№5-7/6608 от 30.07.2007 Относительно Гаагской конвенции

Министерство юстиции Республики Казахстан, рассмотрев ваше письмо относительно применения положений международных договоров при подтверждении нерезидентами резидентства иностранных государств в целях реализации норм налоговых конвенций, сообщает следующее.
30 декабря 1999 года Республика Казахстан присоединилась с Конвенции, отменяющей требование консульской легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 года) (далее - Гаагская конвенция).
В соответствии со статьей 3 Гаагской конвенции предусмотрено, что единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ и в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 Гаагской конвенции апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
При этом вторым абзацем 3 статьи указанной конвенции установлено, что выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции (т.е. проставление апостиля) не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.
Принимая во внимание, что Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, совершенной в г. Минске 22 января 1993 (далее — Минская конвенция) и Конвенцией о правовой и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, совершенную в Кишиневе 7 октября 2002 года (далее - Кишиневская конвенция) статьями 13 и 12, соответственно, установлено, что документы, выданные или засвидетельствованные компетентными учреждениями либо специально на то уполномоченными лицами и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях стран участниц обеих конвенций без какого-либо специального удостоверения.
Кроме того, документы, которые на территории одной из стран- участниц вышеуказанных конвенций рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других стран-участниц доказательной силой официальных документов.
Таким образом, при представлении нерезидентами документов, подтверждающих резидентство стран-участниц Минской и Кишиневской конвенций, проставление апостиля либо иных специальных удостоверений документов, соответствующих требованиям пункта 1 статьи 13, и пункта 1 статьи 12 вышеуказанных конвенций (т.е. выданные или засвидетельствованные компетентным учреждением либо специально на то уполномоченным лицом в пределах его компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью), не требуется.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан, международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
Вместе с тем, сообщаем о неприменимости Правил администрирования международных договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (имущество), заключенных Республикой Казахстан, утвержденными приказом Министра финансов РК от 3 октября 2002 года №469, предусматривающих недействительность документов в случае отсутствия дипломатической и консульской легализации в отношении документов, представляемых резидентами стран-участниц Минской и Кишиневской конвенций, в связи с противоречием данных Правил положениям международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан.
Вице-Министр юстиции
Республики Казахстан                                                                                    
Д. Куставлетов 

  • 12332
  • 0
  • 30 июля 2007

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.