КПН, НДС — неблагонадёжные поставщики: уведомление без изменений, жалоба отклонена
Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: Товарищество ограниченной ответственности
Вид налога: КПН, НДС
Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба ТОО «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена комплексная налоговая проверка ТОО «К» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, за период с 01.01.2021г. по 31.12.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 27 713,8 тыс.тенге и пени 8 025,3 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме налога 10 225,6 тыс.тенге и пени 1 738,2 тыс.тенге.
ТОО «К» не согласно с уведомлением о результатах проверки полностью и приводит следующие доводы.
В жалобе ТОО «К» указывает, что выводы налогового органа, изложенные в акте проверки, являются незаконными и необоснованными.
По мнению ТОО «К», все хозяйственные операции с ТОО «С» и ТОО «И» документально подтверждены (договора подряда, акты выполненных работ, счета-фактуры, платежные документы), а их недостоверность налоговым органом не доказана.
ТОО «К» отмечает, что сделки могут быть признаны недействительными только в судебном порядке, при этом никаких судебных актов или решений органов уголовного преследования по данным контрагентам не имеется.
Кроме того, ТОО «К» подчеркивает, что на момент заключения и исполнения договоров контрагенты состояли на учете по НДС и имели соответствующие лицензии, что подтверждает их правоспособность.
По мнению ТОО «К», налоговый орган не представил совокупности доказательств фиктивности сделок и факта невыполнения работ.
Также в жалобе указывается, что налогоплательщик не несет обязанности контролировать уплату налогов своими контрагентами, а презумпция добросовестности субъектов предпринимательства подлежит применению.
Проверив доводы ТОО «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -4) данного пункта.
Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса.
При этом выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 412 Налогового кодекса.
Согласно пункту 12 статьи 412 Налогового кодекса счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг.
Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 данной статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.
Если иное не установлено пунктом 4 данной статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.
Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) пункта 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.
Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты и в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанными руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика. При этом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы и НДС из зачета по взаиморасчетам с ТОО «С» и ТОО «И».
1. ТОО «С»
По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по приобретению работ, услуг за 2022г. в сумме 133 926,2 тыс.тенге и НДС из зачета за 1 квартал 2023г., в сумме 9 668,5 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «С».
Оплата произведена путем безналичного расчета.
Основной вид деятельности: прочие строительные работы, требующие специальной квалификации.
Категория по СУР – средняя степень риска.
Между ТОО «С» и ТОО «К» заключены договоры о проведении строительных работ.
Согласно ИС СОНО:
- декларации по налогу на транспортные средства, земельному налогу, налогу на имущество (ф.700.00), по плате за эмиссию в окружающую среду (ф.870.00) не представлены;
- декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 2, 3, 4 кварталы 2022г. представлены с нулевыми значениями, количество наемных работников 0;
- согласно декларации по КПН (ф.100.00) за 2022г., у ТОО «С» запасы на начало 2022г. отсутствуют.
Из вышеприведенного следует, что у ТОО «С» отсутствуют активы, материально-техническая база, складские помещения, транспортные средства.
Согласно пункту 11.3 заключенных договоров субподряда ни одна из сторон не вправе передавать свои права и обязательства по договору третьим лицам без письменного согласия другой стороны.
Между тем, в ходе проверки извещения или уведомления о привлечении третьих лиц к выполнению соответсвующих работ ТОО «К» не представлено.
Кроме того, по данным ИС ЭСФ установлено, что поставщиками данных услуг ТОО «С» за 2021-2022гг. являются:
- ИП K на сумму 44 630,0 тыс.тенге (строительные услуги);
- ИП Т на сумму 14 500,0 тыс.тенге (строительные услуги);
- ИП Н на сумму 7 000,0 тыс.тенге (строительные услуги);
- ИП С на сумму 5 940,0 тыс.тенге (услуги экскаватора).
Указанные индивидуальные предприниматели применяли специальный налоговый режим, не являлись плательщиками НДС, согласно ИС СОНО представляли упрощенные декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 1 и 2 полугодие 2021-2022гг. с отражением дохода.
