Концепция Управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года

ПРОЕКТ

Дата создания: 11/11/2021
Публичное обсуждение до: 25/11/2021


Полный текст Концепции
Пояснительная записка к Указу
Постановление Правительство РК  к Указу
Пояснительная записка к ПП РК


Концепция

Управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года

5.5.2. Укрепление доходной части бюджета (налоговая политика)

Совершенствование налогообложения доходов

Совершенствование трансфертного ценообразования

В целях усиления мер контроля за трансфертным ценообразованием и выводом капитала из страны предлагается совершенствование законодательства о трансфертном ценообразовании.

По экспертным оценкам, в тени находится около трети ВВП страны – огромный потенциал для повышения доходов бюджета».

В этой связи, будут приняты меры по:

- приведению требованиями ОЭСР по трансфертному ценообразованию;

- исключению освобождения от трансфертного контроля сделок, совершенных на товарных биржах Республики Казахстан в целях противодействия выводу капитала из страны и предотвращения потерь государственного дохода в международных деловых операциях и сделках, связанных с международными деловыми операциями;

- расширению определения взаимосвязанных сторон в целях усиления контроля по трансфертному законодательству для решения проблемы по отсутствию прозрачности сторон в международных деловых операциях по примеру стран БРИКС .

Совершенствование налогообложения нерезидентов

В целях совершенствования международного налогообложения, усиления контроля за выводом капитала из страны и стимулирования реинвестирования прибыли в страну рассматривается вопрос исключения льготы по освобождению налогообложения дивидендов нерезидентов.

Совершенствование международного налогообложения

В целях совершенствования международного налогообложения, усиления контроля за выводом капитала из страны предлагается установление фиксированной платы от суммы за каждую транзакцию в офшорные юрисдикции.

Это позволит осуществить контроль и мониторинг налогоплательщиков, переводящих средства в офшоры.

Также, в целях противодействия размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS) предлагается ограничение применения налоговых льгот по КПН для участников, осуществляющих деятельность в сфере интеллектуальной собственности в случае несоответствия требованиям экономического содержания и подхода нексус.

Совершенствование косвенного налогообложения

Рассмотрение возможности пересмотра подходов обложения налога на добавленную стоимость (далее –НДС)

Сегодня в Казахстане одна из самых низких ставок НДС в мире – 12%, тогда как в России, Беларусии, Армении – 20%, в Узбекистане – 15%, в странах ОЭСР достигает до 27%.

Низкая ставка НДС по сравнению с основными экономическими партнерами делает выгодным экспорт товаров из этих стран в Казахстан. Это негативно сказывается на конкурентоспособности отечественного бизнеса.

В этой связи, будет изучен и рассмотрен вопрос пересмотра ставки НДС с дифференциацией ставки по социально-значимым товарам и сохранением льгот для отечественных производителей.

Кроме того, в Казахстане один из самых высоких порогов постановки на учет по НДС – 30000 МРП. В Швеции, Нидерландах, Германии, Бельгии, Франции, Люксембурге порога по НДС вообще нет. Все являются плательщиками НДС. В России порог составляет 26 600 €, в Белоруссии – 40 000 €, в Кыргызстане – 56 000 €, в Армении - 107 500 €.

Для применяющих упрощенную декларацию и осуществляющих деятельность в безналичной форме, в Налоговом кодексе увеличен порог по постановке на учет по НДС до 114184 МРП.

Данный факт указывает на то, что в Казахстане один из самых высоких в мире регистрационных порогов для постановки на учет по НДС. Исследования Всемирного банка, так же подтверждают это.

В этой связи, будет изучен и рассмотрен вопрос дальнейшего снижения порога для постановки на учет по НДС.

Снижение минимального порогового значения, преследует цель снижения уровня теневого оборота и лжепредпринимательства при эффективном администрировании, а также плавное вовлечение в «белую» предпринимательскую среду и повышения налоговой грамотности в преддверии введения всеобщего декларирования.

Совершенствование акцизной политики

1 января 2025 года планируется функционирование единого рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС (Решение Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 года № 23 «О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза»).

В этой связи, необходимо осуществлять сближение ставок акцизов на нефтепродукты.

В целях нивелирования рисков и минимизации перетока нефтепродуктов, предлагается поэтапное увеличение ставки акцизов на бензин и дизельное топливо.

Пересмотр налоговой нагрузки на горно-металлургический комплекс (далее – ГМК)

Налоговая нагрузка на ГМК не превышает 8 – 9 %, что сопоставимо с не сырьевым сектором экономики.

При этом, мировая практика налогообложения недропользователей устроена таким образом, что налоговая нагрузка на сырьевой сектор экономики, как правило, должна превышать налоговую нагрузку не сырьевого сектора, поскольку недропользователи пользуются стратегическими запасами страны.

В этой связи, с учетом последних тенденций, будет проработан вопрос пересмотра налоговой нагрузки на ГМК.

Реформирование специальных налоговых режимов

На сегодняшний день в Казахстане действует порядка шести специальных налоговых режимов и единый совокупный платеж.

Специальные налоговые режимы вводились с целью создания благоприятных условий для развития предпринимательства.

Вместе с тем, как показывает практика, множество режимов не привело к постепенному переходу субъектов малого к среднему предпринимательству.

В этой связи, с учетом последних тенденций, будет проработан вопрос пересмотра подходов по специальным налоговым режимам, в том числе в части оптимизации их количества.

Оптимизация и повышение эффективности налоговых льгот

В отечественном налоговом законодательстве существует широкий пласт преференций, отсрочек, вычетов, изменений способов уплаты налогов и других обязательных платежей бюджет, которые являются льготами.

Анализ налоговых льгот и преференций проводится на постоянной основе.

Работа по анализу налоговых льгот будет продолжена с учетом соблюдения баланса между исполнением доходной части бюджета и стимулированием качественного роста экономики, а неэффективные налоговые льготы будут предложены к исключению.

  • 672
  • 0
  • 12 Ноября 2021

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.