Уплата НДС методом зачета - опрыскиватель: проверки признаны неправомерными


Таможенные споры

Юридическое лицо

Уплата НДС методом зачета


Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «В» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении НДС.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу уплаты НДС методом зачета в отношении товара – «прицепной опрыскиватель», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 3 065,8 тыс. тенге.

Компания «В», не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Согласно позиции Компании «В» в соответствии со статьями 2 и 3 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее – Налоговый кодекс) налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из данного Кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Кодексом.

При этом положения законов Республики Казахстан, устанавливающие новые виды налогов и (или) платежей в бюджет, повышающие ставки, устанавливающие новые обязанности, а также ухудшающие положение налогоплательщика (налогового агента), обратной силы не имеют.

Аналогично предусмотрено статьей 43 Закона Республики Казахстан «О нормативных актах», в котором указано, что действие нормативного правового акта имеет обратную силу, если это предусмотрено самим актом или актом о введении в действие нормативного правового акта, и только в случае, если они не возлагают новые обязанности на граждан или не ухудшают их положение.

Указанное согласуется и с пунктом 1 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан от 22.12.2022г. №9, где определено, что во всех случаях в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Налогового кодекса положения законов Республики Казахстан, устанавливающие новые виды налогов и (или) платежей в бюджет, повышающие ставки, устанавливающие новые обязанности, а также ухудшающие положение налогоплательщика (налогового агента), обратной силы не имеют.

Компания «В» считает, что имеет место ухудшение положения компании путем возложения на него обязанности по уплате НДС на основании Приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан от 21.10.2022г. №74 «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 21 февраля 2018 года № 67 «Об утверждении Перечня импортируемых товаров, по которым налог на добавленную стоимость уплачивается методом зачета и правил его формирования» (далее – Приказ №74), так как на момент ввоза и декларирования техники была предусмотрена уплата НДС методом зачета.

На основании вышеизложенного, Компания «В» просит отменить уведомление о результатах проверки как незаконное.

Рассмотрев доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В рассматриваемом случае Компании «В» в рамках контракта, заключенного с компанией «G» (Швейцария) осуществлен ввоз товара – «прицепной опрыскиватель» с помещением под таможенную процедуру «выпуска для внутреннего потребления» в августе 2022 года и заявлением кода ТН ВЭД ЕАЭС – 8424 49 910 0, как «Устройства прочие: для сельского хозяйства или садоводства».

При таможенном декларировании в отношении ввезенного товара Компанией «В» уплата НДС произведена методом зачета, на основании статьи 427 Налогового кодекса и приказа исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 21.02.2018г.  №67 «Об утверждении Перечня импортируемых товаров, по которым налог на добавленную стоимость уплачивается методом зачета и правил его формирования» (далее – Приказ №67).

Согласно статье 427 Налогового кодекса, НДС уплачивается методом зачета в порядке, определенном данной статьей, плательщиками НДС, указанными в подпункте 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, по следующим товарам, помещаемым под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления:

1) оборудование;

2) сельскохозяйственная техника;

3) грузовой подвижной состав автомобильного транспорта;

4) вертолеты и самолеты;

5) локомотивы железнодорожные и вагоны;

6) морские суда;

7) запасные части;

7-1) пестициды;

7-2) племенные животные и оборудование для искусственного осеменения;

7-3) крупный рогатый скот живой.

Перечень указанных товаров и порядок его формирования определяются уполномоченным органом в области налоговой политики.

Приказом №67 утвержден перечень импортируемых товаров, по которым НДС уплачивается методом зачета и правила его формирования.

Законом Республики Казахстан от 20.12.2021г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Законом Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» продлено действие статей 427 и 428 Налогового кодекса с внесением изменений в их редакцию.

В реализацию указанных статей Налогового кодекса, Приказом №74 в Приказ №67 внесены изменения путем исключения из данного перечня товара – «устройства прочие: для сельского хозяйства или садоводства» субпозиции ТН ВЭД 8424 49.

Пунктом 4 Приказа №74 установлено, что приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.04.2022г.

Вместе с тем приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики Республики Казахстан от 21.02.2024г. №4 «О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 21 февраля 2018 года №67 «Об утверждении Перечня импортируемых товаров, по которым налог на добавленную стоимость уплачивается методом зачета и правил его формирования» (далее – Приказ №4) в Приказ №67 внесены изменения и дополнения, в котором дополнена строка, порядковым номером 63-1, следующего содержания:

63-1.

Устройства прочие: для сельского хозяйства или садоводства, ввезенные в период с 1 апреля 2022 года по 21 октября 2022 года

8424 82

8424 41

8424 49

Пунктом 4 Приказа №4 установлено, что приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Учитывая, что таможенное декларирование товара – «прицепной опрыскиватель», заявленный по коду ТН ВЭД ЕАЭС – 8424 49 910 0 произведено 08.06.2022г., соответственно период декларирования данного товара согласно Приказу №4 подпадает под период для уплаты НДС методом зачета.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы законодательства, начисление НДС по результатам таможенной проверки является неправомерным.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки признаны неправомерными.



  • 1051
  • 0
  • 23 августа 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.