Сенат одобрил поправки в Налоговый кодекс для усиления налогового администрирования
24 июня 2025 г. Сенат Парламента Республики Казахстан одобрил пакет изменений в новый Налоговый кодекс РК, направленных на укрепление налогового администрирования и обеспечение правопорядка в сфере налогообложения. Поправки уточняют ряд норм и вводят новые механизмы контроля, что непосредственно затрагивает работу бизнеса – от банков и интернет-платформ до IT-компаний и обычных налогоплательщиков.
Основные изменения
Во-первых, уточнено название нового Налогового кодекса. В текст кодекса внесено положение об идентичности его наименования названию действующего кодекса. Это решение позволит избежать массового пересмотра ссылок в законодательстве при переходе на новый кодекс. Во-вторых, расширено определение банковских организаций – в него прямо включён Банк Развития Казахстана. Теперь на БРК будут распространяться все требования Налогового кодекса, как и на банки второго уровня (например, обязанности уведомлять налоговые органы об открытии и закрытии счетов клиентов и др.). Такая мера призвана обеспечить единообразие регулирования финансового сектора и охватить налоговым контролем операции, проводимые через институты развития.
Следующая важная поправка касается роялти. Законодатели конкретизировали понятие «ноу-хау» – теперь под ним понимается конфиденциальная информация технического, технологического, организационного или иного характера, обладающая коммерческой ценностью. Кроме того, из налогооблагаемой базы роялти исключено предоставление места на серверном оборудовании (услуги хостинга). Проще говоря, доходы от хостинга больше не будут облагаться налогом у источника как роялти. Это уточнение устраняет неоднозначность в трактовке IT-услуг и предотвращает избыточное налогообложение в цифровой сфере.
Участники технопарка “Астана Хаб” получат чёткие правила применения налоговых льгот. Поправками уточнено, что льготируемый доход резидента Астана Хаба (не менее 90% от общего дохода) может включать сопутствующие поступления (проценты по депозитам, курсовые разницы, штрафы и др.) только если они связаны с основной деятельностью в сфере информационных технологий. Тем самым обеспечивается последовательность налогового режима: высокотехнологичные компании сохранят налоговые преференции, но не смогут использовать посторонние доходы для необоснованного получения льгот. Данный шаг поддерживает IT-бизнес и стартапы, одновременно защищая фискальные интересы государства.
Значительные изменения коснулись обязанностей банков и интернет-площадок по передаче данных налоговым органам. Банки обяжут предоставлять информацию о движении средств на счетах физических лиц при выявлении операций с признаками предпринимательской деятельности, а также по запросу — сведения о счетах граждан, совершивших крупные приобретения (например, недвижимость выше определенной стоимости). Одновременно владельцы интернет-платформ (маркетплейсов, онлайн-сервисов) теперь должны ежемесячно сообщать налоговым органам сведения не только о проданных товарах и услугах, но и обо всех выплатах физическим лицам – резидентам РК. Это напрямую затрагивает даже глобальные платформы вроде YouTube и TikTok, которые выплачивают вознаграждения казахстанским авторам контента. Сбор таких данных усилит контроль за неформальной коммерческой деятельностью и доходами в интернете, расширив охват налогообложения цифровой экономики. По оценке профильного комитета, новая система обмена информацией позволит налоговым органам развивать дистанционный мониторинг, совершенствовать систему управления рисками и облегчить налогоплательщикам отчетность за счёт предварительного заполнения деклараций на основе полученных данных.
В целях модернизации учета вводится понятие трехкомпонентной интегрированной системы (ТИС). ТИС представляет собой интегрированный комплекс, объединяющий онлайн-ККМ (контрольно-кассовую машину с передачей данных), устройство для приёма безналичных платежей и систему автоматизации торговли и учёта. Законодательно закрепляются требования к установке и применению таких систем, что особенно важно для малого и среднего бизнеса. По данным Минфина, уже около 2000 налогоплательщиков используют ТИС на 1 января 2025 года. Масштабное внедрение этой технологии упростит ведение налогового и бухгалтерского учета для предпринимателей. Кроме того, интеграция касс, платежных терминалов и складского учёта в единую систему повысит прозрачность оборота товаров и услуг – информация будет автоматически поступать в Национальный каталог товаров, облегчая государству мониторинг и борьбу с теневыми схемами торговли.
Наконец, усилены меры ответственности для недобросовестных плательщиков: налоговым органам дано право приостанавливать выписку электронных счетов-фактур (ЭСФ) компаниям, которые не исполняют требования камерального контроля. Если налогоплательщик в установленный срок не отреагировал на уведомление о выявленных расхождениях (например, не внес исправления в отчетность), система электронных счетов блокируется до устранения нарушений. Такая норма носит стимулирующий характер – она побуждает бизнес своевременно устранять выявленные несоответствия, иначе компания фактически теряет возможность выписывать счета-фактуры, что парализует ее деятельность. В отличие от ранее действовавших оснований для блокировки ЭСФ (таких как недееспособность руководителя или его розыск), новый механизм напрямую связан с поведением налогоплательщика и находится под его контролем. Это делает меру справедливой и побуждающей добровольно соблюдать налоговый порядок, не дожидаясь более жёстких санкций.
Отклонённые инициативы
При рассмотрении законопроекта Сенат отклонил ряд предложений, которые, по мнению экспертов, могли негативно сказаться на системе налогообложения. В частности, не была поддержана идея исключить физических лиц из числа налоговых агентов. Предлагалось, что только компании и ИП будут выступать налоговыми агентами, однако правительство указало на противоречие такой меры базовым принципам – многие выплаты между гражданами и так не облагаются у источника, а администрирование налога через физических лиц практически невыполнимо. Также не прошли изменения порога по НДС. Депутаты обсуждали изменение порога обязательной регистрации по налогу на добавленную стоимость: звучало предложение повысить его с предусмотренных 10 000-кратных месячных расчетных показателей (МРП) до 15 000 МРП. Однако комитет Сената предложил отклонить эту поправку, ссылаясь на риск снижения собираемости и перегрузки администрирования. Эксперты подсчитали, что при резком снижении порога до 10 000 МРП число плательщиков НДС удвоится – примерно на 150 000 дополнительных компаний. У налоговых органов пока нет ресурсов для эффективного контроля столь большого количества субъектов, и бизнес опасался роста теневого сектора. В итоге было решено сохранить прежний порог НДС, чтобы не создавать лишней нагрузки для малого бизнеса и госорганов.
Вывод: Принятые поправки существенно обновляют налоговое законодательство, делая акцент на прозрачности, цифровизации и превентивном контроле. Для бизнеса это означает необходимость адаптироваться к новым требованиям: банки и платформы должны наладить передачу данных, компании – внимательнее относиться к камеральным уведомлениям и внедрять современные системы учета. Ожидается, что эти меры повысят собираемость налогов и укрепят доверие к налоговой системе, обеспечивая более равные условия ведения бизнеса и соблюдение законности. Каждой организации рекомендуется заранее изучить изменения и скорректировать внутренние процессы во избежание нарушений и санкций.
- 19
- 0
- 25 июня 2025
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.