КПН доход от взыскания задолженности


  1. Категория налогоплательщика: юридическое лицо
  2. Вид налога: КПН
  3. Вид спора: налоговые споры

Министерство финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «М»  на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган)  сообщает.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «М» проведена комплексная налоговая проверка Общества по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 30.09.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме  39 748,2 тыс.тенге, пени в сумме  2 862,6 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 414,6 тыс.тенге и пени в сумме 2,3 тыс.тенге, индивидуальный подоходный налог с доходов, облагаемых у источника выплаты (ИПН) в сумме  14,9 тыс.тенге, социальный налог в сумме  34,3 тыс.тенге, пени в сумме  0,9 тыс.тенге, поступления отчислений  и взносов на обязательное социальное медицинское страхование в сумме  295,5 тыс.тенге, плата за эмиссии в окружающую среду в сумме 4,0 тыс.тенге, налог на транспортные средства с юридических лиц в сумме 4,0 тыс.тенге, поступления в пенсионный фонд в сумме  24,1 тыс.тенге, поступления социальных отчислений в сумме  338,5 тыс.тенге, пени в сумме  23,4 тыс.тенге,  а также о сумме уменьшенного убытка в размере 129 479,3 тыс.тенге.

Компания «М» не согласно с уведомлением о результатах проверки налогового органа в части начисления КПН, социального налога, начисления по поступлению в пенсионный фонд, взносов и отчислений обязательного социального медицинского страхования, социального отчисления за 2020г.  и приводит следующие доводы.

1.Относительно начисления КПН за 2020г.

Из жалобы Компании «М»  следует, что согласно данным декларации по КПН (ф.100.00) за 2020г.:

- совокупный годовой доход составляет в сумме 1 279 692,6 тыс.тенге;

- вычеты в сумме 1 100 356,2 тыс.тенге;

- налогооблагаемый доход составил сумму 179 336,3 тыс.тенге.

Однако, в акте налоговой проверки отражены:

- совокупный годовой доход в сумме 1 419 862,7 тыс.тенге;

- вычеты в сумме 1 119 870,8 тыс.тенге;

- налогооблагаемый доход в сумме 299 991,9 тыс.тенге.

По мнению Компании «М» налоговой проверкой необоснованно проведено начисление КПН за 2020г. в сумме 40 015,4 тыс.тенге.

Из акта проверки следует, что в нарушение требований статей 226, 242 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. Компанией «М» занижены совокупный годовой доход и вычеты за 2020г.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 225 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-резидента Республики Казахстан состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом из источников в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика, в том числе доход от реализации.

Доходом от реализации, согласно пункту 1 статьи 227 Налогового кодекса признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 228 - 240 настоящего Кодекса, а также доходов, указанных в пункте 4 статьи 258 настоящего Кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 258 настоящего Кодекса.

Таким образом, в совокупный годовой доход юридического лица-резидента включаются все виды доходов налогоплательщика, в том числе доход от реализации.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 2 статьи 190 Налогового кодекса учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» возложена обязанность по ее ведению; первичные учетные документы - для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильности ее (его) оформления.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки доход от реализации товаров, работ, услуг определен в сумме 808 623,5 тыс.тенге, доход от выбытия фиксированных активам в сумме 169 530,6 тыс.тенге, доход за полученные компенсации по ранее произведенным вычетам в сумме 135 000,0 тыс.тенге, прочие доходы в сумме 294 279,6 тыс.тенге. При этом, указанные доходы подтверждены налоговыми регистрами, представленными в ходе налоговой проверки.

Также, согласно решения судебных органов №4360-19-00-2/3249 от 13.03.2020г., №4360-19-00-2/3370 от 11.05.2020г., №4360-19-00-2/3350 от 22.05.2020г., №4360-20-00-2/567 от 15.05.2020г.) в пользу Компании «М» приняты решения о взыскании сумм задолженности, в том числе по пени и штрафов с Компанией «А», Компанией «В», Компанией «Р», Компанией «С» по программе «Занятость 2020», по которым Компанией «М» не включены в совокупный годовой доход прочие доходы в сумме 12 429,0 тыс.тенге.

