Право на использование объектов интеллектуальной собственности

Номер обращения 714948 от 16.11.2021

Вопрос


Наша компания ТОО, общеустановленный режим налогообложения, плательщик НДС.
Компания приобретает у резидента Ирландии, а именно у компании Microsoft облачные решения - право на использование объектов интеллектуальной собственности.
В дальнейшем ТОО реализует услуги как на территории РК, так и нерезидентам в страны ЕАЭС и Монголию.
Какие налоговые обязательства возникают у ТОО в части НДС и КПН:
1. При приобретении данных услуг?
2. при реализации в страны ЕАЭС?
3. при реализации в другие страны?
  • 16434
  • 0
  • 6 декабря 2021

Ответы на вопрос (1)

Блог Председателя Комитета государственных доходов МФ РК


Здравствуйте ! В рассматриваемом случае не ясны предмет и условия договора, которые влекут возникновение налогового обязательства, что является существенным для определения порядка налогообложения.
При этом, возникновение того или иного юридического факта зависит от условий гражданско-правовых сделок, финансовых взаимоотношений между участниками сделок.
Вместе с тем, представляем общеустановленный порядок налогообложения по интересующим Вас вопросам.

Относительно налогообложения доходов нерезидента По вопросу КПН у источника Так, согласно подпункту 13) пункта 1 статьи 644 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года №121-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) доходом нерезидента из источников в Республике Казахстан признается, в том числе доход в виде роялти.
В соответствии с подпунктом 52) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса роялти – платеж за:

  • право пользования недрами в процессе добычи полезных ископаемых и переработки техногенных образований;
  • использование или право использования авторских прав, в том числе и на программное обеспечение, чертежи и модели, за исключением полной или частичной реализации имущественных (исключительных) прав на объект интеллектуальной собственности;
  • использование или право на использование патентов, товарных знаков или других подобных видов прав;
  • использование или право пользования промышленного оборудования, в том числе морских судов, арендуемых по договорам бербоут-чартера или димайз-чартера, и воздушных судов, арендуемых по договорам димайз-чартера, а также торгового или научно-исследовательского оборудования;
  • использование «ноу-хау»;
  • использование или право использования кинофильмов, видеофильмов, звукозаписи или иных средств записи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 645 Налогового кодекса доходы из источников в Республике Казахстан юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан, облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов.
При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 646 Налогового кодекса, к сумме доходов, указанных в статье 644 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 9 данной статьи.
Исчисление и удержание корпоративного подоходного налога по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом:
1) не позднее дня выплаты доходов нерезиденту – по начисленным и выплаченным доходам;
2) не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 315 Налогового кодекса для представления декларации по корпоративному подоходному налогу, – по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты.

Таким образом, в соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса, доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан в виде роялти подлежат налогообложению у источников выплаты по ставке 15 процентов.
В соответствии с пунктом 6 статье 645 Налогового кодекса обязанность и ответственность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет корпоративного подоходного налога у источника выплаты возлагаются на следующих лиц, выплачивающих доход нерезиденту и признанных налоговыми агентами.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 647 Налогового кодекса, корпоративный подоходный налог у источника выплаты, удерживаемый с доходов нерезидента, подлежит перечислению налоговым агентом в бюджет:
1) по начисленным и выплаченным суммам дохода, кроме случая, указанного в подпункте 3) настоящего пункта, – не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором производилась выплата дохода, по рыночному курсу обмена валюты, определенному в последний рабочий день, предшествующий дате выплаты дохода;
2) по начисленным, но невыплаченным суммам дохода при отнесении их на вычеты – не позднее десяти календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу, по рыночному курсу обмена валюты, определенному в последний рабочий день, предшествующий последнему дню налогового периода, установленного статьей 314 настоящего Кодекса, в декларации по корпоративному подоходному налогу, за который доходы нерезидента отнесены на вычеты.

