Результаты контроля качества второго уровня за первое полугодие 2022 года


Комитетом внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан (далее - Комитет) в первом полугодии 2022 года проведена работа по осуществлению контроля за соблюдением территориальными Департаментами внутреннего государственного аудита (далее - ДВГА) Стандартов государственного аудита и финансового контроля (далее - Стандарты) и Правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля (далее - Правила).

Всего за указанный период охвачено контролем качества 288  материалов аудита в том числе 226 материалов ДВГА и 62 материалов ЦА КВГА.

По результатам контроля качества второго уровня 23 материала признаны не соответствующими стандартам, в том числе 22 материала ДВГА (9,7 % от всего охвата) и 1 материал ЦА КВГА (1,6%).

Соответствуют Стандартам 16 материалов ДВГА и с замечаниями признаны 188 материала аудиторских мероприятий ДВГА.

Справочно: за первое полугодие 2021года контролем качества охвачено всего 235 материалов аудита, в том числе 224 материала ДВГА, из которых 23 материала (10,23%) признаны не соответствующими Стандартам и Правилам, 11 материалов (4,9%) - соответствующими без замечаний.

Несмотря на ряд принимаемых мер как со стороны Комитета, так и Департаментов количество не соответствующих материалов Стандартам и Правилам не снижается (22 из 226 в 2022 году и 23 из 224 в 2021 году).

Так, контролем качества второго уровня охвачено по 13 материалов ДВГА. Антилидером по несоответствующим материалам признан ДВГА по Актюбинской области, где из 13-ти охваченных, пять материалов признаны не соответствующими Стандартам и Правилам.

Также три материала из 13 признаны не соответствующими Стандартам и Правилам в ДВГА по городу Шымкент.

 По два материала не соответствующих Стандартам и Правилам признаны в ДВГА по Акмолинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской и Павлодарской областях.

В сравнении с прошлым периодом улучшили свои показатели ДВГА по Костанайской, Западно-Казахстанской областям, где из 13-ти охваченных аудитом материалов не соответствующих Стандартам материалов не установлено.

В течение 2020-2021 годов Управлением контроля качества Комитета доводилось всем ДВГА о фактах неправильной классификации видов нарушений.

Так, в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых на объектах государственного аудита и финансового контроля», утвержденным нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 1 октября 2018 года № 18-НҚ (далее - Классификатор нарушений) определены два вида нарушений финансовые и процедурные.

Выявленные по результатам государственного аудита и финансового контроля суммы финансовых нарушений подлежат возмещению в бюджет, восстановлению путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету на основании предписания органов государственного аудита и финансового контроля и (или) решения суда.

Однако, несмотря на неоднократные замечания по 21-му подвергнутому контролем качества второго уровня материалам ДВГА в первом полугодии 2022 года зафиксированы финансовые нарушения на общую сумму 7 441 705,5 тыс.тенге, между тем, в связи с необоснованностью выводов государственных аудиторов нарушения на сумму 5 866 648,4 тыс. тенге переквалифицированы в процедурные нарушения.

 Также установлены 2 нарушения, не зафиксированные в аудиторском отчете. Так, в аудиторском отчете отдела образования Талгарского района Алматинской области аудитором Адилбек Ж. не зафиксировано отдельным пунктом нарушение в сумме 716,4 тыс. тенге.

Аналогично, при проведении аудита в службе пожаротушения и аварийно спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям города Шымкент МЧС РК аудитором Тастановым Ж. не зафиксировано отдельным пунктом нарушение в сумме 29,2 тыс. тенге.

Согласно мониторингу материалов факты неверной квалификации нарушений наблюдаются во всех ДВГА при проведении аудита финансовой  отчетности по таким нарушениям как:  не начисление или неправильное начисление износа, резерва по отпускам, не отражение сумм дебиторской и кредиторской задолженностей, неправильное отражение остатка на счетах учета активов, а также не своевременное оприходование объектов строительства (после ввода в эксплуатацию), сумма которых отражена в незавершенном строительстве.

Отмечается также рост некачественного оформления аудиторских материалов, так за отчетный период по 46 видам установлено 665 фактов несоответствий.     

Так, несмотря на неоднократные замечания в материалах ДВГА продолжают иметь место такие нарушения как:

- в программах аудита не указаны показатели государственного аудита, вопросы не детализированы в 34-х случаях наблюдается во всех ДВГА за исключением Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Палодарской, Туркестанской областей и города Шымкент. В 7 программах из 13 проверенных установлены нарушения в ДВГА Атырауской и Жамбылской областей. В ДВГА Алматиской области нарушения установлены в 5-ти программах аудита из 13;

          -отсутствие в аудиторских отчетах реквизитов документов подвергнутых к аудиту в 54-х случаях наблюдается во всех ДВГА. Так, нарушения установлены в 11-ти аудиторских отчетах из 13  ДВГА Мангистауской области, в 5-ти из 13-ти  в ДВГА Алматинской области и города Нур-Султан, в 4-х из 13-ти в  ДВГА Актюбинской, Атырауской,Павлодарской областей.

- в 69-ти случаях структура аудиторского отчета не соответствует структуре утвержденной Правилами № 392, что наблюдается во всех ДВГА.

  -в 50-ти случаях аудиторский отчет не содержит оценку итогов проведенного аудита к показателю гос.аудита что наблюдается во всех ДВГА.

В целях улучшения качества проведения контроля качества на проекты аудиторских мероприятий и оформления результатов аудита, по вопросам перехода на трехэтапный контроль качества результатов аудита, Управлением проведены выездные семинары, где обучением охвачены все специалисты ДВГА на которых возложены обязанности проведения контроля качества.

При проведении данных учеб наблюдалось активное участие аудиторов отдельных ДВГА при обсуждении вопросов касающихся соблюдения Стандартов ГАФК (Актюбинская, Акмолинская, Туркестанская  ДВГА).

Для детального изучения и руководства по недопущению впредь указанных нарушений все заключения контроля качества ежемесячно направляются всем ДВГА.

Однако, несмотря на ежемесячные информации ДВГА об изучении Заключений контроля качества второго уровня, направляемых Комитетом вышеуказанные факты свидетельствуют о формальном подходе при реализации требований законодательства о государственном аудите, в том числе и Стандарта «Управление», к процедуре контроля качества, а также недостаточного контроля со стороны руководства ДВГА.

Итоги деятельности контроля качества второго уровня направлены всем территориальным подразделениям КВГА для принятия соответствующих мер.

"Источник"

  • 3637
  • 0
  • 25 июля 2022

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.