КПН, НДС- взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками

Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган), получена жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «А» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 49 609,3 тыс.тенге и пени 15 373,8 тыс.тенге, НДС в сумме 29 183,5 тыс.тенге и пени 8 192,8 тыс.тенге.

Компания «А» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа и приводит следующие доводы.

  1. Относительно исключения из вычетов расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «Б», Компанией «В», Компанией «Г», Компанией «Д», Компанией «Е»   

Из жалобы Компании «А» следует, что в связи с признанием государственной регистрации Компании «Б» недействительной по результатам налоговой проверки начислен КПН в сумме 710,3 тыс.тенге и НДС в сумме 426,2 тыс.тенге.

При этом Компанией «А» во исполнение уведомления о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля до завершения налоговой проверки исключены из вычетов расходы и НДС из зачета по взаиморасчетам c Компанией «Б».

В жалобе также указано, что в настоящее время в отношении Компании «В», Компании «Г», Компании «Д» и Компании «Е» расследуется факт мошенничества по отношению к Компании «А» с признанием Компании «А» потерпевшей стороной в связи с незаконными действиями данных компаний, связанными с не выпиской счетов-фактур без фактической поставки товаров, а по факту мошеннических действий в отношении Компании «А».  

Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение подпункта 2 статьи 264 и подпункта 4) статьи 403 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) Компанией «А» отнесены на вычеты расходы в сумме 3 551,7 тыс.тенге и зачет по НДС сумма 426,2 тыс.тенге по взаиморасчетам c Компанией «Б»,  первичная государственная регистрация которого Решением СМЭС признана недействительной.

Также из акта налоговой проверки следует, что в нарушение подпункта 5) статьи 264 и подпункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Товариществом отнесены на вычеты расходы и НДС в зачет по сделкам, признанным недействительными на основании вступившего в законную силу решения суда по Компании «В» по обязательствам за 2020г. по КПН в сумме 7 589,3 тыс.тенге, НДС в сумме 4 553,6 тыс.тенге, Компании «Г» по обязательствам за 2020г. по КПН в сумме 17 928,3 тыс.тенге, НДС в сумме 10 757,0 тыс.тенге, Компании «Д» по обязательствам за 2020г. по КПН в сумме 11 141,9 тыс.тенге, НДС в сумме  6 685,1 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

1.1 Компания «Б»     

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 - 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 2 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете определено, что бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.

Также, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, подлежат отнесению на вычеты расходы налогоплательщика, направленные на получение дохода при наличии соответствующих подтверждающих документов и соблюдении требований, установленных соответствующими статьями Налогового кодекса. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

Также необходимо отметить, что согласно подпункту 2) статьи 264 Налогового кодекса вычету не подлежат расходы по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу, за исключением операций, по которым судом установлено фактическое получение товаров, работ, услуг от такого налогоплательщика.

Также, согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса, суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма НДС, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также, если выполняются условия, указанные в подпунктах 1)-4) данного пункта.

Основанием для отнесения в зачет НДС в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса является счет-фактура.

В соответствии с подпунктом 4) статьи 403 Налогового кодекса НДС, ранее признанный как НДС, относимый в зачет, подлежит исключению по сделкам, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, снятым с регистрационного учета по НДС на основании решения налогового органа в соответствии с подпунктами 2) и 3) пункта 6 статьи 85 Налогового кодекса, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу, за исключением сделок, по которым судом установлено фактическое получение товаров, работ, услуг от такого налогоплательщика.

В рассматриваемом случае, в ходе проверки исключены из вычетов за 2020г. расходы по приобретению товаров (трубы гофрированные) на сумму 3 551,7 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2020г. в сумме 426,2 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Б».   

Вид деятельности Компании «Б»: предоставление прочих индивидуальных услуг, не включенных в другие группировки. Снят с учета по НДС с 30.07.2020г. в связи с отменой государственной регистрации.

Взаиморасчеты между Компанией «А» и Компанией «Б» произведены на основании следующих документов: Договор поставки №22 от 03.09.2020г., на поставку в адрес Товарищества труб гофрированных на общую сумму 3 978,0 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 426,2 тыс.тенге, электронный счет-фактура (ЭСФ) от 12.11.2020г. на сумму 3 551,7 тыс.тенге, НДС в сумме 426,2 тыс.тенге, накладная на отпуск запасов на сторону №50 от 12.11.2020г. на сумму 3 978,0 тыс.тенге, платежное поручение от 13.10.2020г. на сумму 3 000,0 тыс.тенге, платежное поручение от 15.10.2020г. на сумму 3 000,0 тыс.тенге, платежное поручение от 16.10.2020г. на сумму 978,0 тыс.тенге.