Положение настоящего подпункта не распространяется на вознаграждения по долговым ценным бумагам и депозитам, сроки погашения которых наступают по истечении десяти календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу.
В таком случае применяются положения подпункта 1) пункта 1 настоящей статьи. При этом, статьёй 648 Налогового кодекса определено, что налоговый агент обязан представлять в налоговый орган по месту своего нахождения расчет по корпоративному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента (ФНО 101.04), в следующие сроки:
1) за первый, второй и третий кварталы – не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором произведена выплата дохода нерезиденту;
2) за четвертый квартал – не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, установленным статьей 314 настоящего Кодекса, в котором произведена выплата дохода нерезиденту и (или) за который начисленный, но невыплаченный доход нерезидента отнесен на вычеты.
Вместе с тем, пунктом 5 статьи 2 Налогового кодекса предусмотрено, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора.
Так, между Правительством Республики Казахстан и Правительством Ирландии заключена Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и Протокол к ней, совершенные в Астане 26 апреля 2017 года (далее – Конвенция).
В соответствии со статьей 12 Соглашения роялти, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые фактическому владельцу, который является резидентом другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве.
Однако такие роялти также могут облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Договаривающегося Государства, но если фактический владелец роялти является резидентом другого Договаривающегося Государства, то налог, взимаемый таким образом, не должен превышать 10 процентов от общей суммы роялти.
Термин "роялти" при использовании в данной статье означает платежи любого вида, получаемые в качестве вознаграждения за использование или предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или научные работы, включая кинематографические фильмы и записи на ленте или других носителях, используемые для радио или телевизионного вещания или других средств воспроизводства или передачи, любой патент, торговую марку, дизайн или модель, план, секретную формулу или процесс, или за информацию, касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта, и платежи за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования.

Так, согласно пункту 1 статьи 667 Налогового кодекса следует, что если иное не установлено международным договором, при выплате доходов нерезиденту в виде дивидендов, вознаграждений и (или) роялти или при отнесении невыплаченных доходов нерезидента в виде вознаграждений и (или) роялти на вычеты налоговый агент вправе самостоятельно применить освобождение от налогообложения или сниженную ставку налога, предусмотренную международным договором, при соблюдении следующих условий:
1) нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода;
2) налоговому агенту в срок, установленный пунктом 4 статьи 666 Налогового кодекса, представлен документ, подтверждающий резидентство нерезидента.

При этом, в целях раздела 19 Налогового кодекса под окончательным (фактическим) получателем (владельцем) доходов следует понимать лицо, которое имеет право владения, пользования, распоряжения доходами и не является посредником в отношении такого дохода, в том числе агентом, номинальным держателем.
Таким образом, при выплате доходов нерезиденту в виде роялти налоговый агент вправе самостоятельно применить сниженную ставку налога, предусмотренную международным договором при условии, если нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода и налоговому агенту в срок, установленный пунктом 4 статьи 666 Налогового кодекса, представлен документ, подтверждающий резидентство нерезидента, соответствующий требованиям статьи 675 Налогового кодекса.

