Концепция к Налоговому кодексу
Проект концепции
к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»
1. Название проекта закона
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее – проект Закона).
2. Обоснование необходимости разработки проекта Закона
Главой государства 11 января 2022 года на заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан дан ряд поручений, в том числе относительно проработки вопроса дополнительных поступлений в бюджет от горнорудного сектора, предоставления льгот для разведки и освоения новых месторождений, а также риска вывода капитала отдельных финансово-промышленных групп за рубеж, в том числе путем заключения фиктивных сделок.
Также Глава государства 12 января текущего года на встрече с представителями отечественного бизнеса сообщил, что государство будет неукоснительно исполнять все свои инвестиционные обязательства.
Отмечено о необходимости реинвестирования своих средств в страну, как социальную и политическую отвественность перед Казахстаном.
При этом работа будет вестить по двум направлениям – стимулирование возврата капитала в страну, а также постановка барьеров для оттока финансов в оффшоры.
Кроме того, 21 января 2022 года на встрече с представителями крупного отечественного бизнеса Глава государства поручил выработать прозрачную и понятную новую налоговую политику, ориентированную в том числе на кардинальное упрощение администрирования, справедливое и сбалансированное налогообложение, стимулирование выхода бизнеса из «тени», повышение отдачи от использования недр, исключение неэффективных льгот и преференций.
Реализация указанных поручений позволит привлечь дополнительные средства в бюджет для обеспечения реализации социально-экономических задач государства, уменьшить риск вывода капитала за рубеж, в том числе путем заключения фиктивных сделок, реинвестировать средства в развитие производства, оказать стимулирующие меры для освоения новых месторождений, а также совершенствовать налоговое администрирование.
По данным поручениям поставлены задачи, которые требуют законодательных изменений.
Пересмотр налоговой нагрузки на горнорудный сектор
Глава государства, в своем выступлении на заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 11 января 2022 года озвучил, что на фоне высоких цен на сырье доходы предприятий горнорудного сектора выросли, а также поручил проработать вопрос дополнительных поступлений в бюджет.
С 2020 года и в течение 2021 года наблюдалась тенденция увеличения цен на основные металлы (медь, аллюминий и так далее).
В целом, за последние 5-6 лет наблюдается динамика роста цен на основные экспортные позиции, что подтверждается ростом доходности горонорудной отрасли.
При этом ставки налогов не изменились.
В связи с чем в качестве дополнительных источников поступлений в бюджет предлагается увеличение ставок налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) по всем твердым полезным ископаемым.
Освобождение от НДПИ для новых месторождений с привязкой к уровню рентабильности
На фоне истощения запасов и отсутствия открытия новых месторождений, возможно возникновение уменьшения объемов добычи по действующим месторождениям.
Сложность освоения новых месторождений делает их нерентабельными, что требует предоставления стимулов, в том числе налоговых.
В качестве стимулирующей меры предлагается освобождение от НДПИ для новых месторождений с привязкой к уровню рентабельности.
Отмена льгот по дивидендам и обложение их налогом, а также ограничение применения вычетов по нематариальным услугам, оказанным аффилированными лицами
Как озвучил Глава государства в своем выступлении 11 января
текущего года в настоящее время существует риск вывода капитала отдельных финансово-промышленных групп за рубеж, в том числе путем заключения фиктивных сделок.
Указанный вопрос также предусмотрен пунктом 37 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий», согласно которому необходимо принятие мер по совершенствованию международного налогообложения для усиления контроля за выводом капитала из страны и стимулирования реинвестирования прибыли в страну.
По данным органов государственных доходов имеют место сделки между аффилированными лицами по оказанию нематериальных услуг, что создает риск необоснованного уменьшения налогооблагаемой базы.
Наряду с этим недобросовестные компании используют схемы по экспорту сырьевой продукции по заниженной стоимости.
Такие факты выявляются в ходе проведения налоговых проверок.
Также отмечаем, что в целях стимулирования привлечения инвестиций были введены льготы по освобождению дивидендов от налогообложения, однако данная мера не показывает должного очевидного эффекта.
