Возврат НДС в связи направлением запроса
Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: Возврат НДС
Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «C» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.
Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату, и правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за период с 01.07.2022г. по 30.06.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 18 799,5 тыс.тенге.
Компания «C», не согласившись с выводами органа государственных доходов (ОГД), обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить уведомление о результатах проверки по неподтверждению превышения НДС к возврату в сумме 18 799,5 тыс.тенге.
Основанием для неподтверждения суммы превышения НДС к возврату явилось нарушение пункта 12 статьи 152 Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. не подтверждена возврату НДС в связи с выявленными нарушениями согласно аналитическому отчету «Пирамида», по непосредственным поставщикам, направлением запроса в налоговый орган иностранного государства и по другим причинам.
С данным выводом ОГД Компания «С» не согласна из-за того, что согласно акту налоговой проверки, сумма превышения НДС не подтверждена к возврату в связи с отсутствием ответа на запрос, направленный в налоговый орган Российской Федерации (РФ).
Компания «С» считает, что направление указанного запроса в РФ является необоснованным, поскольку Налоговым кодексом предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимый для представления к проверке при определении суммы НДС подлежащей возврату.
Компания «С» приводит нормы пункта 5 статьи 152, статьи 447 Налогового кодекса в соответствии с которыми документы (контракты, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа РФ) были представлены к налоговой проверке с подтверждением достоверности и стоимости экспортированных товаров.
Также Компания «С» приводит пункт 7 статьи 152 Налогового кодекса и письмо от 02.11.2023г. банка согласно которому поступление валютной выручки составило 100 %.
Кроме того, Компания «С» приводит пункт 8 приложения 1, пункты 64, 65 Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска, утвержденных Приказом Министра финансов РК от 19.03.2018г. №391 (далее – Правила №391) и указывает, что дополнительные требования к документам и сведениям, указанным в вышеприведенных пунктах, отсутствуют. В связи с чем, Компания «С» выполнило требования Налогового кодекса и предоставило ответы на вопросы, возникшие при подтверждении достоверности сумм НДС при экспорте товаров, соответственно, необходимость в направлении запроса в государственный орган иностранного государства отсутствует.
В этой связи, Компания «С» ссылась на пункт 12 статьи 152 Налогового кодекса считает, что отсутствуют основания для отказа в возврате превышения НДС по причине непоступления ответа на запрос, направленный в РФ.
Проверив доводы Компании «С», исследовав представленные ОГД материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость проводится с применением системы управления рисками в отношении налогоплательщика, представившего требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанное в декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость).
В рассматриваемом случае, Компанией «С» предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2023 года за период с 01.07.2022г. по 30.06.2023г. в сумме 18 799,5 тыс.тенге.
Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.
Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391, которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».
Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.
При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.
В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов (350 баллов), установленный Комитетом государственных доходов, то по таким налогоплательщикам формируется аналитический отчет «Пирамида».
В рассматриваемом случае, в ходе проведения налоговой проверки произведен автоматизированный расчет баллов по критериям степени риска, при этом суммарный итог баллов составил 106,99 баллов, что не превысило порог (350 баллов), соответственно, сформирован аналитический отчет «Пирамида».
Согласно сформированному за проверяемый период аналитическому отчету «Пирамида» по непосредственным поставщикам Компании «G», Компании «О» в последующих уровнях поставщиков выявлены нарушения налогового законодательства на сумму 10 069,3 тыс.тенге.
Также из акта налоговой проверки следует, что по результатам аналитического отчета «Пирамида» установлены нарушения на общую сумму 7 123,5 тыс.тенге по поставщикам Компании «Се», Компании «В», Компании «Б», Компании «М» и Компании «F», при этом, наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составляет 173,2 тыс.тенге.
Кроме того, по результатам налоговой проверки не подтверждена к возврату превышения НДС в сумме 39,7 тыс.тенге по остаткам товаров не связанным с экспортом, а также НДС в сумме 409,4 тыс.тенге в связи с тем, что излишне предъявлена сумма превышения НДС.
Следует указать, что в соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
В данном случае, Компанией «С» не приведены доводы и обстоятельства, на которых основывает свои требования в части неподтверждения к возврату излишне предъявленной суммы превышения НДС в размере 409,4 тыс.тенге, в связи с выявленными нарушениями в результате применения СУР в сумме 10 242,5 тыс.тенге (10 069,3 + 173,2) и по остаткам товаров, не связанных с экспортом в сумме 39,7 тыс.тенге.
Относительно направления запроса в государственный орган иностранного государства следует отметить, что в соответствии с подпунктами 2), 5) пункта 1 статьи 155 Налогового кодекса при проведении налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют право: запрашивать и получать у государственных органов необходимые для проведения проверки документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с законами Республики Казахстан; направлять запросы государственным и иным органам (организациям) иностранных государств по вопросам, возникшим в ходе налоговой проверки.
В рассматриваемом случае, в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 30.09.1998г., в целях подтверждения достоверности документов, представленных к налоговой проверке по взаиморасчетам Компании «С» с Компанией «T», ОГД направлен запрос в Инспекцию Федеральной Налоговой службы Российской Федерации от 13.12.2023г. о представлении информации финансово-хозяйственных взаимоотношений между Компанией «T» и Компанией «С».
При этом, на момент завершения налоговой проверки ответ по запросу от Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации не получен.
В соответствии с подпунктом 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не подтверждена достоверность сумм НДС.
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.
- 4033
- 0
- 25 апреля 2024
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.