Учредители доверительного управления -госучреждения- доверительный управляющий должен заполнять отдельные приложения к декларации по КПН?

Вопрос

ВОПРОС:
В соответствии с пп. 1) и  пп.2) п.1 ст.40 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства по корпоративному и индивидуальному подоходным налогам (далее КПН, ИПН) по деятельности по доверительному управлению осуществляется:

1) учредителем доверительного управления по договору доверительного управления имуществом (далее – ДДУ), акту об учреждении доверительного управления имуществом или выгодоприобретателем в иных случаях возникновения доверительного управления имуществом  по:

переданным в доверительное управление доле участия и (или) акциям;

имуществу, переданному в доверительное управление по акту об учреждении доверительного управления имуществом;

доходу, полученному юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем от банка второго уровня по доверительным операциям;

составлению и представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции», если учредитель доверительного управления является физическим лицом, на которого возложена такая обязанность.

Для целей Налогового кодекса под актом об учреждении доверительного управления имуществом понимается документ, который служит основанием возникновения доверительного управления имуществом, по которому доверительными управляющим является физическое лицо-нерезидент или юридическое лицо-нерезидент, не осуществляющее деятельность в Республике Казахстан;

2) доверительным управляющим – в иных случаях.

 

Учитывая норму  п.1 ст.222 Налогового кодекса, в соответствии с которой государственные учреждения не являются плательщиками КПН, но при этом у доверительного управляющего согласно п.1 ст.42 в целях исполнения налогового обязательства по КПН по договору доверительного управления присутствует обязанность ведения раздельного учета, возникает вопрос правомерности определения КПН по каждому договору доверительного управления с государственными учреждениями.

В рассматриваемой ситуации возникают следующие вопросы:

1. Следует ли, что в случаях, когда учредителями доверительного управления выступают государственные учреждения, доверительный управляющий обязан определять налоговое обязательство по КПН отдельно по каждому такому договору и заполнять отдельные приложения к декларации по КПН?

 

 

2. Так как государственные учреждения не являются плательщиками КПН, может ли доверительный управляющий в целях исчисления КПН принимать доходы/расходы как собственные без выделения в отдельную категорию?

 



ОТВЕТ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), для целей Налогового кодекса под налоговым обязательством по деятельности по доверительному управлению понимается налоговое обязательство, возникающее в результате учреждения доверительного управления имуществом, в процессе его осуществления и (или) прекращения.

            Исполнение налогового обязательства по корпоративному и индивидуальному подоходным налогам по деятельности по доверительному управлению осуществляется:

            1) учредителем доверительного управления по договору доверительного управления имуществом, акту об учреждении доверительного управления имуществом или выгодоприобретателем в иных случаях возникновения доверительного управления имуществом (далее по тексту Налогового кодекса - учредитель доверительного управления) по:

            переданным в доверительное управление доле участия и (или) акциям;

             имуществу, переданному в доверительное управление по акту об учреждении доверительного управления имуществом;

            доходу, полученному юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем от банка второго уровня по доверительным операциям;

            составлению и представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции», если учредитель доверительного управления является физическим лицом, на которого возложена такая обязанность.

            Для целей Настоящего кодекса под актом об учреждении доверительного управления имуществом понимается документ, который служит основанием возникновения доверительного управления имуществом, по которому доверительными управляющим является физическое лицо- нерезидент или юридическое лицо-нерезидент, не осуществляющее деятельность в Республике Казахстан;

2) доверительным управляющим - в иных случаях. При этом налоговое обязательство по доходу, полученному физическим лицом, кроме индивидуального предпринимателя, и юридическим лицом - нерезидентом, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения, от доверительных операций, осуществляемых банком второго уровня, являющимся налоговым агентом, исполняется таким банком второго уровня в виде исполнения обязанностей налогового агента.