В связи с чем в целях уменьшения риска вывода капитала предлагается отмена льгот по освобождению от налогообложения дивидендов с установлением единой ставки, а также ограничение вычетов по нематериальным услугам, оказанным аффилированными лицами (управленческие, консалтинговые, аудиторские, дизайнерские, юридические услуги и так далее).
Введение норм, позволяющих регулировать вопросы налогообложения по взаимоотношениям, связанным с общественным социальным фондом «Қазақстан халқына»
Согласно поручению Главы государства, озвученному 11 января 2022 года, создан Общественный социальный фонд «Қазақстан халқына» (далее – Фонд).
Данный Фонд создан в целях решения проблем в сфере здравоохранения, образования, социальной поддержки. Финансирование будет осуществляться из частных и государственных источников.
В настоящее время в действующем налоговом законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие вопросы налогообложения, связанные с Фондом.
В связи с чем предлагается введение норм, позволяющих регулировать вопросы налогообложения по взаимоотношениям, связанным с Фондом.
Налогообложение цифрового майнинга
С 2022 года в целях государственного регулирования цифрового майнинга и стимулирования в Казахстане на законодательном уровне отрасли по добыче криптовалют введена плата за цифровой майнинг.
Ставка платы 1 тенге за 1 квт/час потребленной при майнинге электроэнергии.
Данная мера позволит увеличить поступления в бюджет денежных средств от майнинга, а также сократит бесконтрольное потребление электроэнергии майнинговыми фермами.
Страна привлекает прямые иностранные инвестиции от крупных инвестиционных компаний, которые являются основными спонсорами инвестиций в Казахстан среди международного бизнес-сообщества.
В целях усиления финансовой отдачи от добычи криптовалют предлагается увеличение ставки платы на майнинг.
Введение норм, позволяющих регулировать вопросы налогообложения при возмещении ущерба, причиненного в период действия Чрезвычайного положения (далее – ЧП).
Как известно в результате массовых беспорядков в стране, произошедших в январе текущего года, пострадали субъекты бизнеса, которым был нанесен ущерб.
В целях избежания возникновения у предпринимателей обязанности в уплате налогов, предлагается предусмотреть нормы, позволяющие регулировать вопросы налогообложения при возмещении ущерба, причиненного в период действия ЧП.
Введение ставки платы за использование спутниковой связи с применением негеостационарных спутников
Решение вопроса «цифрового неравенства» является для государства важной задачей на пути вхождения Республики Казахстан в число 30 развитых государств и позволит способствовать улучшению социально-экономических условий за счет доступности населению базовых гарантированных услуг и развития малого и среднего бизнеса.
На сегодняшний день отдаленные труднодоступные сельские населенные пункты Казахстана, неохваченные наземными и мобильными технологиями связи, остаются вне доступа к сети Интернет.
Следует отметить, что с задачей по обеспечению всей территории страны высокоскоростным доступом к сети Интернет значительно эффективнее могут справиться негеостационарные системы спутниковой связи (далее – НГСО).
В действующем налоговом законодательстве отсутствуют нормы, определяющие годовые ставки платы для спутниковой связи с применением НГСО.
В этой связи, предлагается предусмотреть в Налоговом кодексе ставку платы для спутниковой связи с применением НГСО, что позволит привлечь дополнительные поступления в бюджет, а также сформировать экономические стимулы для развития НГСО в стране.
Усиления контроля за перемещением товаров в рамках взаимной торговли стран Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС)
Остановка органами государственных доходов грузовых автотранспортных средств, осуществляющих перемещение товаров в рамках взаимной торговли со странами ЕАЭС, производится на границе со странами ЕАЭС.
На территории Республики Казахстан остановка грузовых автотранспортных средств предусмотрена совместно с органами транспортного контроля и дорожной полиции, в целях проведения тематических налоговых проверок.
В целях сокращения теневого товарооборота, обеспечения прозрачности грузоперевозок, а также оперативного выявления нарушений предлагается наделить полномочиями органы государственных доходов по самостоятельной остановке грузовых автотранспортных средств, перемещающих товары в рамках взаимной торговли стран ЕАЭС.
Налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний
Согласно рекомендациям ОЭСР доходы иностранных компаний, собственниками которых являются резиденты Республики Казахстан, подлежат налогообложению в Казахстане в случаях низкой налоговой нагрузки в странах регистрации.
Однако указанный подход налогообложения не распространяется на компании, зарегистрированные в определенных странах (Налоговым кодексом определен список из 41 страны: Нидерланды, Сингапур, Швейцария, Великобритания и т.д.), так как в данных странах номинальная ставка налога на прибыль приближена или выше чем в Республике Казахстан. Кроме того, в указанных странах действует ряд освобождений от налогообложения, что привело к выводу прибыли в эти страны.
В этой связи в целях увеличения налогообложения в Республике Казахстан предлагается отменить указанный список стран, а также обложить налогами иностранные компании казахстанских резидентов при низкой эффективной налоговой нагрузке (сумма уплаченных налогов к финансовой прибыли) независимо от размера ставок, установленных налоговыми законодательствами иностранных государств.
Расширение перечня товаров, по которым налог на добавленную стоимость уплачивается методом зачета
На сегодняшний день льготы по уплате НДС на импорт товаров методом зачета являются мерами, стимулирующими инвестиции в ряд отраслей экономики Республики Казахстан.
В связи с чем, в целях улучшения фитосанитарного состояния посевов путем снижения засоренности и распространения вредных объектов, повышения урожайности сельскохозяйственных культур и качества растениеводческой продукции, обновления машинно-тракторного парка, а также роста племенного поголовья сельскохозяйственных животных, в том числе крупного рогатого скота и его продуктивности, предлагается включить в перечень товаров, по которым НДС уплачивается методом зачета, пестициды, племенных животных всех видов, оборудование для искусственного осеменения и крупный рогатый скот живой.
Также проект Закона предусматривает ряд изменений и дополнений, исключающих дублирование отдельных норм, а также уточняющего и редакционного характера.
3. Результаты публичного обсуждения
№ п/п |
Предлагаемое решение |
Отношение общественности (целевых групп) |
1. |
|
|
2. |
|
|
4. Цели принятия проекта закона
Целями проекта Закона являются:
пересмотр налоговой нагрузки на горнорудный сектор;
освобождение от НДПИ для новых месторождений с привязкой к уровню рентабильности;
отмена льгот по дивидендам и обложение их налогом;
ограничение применения вычетов по нематариальным услугам, оказанным аффилированными лицами;
введение норм, позволяющих регулировать вопросы налогообложения по взаимоотношениям, связанным с Фондом;
налогообложение цифрового майнинга;
введение норм, позволяющих регулировать вопросы налогообложения при возмещении ущерба, причиненного в период действия ЧП;
введение ставки платы за использование спутниковой связи с применением негеостационарных спутников;
усиления контроля за перемещением товаров в рамках взаимной торговли стран ЕАЭС;
налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний;
расширение перечня товаров, по которым налог на добавленную стоимость уплачивается методом зачета.
5. Предмет регулирования проекта закона
Предметом регулирования проекта Закона являются общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, взаимоотношения субъектов бизнеса с государством в ходе осуществления предпринимательской деятельности и оказания благотворительной помощи.
6. Структура и содержание проекта закона
Законопроект состоит из двух статей:
Первая статья предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие нормативные правовые акты:
1) Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
2) Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).
Вторая статья определяет порядок введения в действие норм Закона.
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические
последствия в случае принятия проекта закона
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан
«О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» регулирует общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, и не влечет негативных социально-экономических и правовых последствий.
Принятие проекта Закона благоприятно отразится на
общественно-политической и инвестиционной обстановке в стране.
В целом проект Закона соответствует как интересам налогоплательщиков, субъектов рынка, так и интересам государства.
8. Предполагаемые финансовые затраты, связанные
с реализацией проекта закона
Реализация проекта Закона не потребует финансовых затрат из бюджета.
9. Необходимость одновременного (последующего) приведения
других законодательных актов в соответствие
с разрабатываемым проектом закона
Не требуется.
- 12731
- 0
- 17 февраля 2022
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.