Соответственно, по результатам налоговой проверки совокупный годовой доход определен согласно представленным налоговым регистрам и данным бухгалтерского учета в сумме 1 419 862,7 тыс.тенге, в том числе доход от реализации в сумме 808 623,5 тыс.тенге и прочие доходы в сумме 611 239,2 тыс.тенге (169 530,6 + 135 000,0 + 294 279,6 + 12 429,0).

Тогда как, согласно данным декларации по КПН (ф.100.00) за 2020г. совокупный годовой доход Компанией «М» определен в сумме 1 279 692,6 тыс.тенге, в том числе доход от реализации в сумме 890 552,7 тыс.тенге и прочие доходы в сумме 389 139,8 тыс.тенге.

Таким образом, по результатам налоговой проверки совокупный годовой доход за 2020г. увеличен на 140 170,2 тыс.тенге, в том числе за счет уменьшения дохода от реализации на сумму 81 929,2 тыс.тенге (808 623,5 - 890 552,7) и увеличение прочих доходов на сумму 222 099,4 тыс.тенге (611 239,2 - 389 139,8).  

Относительно увеличения вычетов следует отметить, что по результатам налоговой проверки вычеты составили в сумме 1 119 870,8 тыс.тенге или увеличены на сумму 19 514,5 тыс.тенге по следующим статьям затрат – вычеты по вознаграждениям на сумму 9 499,9 тыс.тенге, вычеты по фиксированным активам на сумму 703,9 тыс.тенге, вычеты сумм компенсаций при служебных командировках на сумму 1 903,2 тыс.тенге, другие вычеты (гос.пошлина) на сумму 6 885,5 тыс.тенге, расходы по прочим и финансовым услугам на сумму 522,0 тыс.тенге.

Соответственно, Компанией «М» нарушены статьи 242, 243, 244, 246, 257, 263, 271 Налогового кодекса.

Необходимо указать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

Однако Компанией «М» в нарушение вышеуказанной нормы к жалобе не приложены документы, на которых Компания «М» основывает свои требования, а также первичные документы, подтверждающие данные обстоятельства о необоснованности увеличения совокупного годового дохода за 2020г. на сумму 140 170,1 тыс.тенге и вычетов на сумму 19 514,6 тыс.тенге.

На основании вышеизложенного, увеличение совокупного годового дохода за 2020г. на сумму 140 170,1 тыс.тенге и вычетов на сумму 19 514,6 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН за 2020г. по результатам налоговой проверкой является обоснованным.

  1. Относительно начисления социального налога за 1 -2 кварталы 2020г.

Из жалобы следует, что по результатам налоговой проверки необоснованно начислен социальный налог в сумме 34,2 тыс.тенге, поскольку не учтены взносы на обязательное социальное медицинское страхование на указанную сумму.

Из акта налоговой проверки следует, что Компанией «М» в нарушение статьи 486 Налогового кодекса занижена сумма социального налога в размере 34,2 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 486 Налогового кодекса сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется путем применения соответствующих ставок, установленных в пункте 1 статьи 485 настоящего Кодекса, к объекту налогообложения, определенному пунктом 2 статьи 484 настоящего Кодекса с учетом положений пункта 3 статьи 484 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 484 Налогового кодекса предусмотрено, что объектом налогообложения для лиц, занимающихся частной практикой, и индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, является численность работников, включая самих плательщиков.

При этом, согласно подпункту 1) пункта 2 данной статьи 484 Налогового кодекса объектом налогообложения для плательщиков, указанных в подпунктах 3)4) и 5) пункта 1 статьи 482 Налогового кодекса, являются расходы работодателя по доходам работника указанным в пункте 1 статьи 322 настоящего Кодекса (в том числе расходы работодателя, указанные в подпунктах 20), 22), 23) и 24) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса.

Пунктом 3 данной статьи Налогового кодекса предусмотрено, что из объекта налогообложения исключаются:

1) обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

2) взносы на обязательное социальное медицинское страхование в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании.

