О новом Таможенном кодекса ЕАЭС

В декабре прошлого года главы государств Казахстана, России, Армении и Кыргызстана подписали новый проект Таможенного кодекса. Республика Беларусь подписала документ 11 апреля 2017 года.

Со дня на день ожидается поступление по официальным дипломатическим каналам подписанного Таможенного кодекса ЕАЭС для проведения процедур ратификации.

После ратификации вступят в силу новые положения по таможенному регулированию на территории ЕвразЭС.

Новеллы таможенного законодательства Республики Казахстан в рамках разработки проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

·        Новацией является закрепление приоритета электронного таможенного декларирования. 

При основной таможенной очистке подача ДТ в обязательном порядке осуществляется в электронном виде.

·        Установлена возможность автоматического выпуска товаров.

Мы планируем, что информационная система   в случае отсутствия рисков нарушения, сама  будет осуществлять выпуск товаров.

·        Также необходимо обозначить один из таких основных приоритетов, как внедрение механизма «единого окна».

Согласно данной нормы документы для совершения таможенных операций могут не представляться таможенному органу, если сведения о таких документах могут быть получены из информационных систем.

 

·        Установлена возможность подачи предварительной

информации  с использованием ЭЦП.

Такая ПИ будет использоваться в качестве электронных документов:

1)     уведомления о прибытии;

2)     при помещении товаров на временное хранение;

3)     в качестве транзитной декларации;

4)     в качестве декларации на транспортное средство.

В данном случае перевозчик только один раз представляет в таможенный орган электронный документ, который в дальнейшем может быть использован при нескольких таможенных операциях.

·        Следующим упрощением является закрепление возможности заполнения  таможенной декларации таможенным органом без участия таможенного брокера. 

Планируем весь спектр таможенных услуг, включая заполнение таможенной декларации, осуществлять непосредственно таможенными органами, что позволит значительно сократить расходы УВЭД.

 

·        Следующее упрощение – это предоставление отсрочки (рассрочки) уплаты ввозных таможенных пошлин.

до 1 месяца –   всем участникам ВЭД с уплатой процентов за предоставленный период отсрочки;

до 6 месяцев –  без уплаты процентов в исключительных случаях – при перемещении товаров для ликвидации стихийных бедствий, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, задержка финансирования из бюджета, поддержка сельскохозяйственной деятельности и др.

 

·       Закрепили возможность реализации товаров в магазине беспошлинной торговли (DUTY FREE) лицам, прибывающим с территории третьих стран и лицам, убывающим с одной страны ЕАЭС в другую страну ЕАЭС.

Такая практика повсеместно применяется в странах Европейского союза.

·        Сокращен срок выпуска товаров:

С 1 рабочего дня до 4-х часов рабочего времени.

 

·       Размер обеспечения   для таможенных представителей на сегодняшний день составляет 1 миллион евро.

Мы приняли решение исключить эту норму из Кодекса и сумму этого обеспечения определять решением Совета Комиссии.

·        Одним из концептуальных предложений Казахстана является максимальная унификация таможенного транзита. 

Закреплена норма, устанавливающая, что таможенные органы не могут ограничивать лиц в выборе мест перемещения при открытии транзита.

Кроме того, в положениях по транзиту исключена законодательная  возможность таможенных органов требовать документы, подтверждающие происхождение товаров при транзите.

Сокращено время завершения процедуры транзита с 1 рабочего дня до 4-х часов рабочего времени.

Сокращено время оформления транзита при продлении сроков выпуска с 10 до 5 рабочих дней.

·        Проведена работа по реализации режима таможенной очистки «Постфактум» (Исполнение 40 ШАГа Плана нации).

По данной задачей подразумевается предоставление отдельным категориям участников ВЭД выпуска товара до подачи таможенной декларации. 

По результатам обсуждения всеми Сторонами государств-членов ЕАЭС поддержана наше предложение и расширен перечень товаров для следующих категорий:

1)           помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободного склада, свободной таможенной зоны, временного ввоза с полным (частичным) освобождением от ТПиН.

2) товаров, по которым предусмотрены инвестиционные преференции;

3) участников ВЭД в статусе Уполномоченного экономического оператора.

 

·        Следующей системной задачей, которая стояла перед Комитетом, являлась минимизация количества документов для таможенного оформления и контроля.

При электронном декларировании законодательно закреплено, что подача таможенной декларации в виде электронного документа не сопровождается представлением таможенному органу документов, на основании которых заявлены сведения о товарах (статья 281 ТК РК, статья 109 ТК ЕАЭС);

В соответствии с рейтингом «Doing business» при письменном декларировании сокращено количество представляемых  документов:

при импорте – 5 документов (декларация на товары, транзитная декларация, счет-фактура, транспортный (перевозочный) документ, сертификат соответствия)

при экспорте – 3 документа (декларация на товары, счет-фактура, транспортный (перевозочный) документ).

 

 

Следующей задачей является совершенствование института УЭО за счет радикального снижения административных барьеров.

