Налогообложение услуг, полученных от Google

Номер обращения 716948 от 29.11.2021

Вопрос

Ранее мною было подано обращение №712154 касательно налогообложения услуг, полученных от Google
В ответе вы рассматриваете услуги, полученные нашей компанией от Google, как доходы нерезидента из источников РК в виде роялти. Не совсем понятно как в нашем случае возникает роялти?
Мы не пользуемся авторскими правами или каким-либо программным обеспечением, не используем патенты или товарные знаки, мы всего лишь отдаем наши рекламные материалы в Google, а Google дальше размещает ее по своему усмотрению. Чем эффективнее Google разместит нашу рекламу, чем больше интернет-пользователей увидят эту рекламу, тем больше действий (клики, показы, конверсии) произойдет с этой рекламой. За эти действия мы и платим в Google. «Участие в рекламных программах Google» подразумевает не пользование самим программным обеспечением, а участие в комплексе мероприятий, охватывающем условия и порядок размещения рекламы, содержание рекламы, ответственность сторон договора.
В связи с вышеизложенным прошу еще раз рассмотреть мой вопрос. 

  • 13123
  • 0
  • 7 декабря 2021

Ответы на вопрос (1)

Блог Председателя Комитета государственных доходов МФ РК

Здравствуйте! Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос сообщает , что придерживается позиции, изложенной в ответе №712154.

Номер обращения 716948


Ответ по номеру обращения 712154 от 29.10.2021:
Здравствуйте ! Относительно налоговых обязательств нерезидента
В соответствии с подпунктом 52) пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) роялти – платеж, в том числе за использование или право на использование авторских прав, программного обеспечения, чертежей или моделей, за исключением полной или частичной реализации имущественных (исключительных) прав на объект интеллектуальной собственности; использование или право на использование патентов, товарных знаков или других подобных видов прав.
Согласно подпункту 13) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса доходом нерезидента из источников в Республике Казахстан признается доходов в виде роялти. Из пункта 1 статьи 645 Налогового кодекса следует, что доходы из источников в Республике Казахстан юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан (далее в целях главы 72 Налогового кодекса - нерезидент), облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов.
При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 646 Налогового кодекса, к сумме доходов, указанных в статье 644 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 9 данной статьи.
Исчисление и удержание корпоративного подоходного налога по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом:
1) не позднее дня выплаты доходов нерезиденту - по начисленным и выплаченным доходам;
2) не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 315 Налогового кодекса для представления декларации по корпоративному подоходному налогу, - по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты.
Таким образом, вышеуказанный доход нерезидента подлежит налогообложению в Республике Казахстан по ставке 15 процентов.

Пунктом 1 статьи 667 Налогового кодекса определено, что если иное не установлено международным договором, при выплате доходов нерезиденту в виде дивидендов, вознаграждений и (или) роялти или при отнесении невыплаченных доходов нерезидента в виде вознаграждений и (или) роялти на вычеты налоговый агент вправе самостоятельно применить освобождение от налогообложения или сниженную ставку налога, предусмотренную международным договором, при соблюдении следующих условий:
1) нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода;
2) налоговому агенту в срок, установленный пунктом 4 статьи 666 Налогового кодекса, представлен документ, подтверждающий резидентство нерезидента.
В целях раздела 19 Налогового кодекса под окончательным (фактическим) получателем (владельцем) доходов следует понимать лицо, которое имеет право владения, пользования, распоряжения доходами и не является посредником в отношении такого дохода, в том числе агентом, номинальным держателем.
В связи с чем, налоговый агент вправе самостоятельно применить сниженную ставку налога, предусмотренную международным договором, если нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода и предоставит налоговому агенту в срок, установленный пунктом 4 статьи 666 Налогового кодекса документ, подтверждающий резидентство.
Вместе с тем, Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – Многосторонняя конвенция) действует в Республике Казахстан с 1 января 2021 года и ввиду направления Ирландией уведомления в Депозитарий ОЭСР о начале действия для Ирландии в отношении корпоративного подоходного налога у источника выплаты также с 1 января 2021 года, при определении налогооблагаемой базы необходимо руководствоваться положениями Конвенции с учетом положений Многосторонней конвенции.
Из преамбулы самой Многосторонней конвенции следует, что «…Признавая, что правительства несут значительные потери бюджета в части налога на прибыль организаций из-за агрессивного международного налогового планирования, в результате которых прибыль искусственно выводится на территории, где она не облагается налогом или облагается по пониженной ставке;…Признавая важность обеспечения того, чтобы прибыль облагалась налогом по месту ведения основной экономической деятельности, в результате которой формируется прибыль и создается стоимость…».
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Многосторонней конвенции независимо от любых положений налогового соглашения, льгота в соответствии с налоговым соглашением не предоставляется в отношении вида дохода или капитала, если, принимая во внимание все соответствующие факты и обстоятельства, есть основания полагать, что получение такой льготы было одной из основных целей какого-либо соглашения или сделки, которые прямо или косвенно привели к этой льготе, если только не было установлено, что предоставление такой льготы в этих обстоятельствах будет соответствовать целям и задачам соответствующих положений налоговых соглашений.

Учитывая вышеизложенное, в целях освобождения от налогообложения или применения пониженной ставки налога при выплате резидентом Республики Казахстан дохода резиденту Ирландии, налоговому агенту необходимо определить соответствие транзакции нерезиденту требованиям, предусмотренным PPT статьи 7 Многосторонней конвенции, новой преамбулой Конвенции и преамбулой Многосторонней конвенции.
Вместе с тем, если доход резидента Ирландии не подлежит в Ирландии включению в налогооблагаемый доход данного нерезидента либо подлежит обложению налогом с правом на исключение такого дохода из налогооблагаемого дохода и (или) уменьшение (корректировка) налогооблагаемого дохода на сумму такого дохода, то существует большая вероятность, что одной из целей транзакции такому нерезиденту было получение льготы, предусмотренной Конвенцией (PPT), налоговый агент при выплате дохода резиденту Ирландии не вправе применять освобождение от налогообложения или пониженную ставку корпоративного подоходного налога, предусмотренную Конвенцией.
Относительно вычетов по корпоративному подоходному налогу
В соответствии с пунктом 1 статьи 190 Налогового кодекса налоговым учетом является процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями Налогового кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.
Согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 190 Налогового кодекса учетная документация включает в себя бухгалтерскую документацию – для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» возложена обязанность по ее ведению.
Пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Пунктом 1 статьи 242 Налогового кодекса определено, что расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных данной статьей и статьями 243 - 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Согласно пункту 3 статьи 242 Налогового кодекса вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
Статьей 1 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон) определено, что первичные учетные документы - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Пунктом 3 статьи 7 Закона определено, что первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены в соответствии с пунктом 2 данной статьи, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, или применяют к учету формы, представленные физическими лицами – нерезидентами или юридическими лицами – нерезидентами, не зарегистрированными на территории Республики Казахстан, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование документа (формы);
2) дату составления;
3) наименование организации или фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, от имени которых составлен документ;
4) содержание операции или события;
5) единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении);
6) наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления;
7) идентификационный номер.
Таким образом, в целях исчисления корпоративного подоходного налога расходы налогоплательщика, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, подлежат отнесению на вычеты на основании первичных документов, по форме и требованиям, установленным законодательством о бухгалтерском учете и финансовой отчётности.
Соответственно, в случае если инвойс соответствует нормам пункта 3 статьи 7 Закона, то расходы, согласно такому инвойсу, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, подлежат отнесению на вычеты.



Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.