Cогласно Решению Специализированного межрайонного экономического суда (далее – СМЭС) от 24.06.2022г. государственная регистрация Компании «Б» от 30.07.2020г. признана недействительной, при этом суд принял во внимание доводы, изложенные в исковом заявлении Управления государственных доходов (далее - УГД) о том, что коэффициент налоговой нагрузки Компании «Б» равен 0%, в налоговой отчетности (ф.200.00) численность работников не указана. Отсутствие у налогоплательщика места регистрации, отсутствие рабочей силы, а также ненадлежащее исполнение своих налоговых обязательств свидетельствует о том, что он юридически не занимается предпринимательством.

Приведена норма статьи 39 Гражданского кодекса Республики Казахстан которой установлено, что местом нахождения постоянно действующего органа юридического лица признается место его нахождения, а место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах с указанием его полного почтового адреса.

В соответствии с требованием пункта 12 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 29.06.2017г. №4 «О судебной практике применения налогового законодательства» при отражении в исковом заявлении отсутствия юридического лица по месту его регистрации в качестве одного из оснований для признания недействительной регистрации (перерегистрации) юридического лица судами исследованы вопросы, связанные с достоверностью адреса юридического лица по таким делам и важно отметить, что их решение является важным.

Иск может быть удовлетворен при наличии хотя бы одного из обстоятельств, свидетельствующих о умышленном представлении юридическим лицом недостоверных сведений об адресе при регистрации (перерегистрации), исключающих возможность какой-либо связи с данным юридическим лицом, а также осуществления государственного контроля и надзора.

О недостаточности сведений о местонахождении юридического лица могут свидетельствовать, в частности, следующие обстоятельства: адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, все они или связь с ними невозможны по этому адресу (постоянно действующий орган юридического лица не расположен по этому адресу, результаты проведенных налоговых проверок отрицательны, корреспонденция возвращается с отметкой об отсутствии организации), в отношении большей части иных юридических лиц, имеющих сведения об отсутствии организации, адрес, указанный в представленных документах, практически отсутствует либо представлены фиктивные документы, касающиеся аренды помещений.

В связи с вышеизложенным, первичные документы по взаиморасчетам с Компанией «Б» не могут обеспечить полную и достоверную информацию, а также адекватное подкрепление бухгалтерских записей для отражения операций, соответственно, являться основанием для отнесения НДС в зачет в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.

Следует отметить, что на основании вышеуказанного Решения СМЭС от 24.06.2022г. УГД в адрес Компании «А» выставлено Уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля от 30.09.2022г. на сумму нарушения по НДС в размере 426,2 тыс.тенге за 4 квартал 2020г.

Компанией «А» во исполнение уведомления от 30.09.2022г. в УГД представлены дополнительная декларация по КПН (ф.100.00) за 2020г. с уменьшением вычетов по строке 100.00.019 (расходы по реализованным товарам (работам, услугам) на сумму 3 551,7 тыс.тенге и дополнительная декларация по НДС (ф.300.00) за 4 квартал 2020г. с уменьшением оборотов по приобретению на сумму 3 551,7 тыс.тенге, НДС на сумму 426,2 тыс.тенге по строке 300.00.013 (товары, работы, услуги, приобретенные с НДС в РК).

В то же время, в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 211 Налогового кодекса не допускается внесение изменений и дополнений в соответствующую налоговую отчетность проверяемого налогового периода – в период проведения (с учетом продления и приостановления) комплексных и тематических проверок по видам налогов и платежей в бюджет, социальным платежам, указанным в предписании на проведение налоговой проверки.

При этом обжалуемая налоговая проверка проводилась в период с 15.12.2021г. (дата вручения предписания) по 28.03.2023г. (дата вручения акта налоговой проверки). 