В данном направлении проведена следующая работа:

1) Таможенным кодексом ЕвразЭС заложены новые подходы по совершенствованию института УЭО:

•      Внедрен принцип категорирования УЭО по специальным упрощениям:

I тип – специальные упрощения, связанные с перевозкой и транзитом товаров по всей таможенной территории Союза;

II тип – специальные упрощения, связанные с таможенным декларированием (за исключением транзита) и хранением товаров;

III тип - использование специальных упрощений первого и второго типа (безопасность и упрощение).

2) с 1 января 2017 года вступил в силу Закон РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования от 30.11.2016 № 26-VI, предусматривающий следующие поправки в ТК РК, направленные на совершенствование института УЭО:

•      сокращено количество статей КоАП РК с 25 до 8 статей  в качестве условия для присвоения статуса УЭО;

•      сокращено количество статей КоАП РК с 20 до 9  в качестве оснований для отзыва свидетельства УЭО;

•      установлен период осуществления выездной таможенной проверки в отношении кандидатов в УЭО (5 лет со дня подачи заявления);

•      закреплена норма, позволяющая учитывать результаты ранее проведенных проверок в отношении кандидатов в УЭО;

•      предусмотрена компетенция МФ РК по утверждению опознавательного знака УЭО.

Справочно: Статья 437 ТК ЕвразЭС. Специальные упрощения УЭО

Свидетельство 1 типа дает право УЭО пользоваться следующими специальными упрощениями:

1) совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, убытием товаров с таможенной территории Союза, таможенным декларированием и выпуском товаров в первоочередном порядке;

2) непредоставление при помещении под процедуру транзита обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

3) непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при выпуске товаров с особенностями, предусмотренными статьями 121 (доп. проверка) и 122 (при экспертизе) настоящего Кодекса;

4) выпуск товаров до подачи декларации на товары в соответствии со статьями 120 и 441 настоящего Кодекса;

5) проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке;

6) признание таможенными органами в качестве средств идентификации пломб, наложенных оператором на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств или их части. Требования к таким пломбам определяются Комиссией;

7) неустановление маршрута перевозки товаров в отношении товаров, перевозимых уполномоченным экономическим оператором;

8) приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций;

9) осуществление перевозчиком, являющимся оператором, разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, находящимися под таможенным контролем и вывозимыми с таможенной территории Союза, за исключением товаров, перевозимых (транспортируемых) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, другими транспортными средствами, в том числе с удалением наложенных пломб и печатей, без разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая операция, или без его уведомления.

Свидетельство 2 типа дает право УЭО пользоваться следующими специальными упрощениями:

1) временное хранение в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора товаров уполномоченных экономических операторов;

2) временное хранение в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора товаров лиц, не являющихся уполномоченными экономическими операторами, если это предусмотрено законодательством государств-членов;

3) доставка товаров в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора, их размещение в такой зоне таможенного контроля, проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзита, в таких сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок);

4) проведение таможенного контроля в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора;

5) совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров, в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, если такие таможенные органы расположены на территории одного государства-члена. Законодательством государств–членов о таможенном регулировании может устанавливаться порядок совершения указанных таможенных операций при применении этого специального упрощения;

6) проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке;

7) применение уполномоченным экономическим оператором средств идентификации, используемых таможенными органами в порядке, определенном в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи.

8) непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при выпуске товаров с особенностями, предусмотренными статьями 121 и 122 настоящего Кодекса;

9) выпуск товаров до подачи декларации на товары в соответствии со статьями 120 и 441 настоящего Кодекса;

10) непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин при отсрочке уплаты ввозных таможенных пошлин в соответствии с пунктом 1 статьи 59 настоящего Кодекса, если уполномоченный экономический оператор выступает декларантом товаров.

4. Свидетельство 3 типа дает право уполномоченному экономическому оператору пользоваться специальными упрощениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

___________________

 

НАЦИОНАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

Это все основные новеллы Таможенные кодекса ЕАЭС.

Теперь разрешите ознакомить вас с новшествами в национальное таможенное регулирование.

·       С октября 2016 года в имплементацию союзного Кодекса разрабатывается проект Кодекса «О ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН» в новой редакции.

Предусматривается разработка около 186 подзаконных актов, из которых 174 на уровне приказов уполномоченных государственных органов и 12 на уровне постановлений Правительства.

Новый кодекс будет состоять примерно из 530 статьей, 61 главы и 7 разделов.

На основании изложенного, прошу поручить руководителям территориальных подразделений еще раз провести разъяснительную работу с личным составом по положениям Таможенного кодекса ЕАЭС, а также провести круглые столы с участниками ВЭД и региональными палатами предпринимателей.

 

·        Далее информирую, что с 1 марта 2017 года принято  постановление Правительства по переводу сумм таможенных сборов с валюты «евро» в национальную валюту.

Теперь, суммы сборов установлены следующие:

  • сбор  за таможенное декларирование составил 25 тыс. тенге (основной лист ДТ), 11 тыс. тенге (доп. лист  ДТ);

  • сбор за таможенное сопровождение – от 5 тыс. тенге до 353 тыс. тенге;

  • плата за предварительное решение – 29 тыс. тенге.

