Повышении заработной платы административно-управленческому персоналу

Вопрос


 В настоящее время роль финансового работника трудно переоценить, так как экономическая роль финансов в современном мире является определяющей в процессах развития общества. Поэтому обращаемся к Вам коллектив централизованной бухгалтерии ГУ «Отдел образования Денисовского района» Управления образования акимата Костанайской области», и просим Вас помочь добиться справедливости в вопросе повышения заработной платы работников бухгалтерии сферы образования.

 В 2019 году минимальная заработная плата выросла в 2 раза; пособия нового формата получают социально – незащищенные слои населения, малообеспеченные и многодетные семьи.

 В 2020 году Президентом страны подписан закон «О статусе педагога», много положительных изменений в этом законодательном акте касаются педагогических работников, что очень радует. Достойная заработная плата порождает естественное желание работать лучше.

 Также с 2021 года для обеспечения качественных социальных услуг уязвимому слою населения, формирования качественных кадров и достойной оплаты их труда, повышение престижа профессии работников социальных служб для повышения их статуса Министерством предусматривается поэтапное повышение заработной платы управленческому и основному персоналам, работающих в организациях социальной защиты по аналогии повышения заработной платы педагогов.

 С 1 июля 2021 года в разы выросла заработная плата государственных служащих. Статус педагогов, медицинских работников, военнослужащих, полицейских поднимают путем увеличения оплаты труда, но чувство несправедливости порождает вопрос – что не так с бухгалтерами?

 Мы и не профессионалы, и не госслужащие, и не относимся к социально – незащищенным слоям?! 

 Почему работники бухгалтерии в образовании остались с мизерной заработной платой?

 Почему бухгалтеры являются административным, а не основным персоналом в образовании?

 В настоящее время бухгалтер должен знать и свободно ориентироваться в большом количестве законодательных актов, т.е. быть не только счетным работником, но и экономистом, юристом, госзакупщиком, программистом, а это по сути другие профессии и специальности. Иметь квалификацию бухгалтера в образовании равносильно тому, что иметь квалификацию профессионального бухгалтера, так как практически все сферы хозяйственной деятельности присутствуют в работе бухгалтера в образовании. Если учителя проходят курсы повышения квалификации и получают категории, соответственно и повышенные оклады, то бухгалтеры не имеют этого права, при том, что должны ежегодно прослушивать курсы не менее 40 часов. У бухгалтера тоже, есть возможность повысить квалификацию, но даже наличие сертификата «Профессиональный бухгалтер» не дает никакого права повышения заработной платы, так возникает закономерный вопрос – есть ли смысл его получать? Мало того, что должность бухгалтера убрали из блока основного персонала, то эту должность уравняли с завхозами школ, делопроизводителями, секретарями, прошу заметить, что квалификационные характеристики данных должностей не предусматривают наличие специального образования, в отличии от бухгалтера.

 Ну, а если сравнить какую ответственность (административную и уголовную) по долгу службы несут бухгалтеры и к примеру секретари, то разница очевидна. К примеру, даже должность лаборанта включена в реестре в блок «Основной персонал», что дает также им право получать и защищать категории и получать повышенную заработную плату. Лаборанты в медицине, конечно же, должны быть приравнены к медицинским работникам в силу характера их обязанностей, функции лаборанта в образовании (в частности сельских школах) по сравнению с бухгалтером слишком преувеличены и необоснованно приравнены к педагогическим работникам, особенно в сельской местности.

 Приказом Министра образования Республики Казахстан № 123 от 29.01.2016г. утвержден реестр должностей гражданских служащих в сфере образования и науки. И время показало, что при разработке реестра работников сферы образования допущена вопиющая несправедливость по отношение финансовым работникам. Выдержки из реестра Звено Ступень Наименование должностей Оклад по стажу от 7 лет.

 А-2 3 Заместитель руководителя по АХЧ ГУ и ГКП районного (городского) значения 88 839

 А-2 3 Главный бухгалтер ГУ и ГКП районного (городского) значения 88 839

 А-2 3-1 Главный бухгалтер централизованной бухгалтерии районного (городского), города областного значения 85 123 

Главный экономист ГУ и ГКП районного (городского), города областного значения Нет в реестре

 А-2 4 Главный экономист централизованной бухгалтерии районного (городского), города областного значения 83 176 С 2 Специалисты высшего уровня квалификации:

 … бухгалтер. 78 398 С 3 Специалисты среднего уровня квалификации:

 … бухгалтер, завхоз, делопроизводитель… 

46012 В-3 1 Специалисты высшего уровня квалификации высшей категории:

 … Лаборант… 78 221 Как мы видим, что должность заместителя руководителя по АХЧ ГУ, которая по сути своей завхоз школы, на ступень выше главного бухгалтера ГУ и на 2 ступени выше главного бухгалтера централизованной бухгалтерии отдела образования, и на 1 ступень выше главного экономиста централизованной бухгалтерии отдела образования.