Таким образом, представление Компанией «А» дополнительной декларации по КПН (ф.100.00) за 2020г. и дополнительной декларации по НДС (ф.300.00) за 4 квартал 2020г. в период проведения налоговой проверки не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 5 статьи 211 Налогового кодекса, следовательно, начисление КПН за 2020г. в сумме 710,3 тыс.тенге и НДС за 4 квартал 2020г. в сумме 426,2 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

1.2 Компания «В» 

В ходе проверки исключены из вычетов расходы за 2020г. на сумму 37 946,4 тыс.тенге и НДС из зачета за 3 квартал 2020г. в сумме 4 553,6 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «В».

В соответствии с подпунктом 5) статьи 264 Налогового кодекса вычету не подлежат расходы по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решений суда.

Согласно подпункту 2) статьи 403 Налогового кодекса НДС, ранее признанный как НДС, относимый в зачет, подлежит исключению по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решений суда.

Решением СМЭС от 04.08.2022г. сделка между Компанией «А» и Компанией «В», в рамках которой Компанией «В» выписана ЭСФ от 28.09.2020г. на сумму 37 946,4 тыс.тенге, НДС 4 553,6 тыс.тенге признана недействительной в связи с тем, что Компания «В» не имела возможности оказать услуги, оспариваемая сделка совершена без намерения создать соответствующие ей правовые последствия (мнимая сделка).  

Таким образом, учитывая вышеуказанные нормы Налогового кодекса исключение из вычетов расходов на сумму 37 946,4 тыс.тенге и НДС из зачета за 3 квартал 2020г. в сумме 4 553,6 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «В» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

1.3 Компания «Г»    

В ходе проверки исключены из вычетов расходы за 2020г. на сумму 89 641,7 тыс.тенге и НДС из зачета за 2, 4 кварталы 2020г. в сумме 10 757,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Г».

Решением СМЭС от 28.03.2022г. сделки между Компанией «А» и Компанией «Г» за 2, 4 кварталы 2020г. на общую сумму 89 641,7 тыс.тенге, НДС в сумме 10 757,0 тыс.тенге признаны недействительными в связи с тем, что Компания «Г» реализует товары вне предмета своей деятельности и по которым отсутствует происхождение товара.

Таким образом, учитывая нормы подпункта 5) статьи 264 и подпункта 2) статьи 403 Налогового кодекса исключение из вычетов расходов на сумму 89 641,7 тыс.тенге и НДС из зачета за 2, 4 кварталы 2020г. в сумме 10 757,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Г» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

1.4 Компания «Д»  

В ходе проверки исключены из вычетов расходы на сумму 55 709,3 тыс.тенге и НДС из зачета за 2-4 кварталы 2020г. в сумме  6 685,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Д». 

Решением СМЭС от 17.08.2022г. сделки между Компанией «А» и Компанией «Д» за 2-4 кварталы 2020г. на общую сумму 55 709,3 тыс.тенге, НДС в сумме 6 685,1 тыс.тенге признаны недействительными в связи с тем, что Компания «Д» реализует товары, по которым отсутствует происхождение товара, сделка произведена без намерения вызвать юридические последствия, носила мнимый характер с целью уклонения от уплаты налогов.

Таким образом, учитывая нормы подпункта 5) статьи 264 и подпункта 2) статьи 403 Налогового кодекса исключение из вычетов расходов на сумму 55 709,3 тыс.тенге и НДС из зачета за 2-4 кварталы 2020г. в сумме  6 685,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Д» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Также следует отметить, что исключение из вычетов расходов и НДС из зачета по указанной в жалобе Компании «Е» по результатам налоговой проверки не производилось, в связи с чем, доводы Компании «А» в данной части являются не корректными.

  1. Относительно исключения из вычетов расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «Ж», Компанией «З» и Компанией «И»

Из жалобы следует, что между Компанией «А» и Компанией «Ж» имеется спор, в связи с чем работы по заключенному договору не были приняты.

Также в жалобе указано, что исключение из вычетов расходов произведено в связи с непредставлением к проверке первичных бухгалтерских документов (акта приема-передачи, товарно-транспортных накладных, путевых листов и доверенности на получение ТМЗ) по взаиморасчетам с Компанией «З» и Компанией «И», при этом расходы по доставке ТМЗ Товариществом на вычеты не относились, на вычеты отнесена стоимость ТМЗ и аренда спецтехники согласно актам выполненных работ и ЭСФ.

Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение пунктов 1, 3 статьи 242, пункта 5 статьи 163 и пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса Компанией «А» необоснованно отнесены на вычеты расходы на сумму 32 793,4 тыс.тенге и НДС в зачет в сумме 3 935,2 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Ж», расходы на сумму 4 850,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «З»,  расходы на сумму 23 553,6 тыс.тенге и НДС в зачет в сумме 2 826,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «И» без подтверждающих фактическое получение и доставку ТМЗ документов.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

2.1 Компания «Ж» 

В ходе проверки исключены из вычетов расходы за 2020г. на сумме 32 793,4 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2020г. в сумме 3 935,2 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Ж» (строительство инженерных сетей (наружная канализация).

Согласно материалам проверки между Компанией «А» (Генподрядчик) и Компанией «Ж» (Субподрядчик) заключен Договор выполнения работ №3 от 20.05.2020г. (далее – Договор) на выполнение работ по «Строительству инженерных сетей (наружная канализация)» для ГУ «Управление энергетики и коммунального хозяйства».

Согласно пункту 1.4 Договора работы считаются оказанными после подписания уполномоченными лицами сторон актов выполненных работ (акт приемки в эксплуатацию после строительно-монтажных работ, акт приемки выполненных строительно-монтажных работ (форма №2), справка о стоимости выполненных работ (форма №3).

По данным налоговой проверки Компанией «А» отнесены на вычеты за 2020г. расходы по приобретению услуг (строительство инженерных сетей (наружная канализация) от Компании «Ж» на сумму 33 839,3 тыс.тенге и НДС в зачет за 4 квартал 2020г. на сумму 4 060,7 тыс.тенге.

Следует отметить, что в ходе проверки Компанией «А» представлены Договор, счета-фактуры от 02.10.2020г., 14.12.2020г. на общую сумму 33 839,3 тыс.тенге, НДС в сумме 4 060,7 тыс.тенге, платежные поручения на общую сумму 37 900,0 тыс.тенге, акт приемки выполненных работ (форма №2) на сумму 1 045,9 тыс.тенге, НДС в сумме 125,5 тыс.тенге и справка о стоимости выполненных работ (форма №3) на сумму 1 045,9 тыс.тенге, НДС 125,5 тыс.тенге, платежные поручения на общую сумму 37 900,0 тыс.тенге.

При этом к проверке не представлены акт приемки выполненных работ (форма №2) на сумму 32 793,4 тыс.тенге, НДС в сумме 3 935,2 тыс.тенге и справка о стоимости выполненных работ (форма №3) на сумму 32 793,4 тыс.тенге, НДС в сумме 3 935,2 тыс.тенге.

 Вид деятельности Компании «Ж» – строительство жилых зданий (лицензия на занятие строительно-монтажными работами от 18.06.2012г.).

Начислено КБК 101111 – 5 485,1 тыс.тенге, уплачено: 0 тенге.

Начсилено КБК 105101 – 125,5 тыс.тенге, уплачено: 125,5 тыс.тенге.

КНН за 2020 год - 0,16%.

Решением УГД от 23.07.2020г. Компания «Ж» снята с регистрационного учета по НДС с 23.07.2020г. в связи с отсутствием по месту нахождения.

Согласно налоговому заявлению от 30.09.2020г. Компания «Ж» зарегистрировано в качестве плательщика НДС.

Решением УГД от 04.02.2021г. Компания «Ж» снята с регистрационного учета по НДС с 04.02.2021г. в связи с отсутствием по месту нахождения.

Компания «Ж» 15.02.2021г. представила декларацию по НДС (ф. 300.00) за 4 квартал 2020г.  с суммой оборота по реализации 35 645,3 тыс.тенге, НДС 4 277,4 тыс.тенге, при этом статус данной декларации в ИС СОНО не принята в связи с тем, что налогоплательщик снят с учета по НДС.

Таким образом, реализация работ в адрес Компании «А» на сумму 35 645,3 тыс.тенге не включена в облагаемый оборот Компании «Ж» за 2020г., начисление НДС в сумме 4 277,4 тыс.тенге не произведено, НДС в сумме 4 277,4 тыс.тенге не уплачен.

По данным ИС СОНО установлено, что Компанией «Ж» декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 1-4 кварталы 2020г. представлены с нулевыми показателями, декларация по налогу на транспортные средства, земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2020г. не представлена.

Отсутствие материальной базы и трудовых ресурсов свидетельствует о невозможности выполнения Компанией «Ж» строительно-монтажных работ в адрес Компании «А».