 

·        Принят приказ МФ РК от 8 февраля 2017 года № 89 «Об утверждении опознавательного знака ТСМП уполномоченного экономического оператора»

Это сделано в целях идентификации транспортных средств УЭО и представления упрощений, в т.ч. в первоочередном порядке.

 

·        11 января 2017г. в Приказ Минфина от 31.03.15 года № 250 внесены поправки, связанные с уточнением критериев отнесения товаров к товарам для личного пользования

Мы исключили отдельные количественные критерии товаров, с оставлением только наиболее «налогоемких» товаров, что позволит упростить порядок перемещения товаров физлицами и ускорит время проведения таможенного контроля.  

 

·        1 февраля 2017г. внесены поправки в приказ МФ РК от 26 марта 2015 года № 206 «Об утверждении особенностей  таможенного транзита иностранных  товаров, перемещаемых по территории РК»

Теперь закреплена возможность оформления одной транзитной декларации на несколько товарных партий, перемещение товаров от места прибытия до СВХ без транзита в пределах одного населенного пункта, осуществления таможенного сопровождения с использованием технического оборудования системы спутниковой навигации.

 

 

 

·        Предусмотрены альтернативные меры поддержки участников СЭЗ и владельцев свободных складов – в части возможности предоставления тарифных льгот в рамках специальных инвестиционных контрактов

Утвержден Порядок признания целевого использования условно выпущенных товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в рамках реализации специальных инвестиционных контрактов (Совместный приказ МСХ РК и МИР РК по согласованию с МФ РК от 23 и 24 февраля 2017 года соответственно).

Кроме того, утвержден Порядок идентификации иностранных товаров в продуктах переработки, помещенных под таможенные процедуры СТЗ и Свободного склада при выпуске в свободное обращение (Приказ МФ РК от 15 февраля 2017 года №104).

·        Как мы знаем, в период с 10 июня по 10 сентября 2017 года на территории г.Астана пройдет Международная выставка «АСТАНА – ЭКСПО 2017».

В рамках подготовки к этому масштабному мероприятию проведена следующая работа:

1.          товары будут помещаться под Специальную таможенную процедуру без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер нетарифного регулирования

2.          разработан проект постановления Правительства в части использования транспортных (коммерческих) документов с предоставлением Перечня в качестве декларации на товары

3.          Международная торговая палата (г. Париж) информировала все государства-участники Конвенции Carnet ATA о том, что Казахстан с 1 апреля 2017 года становится 77-м и полноправным участником Конвенции о Временном ввозе. Книжка Карнет АТА позволяет:

·     освобождает от сбора документов для оформления грузов

·     заменяет таможенную декларацию

·     дает возможность посещать неограниченное количество раз страны Конвенции в течение всего срока действия документа (1 года)

·     Одним из концептуальных предложений Казахстана является максимальная унификация таможенного транзита. 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СИСТЕМУ УПЛАТЫ ТПИН ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

И в заключении хотелось осветить меры, принятые по  совершенствованию системы уплаты таможенных пошлин и налогов посредством информационных технологий.

В данном направлении в статью 138 ТК РК внесено дополнение, что подтверждением уплаты ТПиН также являются «сведения и информация, переданная банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, через платежный шлюз "электронного правительства» об уплаченных суммах таможенных пошлин и налогов».

При этом, электронный чек, формируемый в системе «Электронного правительства», чек электронного терминала, квитанция кассы банка 2 уровня представляются только в случае отсутствия у таможенных органов сведений, переданной банками через ПШЭП об уплаченных суммах ТПиН.

Помимо этого, между Комитетом, МИК РК, АО «НИТ», банками второго уровня заключен Договор о взаимодействии по передаче информации по принятым платежам в бюджет в ИС КГД с использованием ПШЭП.

Справочно:

Из 33 Банков заключены с 25 Банками.

По состоянию на 24.04.2017 года к системе онлайн платежей из 33 Банков:

1) подключено - 25 Банков (АО «Казпочта», АО «Народный банк», АО «ЭкспоКредит», АО  «Исламский Банк Al-Hilal», АО «Банк Kassa Nova», АО «Шинхан Банк», АО «Delta Bank», АО «Qazaq Banki», АО «АТФ Банк», АО «Банк ВТБ», АО «RBK Банк», АО «Эксимбанк Казахстан», АО «ForteBank», АО «Евразийский Банк». АО «КАЗКОММЕРЦБАНК», АО «Цеснабанк», АО «Нурбанк», АО «АзияКредитБанк», АО «АлтынБанк», АО «КаспийБанк», АО «ДБ Банк Китая в Казахстане», АО «Ситибанк Казахстан», АО «Хоум Кредит Банк», АО «Торгово-промышленный Банк Китая в г. Алматы», АО «Банк ЦентрКредит»)

___________________________

 

  • 5060
  • 0
  • 29 мая 2017

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.