 И если, должность главного бухгалтера ГУ районного значения хотя бы присутствует, то должность главного экономиста ГУ районного значения вообще отсутствует.

 Должностные обязанности и квалификационные требования главного бухгалтера и главного экономиста централизованной бухгалтерии отдела образования не отличаются от квалификационных требований главного бухгалтера и главного экономиста ГУ районного значения, так почему эти должности принижены, а должность главного экономиста в ГУ районного значения вообще отсутствует?

 Как показала практика аудита и финансового контроля на местах, ревизоры обращают особое внимание на наличие специального диплома у бухгалтеров и если бухгалтер не имеет диплома, то он соответственно и не имеет права работать на этой должности. При этом, по роду деятельности для бухгалтера уголовная и административная ответственность предусмотрена в несколько раз чаще.

 Квалификационные требования бухгалтера и завхоза вообще несопоставимы, работать завхозом или делопроизводителем можно работать и без наличия специального образования, чего не скажешь о бухгалтере, так почему эти должности соседствуют в реестре? Если до 2016 года, должность бухгалтера была отнесена к категориям G-10, G-12, что на 1 категорию ниже, чем категория учителей (G-9, G-11 соответственно), то сейчас должность бухгалтера отнесена к блоку административного персонала категории С-2, С-3, наравне с завхозами, секретарями и т.д.! Считаем это несправедливым принижением труда бухгалтера и унижением человеческого достоинства!

 Районные отделы образования как правило имеют 3 структурных подразделения: аппарат государственных служащих, методический кабинет и централизованная бухгалтерия.

 Штатное расписание централизованной бухгалтерии отдела образования содержит следующие должности: главный бухгалтер, главный экономист, бухгалтер, инженер по строительству, юрист. В соответствии с Трудовым Кодексом Республики Казахстан от 15 мая 2007 года и Законом Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" от 23 января 2001 года педагогические работники, в том числе и методисты отделов образования, получают повышенную заработную плату на 25 % за проживание в сельской местности, но эта мера не касается работников бухгалтерии в Костанайской, Атырауской, Актюбинской, Павлодарской областях. В других регионах нашей страны (Карагандинская, Восточно-Казахстанаская, Алматинская области), данные специалисты включены в перечень должностей, работающих в сельской местности. 

 Согласно пункту 2 статьи 238 Трудового кодекса специалистам в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры, спорта, и ветеринарии, являющимся гражданскими служащими и работающим в сельской местности, по решению местных представительных органов за счет бюджетных средств устанавливаются повышенные не менее чем на двадцать пять процентов должностные оклады и тарифные ставки по сравнению с окладами и ставками гражданских служащих, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях, если иное не установлено законами Республики Казахстан При этом согласно пункту 3 статьи 238 Трудового кодекса перечень должностей специалистов в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры, спорта и ветеринарии, являющихся гражданскими служащими и работающих в сельской местности, определяется местным исполнительным органом по согласованию с местным представительным органом (Постановление акимата города Семей Восточно-Казахстанской области от 13 мая 2016 года № 767.

 Зарегистрировано Департаментом юстиции Восточно-Казахстанской области 13 июля 2016 года № 4602., Постановление акимата Осакаровского района Карагандинской области от 28 февраля 2020 года № 11/01.

 Зарегистрировано Департаментом юстиции Карагандинской области 4 марта 2020 года № 5731., Постановление акимата Алматинской области от 21 мая 2019 года № 197.

 Зарегистрировано Департаментом юстиции Алматинской области 27 мая 2019 года № 5142). Как видим и здесь мы оказались не специалистами, как может закон республики исполнятся только в нескольких областях?

 В настоящее время в образовании происходят реформы колоссальные по своим масштабам. Финансовая служба играет при этом огромнейшую роль, но наша работа остается незамеченной и неоцененной. В бюджете районов доля расходов на образование составляет порядка 60-70% от общего объема, финансовые работники учреждения образования ежемесячно (в рамках своего бюджета) проводят операции на сумму приблизительную 180-200 миллионам тенге и включают в себя планирование, начисление, учет, банковские операции, государственные закупки, решение текущих вопросов, связанных с трудовой деятельностью работников подведомственных учреждений. В нашем учреждении учет автоматизирован посредством программных продуктов «1: С бухгалтерия», и «Финансирование и тарификация Парус», но из – за огромного количества трансфертов и доплат педработникам начисление заработной платы и прочие вычисления производиться вручную, так как программные продукты не могут заменить человеческий интеллект. 