В ходе налоговой проверки в налоговым органом направлен запрос от 11.05.2022г. о проведении встречной проверки Компании «Ж» по взаиморасчетам с Компанией «А», запрос прекращен в связи с отсутствием Компании «Ж» по месту нахождения (акт налогового обследования от 25.05.2022г.).

Вместе с тем, согласно пояснению от 25.05.2022г. ИП Ивановой, являющейся собственником административного здания Компания «Ж» не зарегистрирована по указанному адресу.

По данным ИНИС Компания «Ж» на 01.01.2023г. имеет высокую степень риска, отсутствует по юридическому адресу по актам обследований от 26.06.2019г., 24.01.2020г., 11.06.2020г., 22.12.2020г., 16.03.2021г., 15.07.2021г., 26.08.2022г.

Неисполненные Уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камеральног контроля:

- от 03.11.2020г. за период с 01.01.2019г. по 31.12.2019г. (в 2019г. выписаны ЭСФ на сумму 23 000,0 тыс.тенге, при этом декларация по КПН (ф.100.00) за 2019г. представлена с нулевыми показателями);

- от 29.12.2022г. за период с 01.01.2020г.-31.03.2020г., №2115Н8700076 от 05.01.2023г. за период с 01.04.2020г. по 30.06.2020г., №2115Н8800015 от 05.01.2023г. за период с 01.07.2020г. по 30.09.2020г., №2115Н9000009 от 06.01.2023г. за период с 01.10.2020г. по 31.12.2020г.  (неотражение налогоплательщиком (налоговым агентом) наемных работников в налоговой отчетности по форме 200.00 при наличии оборотов по ФНО либо признаков осуществления предпринимательской деятельности на основании иных источников информации);

- уведомление от 09.09.2022г. о непредставлении налоговой отчетности ф.300.00 за 1 квартал 2021г.;

- уведомление от 12.04.2023г. о непредставлении налоговой отчетности ф.100.00 за 2022г.;

- уведомление от 29.12.2021г. о погашении налоговой задолженности по коду 101111 КПН на сумму 5 485,1 тыс.тенге, пени 403,6 тыс.тенге;

- решение об ограничении в распоряжении имуществом в счет налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента) от 31.12.2021г. на сумму 5 888,7 тыс.тенге.

УГД выставлено РПРО от 31.12.2021г. на сумму 5 888,7 тыс.тенге.

Необходимо отметить, что согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования.

Однако, Компанией «А» в нарушение указанной нормы пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования к жалобе не приложены, а именно акт приемки Компанией «А» выполненных работ (форма №2) на сумму 32 793,4 тыс.тенге, НДС в сумме 3 935,2 тыс.тенге и справка о стоимости выполненных работ (форма №3) на сумму 32 793,4 тыс.тенге, НДС в сумме 3 935,2 тыс.тенге, которые согласно пункту 1.4 Договора считаются подтверждением выполненных работ Компанией «Ж».

Вместе с тем, исходя из содержания ответа Компании «А» от 24.08.2022г. на требование о предоставлении документов Акты формы 2 и 3 на сумму 36 728,6 тыс.тенге Компанией «А» не были подписаны в связи с тем, что Компания «Ж» не выполнила объем работ по объекту «Строительство инженерных сетей (наружная канализация)».

Следует также отметить, что согласно Решению СМЭС от 06.02.2023г. удовлетворены исковые требования Управления к Компании «А» в части взыскания суммы штрафа за просрочку выполнения работ в размере 5 117,7 тыс.тенге и взыскания суммы авансового платежа в размере 32 767,1 тыс.тенге, при этом в удовлетворении исковых требований Компании «А» к Управлению о признании незаконным расторжения Договора от 06.03.2020г. отказано.

При этом в Решении СМЭС от 06.02.2023г. указано, что 06.12.2022г. Управление расторгло Договор в одностороннем порядке в связи с невыплнением Компанией «А» своих обязательств.                                                     

Таким образом, в соответствии с пунктом 3 статьи 242 и пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса в связи с непредставлением к налоговой проверке и рассмотрению жалобы вышеуказанных подтверждающих документов не подлежат отнесению на вычеты за 2020г. расходы на сумму 32 793,4 тыс.тенге и НДС в зачет за 4 квартал 2020 г. в сумме 3 935,2 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Ж».