Также согласно пункту 3 статьи 486 Налогового кодекса сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленным социальным налогом и суммой социальных отчислений, исчисленных в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании».

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки согласно данным расчетно-платежной ведомости (РПВ) сумма социального налога определена за 1 квартал 2020г. в размере 1 393,4 тыс.тенге и за 2 квартал 2020г. размере 1 326,9 тыс.тенге.

Тогда как, по данным декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) социальный налог за 1 квартал 2020г. составил сумму 1 379,0 тыс.тенге, за 2 квартал 2020г. сумму 1 307,0 тыс.тенге.

Соответственно, по результатам налоговой проверки начислен социальный налог в общей сумме 34,2 тыс.тенге, а именно:

- за 1 квартал 2020г. на сумму 14,4 тыс.тенге по начисленным доходам работников Компании «М» - физических лиц «W», «R», «T», «Q», «Y», «I», «O», «P», «S», «D», «F», «G», «H», «J», «K», «L», «Z», «X», «C», «V», «B», «N»;

- за 2 квартал 2020г. на сумму 19,8 тыс.тенге по начисленным доходам работников Компании «М» - физических лиц «W», «R», «T», «Q», «Y», «I», «O», «P», «S», «D», «F», «G», «H», «J», «K», «L», «Z», «X», «C», «V», «B», «N».

При этом, исходя из расчетов проверяющего, при определении объекта налогообложения по социальному налогу за 1-2 кварталы 2020г. в нарушение пункта 3 статьи 484 Налогового кодекса из начисленных доходов по вышеуказанным работникам, проверяющим не были исключены взносы на обязательное социальное медицинское страхование.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что согласно данным расчетно-платежной ведомости за 1 квартал 2020г. Компанией «М»  по вышеуказанным работникам начислен доход без учета материальной помощи и экологических выплат в сумме 12 225,0 тыс.тенге, обязательные пенсионные взносы в сумме 1 220,5 тыс.тенге, взносы на обязательное социальное медицинское страхование в сумме 163,8 тыс.тенге.

Соответственно, объектом налогообложения по социальному налогу является 10 840,7 тыс.тенге (12 225,0 – 1 220,5 – 163,8), при этом, следовало начислить социальный налог в сумме 1 029,9 тыс.тенге и социальное отчисление в сумме 379,4 тыс.тенге.

Как указано выше, сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленным социальным налогом и суммой социальных отчислений, то есть социального налога, подлежащего к уплате   составляет 650,5 тыс.тенге (1 029,9- 379,4), при этом Компанией «М»  по доходам указанных лиц исчислен социальный налог в сумме 643,6 тыс.тенге, подлежит к начислению 6,8 тыс.тенге (650,5 - 643,7).

Аналогично, по результатам рассмотрения жалобы установлено, что Компанией «М» по вышеуказанным работникам не в полном объеме исчислен социальный налог за 2 квартал 2020г. на сумму 9,8 тыс.тенге.

Тогда как, по результатам налоговой проверки начислен социальный налог за 1 квартал 2020г. в сумме 14,4 тыс.тенге и за 2 квартал 2020г. в сумме 19,8 тыс.тенге.

Следовательно, начисление социального налога за 1 квартал 2020г. в сумме 7,6 тыс.тенге и за 2 квартал 2020г. в сумме 10,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является необоснованным.

3.Относительно начисления поступления в пенсионный фонд за 4 квартал 2019г.

Из жалобы Компании «М»  следует, что согласно пункту 2 статьи 24 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» №105-V от 21.06.2013г. (далее – Закон о пенсионном обеспечение) от уплаты обязательных пенсионных взносов освобождаются физические лица, достигшие пенсионного возраста.

При этом, по результатам налоговой проверки необоснованно начислен обязательный пенсионный взнос в сумме 3,6 тыс.тенге по работнику «Т», который достиг пенсионного возраста.

Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение Закона о пенсионном обеспечении Компанией «М» не исчислило обязательный пенсионный взнос на общую сумму 24,1 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о пенсионном обеспечении обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд подлежат уплате агентами по ставкам, определяемым настоящим Законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона о пенсионном обеспечении от уплаты обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд освобождаются физические лица, достигшие пенсионного возраста в соответствии с пунктом 1 статьи 11 настоящего Закона.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона о пенсионном обеспечении назначение пенсионных выплат по возрасту мужчинам производится по достижении 63 лет.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о пенсионном обеспечении обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов. Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Таким образом, обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от ежемесячного дохода, при этом, от уплаты освобождаются физические лица, достигшие пенсионного возраста.

В рассматриваемом случае, согласно расчетной ведомости организации за 4 квартал 2019г. Компанией «М»  исчислены обязательные пенсионные взносы в сумме 1 655,0 тыс.тенге, при этом в декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за указанный налоговый период отражена сумма 1 666,2 тыс.тенге или больше на сумму 11,2 тыс.тенге (1 666,2 – 1655,0).

При этом, по результатам налоговой проверки согласно расчетной ведомости Товарищества сумма обязательного пенсионного взноса за 4 квартал 2019г. определена в сумме 1 684,1 тыс.тенге или дополнительно начислена сумма 29,1 тыс.тенге, в том числе физическим лицам «Т» - 21,1 тыс.тенге, «О» - 14,3 тыс.тенге и уменьшено начисление по физическому лицу «Н» - 6,3 тыс.тенге.

С учетом вышеизложенного, по результатам налоговой проверки начислены обязательные пенсионные взносы в сумме 17,9 тыс.тенге (29,1 – 11,2).

Как следует из жалобы, работник Компании «М»  физическое лицо «Т»  согласно пункту 1 статьи 11 Закона о пенсионном обеспечении достиг пенсионного возраста 01.12.2019г. (63 лет), соответственно, по результатам налоговой проверки за декабрь 2019г. начислен обязательный пенсионный взнос в сумме 21,1 тыс.тенге (10% от суммы дохода в размере 210,8 тыс.тенге).

Необходимо указать, что Компания «М» в жалобе просит отменить уведомление в части начисления обязательного пенсионного взноса по физическому лицу «Т» в связи с достижением пенсионного возраста 01.12.2019г. (63 лет) в сумме 3,6 тыс.тенге.

Учитывая вышеизложенное, поскольку Компанией «М»  обжаловано начисление обязательного пенсионного взноса по физическому лицу «Т» в сумме 3,6 тыс.тенге, соответственно, начисление обязательного пенсионного взноса за 4 квартал 2019г. в указанной сумме по результатам налоговой проверки является необоснованным.

4.Относительно начисления взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС)

В жалобе отмечено, что согласно пункту 3 статьи 29 Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании» №405-V от 16.11.2015г. (далее – Закон о медицинском страховании) ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год Законом о республиканском бюджете.

Соответственно, начисленная сумма взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование в размере 295,5 тыс.тенге исчислена от объекта обложения превышающий 10-кратный минимальный размер заработной платы.

Из акта налоговой проверки следует, что Компанией «М»  в нарушение Закона о медицинском страховании не исчислены взносы и отчисления в фонд социального медицинского страхования.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 29 Закона о медицинском страховании доходами работников, в том числе государственных и гражданских служащих, принимаемыми для исчисления отчислений и взносов, являются доходы, начисленные работодателями, за исключением доходов, установленных пунктом 4 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 3 данной статьи Закона о медицинском страховании ежемесячный объект, принимаемый для исчисления отчислений, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов, должен исчисляться по сумме всех видов доходов физического лица и не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год Законом о республиканском бюджете (42 500*10=425 000).

 При уплате взносов с суммы дохода, равной 10-кратному минимальному размеру заработной платы, установленному на соответствующий финансовый год Законом о республиканском бюджете, уплата взносов с других доходов физического лица при наличии документа, подтверждающего уплату таких взносов, не требуется.

