Заявление Председателя НБ РК о базовой ставке Национального Банка



Комитет по денежно-кредитной политике Национального Банка принял решение снизить базовую ставку до 14,25%.

Решение принято с учетом наблюдаемой динамики инфляции и баланса рисков. Годовая инфляция в мае-июне продолжила постепенное снижение в пределах прогнозов Национального Банка. При этом инфляция складывается несколько ниже центрального значения прогнозов. Инфляционные ожидания населения после апрельских высоких значений снизились до 13,3% в июне.

Внешний инфляционный фон становится менее благоприятным ввиду динамики мировых продовольственных цен и ускорения инфляции в России. Внешние денежно-кредитные условия остаются жесткими.

Внутри экономики инфляционное давление обусловлено устойчивым потребительским спросом, который поддерживается фискальным стимулированием и потребительским кредитованием.

Продолжается повышение тарифов в рамках программы «Тариф в обмен на инвестиции».

Вместе с тем денежно-кредитные условия в июне смягчаются ввиду некоторого ослабления обменного курса тенге на фоне снижения объемов конвертации из Национального фонда для выделения трансфертов.

При этом, формируемые риск-факторы требуют от нас осмотрительности в изменении уровня базовой ставки. Мы будем внимательно оценивать их будущую динамику, отслеживать поступающие данные, в том числе устойчивую часть роста цен и траекторию схождения инфляции к таргету.

Принятое решение основано на позиции продолжить политику поддержания умеренно жестких денежно-кредитных условий. Это необходимо для закрепления тренда на замедление роста цен и достижения цели по инфляции в 5%.

Теперь более детально о факторах принятого решения.


ПЕРВОЕДИНАМИКА ИНФЛЯЦИИ И ИНФЛЯЦИОННЫХ ОЖИДАНИЙ.

По итогам июня рост цен в годовом выражении замедлился до 8,4% как за счет продовольственной компоненты, так и снизившихся темпов реализации тарифной реформы.

Текущая динамика инфляции формируется под влиянием продолжающегося снижения цен, как в сельском хозяйстве, так и в производстве продуктов питания. При этом, мы видим, что тренд на снижение цен производителей ослабевает.

В структуре инфляции наблюдается замедление всех ее компонент. В частности, продовольственная компонента замедлилась с 5,5% в мае до 5,4% в июне, непродовольственная инфляция – с 7,6% до 7,4%, сервисная инфляция – с 13,9% до 13,8%.

Отдельно в качестве позитивного фактора хотелось бы отметить динамику месячной инфляции. В июне она составила 0,4%, сложившись ниже среднеисторических значений (0,5%).

Тем временем показатели базовой и сезонно очищенной инфляции немного подросли после снижения в мае.

Оценки ожидаемой на год вперед инфляции снизились с высоких значений (с 16,1% в апреле до 13,3% в июне), в том числе на фоне ослабления номинального обменного курса тенге.


ВТОРОЕ. ТЕНДЕНЦИИ ВО ВНУТРЕННЕЙ ЭКОНОМИКЕ.

Рост экономики Казахстана на основе краткосрочного экономического индикатора, то есть это не весь ВПП, а краткосрочный экономический индикатор, за январь-май 2024 года оценивается на уровне 3,7% г/г. Расширение деловой активности поддерживается как внутренним, так и внешним спросом.

Наибольшие темпы роста демонстрируют отрасли строительства, транспорта, информации и связи. В промышленности выделяется устойчивая динамика обрабатывающего сектора. Он подрос на 5,2%. Торговля ускорилась до 3,1% с 2,3% на фоне устойчивого внутреннего спроса.

Совокупный внутренний спрос устойчив. Поддержку внутреннему спросу оказывает рост реальных доходов населения. Согласно обновленным данным, за 1 квартал он идет с небольшим лагом. Рост реальных доходов составил 4,7%. Также этому способствует расширение инвестиционной активности в несырьевом секторе экономики. Этот показатель вырос на 13,9%.  И также продолжающееся фискальное стимулирование.

Индекс деловой активности, отслеживаемый Национальным Банком, находится в положительной зоне пятый месяц подряд. Часы бизнес-цикла показывают, что экономика находится в зоне роста.


ТРЕТЬЕ. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА.

Совокупность факторов внешней среды создает менее благоприятный внешний инфляционный фон. Это главным образом связано с ценами на продовольствие в мире и динамикой инфляции в России, в одном из наших главных торговых партнеров.

Индекс ФАО после трех последовательных месяцев роста в мае и июне сохранился на уровне 120,6 пунктов. В июне снижение стоимости зерновых позволило компенсировать рост цен на растительные масла, сахар и молочную продукцию.

Внешние денежно-кредитные условия остаются жесткими. Как следствие, общая инфляция в мире продолжает замедляться, но показатели базовой инфляции более устойчивы и формируются выше таргета во многих странах.

Снижение общей инфляции происходит на фоне замедления темпов глобальной экономической активности и поддерживается снижением цен на энергоносители.

В ЕС отмечается небольшое ускорение инфляции в мае - до 2,7%  с 2,6% в апреле. Однако ЕЦБ в условиях снижения базовой инфляции и инфляционных ожиданий перешел к смягчению политики после 9 месяцев удержания ставок на неизменном уровне.

В то же время ЕЦБ коммуницирует о приверженности цели и выражает намерения сохранять ограничительные процентные ставки в дальнейшем.

В США отмечается замедление инфляции до 3%. Тем не менее ее уровень все еще оценивается как высокийСогласно риторике ФРС США, не планируется снижение ставок до получения уверенных признаков приближения инфляции к цели.

В России в июне инфляция выросла до 8,6%. В этих условиях риторика ЦБРФ стала значительно жёстче. По заявлениям регулятора, достижение цели по инфляции потребует более продолжительного поддержания жестких денежно-кредитных условий. При этом ЦБРФ не исключается повышение ключевой ставки.

Нефтяные котировки сложились на уровне около 83 долларов в среднем в июне т.г., что связано с ожиданиями по постепенному ослаблению ограничений добычи сырой нефти странами ОПЕК+ с октября 2024 года.

Резюмируя, отмечу, что наряду с плавным замедлением инфляции сохраняются определенные риск-факторы.

Со стороны внешней среды это более высокая инфляция в России и определённый рост цен на продовольствие.

Во внутренней среде риски связаны с неопределенностью параметров бюджетной политики. Как известно, продолжается реформа в сфере регулируемых цен. Сохраняется устойчивый внутренний спрос и все еще волатильны инфляционные ожидания. Также свою роль вносит и потребительское кредитование. Денежно-кредитные условия смягчаются также в силу динамики обменного курса тенге.

В рамках предстоящего прогнозного раунда будет оценен формируемый баланс рисков, включая параметры фискальной политики и динамику обменного курса.

Формируемые риск-факторы требуют от нас осмотрительного подхода в принятии решений. В этих условиях мы продолжим анализировать поступающие данные, будем следить за устойчивой частью роста цен и траекторией схождения инфляции к целевому уровню.


  • 151
  • 0
  • 14 июля 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.