В связи с вышеизложенным, исключение из вычетов расходов за 2020г. в сумме 32 793,4 тыс.тенге и НДС из зачета в сумме 3 935,2 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Ж» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

2.2 Компания «З» 

В ходе проверки исключены из вычетов расходы за 2019г. в сумме 4 850,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «З» (реализация ленты изоляционной ПВХ, труб стальных д*325).

Согласно материалам проверки между Компанией «А» (Покупатель) и Компанией «З» (Поставщик) заключен Договор №5 от 08.05.2019г. (далее – Договор) на поставку товарно-материальных ценностей.

Компания «З» согласно ЭСФ, накладных на отпуск запасов на сторону реализовало в адрес Компании «А» в 2019г. ленту изоляционную ПВХ, трубы стальные д*325 на общую сумму 4 850,4 тыс.тенге, НДС 582,0 тыс.тенге. Оплата произведена согласно платежных поручений на общую сумму 3 962,7 тыс.тенге.

При этом акты приема-передачи, товарно-транспортные накладные (ТТН), доверенность и путевые листы Товариществом к налоговой проверке не предоставлены.

 Следует отметить, что в соответствии с «Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденными Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.04.2015г. №546, предусмотрен Порядок применения товарно-транспортной накладной и путевого листа (далее – Порядок).

В соответствии с Порядком, перевозка грузов оформляется товарно-транспортными накладными на бумажном носителе или в форме электронно-цифрового документа. Товарно-транспортная накладная является основным перевозочным документом, по которой производится списание отправляемого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. Грузоотправитель представляет перевозчику на предъявленный к перевозке груз товарно-транспортную накладную, составляемую в четырех экземплярах в случае оформления на бумажном носителе. Прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью перевозчика во всех экземплярах товарно-транспортной накладной в случае оформления на бумажном носителе.
       Первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания предъявленных к перевозке грузов. Второй, третий и четвертый экземпляры грузоотправителем вручаются перевозчику.

Второй экземпляр перевозчиком сдается грузополучателю и предназначается для оприходования полученных грузов. Третий и четвертый экземпляры остаются у перевозчика. Третий экземпляр прилагается к счету за перевозку и служит основанием для расчета с грузоотправителем (грузополучателем), а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы.

При выдаче грузоотправителем документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (сертификаты, удостоверения, свидетельства, разрешения и так далее), перевозчик принимает эти документы и передает их вместе с грузом грузополучателю.

При сдаче груза водитель предъявляет три экземпляра товарно-транспортной накладной (в случае оформления на бумажном носителе) грузополучателю, который удостоверяет прием груза своей подписью и печатью (штампом) в каждом экземпляре товарно-транспортной накладной и указывает во всех экземплярах товарно-транспортной накладной время прибытия и убытия автотранспортного средства.

Путевой лист автотранспортного средства является документом первичного учета, который совместно с товарно-транспортной накладной, определяет показатели для учета работы автотранспортного средства.
        Следовательно, оприходование груза грузополучателем производится на основании путевых листов, ТТН и/или актов замера (взвешивания) перевозимых грузов.

Таким образом, учитывая отраслевое законодательство, в соответствии с которым наличие ТТН обязательно при перевозке грузов, расходы подлежат отнесению на вычеты и НДС в зачет при наличии ТТН либо иного документа, подтверждающего факт перевозки груза.

Наряду с этим, в соответствии с пунктом 26 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденного приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31.03.2015г. №241 для оформления права лица выступать от имени субъекта при получении активов применяется доверенность, форма которой утверждена Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20.12.2012г. №562. Доверенности выдают лицам, с которыми заключен письменный договор о полной материальной ответственности за хранение денег и активов.

В данном случае доверенность, ТТН, путевой лист и акт приема-передачи ТМЗ, подтверждающие факт перевозки и оприходования товара (груза) к проверке не предоставлены.

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

По данным ИНИС основным видом деятельности Компании «З» является «Прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах», имеет высокую степень риска, отсутствует по юридическому адресу согласно актам обследования от 25.11.2020г., 24.06.2022г., 6.10.2022г., снято с учета по НДС 21.02.2020г. в связи с прекращением деятельности лица, являющегося плательщиком НДС.

По данным ИС ЭСФ за 2019г. установлено, что приобретение Компанией «З» ленты изоляционной ПВХ, реализованной в адрес Компании «А» не производилось.

