Поправки в НК на 2023 (с 1 января 2023 г.)

Сравнительная таблица
Пояснительная записка для Мажилиса



СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»


Структурный элемент

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

 

Обоснование

Статья 19

 

Статья 19. Права и обязанности налоговых органов

1.       Налоговые органы вправе:

...

11) отсутствует.

...

Статья 19. Права и обязанности налоговых органов

1.       Налоговые органы вправе:

...

11) производить остановку на территории Республики Казахстан грузовых автотранспортных средств с разрешенной максимальной массой более трех с половиной тонн, в целях проведения тематической проверки по вопросам, указанным в подпунктах 15), 17) и 18) пункта 1 статьи 142 настоящего Кодекса:

при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза;

при вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств-членов Евразийского экономического союза;

при перемещении товаров через территорию Республики Казахстан в рамках взаимной торговли между государствами-членами Евразийского экономического союза.

Вводится в действие с ____ 2022 года.

Органами государственных доходов на границе со странами ЕАЭС осуществляется контроль, в рамках которого предусмотрены полномочия по остановке грузовых АТС непосредственно на автомобильных пунктах пропуска (статья 7-5 Закона РК «О регулировании торговой деятельности»), на территории которых вручаются Предписания о проведении тематических налоговых проверок в рамках СУР.

Проведение тематических налоговых проверок осуществляется на территории РК в специально отведенных местах.

Необходимо отметить, что проведение тематических налоговых проверок и применение иных мер контроля позволили сократить долю лжетранзита из стран ЕАЭС с 28% в 2019 году до 0,9% в 2021 году, факты ввоза товаров в адрес фиктивных получателей в 40 раз, при этом в 99% случаев выявляется незаявленный товар.

Справочно: за период 2019-2020гг. установлено:

- 10,9 тыс. фактов ввоза товаров в адрес лиц, не имеющих отношения к импорту (из РФ – 8,3 тыс. фактов, из КР – 2,6 тыс. фактов);

- 20,9 тыс. фактов (17%) лжетранзита (из РФ – 11,3 тыс. АТС, из КР – 9,6 тыс. АТС);

- из выборочно проверенных 4 260 автотранспортных средств в 3 649 случаях (86%) выявлен незаявленный товар.

Также тематические налоговые проверки проводятся в пункте назначения товаров, при этом, в целях уклонения от их проведения, грузовые АТС намеренно покидают место проведения проверок.

В настоящее время остановка АТС органами государственных доходов производится совместно с органами внутренних дел и транспортной полицией.

Вместе с тем, в ходе работы периодически возникают проблемы по обеспечению присутствия должностных лиц органов внутренних дел и транспортной полиции для остановки АТС, что осложняет проведение тематических налоговых проверок.

Кроме того, с 1 июля 2019 года упразднены стационарные посты дорожной полиции на автомобильных трассах РК.

Необходимо отметить, что наделение указанными полномочиями органов государственных доходов также предусмотрено в рамках предложений по ограничительным и стимулирующим мерам, инициированным МТИ РК.

Также наделение органов государственных доходов полномочиями по остановке АТС направлено на пресечение фактов лжетранзита, ввоза товаров в адрес фиктивных получателей, а также отклонений от маршрута следования, установленных путем применения навигационных пломб.

Учитывая изложенное, предлагается наделить полномочиями органы государственных доходов по остановке на территории РК грузовых АТС со разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн.

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 13 Таможенного кодекса РК таможенные органы наделены правом останавливать транспортные средства.

Международный опыт.

В РФ при осуществлении контроля действуют мобильные группы ФТС РФ, имеющие право самостоятельной остановки грузовых автотранспортных средств. Такие группы функционируют в виде мобильных комплексов на базе транспортных средств, оснащенных техническими средствами контроля, позволяющих проводить проверочные мероприятия в удалении от стационарных пунктов пропуска.


  • 9363
  • 0
  • 9 марта 2022

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.