Вместе с тем, так как с 1 октября 2020 года в Республике Казахстан вступила в силу Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – Многосторонняя конвенция), при определении налогооблагаемой базы применяются положения Налоговой конвенции с учетом положений Многосторонней конвенции.
Так, основываясь на положениях Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, в частности, статье 31 данной Конвенции, любой международный документ должен трактоваться на основе целей и задач, описанных в преамбуле данного международного договора.
При этом новая преамбула, которая вводится во все заключенные Республикой Казахстан налоговые соглашения, гласит: «Намереваясь устранить двойное налогообложение в отношении налогов, на которые распространяется настоящее соглашение, не создавая возможности для неналогообложения или пониженного налогообложения посредством избежания или уклонения от уплаты налогов (в том числе через использование резидентами третьих юрисдикций преимуществ соглашений, нацеленных на получение льгот, предусмотренных таким соглашением)». Более того, положениями преамбулы самой Многосторонней конвенции продиктовано: «…Признавая, что правительства несут значительные потери бюджета в части налога на прибыль организаций из-за агрессивного международного налогового планирования, в результате которых прибыль искусственно выводится на территории, где она не облагается налогом или облагается по пониженной ставке;…Признавая важность обеспечения того, чтобы прибыль облагалась налогом по месту ведения основной экономической деятельности, в результате которой формируется прибыль и создается стоимость…».
Также, в соответствии пунктом 1 статьи 7 Многосторонней конвенции предусмотрено, что независимо от любых положений налогового соглашения, льгота в соответствии с налоговым соглашением не предоставляется в отношении вида дохода или капитала, если, принимая во внимание все соответствующие факты и обстоятельства, есть основания полагать, что получение такой льготы было одной из основных целей какого-либо соглашения или сделки, которые прямо или косвенно привели к этой льготе, если только не было установлено, что предоставление такой льготы в этих обстоятельствах будет соответствовать целям и задачам соответствующих положений налоговых соглашений (далее – Тест на основную цель).
Исходя из положений Венской конвенции, преамбулы Многосторонней конвенции и преамбулы Конвенции, с учетом изменений, внесенных Многосторонней конвенцией, следует, что если доход резидента иностранного государства не подлежит в данном государстве включению в налогооблагаемый доход данного нерезидента либо подлежит обложению налогом с правом на исключение такого дохода из налогооблагаемого дохода и (или) уменьшение (корректировка) налогооблагаемого дохода на сумму такого дохода, то существует большая вероятность, что одной из целей транзакции такому нерезиденту было получение льготы, предусмотренной налоговым соглашением.
Таким образом, в случае если при проведении Теста на основную цель будет установлено, что одной из целей выплаты нерезиденту дохода в виде роялти является получение льготы, предусмотренной Конвенцией, налоговый агент при выплате такого дохода не вправе применять пониженную ставку корпоративного подоходного налога, предусмотренную Конвенцией.
По вопросу НДС за нерезидента В соответствии с пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса если иное не предусмотрено пунктом 2 данной статьи, выполненные работы, оказанные услуги нерезидентом на возмездной основе, местом реализации которых признается Республика Казахстан, при приобретении их плательщиком налога на добавленную стоимость являются оборотом такого плательщика налога на добавленную стоимость по приобретению работ, услуг от нерезидента, который подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом.
При этом, место реализации услуг, работ определяется согласно статье 378 Налогового кодекса. Из подпункта 4) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается Республика Казахстан, если покупатель работ, услуг осуществляет предпринимательскую или любую другую деятельность на территории Республики Казахстан.
В целях настоящего подпункта местом осуществления предпринимательской или другой деятельности покупателя работ, услуг признается территория Республики Казахстан в случае присутствия покупателя работ, услуг на территории Республики Казахстан на основе государственной (учетной) регистрации в регистрирующем органе или на основе постановки на регистрационный учет в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае, если покупателем работ, услуг является нерезидент, а получателем является его структурное подразделение, учетная регистрация которых произведена в регистрирующем органе, то местом реализации работ, услуг признается Республика Казахстан.

Положения настоящего подпункта применяются, в том числе в отношении следующих работ, услуг:
  • передача прав на использование объектов интеллектуальной собственности;
  • по техническому обслуживанию и обновлению программного обеспечения;
  • предоставление доступа к интернет-ресурсам;
  • консультационные, аудиторские, инжиниринговые, дизайнерские, маркетинговые, юридические, бухгалтерские, адвокатские, рекламные услуги, а также услуги по предоставлению и (или) обработке информации, кроме распространения продукции средств массовой информации, а также предоставления доступа к массовой информации, размещенной на интернет-ресурсе.

Соответственно, поскольку местом реализации услуг, оказываемых нерезидентом, признается Республика Казахстан, то у плательщика налога на добавленную стоимость возникает обязательство по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость по оборотам по приобретению услуг от нерезидента.
Относительно налогообложения резидентов По вопросу КПН
Согласно пункту 1 статьи 225 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-резидента Республики Казахстан состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом из источников в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода. Для целей раздела 7 Налогового кодекса доходами из источников за пределами Республики Казахстан независимо от места выплаты признаются все виды доходов, не являющиеся доходами из источников в Республике Казахстан.
В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы НДС и акциза, в том числе доход от реализации.
Пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса предусмотрено, что доходом от реализации признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 228-240 Налогового кодекса, а также доходов, указанных в пункте 4 статьи 258 Налогового кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 258 Налогового кодекса.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 227 Налогового кодекса доход от реализации определяется в размере стоимости реализованных товаров, работ, услуг, без включения в нее суммы НДС и акциза. Дата признания дохода от реализации определяется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243-263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом. Положения указанного пункта применяются к расходам налогоплательщика, понесенным как в Республике Казахстан, так и за ее пределами.
При этом согласно пункту 3 статьи 242 Налогового кодекса вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

