О предоставлении прав на участок для эксплуатации и содержания здания физическим и негосударственным юридическим лицам?

Вопрос


 Уважаемый Министр! Согласно пп.5) п.1 ст. 48 Земельного кодекса РК, предоставление земельных участков или права аренды земельных участков физическим и юридическим лицам подпадает под исключение, т.е. для эксплуатации и содержания зданий (строений, сооружений), принадлежащих им на праве собственности предусмотрено предоставление земельного участка без проведения аукциона.

 При этом, согласно п.3 ст. 52 Земельного кодекса РК, отчуждение права временного землепользования на земельный участок не допускается без соответствующего отчуждения недвижимости, а равно отчуждение недвижимости не возможно без земли.

 Однако у контролирующих органов сложилось мнение, что земельный участок для обслуживания и эксплуатации здания должен быть только в частной собственности в соответствии с п. 1 ст. 52 Земельного кодекса РК. Ведь согласно указанной нормы, право собственности на здания (строения, сооружения) влечет за собой в установленном законодательством порядке право собственности на земельный участок, который занят указанными зданиями (строениями, сооружениями), кроме случаев, предусмотренных Земельным кодексом РК.

 Контролирующим органом утверждается, что по итогам проведенных отделом финансов акимата города торгов по реализации овощехранилища, земельный участок для его обслуживания должен быть оформлен только в частную собственность.

 Отметим, что на момент реализации овощехранилища, отделу финансов акимата города участок был предоставлен в постоянное землепользование. Соответственно победитель торгов, в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РК должен переоформить право постоянного землепользования. Земельный кодекс РК позволяет испросить не только право частной собственности, но и право землепользования.

 Так согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РК, при отчуждении земельного участка, находящегося в собственности или землепользовании, в связи с отчуждением зданий (строений, сооружений) лицу, которому отчуждаемое право на земельный участок не может принадлежать, оно должно быть переоформлено приобретателями в право, которое в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан может принадлежать такому лицу. Из буквального толкования данной нормы очевидно, что земля, занятая зданиями может быть не только в собственности, но и в землепользовании.

 На основании изложенного, прошу пояснить, какое право должны испрашивать и необходимо предоставлять на участок для эксплуатации и содержания здания физическим и негосударственным юридическим лицам?

  • 5478
  • 0
  • 13 июля 2022

Ответы на вопрос (1)

КАРАШУКЕЕВ Е.Ш. Министр сельского хозяйства РК


 Ответ на вопрос от 27 июня 2022 года № 745362

 Карашукеев Е.Ш. 07.07.2022, 10:00


 Здравствуйте, благодарим Вас за обращение.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) право собственности на здания (строения, сооружения) влечет за собой в установленном законодательством порядке право собственности на земельный участок, который занят указанными зданиями (строениями, сооружениями), кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

 Указанные права неотделимы друг от друга.

 Согласно подпункта 5 пункта 1 статьи 48 Земельного кодекса Республики Казахстан земельные участки физическим и юридическим лицам для эксплуатации и содержания зданий (строений, сооружений), принадлежащих им на праве собственности и (или) иных вещных прав, в том числе для расширения и реконструкции зданий (строений, сооружений) на прилегающей территории в соответствии с архитектурно-градостроительной и (или) строительной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности предоставляются без проведения торгов (аукционов, конкурсов).

 Кроме того, согласно пункта 2 статьи 43 Кодекса предоставление земельных участков в собственность или землепользование осуществляется местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимами городов районного значения, поселков, сел, сельских округов в пределах их компетенции.

 Физические и юридические лица, заинтересованные в предоставлении им прав собственности и (или) землепользования на земельные участки, подают заявление в местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акиму города районного значения, поселка, села, сельского округа по месту нахождения земельного участка (пункт 3 статьи 43 Кодекса).

 То есть, согласно вышеуказанным нормам Вы имеете право оформить земельный участок как на право частной собственности, так и на право временного возмездного землепользования.

 В соответствии со статьей 91 Административного процедурно-процессуального Кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI участник административной процедуры вправе обжаловать административный акт, административное действие (бездействие), не связанное с принятием административного акта, в административном (досудебном) порядке.

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.