 На одном из ВКС с представителями Министерства образования, прозвучал вопрос о повышении зарплаты бухгалтерам, на него был получен такой ответ: «…переводите учет в автоматизированный (облачный) режим, и вы не будете зависеть от финансистов…»! После чего мы поняли, что в Министерстве плохо представляют себе роль и задачи финансовых работников, напрашивается очень логичный вопрос, а кто будет этот «облачный» учет вести, директор школы, или руководитель управления?

 Давайте представим, что бухгалтерская служба недовольная объёмом работы, неудовлетворенная низкой зарплатой, не имеющая возможности получить премию к празднику, просто не выйдет на работу или не проведет всего 3 вида платежей (за тепло, электроэнергию и заработную плату), то какая «катастрофа» произойдет в школах? Определенно это породит социальный взрыв, и бухгалтеры, не имея никакого стимула работать, имея только чувство ответственности идут и выполняют все, что требуется от них. Для сравнения: Согласно нового реестра оклад уборщика в соцсфере 79902 тенге и оклад бухгалтера в образовании 78 398 тенге. Разница между бухгалтером и уборщиком очевидна! Получается все профессии важны, все профессии нужны, не касается это только бухгалтеров. И этот факт порождает недовольство, чувство обделенности и несправедливости. Нас не включают в государственную службу! 

 Мы не специалисты?

 Или не живем в сельской местности?

 Почему такие не равные условия?

 Почему бухгалтеров в сфере образования вычеркнули из списка престижных профессий?

 Почему уборщики получат заработную плату за свой труд больше, чем бухгалтер? И нет ответов на эти вопросы… Поэтому просим Вас:

 1. Внести предложение в Правительство РК о повышении заработной платы бухгалтерам, экономистам, инженерам и юристам в сфере образования, путем изменения категорий реестра и вывести данные должности из категории обслуживающего персонала.

 2. Поднять вопрос о единой методике разработки постановлений местных исполнительных органов «Об определении перечня должностей специалистов в области образования и культуры, являющихся гражданскими служащими и работающих в сельской местности». Зарипова Г.А Томашова С.А Иржанов М.С Анацкая В.А Нагорная Э.А Нургалиева Т.И Дуйсенбаева Д.Ж Бекмурзина Г.А

  • 8613
  • 0
  • 13 июля 2022

Ответы на вопрос (1)

ЖАМАУБАЕВ Е.К. Министр финансов РК


 Ответ на вопрос от 30 июня 2022 года № 745988

 

 Жамаубаев Е.К. 11.07.2022, 05:48


 Добрый день! Оплата труда гражданских служащих и работников государственных учреждений и казенных предприятий, в том числе бухгалтеров, экономистов, инженеров и юристов в сфере образования, регламентируется постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года №1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» (далее – постановление №1193).

 В соответствии с данным постановлением, уполномоченными органами соответствующих сфер деятельности по согласованию с уполномоченным государственным органом по труду утверждаются реестры должностей гражданских служащих по соответствующим сферам деятельности, с учетом которых путем применения коэффициентов для исчисления должностных окладов определяется размер должностного оклада работника.

 Согласно Реестру должностей гражданских служащих в сфере образования и науки (приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 января 2016 года №123), должности «бухгалтер», «экономист», «инженер» и «юрист» организаций образования относятся к административному персоналу.

 Вместе с тем, вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы находятся на постоянном контроле у Главы государства и Правительства Республики Казахстан. В реализацию поручения Главы государства о повышении заработной платы для отдельных категорий гражданских служащих ежегодно в 2022 по 2025 годах на 20%, озвученного в Послании Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны», постановлением №1193 предусмотрено применение коэффициентов при определении должностных окладов гражданских служащих и работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий:

 с 1 января 2022 года в размере 1,23;

 с 1 января 2023 года в размере 1,45;

 с 1 января 2024 года в размере 1,71;

 с 1 января 2025 года в размере 2,0.

 Вопрос повышения заработной платы бухгалтерам, экономистам, инженерам и юристам в сфере образования путем изменения квалификационных категорий по Реестру должностей гражданских служащих в сфере образования и науки требует комплексного рассмотрения Министерством просвещения Республики Казахстан (далее – МОН РК), как уполномоченным органом в области образования, совместно с Министерством труда и социальной защиты населения, как уполномоченным органом по труду, в рамках дальнейшего совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих и трудового законодательства с учетом экономической ситуации в стране и возможностей доходной части бюджета.

 Необходимо отметить, что вопрос принятия единой методики разработки постановлений местных исполнительных органов «Об определении перечня должностей специалистов в области образования и культуры, являющихся гражданскими служащими и работающими в сельской местности» не входит в компетенцию Министерства финансов и требует проработки МОН РК совместно с заинтересованными центральными государственными органами и местными исполнительными органами.





Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.