На основании вышеизложенного, в целях исчисления корпоративного подоходного налога доходы ТОО, полученные от реализации услуг по передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности, в адрес резидента Республики Казахстан либо нерезидента Республики Казахстан подлежат включению в совокупный годовой доход в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса.

Кроме того, при приобретении услуг по передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности расходы ТОО, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, подлежат отнесению на вычеты при наличии первичных документов, оформленных по форме и требованиям законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и иного законодательства Республики Казахстан.

По вопросу НДС (при реализации в другие страны)
В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 369 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС) по реализации товаров, работ, услуг, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 370 Налогового кодекса.
Согласно подпункту 3) пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара, в том числе предоставление прав на объекты интеллектуальной собственности Подпунктом 2) статьи 370 Налогового кодекса предусмотрено, что необлагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, работ, услуг, местом реализации которых не является Республика Казахстан. Если иное не установлено данной статьей, место реализации товаров, работ, услуг определяется в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса. Место реализации товаров, работ, услуг в государствах-членах Евразийского экономического союза определяется в соответствии со статьей 441 Налогового кодекса.
В соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса для целей раздела 10 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается Республика Казахстан, если покупатель работ, услуг осуществляет предпринимательскую или любую другую деятельность на территории Республики Казахстан. В целях данного подпункта местом осуществления предпринимательской или другой деятельности покупателя работ, услуг признается территория Республики Казахстан в случае присутствия покупателя работ, услуг на территории Республики Казахстан на основе государственной (учетной) регистрации в регистрирующем органе или на основе постановки на регистрационный учет в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя.
Положения указанного подпункта применяются в отношении следующих работ, услуг:
  • передача прав на использование объектов интеллектуальной собственности;
  • по техническому обслуживанию и обновлению программного обеспечения;
  • предоставление доступа к интернет-ресурсам;
  • консультационные, аудиторские, инжиниринговые, дизайнерские, маркетинговые, юридические, бухгалтерские, адвокатские, рекламные услуги, а также услуги по предоставлению и (или) обработке информации, кроме распространения продукции средств массовой информации, а также предоставления доступа к массовой информации, размещенной на интернет-ресурсе;
  • предоставление персонала;
  • сдача в имущественный наем (аренду) движимого имущества (кроме транспортных средств);
  • услуги агента по приобретению товаров, работ, услуг, а также привлечению от имени основного участника договора (контракта) лиц для осуществления услуг, предусмотренных данным подпунктом;
  • услуги связи;
  • согласие ограничить или прекратить предпринимательскую деятельность за вознаграждение;
  • услуги радио и телевизионные услуги;
  • услуги по предоставлению в аренду и (или) пользование грузовых вагонов и контейнеров.

На основании вышеизложенного, в случае если условиями договора предусмотрено оказание ТОО в адрес нерезидента Республики Казахстан (Монголия) услуг по передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности, то в соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса местом реализации таких услуг не является территория Республики Казахстан, соответственно, у ТОО оборот по реализации не возникает.
Вместе с тем, в случае, если условиями договора предусмотрено оказание ТОО услуг по передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности в адрес резидента Республики Казахстан у ТОО возникает оборот по реализации, облагаемый НДС.

По вопросу НДС (при реализации в страны ЕАЭС) Согласно пункту 2 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), территория которого признается местом реализации работ, услуг. Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол).
Пунктом 28 раздела IV Протокола установлено, что взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в пункте 31 Протокола).
Согласно подпункту 4) пункта 29 Протокола, местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются услуги при передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав.
На основании вышеизложенного, в рассматриваемом случае при реализации услуг в государства-члены ЕАЭС, местом реализации услуг будет признана территория государств-членов ЕАЭС.


Номер обращения 714948

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.