Также установлено, что основными поставщиками Компании «З» за 2019-2020гг. на общую сумму 66 660,1 тыс.тенге, НДС 7 999,2 тыс.тенге являются:

- Компания «К» (2-уровень) на сумму 12 881,2 тыс.тенге, НДС 1 545,8 тыс.тенге, поставщик труб стальных д*325, реализованных в дальнейшем в адрес Товарищества.

Решением СМЭС от 31.03.2022г. регистрация Компании «К» от 26.12.2016г. признана недействительной, в связи с тем, что предприятие зарегистрировано на лицо, которое не имеет какого-либо отношения к нему. 

- Компания «Л» (2-уровень) на сумму 5 754,3 тыс.тенге, НДС 690,5 тыс.тенге,

Решением СМЭС от 24.02.2021г. государственная перерегистрация Компании «Л» от 25.11.2019г. признана недействительной в связи с отсутствием намерения осуществлять предпринимательскую деятельность и не осуществлением финансово-хозяйственной деятельности.

- Компания «М» (2-уровень) на сумму 3 211,2 тыс.тенге, НДС 385,3 тыс.тенге, по данным ИНИС высокая степень риска, отсутствующий по акту обследования, снято с регистрационного учета по НДС 04.02.2021г. в связи с отсутствием по месту нахождения.

Учитывая изложенные факты и обстоятельства, следует, что первичные документы по взаиморасчетам с Компанией «З» не могут обеспечить полную и достоверную информацию, а также адекватное подкрепление бухгалтерских записей для отражения операций, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.

В связи с вышеизложенным, исключение из вычетов расходов за 2019г. в сумме 4 850,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «З» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

2.3 Компания «И»  

В ходе проверки исключены из вычетов расходы за 2020г. в сумме 23 553,6 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2020г. в сумме 2 826,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «И»  (аренда спецтехники).

Согласно материалам проверки между Компанией «А» (Покупатель) и Компанией «И» (Поставщик) заключены договора: №217 от 15.07.2020г., №218 от 02.09.2020г., №270 от 13.08.2020г., №272 от 30.09.2020г., №274 от 05.10.2020г., №275 от 28.10.2020г., №281 от 11.11.2020г., №284 от 26.11.2020г., №286 от 02.12.2020г., №287 от 14.12.2020г. на поставку услуг спецтехники (трактор-экскаватор, погрузчик, фронтальный погрузчик).

К проверке также представлены ЭСФ и акты выполненных работ (оказанных услуг) на общую сумму 23 553,6 тыс.тенге, НДС 2 826,4 тыс.тенге, платежные поручения на общую сумму 26 380,0 тыс.тенге.  

По данным ИНИС основным видом деятельности Компании «И» является «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации».

Компания «И» состояла на учете по НДС с 06.11.2020г., снята с учета по НДС 14.07.2021г. в связи отсутствием по месту нахождения.

Декларация по КПН (ф.100.00) за 2020г. представлена с нулевыми показателями (за 2021и 2022гг. декларации не представлены).

Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 2 полугодие 2020г. представлена с нулевыми показателями.

 Декларации по НДС (ф.300.00) за 4 квартал 2020г. и 1 квартал 2021г. представлены с нулевыми показателями (декларации за последующие налоговые периоды не представлены).

 Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 4 квартал 2020г. представлена с нулевыми показателями, в декларации за 1 квартал 2021г. указан 1 работник (декларации за последующие налоговые периоды не представлены).

Декларации по налогу на транспорт, земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) не представлены.

В ходе анализа данных ИС ЭСФ за 2019-2020гг. приобретение услуг по аренде спецтехники Компанией «И» не производилось.

Следует также отметить, что Товариществом в нарушение нормы пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе не приложены подтверждающие оказание услуг документы, а именно Ф.И.О лиц, управлявших спецтехникой, путевые листы и акты списания ГСМ.

Учитывая изложенные факты и обстоятельства, следует, что первичные документы по взаиморасчетам с Компанией «И» не могут обеспечить полную и достоверную информацию, а также адекватное подкрепление бухгалтерских записей для отражения операций, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.

В связи с вышеизложенным, исключение из вычетов расходов за 2020г. в сумме 23 553,6 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2020г. в сумм 2 826,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «И» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 и пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии и результатов тематической проверки.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения. 

  • 3636
  • 0
  • 25 июля 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.