При этом, следует отметить, что индивидуальные предприниматели согласно статьи 57-4 Налогового кодекса на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года уменьшены на 100 процентов, суммы подлежащие уплате ИПН, исчисленные в соответствии со статьями 686, 686-3, 687, 695, 700 Налогового кодекса и суммы социального налога, исчисленные в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса.
Кроме того, согласно данным ИС СОНО, данные индивидуальные предприниматели не представляли декларации по налогу на имущество, налогу на транспортные средства и земельному налогу, что свидетельствует об отсутствии на их балансе активов, включая транспортные средства.
На основании представленных упрощенных декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) установлено, что в проверяемом периоде, в котором были выписаны счета-фактуры в адрес ТОО «С», у данных индивидуальных предпринимателей отсутствовали наемные работники.
Также в соответствии с данными ИС ЭСФ подтверждено отсутствие у них поставщиков, способных обеспечить выполнение заявленных строительно-монтажных работ.
Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам ТОО «К» с ТОО «С» не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС из зачета в соответствии с положениями налогового законодательства Республики Казахстан.
Таким образом, не подлежат отнесению на вычеты расходы за 2022г. в сумме 133 926,2 тыс.тенге и НДС в зачет за 1 квартал 2023г. в сумме 9 668,5 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «С».
2. ТОО «И»
По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по приобретению работ, услуг за 2023г. в сумме 4 642,9 тыс.тенге и НДС из зачета за 2 квартал 2023г. в сумме 557,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «И».
Оплата произведена путем безналичного расчета.
Основной вид деятельности: строительство жилых зданий.
Согласно ИС СОНО:
- декларации по налогу на транспортные средства, земельному налогу, налогу на имущество (ф.700.00), по плате за эмиссии в окружающую среду (ф.870.00) не представлены;
- согласно декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 2 квартал 2023г. указаны 2 работника, следовательно не соответствует число работников с полученными объемами строительных работ.
Следует указать, что согласно данным ИС СОНО совокупный годовой доход ТОО «И» за 2022г. составляет 181 043,0 тыс.тенге, за 2023г. составляет сумму 38 300,0 тыс.тенге при этом коэффициент налоговой нагрузки составляет 0%.
Кроме того, согласно ИС ЭСФ отсутствует приобретение строительно-монтажных работ от других поставщиков.
Из вышеприведенного, а также согласно данным ИС ЭСФ следует, что у ТОО «И» отсутствуют активы, работники, материально-техническая база, складские помещения, транспортные средства.
Согласно пункту 2.3.4 заключенного договора субподряда ТОО «И» обязано выполнить работы, предусмотренные в Приложении №1 договора субподряда лично. Привлечение сторонних организаций и третьих лиц осуществляется с согласия Подрядчика.
Между тем, в ходе проверки согласия Подрядчика о привлечении третьих лиц к выполнению соответсвующих работ не представлено.
Вместе с тем, в адрес ТОО «И» было выставлено уведомление камерального контроля по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг, определено, что отражаемые ТОО «И» в ЭСФ финансово-хоязйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления.
В связи неисполнением уведомления в установленный срок, Управлением государственных доходов в отношении ТОО «И» вынесено решение об ограничении выписки счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур.
Также установлено, что в отношении ТОО «К» Управлением государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка.
По результатам проверки исключены из вычетов расходы по приобретению работ, услуг за 2022г. в сумме 103 498,2 тыс.тенге и НДС из зачета за 1, 2 кварталы 2022г. в сумме 12 419,8 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «И».
На основании вышеизложенного, не подлежат отнесению на вычеты расходы за 2023г. в сумме 4 642,9 тыс.тенге и НДС в зачет за 2 квартал 2023г. в сумме 557,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «И».
Таким образом, исключение из вычетов расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам с ТОО «С» и ТОО «И» и соответствующее начисление КПН и НДС по результатам налоговой проверки являются обоснованными.
По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение –обжалуемое уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов без изменения, а жалобу без удовлетворения.
- 331
- 0
- 26 октября 2025
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.