г. и 20.03.2024г. представлены ответы об отсутствии компетенции по подтверждению целевого назначения ввозимых товаров, используемых в медицинских целях.

Положение КМФК утверждено приказом МЗ РК от 08.10.2020г. №645 «Об утверждении положений республиканского государственного учреждения «Комитет медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан» и его территориальных подразделений» (далее – Приказ №645).

Приказом МЗ РК от 12.09.2024г. №653 «О внесении изменений в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 8 октября 2020 года №645 «Об утверждении положений республиканского государственного учреждения «Комитет медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан» и его территориальных подразделений» (далее – Приказ №653) в Приказ №645 внесены изменения в части наделения КМФК выдачей подтверждения целевого назначения товаров для медицинских целей.

Приказ №653 введен в действие 18.09.2024г. (с момента первого официального опубликования).

В соответствии с пунктом 2 статьи 480 Кодекса при рассмотрении жалоб на уведомление все неопределенности и неурегулированные вопросы таможенного законодательства ЕАЭС и (или) Республики Казахстан принимаются в пользу лица, подавшего жалобу.

Таким образом, на момент таможенного декларирования Компанией «Y» и на момент проведения таможенной проверки функции по выдаче подтверждения целевого назначения товаров для медицинских целей не были урегулированы, в связи с чем, оснований для пересмотра и изменения заявленных кодов ТН ВЭД не имеется.

Учитывая вышеизложенное, на основании пункта 2 статьи 480 Кодекса начисление таможенных платежей и налогов по результатам таможенной проверки таможенным органом неправомерно.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки в части начисления таможенных платежей и налогов по товарам – «операционные светильники» (разные модели) признаны неправомерными.




  • 951
  • 0
  • 25 декабря 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.