            Согласно пункту 1 статьи 42 Налогового кодекса, для целей Налогового кодекса под доходами, затратами и имуществом от доверительного управления имуществом понимаются возникающие в процессе осуществления доверительным управляющим обязанностей по доверительному управлению имуществом от своего имени и в интересах учредителя доверительного управления, соответственно:

            подлежащие получению (полученные) доходы;

            подлежащие выплате (произведенные) затраты, возмещение которых предусмотрено договором доверительного управления имуществом, актом об учреждении доверительного управления имуществом или в иных случаях возникновения доверительного управления имуществом, в том числе вознаграждение;

            имущество, приобретенное и (или) полученное доверительным управляющим в процессе осуществления обязанностей по доверительному управлению имуществом от своего имени и в интересах учредителя доверительного управления.

            Пунктом 2 статьи 42 Налогового кодекса предусмотрено, что доверительный управляющий в целях исполнения налогового обязательства по корпоративному и индивидуальному подоходным налогам по деятельности по договору доверительного управления обязан вести раздельный учет в соответствии со статьями 194 и 195 Налогового кодекса.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Налогового кодекса, в случае, когда исполнение налогового обязательства по корпоративному и индивидуальному подоходным налогам по деятельности по доверительному управлению в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса осуществляется доверительным управляющим, доходы, затраты и имущество от доверительного управления имуществом являются для целей налогового учета доходами, затратами и имуществом доверительного управляющего.

            Вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления или в иных случаях возникновения доверительного управления имуществом, включается в совокупный годовой доход доверительного управляющего, учитываемый раздельно от доходов от доверительного управления имуществом.

            Доверительный управляющий при определении объекта обложения по деятельности по доверительному управлению относит на вычеты сумму вознаграждения, включенную в его совокупный годовой доход, учитываемый раздельно от доходов от доверительного управления имуществом.

            Согласно пункту 2 статьи 43 Налогового кодекса доверительный управляющий составляет и представляет единую декларацию по корпоративному подоходному налогу в целом по всей деятельности, включая деятельность, осуществляемую в интересах учредителя доверительного управления, и приложения к декларации - по деятельности по доверительному управлению отдельно по каждому договору доверительного управления имуществом или иному случаю возникновения доверительного управления имуществом и прочей деятельности.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 194 Налогового кодекса раздельным налоговым учетом является налоговый учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, для целей исчисления налоговых обязательств по определенным видам налогов отдельно по выделяемым категориям, для которых Налоговым кодексом предусмотрены условия налогообложения иные, чем общеустановленные, к которым в том числе относится договор доверительного управления или иной случай возникновения доверительного управления.

            К иным условиям налогообложения, чем общеустановленные условия налогообложения, также относятся уменьшение суммы налога, освобождение от обложения налогом, применение специального налогового режима.

            Налогоплательщик (налоговый агент) не вправе объединять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по выделяемым категориям, для которых Налоговым кодексом установлены требования по ведению раздельного налогового учета.

            На основании вышеизложенного, исполнение налогового обязательства по корпоративному подоходному налогу по деятельности по доверительному управлению осуществляется доверительным управляющим, который, в свою очередь, составляет и представляет единую декларацию по корпоративному подоходному налогу в целом по всей деятельности, включая деятельность, осуществляемую в интересах учредителя доверительного управления, и приложения к декларации - по деятельности по доверительному управлению отдельно по каждому договору доверительного управления и по своей деятельности.

            Относительно вопроса выделения доверительным управляющим в отдельную категорию доходов и расходов, следует отметить, что, доходы, затраты и имущество от доверительного управления имуществом являются для целей налогового учета доходами, затратами и имуществом доверительного управляющего. При этом деятельность доверительного управляющего по доверительному управлению в целях исчисления налоговых обязательств является отдельно выделяемой категорией, по которой ведется раздельный налоговый учет в соответствии со статьями 194 и 195 Налогового кодекса.




Письмо КГД МФ РК


  • 28155
  • 0
  • 5 апреля 2018

Ответы на вопрос (0)

Для получения доступа материалу Вы можете оформить подписку на доступ к ресурсам портала или купить этот материал.

Оформить подписку на доступ к сайту


Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.