Таким документом является справка о сумме полученных доходов, исчисленных и уплаченных взносов, выданная работодателем и (или) налоговым агентом.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки начислены взносы и отчисления в фонд социального медицинского страхования в сумме 295,5 тыс.тенге, в том числе:

- за 1 квартал 2020г. в сумме 4,9 тыс.тенге;

- за 2 квартал 2020г. в сумме 14,7 тыс.тенге;

- за 3 квартал 2020г. в сумме 73,5 тыс.тенге;

- за 4 квартал 2020г. в сумме 115,7 тыс.тенге;

- за 1 квартал 2021г. в сумме 12,3 тыс.тенге;

- за 2 квартал 2021г. в сумме 52,8 тыс.тенге;

- за 3 квартал 2021г. в сумме 21,6 тыс.тенге.

При этом, по результатам налоговой проверки начисление взносов и отчислений в фонд социального медицинского страхования проводилось в результате не полного начисления по работникам, указанным в разделе «Причины расхождения и основание начисление налогов и налоговых санкции» акта налоговой проверки.

Необходимо указать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

Однако Компанией «М», в нарушение вышеуказанной нормы к жалобе  не приложены документы, подтверждающие неправомерность начисления отчислений и взносов по обязательному социальному медицинскому страхованию за 2020-2021гг.

Учитывая вышеизложенное, начисление отчислений и взносов по обязательному социальному медицинскому страхованию за 1 – 4 кварталы 2020г. и за 1 - 3 кварталы 2021г. в размере 295,5 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

5.Относительно начисления социальных отчислений

В жалобе отмечено, что согласно пункту 5 статьи 15 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» №286-VI от 26.12.2019г.  (далее – Закон о социальном страховании) ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год Законом о республиканском бюджете.

Соответственно, начисленная сумма социальных отчислений в размере 338,5 тыс.тенге исчислена от объекта обложения превышающий 7-кратный минимальный размер заработной платы.

Из акта налоговой проверки следует, что Компанией «М»  в нарушение Закона о социальном страховании не исчислены социальные отчисления в фонд социального страхования.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о социальном страховании объектом исчисления социальных отчислений для работников, а также лиц, имеющих иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные), являются расходы работодателя, выплачиваемые им в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в фонд.

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона о социальном страховании ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

В рассматриваемом случае, по результатам проверки начислены социальные отчисления в размере 338,5 тыс.тенге, в том числе за следующие налоговые периоды:

-за 2 квартал 2019г. в сумме 27,6 тыс.тенге;

-за 3 квартал 2019г. в сумме 4,5 тыс.тенге;

-за 4 квартал 2019г. в сумме 6,3 тыс.тенге;

-за 1 квартал 2020г. в сумме 1,6 тыс.тенге;

-за 2 квартал 2020г. в сумме 10,7 тыс.тенге;

-за 3 квартал 2020г. в сумме 10,9 тыс.тенге;

-за 4 квартал 2020г. в сумме 173,7 тыс.тенге;

-за 1 квартал 2021г. в сумме 17,8 тыс.тенге;

-за 2 квартал 2021г. в сумме 37,9 тыс.тенге;

-за 3 квартал 2021г. в сумме 47,4 тыс.тенге.

При этом, по результатам налоговой проверки начисление социального отчисления проводилось по причине не полного начисления по работникам, указанными в разделе «Причины расхождения и основание начисление налогов и налоговых санкций» акта налоговой проверки.

Необходимо указать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

Однако Компанией «М», в нарушение вышеуказанной нормы к жалобе не приложены документы, подтверждающие неправомерность начисления социальных отчислений  за период с 2019г. по 2021г.

Учитывая вышеизложенное, начисление социального отчислений за 2 – 4 кварталы 2019г., за 1 – 4 кварталы 2020г. и за 1 - 3 кварталы 2021г. в размере 338,5 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии  принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки Налогового органа в части начисления социального налога за 1 квартал 2020г. составляет в сумме 7,6 тыс.тенге и за 2 квартал 2020г. в сумме 10,0 тыс.тенге и сумм обязательных пенсионных взносов за 4 квартал 2019г. в сумме 3,6 тыс.тенге,, в остальной части оставить без изменения.

Министерство финансов Республики Казахстан











  • 433
  • 0
  • 25 Августа 2022

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.